Выделяйся!
Комбинированные приемы выделения
Выбор приема выделения в зависимости от типа издания
Виды заголовков по их расположению на странице
Шрифтовое оформление заголовков
Вспомогательные и справочные тексты
Вводные вспомогательные и справочные тексты
Вспомогательные и справочные тексты внутри основного текста
Вспомогательные и справочные тексты в конце книги
Текст драматических произвденией
Словарный и энциклопедический текст
Редкий читатель может одолеть большие массивы сплошного текста. Для того чтобы облегчить ему этот труд, существуют определенные методы членения и выделения, то есть оформления, текста. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на приемах оформления обычного (сплошного) основного текста, приведем лишь самые главные
Выключка строк набора и пробелы между словами в строке набора должны быть равномерными, поскольку только ровные строки набора могут создать впечатление устойчивости и организованности. Неравномерность пробелов между словами препятствует нормальному процессу чтения. Размер пробелов должен быть уравновешен с шириной букв. Нормальной шириной пробела можно считать 1/2 кегля для шрифтов нормальной ширины и 1/3 — для узких шрифтов. Но эти нормы могут колебаться в зависимости от длины соседних слов и от формы крайних букв в словах, разделенных пробелом. Например, пробел между прямыми буквами будет казаться меньше, чем такой же пробел между буквами с уступами или овальными краями. Это происходит от того, что отклонение от прямой линии в начертании букв расширяет белое поле между буквами.
Также совершенно недопустимо совпадение пробелов в нескольких строках подряд, называемое «коридором», поскольку коридоры как бы разрывают ткань текста на части.
Оговоримся, что вышеприведенные требования соблюдаются при наборе книжного текста, но весьма редко применимы в газетно-журнальной продукции. Считается, что все ежедневные, еженедельные и т.д. газеты и журналы — одноразовая продукция, и потому выравнивание межсловных пробелов — это просто лишняя трата времени. Издателям, возможно, виднее, но этот вывод, по нашему мнению, довольно спорный. Внимательный взгляд на журналы, выпущенные в начале двадцатого века, может дать большую пищу для размышлений…
Абзацный отступ, определяющий начало нового текстового отрывка, — это сигнал для читателя о переходе к новой по содержанию части. Правильно набранные абзацные отступы образуют опорную вертикаль и организуют чтение. Размеры абзацного отступа в одном издании должны быть равными, даже если текст набран шрифтами разного размера и имеет разновеликие межстрочные интервалы. При решении вопроса о размерах абзацного отступа необходимо учитывать требование удобочитаемости текста в зависимости от размера шрифта, формата набора и размера межстрочных пробелов. Наиболее подходящие размеры абзацного отступа колеблются от 1,5 до 2,5 кегельных.
Большое влияние на удобочитаемость оказывают переносы слов. Если переносов больше трех-четырех подряд, то они затрудняют процесс чтения. К тому же чем менее «квалифицирован» читатель, тем больше возникает затруднений. Понятно, что данное требование к количеству переносов особенно актуально при наборе печатной продукции для детей.
Выделения в тексте
При выборе способа выделений в тексте следует сначала выяснить, что выделяет автор, то есть характер авторских выделений, а уже потом решать, как оформить эти выделения в издании.
По своему характеру существуют следующие группы выделений: логические усиления; термины; собственные имена; определения, формулировки или правила; цитаты; выделяемые элементы текста в специальных изданиях (грамматические примеры, фонетическая транскрипция и т.п.; алфавитное слово, его фонетическая транскрипция и перевод, пояснительный текст, варианты грамматических форм, условные сокращения и т.п.).
Самая частая ошибка при выделениях в тексте — оформление этих выделений не в соответствии со смыслом, а механически, без учета того, что выделяет автор.
На выбор конкретных приемов выделений в издании наибольшее влияние оказывают: тип публикации, ее содержание и особенности изложения, в том числе сложность текста, количество иллюстраций и пр. Некоторые неизбежные упрощения при ускоренном наборе не должны идти в ущерб принципиально обоснованному выбору приемов выделений в тексте.
В качестве приемов оформления выделений в тексте применяют: шрифты других начертаний, нежели основное начертание шрифта (для логических усилений, терминов, определений, формулировок и т.п.); иную форму набора по сравнению с набором всего текста; комбинированный способ, сочетающий шрифтовые и наборные нешрифтовые приемы, а иногда и печатание второй краской.
Шрифтовые приемы выделений
По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры, от основного текстового шрифта (например, рубленый).
Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего 7 букв (А, Б, Е, Р, С, У, Ф). Поэтому она может быть применена, либо только для сравнительно незначимых выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые уже так овладели техникой чтения, что без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове, а тем более во фразе. Например, капитель вполне пригодна для научных изданий и вузов-ских учебников, в которых нередко выделяются капителью (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или латинские термины. Кстати, для выделения латинских терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не 7, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R, Т). Кроме того, капитель — подходящий способ выделения для наименований действующих лиц в изданиях драматических произведений.
Курсив светлый строчной — более универсальный прием текстовых выделений. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. Это более приемлемый способ выделения, чем разрядка или полужирный, в изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях.
Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от 6 и более строк) из-за меньшей по сравнению с прямым шрифтом удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историко-литературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.
Крайне нежелателен курсив как прием выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1-го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими малый навык чтения.
Полужирный прямой строчной — еще более универсальный прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственной инструктивной литературы и т.д. Но из-за чрезмерной резкости выделения этот прием менее подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.
Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной курсивом светлым, нужно выделить какие-либо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).
Курсив полужирный явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1-го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста книги.
Прописной шрифт — очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как из-за резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двух-трех слов подряд.
Недостаток этого приема выделения — возможность дезориентации читателя: если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок.
Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры, — наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, в научно-справочных и официально-справочных изданиях.
Нешрифтовые приемы выделений
К этим приемам относятся различные изменения вида и формы набора (по сравнению с набором основного текста в книге — без изменения начертания шрифта), например: набор слов вразрядку; одно- или двусторонняя втяжка (укорочение длины строки с левой стороны или с двух сторон); подчеркивание; рамки; кавычки и пр.
Набор вразрядку часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для графического выражения мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту.
Разрядка непригодна:
- если издание предназначено для малоподготовленного читателя (например, издания для детей младшего возраста, учебники для 1-го класса);
- если необходимо выделить целые предложения (определения, формулировки, правила), так как в этом случае сильно снижается скорость чтения;
- в стихотворных текстах, где разрядка может нарушить ритм чтения.
Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.
Втяжки левосторонние — удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной, научно-популярной литературе, документальных материалов и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).
Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ — это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать примеры с двусторонней втяжкой и включением в них вертикальных линеек для большей наглядности.
Подчеркивание — доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий, поэтому мы не будем на нем подробно останавливаться.
Отчеркивание — тоже доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, отчеркивающим на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.
Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется из-за усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.
Рамки — очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут быть применены в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях (для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и кусочков текста) и т.д.
Выделение вторым цветом — прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные краской иного, чем черный, цвета, особенно привлекают к себе внимание детей.
Комбинированные приемы выделения
Комбинированные приемы выделения представляют собой сочетание шрифтовых и нешрифтовых приемов и применяются для придания отдельным авторским выделениям в тексте особой заметности.
К комбинированным приемам выделений можно отнести, в частности, курсивные слова, набранные вразрядку, среди курсивных строчек без разрядки. К комбинированным выделениям относится также текст в замкнутых рамках, набранный полужирным шрифтом (иногда даже более мелкого кегля).
Выбор приема выделения в зависимости от типа издания
Тип книги, категория читателей и многие другие факторы оказывают влияние на выбор способов и приемов выделения в тексте. Наиболее сложны шрифтовые выделения в учебных, научных, производственно-технических и научно-справочных изданиях. В табл. 1 приводятся примерные способы выделения в тексте учебных, научных, научно-производственных и научно-справочных изданий.
Заголовки
Система заголовков и их оформление в книге определяются типом книги, ее содержанием, характером изложения, особенностями пользования и квалификацией читателя. Например, в книгах для детей применяются простейшие системы заголовков. В научной и учебной книге с более сложным построением текста система заголовков более сложная. В учебниках для младших классов учитываются педагогические требования: в целях закрепления орфографических навыков для заголовков применяют строчный шрифт, начиная заголовок с прописной буквы. В художественной литературе большую роль играет сочетание заголовков с другими элементами оформления книги.
Понятно, что чем сложнее построение книги, тем большее значение приобретает выбор графической и композиционной системы оформления заголовков. Ошибки в оформлении заголовков могут привести к ошибкам в понимании читателем текста и затрудняют его пользование книгой.
Правильно и без ошибок заголовки могут быть оформлены только в том случае, если система заголовков в рукописи безупречна в редакционном отношении. Например, нумерация заголовков (в одних системах заголовков и изданиях нумерация необходима или желательна; в других безразлично, применяется она или нет; а в целом ряде случаев она недопустима) или обозначение последовательности заголовков (цифрами, буквами или комбинированным способом).
В инструктивной и справочной литературе, где текст изобилует ссылками на другие разделы, главы, параграфы и пункты книги, нумерация глав, естественно, необходима. Чтение таких книг — выборочное, и поиски нужного материала на основе ссылок часто неизбежны.
Нумерация необходима также в учебниках и в изданиях, где есть ссылки и где типична трехъярусная система заголовков: номер и заглавие части, номер и заглавие главы, номер и заглавие параграфа.
Если нумерация заголовков при усложненной структуре текста необходима, то сквозная нумерация в большинстве случаев предпочтительнее прерывистой, повторяющейся (рис. 1).
Длина заголовков тоже играет значительную роль. Заголовок должен быть максимально коротким, так как длинный плохо читается и плохо запоминается. Для правильного оформления важно верно выбрать как место для заголовков, так и шрифтовые приемы для выявления логического соподчинения и максимальной удобочитаемости.
Виды заголовков по их расположению на странице
В зависимости от расположения на странице выделяют следующие виды заголовков:
- вподбор (непосредственно в первой строке «своего» текста);
- вподверстку (непосредственно над «своим» текстом, отдельной строкой);
- со спуска (с новой страницы после небольшого пробела);
- апка (вверху полосы, но с отделением от текста большим или меньшим пустым пространством);
- муцтитул (на отдельной чистой полосе).
В последнее время редко стали встречаться такие виды заголовков, как фонарики и форточки.
Форточка — это заголовок, врезанный внутрь первых трех-четырех строк «своего» текста с левой стороны. По степени заметности форточки можно позиционировать между заголовками вподбор и вподверстку. Они очень удобны для оформления заголовков в справочных изданиях, где отсутствует прерывистость изложения и почти нет таблиц, чертежей и формул.
Фонарик (маргиналия) – мелкий заголовок, который выносится на наружное боковое поле. Их можно применять только при широких наружных полях. Лучше всего они смотрятся при выключке к краю текста.
Все виды заголовков, за исключением тех, которые помещены вподбор, могут верстаться двояким образом: «красной строкой» (в центре полосы) или же в край полосы. В советский период установилась более строгая и четкая верстка заголовков красной строкой. Система эта не исключает, конечно, применения параллельно с ней другой системы — в край полосы. Такое оформление может подчеркнуть вторую осевую линию заголовков: заголовки тематической оси — красными строками, заголовки методической оси («Примеры», «Упражнения») — в левый край. В этом случае не только шрифт, но и особое местоположение заголовков методической оси четко отделяет их от заголовков тематических. Разумеется, это частный случай, приведенный в качестве примера.
Шрифтовое оформление заголовков
После того как определены места заголовков для каждого яруса, шрифтовое оформление заголовков в зависимости от типа и формата издания уже не представляет больших трудностей (табл. 2).
Как видно из этой таблицы, для заголовков всех уровней предназначены шрифты с двумя одинаковыми графическими признаками: прямого полужирного начертания. Смена шрифта одного кегля шрифтом другого кегля и строчных прописными графически определяет соподчиненность заголовков. Применение других шрифтовых начертаний (например, курсивного) в этих случаях излишне.
Разумеется, что приведенными вариантами не исчерпываются возможности оформления системы заголовков. Например, в учебниках для младших классов все заголовки обычно набираются строчными шрифтами с более резкими кегельными переходами, что связано с требованиями педагогического процесса и особенностями детского восприятия.
Форточку, занимающую по ширине не более 1/4 полосы, для более удобной выключки строк и удобства чтения рекомендуется набирать шрифтом пониженного кегля (по сравнению с заголовками вподбор) прямого полужирного начертания. Это объясняется тем, что форточка заметнее заголовка, набранного шрифтом кг. 10 строчным полужирным вподбор к тексту и ей подчиненного, и резко выделяется на полосе набора.
При наборе основного текста заголовки вподбор можно набирать прописными шрифтами взамен строчных вразрядку или строчных полужирного начертания, если один из этих приемов уже использован для выделений в тексте.
В каких случаях шрифты курсивного начертания в заголовках предпочтительнее шрифтов прямых начертаний?
В заголовках, набранных вподбор, курсив (не говоря уже о полужирном курсиве) часто бывает заметнее прямого полужирного строчного. Но тогда и вся система заголовков должна быть в основном решена соответствующими шрифтами курсивного же начертания.
Есть еще один типичный случай, когда шрифты курсивного начертания рекомендуется применять для дополнительных заголовков, параллельных системе основных заголовков. Например, в учебниках и учебных пособиях для средней школы и вузов, имеющих, как правило, три яруса заголовков (часть/глава/параграф), нумерация этих заголовков (например, «Глава первая») обычно также дается отдельными строками; кроме того, внутри каждой главы выделяются особыми заголовками методические материалы. Иными словами, в учебниках имеются три параллельные оси заголовков (рис. 2).
Логика и наглядность требуют, чтобы для заголовков каждой оси были использованы шрифты с разными графическими признаками.
В центре внимания читателя, естественно, должны стоять заголовки тематической оси, которые для простоты и удобочитаемости лучше набирать шрифтами прямого полужирного начертания. Для заголовков нумерационной оси, имеющих лишь относительно необходимое значение, лучше всего подойдут шрифты прямого светлого начертания с соответствующими кегельными градациями для уровней, но пониженных кеглей по сравнению со шрифтами тематических заголовков. Так, если заголовок главы набран шрифтом кг. 10 прописным полужирным, то номер главы («Глава первая») следует набирать шрифтом кг. 8 или 6 прописным светлым или кг. 10 строчным светлым вразрядку в зависимости от формата издания, при этом номер части («Часть первая») следует набирать шрифтом, кегль которого на 2 пункта больше кегля шрифта, которым набран номер главы. Две оси, набранные подобным образом, будут хорошо контрастировать друг с другом.
Представим себе спусковую полосу, на которой помещены заголовок части со своим номером и заголовок главы со своим номером (рис. 3).
Если все виды заголовков будут набраны шрифтами разных кеглей, но только полужирного начертания, то заголовки разных типов будут недостаточно отличаться друг от друга. А вот чередование светлых строк с более насыщенными (полужирными) с соответствующей кегельной градацией будет взаимно выделять как светлые, так и насыщенные (полужирные) строки.
Заголовки методической оси («Примеры», «Вопросы», «Упражнения») лучше всего оформлять принципиально иначе, чем заголовки тематической оси. Лучший вариант оформления для этих заголовков — набор шрифтами курсивного начертания: светлыми и полужирными, строчными и прописными —
в зависимости от большей или меньшей значимости методических текстов в данном издании. Например: «Упражнения» — полужирный строчной курсив, «Вопросы» — светлый строчной курсив, «Примеры» — светлый прописной курсив и т.д. В интересах экономии места такие заголовки лучше набирать вподбор, а если позволяет место — отдельной строкой в левый край.
Выбор шрифтов для шмуцтитулов зависит от формата издания, шрифтов, принятых для всей системы заголовков в данном издании, и от шрифта (наборного или рисованного) на титуле. Шмуцтитул выступает как связующее звено между титулом и заголовками внутри всей книги. Однако по своей графике шрифты шмуцтитула должны все же быть ближе к шрифтам титула, чем к шрифтам внутритекстовых заголовков. Поэтому если титул рисованный, то желательно, чтобы шмуцтитулы тоже были рисованными, в едином графическом стиле с титулом. Если же титул наборный, то лучше всего шмуцтитулы набирать шрифтом гарнитуры, связанной с титульным шрифтом, при этом титульные шрифты должны гармонировать с текстовыми.
Разметка заголовков
Последний этап оформления заголовков — их разметка, а именно:
- указание гарнитуры и кегля шрифта, которым должен быть набран заголовок;
- разбивка длинных заголовков по строкам в соответствии со смыслом;
- выравнивание пробелов между буквами (особенно в шрифтах крупных кеглей);
- уточнение отбивки заголовков.
Особенно большое значение при разметке имеет разбивка длинных заголовков на строки. Переход со строки на строку в этом случае должен соответствовать смысловому членению заголовка. Заголовок, разделенный на строки по смыслу, легко читается и запоминается. Неправильное построение заголовков часто объясняется тем, что автор не дал необходимых указаний, а верстальщик, не вникнув в смысл заголовка, разделил его на строки чисто механически: первую строку набрал на полный формат, а остальной текст перенес во вторую строку, выключив ее красной строкой. На рис. 4 показаны примеры неправильного и правильного оформления заголовков.
В некоторых случаях следует прибегнуть к редакционной перестройке длинных заголовков (конечно, с привлечением к этому автора).
Внимание! На концах строк заголовка не должно быть знаков переносов, союзов или предлогов.
Большое значение для оформления книги имеют равномерность пробелов между буквами заголовков и правильность отбивки заголовков от предшествующего и последующего текста.
Математически одинаковые пробелы между буквами с прямыми вертикалями («П», «И», «Н» и т.п.) и между буквами с закругленными контурами («О», «С» и т.п.) оптически кажутся различными. Поэтому для получения единого зрительного впечатления пробелы между буквами с прямыми вертикальными штрихами несколько увеличивают.
Заголовки вподверстку, независимо от того выключены они в красную строку или к краю, должны иметь сверху пробел больший, чем снизу, причем сумма пробелов вместе со строками заголовков должна равняться целому числу строк шрифта основного кегля. Здесь все определяется целесообразностью. Например, заверстываются два заголовка, один из которых набран шрифтом кг. 10 прописным, а второй — строчным (первый заголовок на ступень выше, чем второй). В этом случае сумма пробелов, равная трем строкам (или 30 пунктам), должна быть распределена примерно так: сверху первого заголовка — 12 пунктов, между заголовками — 10 пунктов, под вторым заголовком — 8 пунктов. Соответственно при сумме пробелов, равной четырем строкам: сверху — 20 пунктов, между заголовками — 12 пунктов, снизу — 8 пунктов.
Вопрос об отбивках следует решать в зависимости от особенностей каждого конкретного случая. Например, если заголовку предшествует полноформатная концевая строка, то отбивка сверху заголовка будет 12 пунктов, а если короткому заголовку предшествует короткая концевая строка, то свободный от текста конец строки усиливает пробел и 12 пунктов в этом случае будут излишними — достаточно и 10 пунктов, чтобы выключенный заголовок не диссонировал с другими заголовками.
Размеры спусков — это вообще отдельная тема, и об этом мы поговорим в следующий раз.
Вспомогательные и справочные тексты
К вспомогательным и справочным текстам относятся:
- вводные (предваряющие основной текст), вспомогательные и справочные тексты (аннотация, оглавление или содержание, предисловие, общие замечания, списки условных обозначений, посвящения, эпиграфы);
- вспомогательные и справочные тексты внутри основного текста (методические тексты в учебниках, подписи под иллюстрациями, сноски, примечания в тексте);
- вспомогательные и справочные тексты, помещаемые в конце книги, (примечания, текстовые приложения, различного вида указатели, выходные сведения и т.п.).
Вводные вспомогательные и справочные тексты
Аннотация. Назначение аннотации — облегчить библиографическую, книготорговую и библиотечную классификацию книг. Аннотация, как правило, очень лаконична; она лишь дополняет текст титула и кратко объясняет содержание книги и ее назначение. Место аннотации — оборотная сторона титула; рекомендуемый шрифт — кг. 8 строчной светлый, формат набора узкий.
Оглавление или содержание. Существует две точки зрения на различие между оглавлением и содержанием. Одни считают, что термин «оглавление» применим тогда, когда текст книги четко разделен на определенные структурные части, а термин «содержание» — когда в публикации (например, сборник, том собрания сочинений с разными произведениями) соединены не зависящие друг от друга произведения — статьи, рассказы, романы. Другие полагают, что термин «оглавление» применим лишь тогда, когда перечень разделов в книге несложен, а термин «содержание» — когда перечень разделов сложный (с заголовками частей, глав, параграфов). Очень похоже на спор о первичности яйца или курицы, не правда ли? Тем не менее, как нам кажется, стоит все-таки прислушаться к первой точке зрения.
Частенько приходится сталкиваться с вопросом, что называется, «на засыпку»: где помещать содержание (оглавление) — в начале или конце книги (если это касается книги или брошюры)? Решение этого вопроса зависит главным образом от типа издания.
В научных или в учебных изданиях, чтение которых часто бывает выборочным (чтение не всей книги в целом, а отдельных ее частей), а строение разделов сложное, оглавление (содержание) лучше помещать перед текстом, сразу после титульной страницы, так как ознакомление с научной книгой читатель обычно начинает с ее содержания. Требование помещать содержание (оглавление) сразу за титульным листом объясняется тем, что помещенное, например, после предисловия содержание довольно трудно найти в книге.
В художественной литературе, особенно детской, и в учебниках (преимущественно для младших классов), а также в книгах с простой системой заголовков содержание (оглавление) лучше относить в конец книги. В изданиях с орнаментальными или тематическими рисунками содержание, помещенное перед текстом, может нарушить целостность художественной композиции начала книги; поэтому в таких изданиях место содержания — в конце книги.
Выбор места для оглавления (содержания) зависит также от экономических и некоторых других причин. Например, в малообъемных изданиях, где текст занимает весь цельнолистный объем, для оглавления (содержания) может не остаться места в конце книги; поэтому его поневоле приходится помещать на оборотной стороне титула. Или еще пример: в книге имеются цветные иллюстрации, сгруппированные в конце; если страницы оглавления поместить в конце книги, их трудно будет найти, поэтому лучше перенести оглавление в начало книги.
Таким образом, выбор места для оглавления (содержания) должен решаться с учетом всех факторов, то есть типа книги, ее объема, оформления и экономических соображений.
Форма набора содержания (оглавления) зависит от его характера. Совсем не обязательно всегда приравнивать длину строки оглавления (содержания) к формату набранной книги. Если же строки текста оглавления коротки, то лучше уменьшить расстояние между колонкой заголовков и колонкой номеров страниц.
В сложных случаях, когда в оглавлении перечисляются главы, части, параграфы, отдельные группы заголовков нужно отбивать не менее чем одной пробельной строкой.
Колонка цифр справа не нуждается в помещении над ней сокращенного слова «стр.» — цифры эти понятны и так. При повторении номеров страниц лучше проставлять цифры, а не тире.
Соподчинение заголовков оформляется соответствующей выключкой строк. Например, если в книге трехступенчатая система заголовков (части, главы и параграфы), лучшим способом выражения их соподчинения будет такой: заголовок части — посередине, заголовок глав — в левый край полосы, заголовки параграфов — с отступом от левого края на 1-2 кегельных.
Если заголовков параграфов в книге много, а места для всего содержания мало, то их можно дать вподбор (сохраняя втяжку), проставляя после заголовка каждого параграфа номер соответствующей страницы в скобках.
Шрифтовое оформление оглавления (содержания) не должно быть пестрым. Так, в приведенном выше примере вполне достаточно оформить трехъярусную систему всего двумя шрифтами одного кегля: заголовки частей — полужирным строчным или светлым прописным, а все остальные — светлым строчным.
Набирать оглавление (содержание) укрупненными шрифтами не стоит. Напротив, кегль шрифта для набора содержания должен быть менье кегля шрифта основного текста.
Если содержание представляет собой список статей различных авторов, то последовательность расположения фамилий авторов, названий статей и их оформление могут быть решены, как в библиографических списках, то есть сначала фамилия, затем инициалы автора и в конце название статьи. Если в сборниках фамилии авторов помещены в конце статей, рассказов и т.п., то и в содержании лучше будет на первое место ставить заглавия статей, а фамилии авторов — после них, выделяя шрифтом, например светлым курсивом строчным.
При малом количестве заголовков в содержании можно фамилии авторов и заголовки статей разделить на отдельные строки, установив для них две разные оси, например: фамилии авторов — втяжка на 2 кегельных, а заголовки статей — в левый край.
Если перечень заголовков пронумерован в книге римскими цифрами, то колонка этих цифр в содержании должна быть выровнена не по левому, а по правому краю (рис. 5). В первом случае ось начала заголовков невертикальна, отчего они менее наглядны, чем во втором примере.
Во многих книгах можно видеть нумерацию заголовков с повторением перед каждым номером слова «глава» (бывает, что еще и вразрядку), из-за чего многие заголовки приходится набирать не в одну, а в две строки. В таких случаях, наверное, лучше будет поставить слово «главы» над колонкой их номеров.
Текст заголовков в оглавлении (содержании) должен быть полностью идентичен тексту заголовков в самой книге.
Предисловие. Это вспомогательный текст, сообщающий читателю о содержании книги, о ее научном, художественном, справочном или другом значении. Предисловия могут быть редакционными или авторскими .
Полиграфическое оформление предисловия не обязательно должно повторять оформление основного текста книги. Объем предисловия и его значимость должны подсказать, можно ли набрать его шрифтом пониженного кегля или разместить на меньший формат по сравнению с набором основного текста книги.
Желательно, чтобы предисловие (как и любой вводный материал, стоящий до основного текста книги) занимало четное количество страниц. Тогда основной текст книги будет начинаться на правой, нечетной странице. Например, если предисловие, набранное шрифтом того же кегля, что и основной текст, будет занимать не две или четыре, а три страницы, то в зависимости от значимости надо либо набрать его шрифтом пониженного кегля (чтобы уместить его на двух страницах), либо, наоборот, увеличить междустрочные интервалы, чтобы текст занял хотя бы наполовину четвертую страницу.
При наличии нескольких предисловий (к первому, второму и т.д. изданиям) можно добиться уменьшения или увеличения количества страниц, занимаемых предисловиями, измененяя пробелы между предисловиями. Порядок расположения предисловий в этом случае такой: впереди предисловие к последнему (данному) изданию, а далее — по порядку, начиная с предисловия к первому изданию.
Списки условных обозначений. В научных книгах и словарях списки условных обозначений часто ошибочно набирают шрифтом пониженного кегля относительно размера шрифта основного текста. Из-за этого сложные фигурные знаки или обозначения с над- и подстрочными индексами, фонетические знаки и т.п. получаются малоразборчивыми. Списки условных обозначений надо набирать шрифтом того же кегля, что и кегль шрифта основного текста книги, а может быть, иногда даже и повышенного кегля. Например, в словарях, набираемых шрифтом кг. 8, списки условных знаков и сокращений надо набирать шрифтом кг. 10. Такой прием оформления условных обозначений, во-первых, придает им большую удобочитаемость, а во-вторых, привлекает к себе внимание читателя.
Другие вводные тексты. В учебниках, например, иногда возникает необходимость изложить в общих замечаниях методику изучения предмета. Такой текст, очень часто встречающийся в учебниках для средней школы, адресован преподавателю и поэтому должен быть набран шрифтом пониженного кегля, чтобы внешний вид этого текста указывал на его необязательность для учащихся.
В художественной литературе в начале книги иногда приводится краткая биография автора произведения либо дается описание его творчества. Эти тексты тоже лучше всего набирать шрифтом меньшего кегля.
В энциклопедиях, словарях, научно-справочных изданиях обязательно дается вводный текст — указания, как пользоваться этим изданием, каковы особенности данного текста и т.д. Такие материалы, имеющие большое практическое значение для читателей, можно рекомендовать набирать шрифтом большего кегля по сравнению с размером шрифта основного справочного текста или шрифтом того же кегля с увеличенным междустрочным пробелом.
Лучшее место для посвящения — правый верхний угол чистой нечетной страницы перед титулом. Другим местом для посвящения может быть правый верхний угол начальной страницы — спусковой полосы, если верхняя часть этой страницы не занята заставкой или заглавием.
Традиционное место для эпиграфов — правая часть начальной страницы. Если эпиграфы даются к каждому разделу книги или к каждой главе, то они помещаются под заглавием. Если эпиграф относится ко всему тексту книги, его место либо над заглавием на первой странице текста, либо на отдельной печатной странице перед титулом или после него.
Размер шрифта для эпиграфов должен быть меньше кегля шрифта основного текста. Например, при наборе основного текста шрифтом кг. 10 применяйте кг. 8 строчной (прямой или курсив), или кг. 6 строчной (при малом формате книги или длинном тексте эпиграфа), или кг. 6 прописной (прямой или курсив) при большом формате книги. Такого рода шрифты более компактно передают тексты эпиграфов и зрительно резко отделяют их от текста книги.
Формат набора эпиграфов должен быть не более 1/3, реже — 1/2 формата набора основного текста. Если эпиграф представляет собой длинное стихотворение в 10-16 коротких строк, композиционно лучше заверстать его в две колонки. Разумеется, при этом оформление всех эпиграфов в одной книге должно быть одинаковым.
Вспомогательные и справочные тексты внутри основного текста
Методические тексты часто присутствуют в учебной литературе.
К методическим текстам в учебниках относятся: «Упражнения», «Вопросы и ответы», «Опыты», «Примеры» и пр. Их, как правило, набирают шрифтом меньшего кегля, например: кг. 10 при наборе основного текста шрифтом кг. 12 или шрифтом кг. 8 при наборе основного текста шрифтом кг. 10. Впрочем, не исключены случаи, когда примеры или упражнения как часть основного текста могут быть, наоборот, набраны шрифтом повышенного кегля.
Каждая группа строк вспомогательного текста отбивается небольшим пробелом от основного текста. Иногда помимо шрифтового оформления методических текстов приходится вводить и нешрифтовые приемы оформления (линейки или рамки).
Подписи под иллюстрациями. В книгах подписи под иллюстрациями набирают в красную строку, то есть без абзаца в первой строке и с установкой последней строки посередине. Формат набора подписи не должен выходить за пределы изобразительного поля рисунка.
Кегль шрифта для подписей меньше, чем кегль шрифта основного текста, примерно в такой градации, как представлено в табл. 3.
Сложные подписи, где кроме наименования иллюстрации приводятся пояснения (например, расшифровка буквенных или цифровых показателей на чертеже), как правило, рекомендуется набирать следующим образом: наименование иллюстрации — шрифтом кг. 8 строчным светлым или полужирным, пояснения — шрифтом кг. 6 строчным светлым. Или: наименование иллюстрации — шрифтом кг. 8 строчным полужирным, пояснения — шрифтом кг. 8 строчным светлым. Первый вариант лучше применять в тех случаях, когда пояснительные тексты в подписях очень подробные и объемные.
Наименования иллюстраций помещают над иллюстрациями преимущественно в двух случаях: когда группа иллюстраций (кроме обычных подписей) имеет общее тематическое название или когда иллюстрация (например, карикатура) кроме общего наименования имеет подпись, поясняющую сюжет изображения. И в том и в другом случае наименования иллюстраций набирают более крупным шрифтом.
Иллюстрации могут не иметь нумерации, если на них нет ссылок в тексте или если они по своему характеру и последовательности расположения не нуждаются в ней (такие иллюстрации часто бывают в детских книгах, учебниках для младших классов, изданиях художественной литературы и т.д.). Если в книге существует порядковая нумерация иллюстраций, то она должна быть сквозной по всей книге.
Отбивка подписи и надписи от иллюстрации должна быть меньшей, чем отбивка подписи от следующего за ней текста или надписи от предшествующего ей текста. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть связь надписи и подписи с рисунком.
Если подпись к рисунку состоит из нескольких элементов (название рисунка и объяснение его деталей), то пробел между ними должен быть еще меньше, чем пробел между подписью и иллюстрацией.
Сноски. Назначение сносок достаточно разнообразно. В виде сносок помещают различные ссылки, разъяснения терминов и определений, библиографические справки, примеры и замечания и т.д. Тексты сносок могут быть как авторскими, так и редакционными (это каждый раз оговаривается, например «Прим. ред.»).
Обычно применяемые знаки сносок — арабская цифра, звездочка (со скобкой или без нее). Знак сноски в виде цифры целесообразно применять при большом количестве сносок, в виде звездочек — при малом количестве сносок, а также при сложном цифровом тексте, например с математическими или химическими формулами. Нумерация сносок может быть постраничная или сквозная на всю главу, часть или целую книгу.
Существует и двойная система обозначения сносок. Она возможна в книгах, где много авторских и параллельных редакционных сносок. Если авторские сноски обозначают цифрами, то редакционные — звездочками (или наоборот, в зависимости от того, каких сносок меньше).
Сноски, как правило, помещают внизу тех страниц, где в тексте имеется ссылка на них, за исключением концевых неполных страниц, в особенности страниц с концовкой. В концевых страницах сноски подтягивают к тексту и помещают перед концовкой.
Если сноска длинная и по условиям верстки не может быть полностью помещена на «своей» странице, то перенос части ее на следующую страницу нужно делать не после точки и тем более не с абзацной строки.
В многоколонных наборах сноски ставят под «своей» колонкой, а сноску к заголовку, стоящему над двумя колонками, — под левой колонкой. Сноски к таблицам рекомендуется помещать непосредственно под таблицей, особенно если таблица закрыта со всех сторон. Нумерация таких сносок не включается в постраничную нумерацию сносок к тексту и отличается по знаку сноски.
Как правило, каждая сноска набирается с абзацной строки на формат набора основного текста. В исключительных случаях, например при обилии коротких сносок, они могут быть набраны вподбор или в две колонки для экономии места.
Кегль шрифта для сносок зависит от кегля шрифта основного текста, а иногда и от формата издания. Соотношение кеглей шрифтов основного текста и текста сноски такое же, как кеглей шрифтов основного текста и подписей под иллюстрациями (табл. 3).
В качестве отбивки сноски от текста обычно используется пробельная строка, близкая по размеру к кеглю основного текста и дополняющая сумму кеглей строк сноски до целого числа строк основного кегля. Например, при наборе основного текста шрифтом кг. 10 и трех строках сноски, набранной шрифтом кг. 8, рекомендуется размер отбивки 6 пунктов (30–24 = 6), при четырех строках сноски — 8 пунктов (40–32 = 8), при пяти строках — 10 пунктов (50–40 = 10).
Линейки, отбивающие основной текст от сносок, необязательны — в полосе сплошного текста различие в кеглях основного текста и сноски (плюс пробел) достаточно наглядно отделяет эти виды текста друг от друга. Если же основной текст тоже набран шрифтом пониженного кегля, то линейка между основным текстом и сносками просто необходима. Размеры разделенных линейкой частей пробела должны быть неодинаковыми: над нею — больше, под нею — меньше.
Внутритекстовые примечания. При наборе основного текста шрифтом кг. 10 примечания нужно набирать шрифтом кг. 8 на тот же формат, что и основной текст, но с обязательной небольшой отбивкой от последнего. При наборе основного текста шрифтом кг. 8 примечания (за исключением примечаний в компактных изданиях малого формата) набирают также шрифтом кг. 8 с втяжкой — отступом от левого края вдвое большим, чем абзацный отступ в основном тексте.
Вспомогательные и справочные тексты в конце книги
Примечания в конце книги. Примечания помещаются в конце книги непосредственно после основного текста главным образом тогда, когда чтение основного текста возможно и без них. Чтобы легче было находить такие примечания, во многих книгах они имеют сквозную нумерацию, повторяющуюся в тексте. В изданиях художественной литературы подобные примечания, как правило, не нумеруются; обычно указываются страница и слово или выражение, к которым относится примечание.
Приложения. В научной, учебной и инструктивной литературе часто даются приложения — перечень официальных документов, справочный табличный материал и т.п. Приложения оформляются так же, как соответствующие элементы основного текста, но набирают их обычно шрифтом пониженного кегля.
В художественной литературе (например, в собраниях сочинений классиков) в конце книги в качестве приложений иногда приводятся варианты тех или иных частей текста с комментариями к ним, а также различные справочные материалы. Все эти материалы, набираемые шрифтом пониженного кегля по отношению к размеру шрифта основного текста, могут не иметь порядковой нумерации (как и примечания в конце книги), а лишь пометки «К стр. ...». В основном же тексте вместо нумерации можно дать какой-либо условный знак, оговоренный первый раз в сноске.
Указатели. Обычно указатели составляются по сверстанным листам книги. Предметные указатели оформляются следующим образом: алфавитные переходы выделяются либо пробельной строкой, либо полужирной буквой в первом слове, либо и тем и другим одновременно. Чтобы не повторять одно и то же слово (термин) много раз, его набирают только один раз, а далее заменяют знаком тире (рис. 6).
Для экономии места и времени предметные указатели набирают шрифтом пониженного кегля и заверстывают в две колонки, а при широких форматах книги — даже в три колонки, набирая их шрифтом кг. 6.
Именные указатели составляются и оформляются так же, как предметные.
Хронологические списки. В виде хронологических списков могут быть представлены даты жизни и деятельности различных личностей, исторические даты и т.п. Их набирают двумя отдельными столбцами следующим образом: левый столбец — фамилии или события и их даты, правый — пояснения.
Библиографические списки. Приняты два способа составления и размещения библиографических списков: по порядку ссылок на издания в авторском тексте и по алфавиту. В первом случае после упоминания того или иного автора или ссылки на определенное литературное произведение в скобках помещают номер соответствующего издания в списке. Во втором случае нумерация не нужна. Порядок расположения текста в библиографическом списке устанавливается единый, например: фамилия автора, его инициалы, ученая степень или звание, название труда, издательство, место и год издания.
Наилучший прием оформления библиографических списков, при котором легче всего разыскивается в списке нужный автор, — набор с втяжкой, то есть когда фамилия автора выступает на 1-2 кегельных влево от набора укороченных строк.
Библиографические списки набирают шрифтом меньшего размера по сравнению с кеглем шрифта основного текста.
Разнообразие шрифтов в библиографических списках не всегда облегчает их восприятие. Рекомендуется следующее шрифтовое оформление библиографических списков: фамилии авторов — капителью, остальной текст — строчным прямым светлым шрифтом или фамилии авторов — вразрядку либо курсивом светлым, остальной текст — так же, как и в первом случае. Если библиографический список состоит из коротких строк, то разрядка, повторяющаяся в каждой строке, создает излишнюю пестроту.
Иногда автор считает необходимым акцентировать внимание на заглавиях трудов в библиографических списках. В таком случае эти заглавия могут быть набраны прямым строчным полужирным шрифтом. Если в библиографических списках помимо основных данных приводятся еще и аннотации, то последние лучше всего набирать шрифтом кг. 6 строчным прямым. Таким образом, аннотации будут выделены и в то же время не будут мешать последовательному просмотру самого списка.
Выходные сведения. Выходные сведения служат для регистрации издания, его библиотечно-библиографической обработки и в статистических целях.
Лучшее место для выходных сведений — последняя страница книги. В виде исключения выходные сведения могут быть помещены на нижней части оборотной страницы титула (если конец книги заполнен содержанием, а в малообъемных изданиях — основным текстом).
Набирать выходные сведения рекомендуется шрифтом кг. 6 строчным светлым.
Особые виды и элементы текста
Таблицы
Таблицы по своему содержанию могут быть разделены на два вида: а) группы (колонки и ряды) цифровых данных и б) группы текстовых показателей, тематически размещенные по вертикалям и горизонталям. Те и другие таблицы имеют наверху заголовки, распределенные над колонками (так называемая головка таблицы).
По характеру набора таблицы тоже можно разделить на два вида: на таблицы в узком смысле этого слова, в которых отдельные столбцы или отдельные ряды разделены линейками, и на выводы, где обрамлений и разделителей либо нет совсем, либо очень мало. Поэтому в дальнейшем термин «таблица» будет применяться независимо от присутствия или отсутствия в ней обрамлений и разделителей.
Построение таблиц. К построению таблиц предъявляются следующие основные требования:
- наличие только действительно необходимых элементов. Так, лишней в большинстве случаев бывает нумерация столбцов и строк. Нумерация столбцов нужна лишь в некоторых инструктивных изданиях с образцами табличных форм и указаниями, как и чем эти формы заполнять, чтобы не повторять в указаниях заголовков. Нумерация строк боковика бывает необходима в распашных (разворотных) таблицах, если они имеют разрыв в корешковом поле и сильно насыщены строками; нумерация эта повторяется и в правой части таблицы. Желательна нумерация столбцов распашной таблицы при большом количестве их в таблице из-за возможной неточности фальцовки. В цельнораспашных таблицах, помещаемых на среднем развороте печатного листа с заполнением корешкового поля, нумерация, как правило, не нужна. Столбцы нумеруются также в случае, если таблица не умещается полностью на одной полосе или развороте. Продолжение такой таблицы на следующих полосах или разворотах допустимо лишь при повторении на каждой полосе либо головки таблицы, либо (в целях экономии места) нумерации столбцов;
- всемерная лаконичность табличной формы, максимальная простота головки;
- единообразная форма расположения табличных данных в близких по содержанию таблицах;
- соответствие таблицы ширине полосы (или колонки) или ширине двух смежных полос (развороту), так как не рекомендуется размещать таблицы боком из-за неудобства для чтения. Поэтому часто бывает необходимо таблицы с чрезмерно большим количеством строк боковика и малым количеством граф повернуть, то есть головку сделать боковиком, а боковик — головкой с соответствующей перестановкой всех данных по графам. Помещать боком, конечно, можно, но лишь цельнополосные таблицы, да и то в исключительных случаях.
Оформление таблиц. К оформлению таблиц предъявляются самые многообразные требования.
Правильным можно считать такое оформление таблицы, которое позволяет читателю легко разобраться как в общей конструкции таблицы, так и в ее внутренних подразделениях. Это достигается, во-первых, верным оформлением головки таблицы, то есть верным определением кегля шрифта, удобочитаемой выключкой строк, постановкой строк поперечно, а не продольно (последнее допустимо лишь в виде исключения). Во-вторых, правильным расчетом боковика таблицы, чтобы он не был ни слишком узким — без излишних вторострочий, ни слишком широким — без длинных отточий в каждой строке (ограничение ширины таблицы форматом полосы не означает, что всякая таблица по ширине должна точно подгоняться под формат полосы). В-третьих, выразительным оформлением строк сложного боковика, так как их тематическая взаимосвязь и соподчинение выявляются выключкой строк и шрифтовыми вариантами. В-четвертых, правильным расчетом ширины каждой графы в зависимости от ее наполнения.
Существуют две схемы выключки строк боковика. По первой схеме главные строки выключают в край и набирают выделительным шрифтом (например, полужирным) вместе со «своей» цифровой строкой в графах, а все остальные строки — с втяжкой. По второй схеме главные строки, не имеющие «своих» цифр в столбцах, выключают посередине боковика, а остальные строки — в левый край; образующиеся горизонтальные просветы между показателями в графах в этом случае хорошо выделят группы цифровых показателей.
Что касается расчета ширины каждой графы, то это особенно важно при оформлении текстовых таблиц: наиболее нагруженный столбец должен иметь и наибольшую ширину, иначе длина полосы чрезмерно увеличится. Этот прием, однако, следует применять лишь в случаях, когда текст столбца не поддается ни сокращению, ни переносу (хотя бы частичному) в головку или в боковик.
Существенное требование к оформлению таблиц — сходная конструкция в сходных по внутреннему построению таблицах. Так, например, нельзя сходные таблицы набирать по-разному: одну — с разделителями, другую — без них и т.д.
Кстати, не лишним будет вспомнить о том, что еще до появления наборных машин линейки в таблицах были обязательными. Но опыт показывает, что строчное или постолбцовое обрамление бывает нецелесообразно с точки зрения восприятия. Необходимость в линейках между колонками обусловлено главным образом тремя причинами:
- в таблице много граф, и промежутки между ними могут быть не более одной кегельной;
- колонки таблиц состоят из именованных чисел, которые должны выключаться в красную строку;
- колонки цифр различаются по конструкции и требуют резкой изоляции друг от друга, что невозможно достигнуть без линеек.
Поперечные (горизонтальные) линейки нужны в случае, если горизонтальных просветов, отделяющих одну группу цифр от другой, нет совсем (из-за недостатка места) или они малозаметны либо если в соответствии с характером таблицы надо резко отделить группы цифровых строк. В других случаях поперечные линейки только затрудняют набор таблиц.
По характеру обрамления таблицы бывают трех видов: открытые таблицы (а), полузакрытые (б), закрытые, или глухие (в) (рис. 7).
Для всех таблиц конкретного издания следует выбрать один из трех видов обрамления — в зависимости от особенностей текста публикации, внетекстовых элементов, компактности набора и верстки. Если текст книги «спокойный» (то есть несложный), верстка просторная, полоса одноколонная, оборочные таблицы отсутствуют, лучшим будет первый вариант обрамления (а).
Если же полосы двухколонные, в тексте много таблиц, не превосходящих по своей ширине ширину колонки (то есть возможно их расположение в смежных колонках на одном уровне), то стоит применить второй вариант обрамления (б), чтобы две таблицы, расположенные на одном уровне в двух колонках, не смотрелись как одна. Боковые линейки четко отделяют одну таблицу от другой.
В компактных изданиях малого формата, например в технических справочниках, где текст насыщен разнообразным материалом (чертежи, формулы и т.п.), а верстка очень плотная, наилучшим будет третий вариант обрамления (в). Четырехсторонние наружные линейки полностью изолируют таблицу от всего окружающего текста, позволяют давать минимальные пробелы сбоку и под таблицами. Второй или третий вариант обрамления таблиц целесообразно применять также в изданиях с мелкими таблицами, верстаемыми в оборку.
Заверстка таблиц. Выводы всегда располагают за тем текстом, к которому они относятся, а таблицы могут быть размещены и на некотором расстоянии от него. Это объясняется тем, что вывод, как правило, входит в состав фразы, а таблица обобщает определенную часть текста и может изучаться самостоятельно. Таблицы, расположенные сразу же за «своим» текстом, отбивают сверху меньшим пробелом, чем снизу, исходя из их большей связанности с предыдущим текстом, чем с последующим.
При верстке вертикальных полосных и распашных таблиц не рекомендуется ставить на этих полосах колонтитулы, потому что они могут «конфликтовать» с таблицами. Исключением являются случаи, когда книга состоит в основном из таблиц, а применение колонтитула в ней обязательно.
Надо отметить, что многие таблицы могут быть переведены в разнообразные диаграммы. Возможности здесь безграничны, а эффективность этого приема не требует доказательств. Применение диаграмм вместо таблиц наиболее желательно в учебных изданиях и в научно-популярной литературе, в том числе для детей.
Формулы
Технически правильный набор формул зависит от тщательной подготовки оригинала для верстки.
Требования к оригиналу для набора. Длинные формулы, которые заведомо не уместятся целиком в ширину набора, рекомендуется разбивать на две-три строки так, чтобы можно было сохранить такие же переходы и такую же конфигурацию строк в наборе.
Переносить часть формулы можно на знаках: «=», «+» или «–», реже «>» или «<».
Короткие формулы (в особенности при широких форматах полосы), которые тематически тесно связаны между собой, можно (а иногда и нужно) помещать рядом.
Нельзя разрывать подкоренные выражения. Поэтому если формула с длинным подкоренным выражением явно не умещается в формате набора, ее можно видоизменить, заменив некоторые выражения условными знаками. Конечно, такое видоизменение несколько снижает доходчивость математического выражения, но с этим придется смириться.
Требования к оформлению формул. В многоярусных формулах весьма желательно, чтобы читатель с первого же взгляда отличал сложный числитель от сложного знаменателя.
Формулы, выделенные в отдельные строки, принято набирать шрифтом меньшего кегля по сравнению с кеглем шрифта основного текста: при шрифте кг. 10 для основного текста — шрифтом кг. 8 (особенно многоярусные) для формул. Если же основной текст набирают шрифтом кг. 8, то этот же шрифт применяют и для набора формул. При наборе формул шрифтом кг. 6 трудно различать над- и подстрочные обозначения. Лучший способ выделения формул — рамки, так как шрифтом формулы выделить невозможно, а втяжка маловыразительна.
Традиционный прием размещения математических формул — обязательно посередине формата набора — ничем не оправдан для частей формулы, не уместившейся в одной строке. Расположение формульных окончаний в красную строку лишает их наглядности.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости требования определять конфигурацию каждой формулы, тем более длинной, и каждой группы формул не после верстки, а до нее.
Оформление структурных химических формул. Переносы в химических формулах допускаются только после знаков: «–», «+», «=», которые должны быть повторены в начале каждой переносной строки.
Стихотворный текст
До сдачи рукописи в набор необходимо определить размер отступов слева от колонки стиха.
Заголовок стихотворения ставят посередине формата в красную строку. Формат набора стихотворения, как правило, следует назначать несколько шире самой его длинной строки. Но если для набора колонки стихов отступ слева будет назначен неправильно, то оптическая ось колонки стиха не совместится с оптической осью полосы, на которой установлен заголовок, и вся полоса будет казаться «неорганизованной». Это будет еще сильнее ощущаться, если над заголовком имеется заставка. Задача здесь заключается в том, чтобы обе оси были совмещены, то есть чтобы в результате увеличения отступа слева оптическая ось совпадала с форматной осью.
Для каждого стихотворения в зависимости от средней ширины его строк должен быть дан свой, особый отступ слева. Тогда каждое стихотворение будет не только казаться стоящим посередине, но и восприниматься обособленно.
Трудности встречаются также при переносах, если строка стиха не полностью умещается в формате набора. Строки с переносами должны быть редкими исключениями, так как переносы в стихах разбивают ритм чтения, частично лишают читателя опоры на ударные слоги, на рифму. Наличие в наборе частых переносов – грубейшая ошибка верстальщика.
Внимание! Переносить всегда следует полное слово (а не слог), не оставляя на конце строки союзов и предлогов.
Из рис. 8, справа, видно, что при переносе строки стиха конец ее выступает справа от «своей» строки, но не выходит за формат набора. В этом случае перенесенная часть строки более заметна и лучше читается. И наоборот, когда конец стиха спрятан полностью под «своей» строкой (рис. 8, слева), этого не происходит.
К особенностям оформления стихотворных текстов относится применение в строках стихов абзацев и прописных букв, начинающих каждую строку стихотворения.
Во многих типах стихотворных текстов, например в «Евгении Онегине», где каждая 14-строчная строфа, пронумерованная автором, четко отделяется одна от другой, абзацные отступы не нужны. Но в других случаях абзацный отступ помогает читателю правильно воспринимать стих.
Вопрос о применении прописных букв, начинающих каждую строку стиха независимо от грамматики, остается до сих пор нерешенным. Во всяком случае, в книгах для детей младшего возраста и в учебниках для 1 и 2 классов прописными буквами в стихах должны начинаться только слова, следующие за соответствующими знаками препинания, а также, разумеется, имена собственные.
Из поэтов ХХ века последовательно начал проводить отказ от «механического» применения прописных букв В.В.Маяковский. Его произведения отличаются, кроме того, своеобразной ступенчатой формой построения строк стихотворения. Ступенчатая форма создает своеобразный ритм чтения стиха, помогая найти необходимую ударную интонацию. Стихи этого типа будут оформлены правильно, если ступенчатость строго выдержана стыками строк: там, где кончается верхняя строка, начинается новая — не левее, не правее.
Кегль шрифта для набора стихотворного текста определяется в зависимости от квалификации читателя, формата и объема издания.
В изданиях больших форматов, где текст набран в две колонки, кегль шрифта для набора стихов, естественно, будет меньше, чем в изданиях, в которых стихи набраны в одну колонку.
Верстка стихотворных текстов. Наиболее простой прием верстки — группировка стихов по тематическому или хронологическому признаку вподверстку. При этом новое стихотворение не должно начинаться слишком низко на полосе. Нужно, чтобы после заголовка на полосе помещалось не менее четырех строк стихотворения. Конец стихотворения наверху полосы также должен иметь не менее четырех строк.
Короткострочные длинные стихи, если позволяет формат полосы, можно верстать в две колонки, достигая экономии места и улучшая конструкцию полосы в целом. Заголовок двухколонного стиха надо, разумеется, ставить посредине формата над обеими колонками.
В книге с набором стихов в две колонки отдельные стихи, имеющие слишком длинные строки, можно разверстать в одну колонку.
Более трудный вид верстки стихотворного текста — верстка каждого стихотворения с новой полосы, применяемая в изданиях малого формата. Поскольку количество строк в различных стихотворениях редко бывает даже приблизительно одинаковым, при такой верстке очень трудно достигнуть единства спусков, а без него полосы выглядят неорганизованными, случайными по композиции. Достижению единства мешает также то, что концевые полосы могут оказаться малонагруженными. В этом случае приходится увеличивать спуск, с тем чтобы догрузить концевую полосу.
При верстке с новых полос стихов, занимающих две страницы, следует переносить на другую полосу, как правило, не менее трети и не более половины всего количества строк стиха, но без разрыва строф, представляющих собой законченный рифмованный стих.
Обычно при выборе вида верстки приходится решать композиционную задачу расположения стихов на полосах не по отношению ко всей книге в целом, а поразворотно.
Кстати, элементом, создающим впечатление цельности композиции стиха на полосе, является не только верхнее пустое пространство (спуск), но и нижнее поле. Чем больше нижнее поле, тем легче определить композицию страницы. Получается, что если «видимая» ширина полосы резко не совпадает по размеру с наборной шириной полосы, то и «видимую» высоту полосы не следует формально доводить до обязательной стандартной размерности.
Ширина заставочных элементов (декоративные и сюжетные орнаменты) должна быть равна ширине не наборной полосы, а видимого читателем прямоугольника. Желательно, чтобы этот прямоугольник в целом был подобен прямоугольнику страницы, то есть чтобы внутренний прямоугольник органически входил во внешний.
Текст драматических произвденией
Любой текст драматического произведения делится на три вида элементов: наименования действующих лиц; реплики (слова действующих лиц); ремарки (описания обстановки или совершаемого действия). Ремарки делятся на так называемые внешние, имеющие отношение к действию в целом, и внутренние, имеющие отношение только к лицу, подающему реплику в момент ее высказывания.
Чтобы правильно воспринимать текст драматического произведения, все перечисленные элементы этого текста требуют различного графического, а иногда и композиционного оформления. Если наименования действующих лиц, реплики и ремарки оформить одинаково, то разобраться в напечатанном будет чрезвычайно трудно. Поэтому все три элемента необходимо оформить различными графическими или композиционными средствами.
Какие варианты оформления текстов драматических произведений наиболее удачны?
При коротких и средних по размеру репликах наименования действующих лиц рекомендуется набирать строчным шрифтом вразрядку с абзаца в первой строке реплики, а внутренние ремарки — курсивом светлым в скобках вподбор. Внешние ремарки набирают, как правило, шрифтом меньшего кегля по сравнению с кеглем шрифта остального драматического текста.
При длинных репликах, если они часто встречаются на протяжении всего произведения, наименования действующих лиц надо набирать над репликой капителью, или строчным вразрядку, или прописным светлым кг. 8 (или кг. 6) посредине формата набора или в левый край без отступа, а реплики — со втяжкой. Внутренние и внешние ремарки и в этом случае следует набирать так, как было указано выше.
Внутренние ремарки, «открывающие» реплику действующего лица, надо ставить или справа от наименования лица, или под ним посередине.
Выбор приемов оформления драматических текстов зависит главным образом от формата издания, степени экономичности оформления издания и характера самого произведения (короткие или длинные реплики).
Нельзя набирать сокращения наименований действующих лиц («Ив. Ив.» вместо «Иван Иванович»).
Выбранные способы оформления для каждого элемента драматического текста должны быть строго выдержаны на протяжении всего произведения.
При верстке нельзя заканчивать полосу наименованием действующего лица — надо, чтобы под наименованием действующего лица было не менее двух строк реплики. Соответственно нельзя начинать полосу и последней строкой реплики — надо, чтобы наверху полосы было не менее двух последних строк реплики.
Основные заголовки драматического произведения — это порядковый номер действия, например «Действие первое». Под этой строкой помещается общая обстановочная, вводная ремарка. Лучшим оформлением этих элементов будут светлые некрупного рисунка шрифты: кг. 10 светлый прямой прописной (или в изданиях малых форматов кг. 8) и кг. 8 строчной.
Общую вводную ремарку лучше набирать укороченными строками, с выключкой в красную строку.
«Явления» надо набирать шрифтом уменьшенного кегля по сравнению с кеглем шрифта, которым набирались «Действия».
Стоит начинать верстку каждого действия с новой полосы или помещать все действия вподверстку, разделять разные произведения (если их несколько в книге) шмуцтитулами или нет — эти вопросы можно решить только при составлении общего плана оформления конкретного издания. Но, конечно, всегда желательно более наглядное отделение пьесы от пьесы и действия от действия.
Если страницы пьесы открываются шмуцтитулом, то лучшим местом для списка действующих лиц будет оборотная страница шмуцтитула.
Пьесы в стихах. Оформление драматических произведений в стихах имеет свои особенности.
Чтобы найти форму для наибольшей удобочитаемости драматического текста в стихах, необходимо прежде всего правильно определить местоположение наименований действующих лиц.
В ряде произведений, где преобладают монологи, лучше всего помещать наименование действующего лица над репликой. Но такое традиционное оформление драматического текста в стихах не всегда целесообразно.
Существует много драматических произведений, где монологи встречаются как исключение. Часто даже отдельные строки стиха разбиваются на ряд дробных реплик. Например, в «Горе от ума» Грибоедова. Если для таких произведений применить обычные приемы оформления пьес, например, ставить наименования действующих лиц в строку или над строкой стиха, то это разобьет его и нарушит ритм чтения произведения.
Если наименования действующих лиц поставить над их репликами, то ритмика чтения также нарушится, а восприятие текста в его рифмованной форме затруднится, особенно при коротких репликах.
Сам ход действия уже обеспечивает для читателя понимание того, кто говорит и как он говорит. Поэтому стоящие посредине отдельные строки наименований действующих лиц нарушают ритм чтения стихотворного текста.
Другое дело, если для перечня действующих лиц выделена обособленная колонка слева полосы, а текст изолирован от частых перемежающих поперечных разрывов. Такая форма обеспечивает спокойное, беспрепятственное чтение стихов. Кроме того, она экономична.
Букварный текст
К оформлению текста букварей предъявляются особые требования.
Конструкция полос букваря, как правило, трехъярусная: верхняя часть каждой полосы занята одним или несколькими рисунками, связанными с проработкой текста данной полосы; средняя, основная часть заполнена слогами, отдельными словами, а в дальнейшем — несложными фразами в сочетании с соответствующими мелкими тематическими рисунками; нижняя часть полосы предоставлена одной-двум строкам прописей.
Размер шрифтов в букварях от начальных полос к конечным постепенно уменьшается в связи с усвоением учащимися техники связного чтения и увеличением текстовой нагрузки — от кг. 36 до кг. 14. Шрифты строчные.
Таким образом, задача технического редактора при оформлении текста букварей состоит в макетировании каждой полосы. При этом не следует допускать неудобных для чтения узких оборок иллюстраций текстом, а между слогами и словами необходимо сохранять нормальные пробелы (не менее полукегельной и не более 3/4 кегельной). Надо также следить за тем, чтобы не было переносов, и мелкие тематические рисунки находились около «своего» текста. Иными словами, необходима тщательная разработка пробелов между группами тематически связанных строк.
Понятно, что работа над макетированием текста на полосах букварей не может проводиться без консультаций с автором и специалистами, поскольку часто нужно заменять одни слова другими для нормального расположения слов и строк среди мелкого иллюстрационного материала на полосе.
Букварь заканчивается параллельным алфавитом из печатных и рукописных букв, начертания которых должны строго соответствовать начертаниям на страницах букваря.
Иногда в букварях после алфавита идут страницы кратких текстов. Эту послебукварную часть, представляющую собой как бы начало первой книги для чтения, набирают шрифтом кг. 16 или 14.
Для набора текста как в букваре, так и в послебукварной части могут применяться шрифты двух гарнитур. В этом случае основную часть букваря обычно рекомендуется набирать каким-либо рубленым шрифтом, а послебукварную часть — шрифтом школьной гарнитуры. Заголовки следует набирать полужирным строчным шрифтом одной гарнитуры (рубленой или школьной), кегль которого равен кеглю шрифта текста или увеличен на одну ступень. Шрифтовые выделения в тексте (за исключением прямого полужирного) не рекомендуются. Хорошие приемы выделения в тексте букварей — подчеркивающие линейки и рамки. Для текстовых выделений можно применять (в умеренном количестве) печатание другой краской, например красной.
Удобочитаемость текста в послебукварной части требует, чтобы переносы встречались подряд не более чем в двух строках, а ширина оборок была не менее 4 квадратов (48 пунктов).
Словарный и энциклопедический текст
Специфика оформления словарных и энциклопедических текстов состоит в том, что материал в словарях и энциклопедиях должен быть экономно расположен (как правило, колонками, с набором текста мелким шрифтом). Кроме того, для этих текстов характерны многообразные выделения в тексте (основное слово, фонетическая транскрипция, перевод слова, пояснительные ремарки, этимологические примеры, ссылочные слова, сокращения и т.д.).
Справочные элементы книги
К справочным элементам книги относятся колонтитулы, колонцифры, нормы, сигнатуры. Правильно подобранные шрифты и удачное местоположение справочных элементов облегчают читателю общение с книгой, экономят его время.
Колонтитулы. Строки с заглави-ями разделов книги наверху каждой страницы, называемые колонтитулами, значительно облегчают работу с книгой, если они умело составлены и правильно оформлены. Правда, что касается экономии, то надо признать, что они отнимают от страницы минимум две строки текста.
Текстовые колонтитулы бывают переменные, отражающие рубрикацию книги, и постоянные, не изменяющиеся на протяжении всего издания. Поскольку постоянные колонтитулы служат в основном для украшения страницы в особых изданиях, их применяют довольно редко.
Переменные колонтитулы особенно необходимы в словарях и различных справочниках — в книгах, чтение которых всегда выборочное. Желательны они также в объемных изданиях со сложным построением текста: в научных трудах и сборниках трудов, в учебниках для вузов и т.п.
В зависимости от типа издания построение колонтитулов может различаться. Например, для сборников статей разных авторов наилучшей будет схема, приведенная на рис. 9.
Для книг со сложным построением на левых страницах помещаются менее «подвижные» заголовки (заголовки частей или глав книги), на правых — как более активных при перелистывании страниц — чаще сменяемые заголовки.
Последняя схема возможна только в том случае, если тексты каждого параграфа достаточно велики и в книге почти не встречаются страницы с заголовками двух параграфов.
Если в книге существует многоярусная система рубрикации (например, заголовки частей, разделов, глав, параграфов, подпараграфов), то лучше всего в колонтитулы выносить два средних смежных яруса, например разделы и главы.
При частых ссылках в тексте книги на номера частей и глав полезно, кроме самого заголовка, выносить в колонтитулы и его номер, помещая ближе к корешку и замыкая его прямыми скобками, как, например, на рис. 10.
Длинные заголовки, не умещающиеся в одной колонтитульной строке, лучше сокращать по смыслу, чем механически обрывать слова.
Сокращения слов можно допускать только общеупотребительные и понятные, например, вместо «год» — «г.». Сокращения заголовков по смыслу не допускаются.
В словарях на левой странице помещается первое алфавитное слово данной страницы, на правой — последнее. Таким образом, читатель может легко ориентироваться в содержании каждого разворота словарного издания. В объемных двухколонных словарях больших форматов применяется еще более гибкая система показа содержания — не поразворотная, а постраничная или даже поколонная, то есть указывается начальное и последнее алфавитное слово на каждой странице или в каждой колонке. Колонцифры следует закрывать в этом случае прямыми скобками, чтобы они не осмысливались как элемент текста колонтитула.
Шрифтовое оформление колонтитулов может быть различным в разных изданиях. Выбор шрифта зависит от длины заголовков, вынесенных в колонтитулы, ширины полосы, шрифтов подзаголовков в данном издании и типа книги.
В большинстве научных или учебных изданий набор колонтитулов крупными шрифтами (например, прописными) или шрифтами полужирного начертания вряд ли малоуместен, поскольку для быстрого нахождения нужного места в книге колонтитульная строка используется сравнительно редко. Наоборот, в словарных текстах и в сложных объемных справочниках шрифтовому оформлению колонтитульных строк надо уделить наибольшее внимание, используя шрифты полужирного начертания и даже большего кегля, чем размер текстового шрифта. Так, в словарях, особенно языковых, необходимо колонтитульные слова набирать так же, как и алфавитные слова внутри текста, то есть шрифтом того же начертания и размера или даже повышенного кегля.
Итак, для оформления колонтитулов всех изданий (кроме словарей и справочников) можно рекомендовать следующие шрифтовые варианты, в зависимости от длины заголовков и ширины полосы:
- капитель кг. 8 или 10;
- прописной светлый прямой кг. 6 или 8;
- курсив строчной светлый кг. 8 или 10;
- прямой строчной светлый кг. 8 или 10.
Если по требованиям компактности верстки нельзя сделать большой пробел между колонтитулом и текстом или для колонтитула назначен такой же шрифт, как и для мелких текстовых заголовков, то колонтитульную строку следует отделить от текста тонкой линейкой на всю ширину полосы. Замыкание колонтитульной строки в двух линейках сверху и снизу излишне повышает заметность колонтитула, ничего не прибавляя к его доходчивости. Поэтому такой прием оформления колонтитула не рекомендуется.
Колонтитул вместе с отбивкой должен равняться, как правило, двум строкам основного текста.
Колонтитулы не ставят на спусковых полосах (на них и без того помещен заголовок, набранный крупным шрифтом) и на полосах, занятых иллюстрациями.
Колонцифры. Оформление колонцифр, ими порядковых номеров страниц, зависит от того, насколько их нужно выделить в данном издании. В словарях колонцифры имеют для читателей не слишком важное значение. Поэтому в словарных и других научно-справочных изданиях колонцифры не должны быть очень заметными. В букварях и первых книгах для чтения колонцифры помогают не только маленьким читателям, еще не научившимся разбираться в книге, но и преподавателям, для которых в методических пособиях (со ссылками на страницы) указывается, как надо прорабатывать учебный материал.
А в учебных и научных изданиях, особенно со сложной рубрикацией, значение колонцифр повышается, поэтому они должны быть более заметными.
В зависимости от типа издания рекомендуется следующее шрифтовое оформление колонцифр:
- кг. 7 светлый (и лучше прямой) — во всех типах книг, где колонцифры могут быть малозаметными (например, в словарях);
- кг. 6 светлый — в изданиях тех же типов, но малых форматов;
- кг. 10 светлый или полужирный — в обычных изданиях;
- кг. 12 светлый или полужирный — в изданиях, пользование которыми начинается с поиска нужной страницы, и поэтому номер ее должен быть оформлен более заметно, как и в изданиях особо больших форматов.
Наилучшее место для колонци-фры — нижнее поле страницы, так как это поле — наибольшее и помещение на нем колонцифры не требует его увеличения.
В большинстве изданий колонцифры проставляют на этом поле в наружных углах (обычно с отступом на одну кегельную от левого или правого края полосы), так как при перелистывании страниц колонцифры, поставленные в наружных углах, заметнее, чем колонцифры, стоящие посередине полосы. Однако надо учитывать, что наружные нижние углы страницы быстрее всего изнашиваются; поэтому в изданиях с малыми полями колонцифру предпочтительнее ставить посередине. Посередине полосы колонцифра обычно ставится также в стихотворных наборах (для усиления вертикальной оси полосы) и при наборе в две колонки.
На верхнем поле колонцифры помещают только при наличии колонтитула. В этом случае колонцифра ставится в строке колонтитула в наружных углах или даже в край к корешку книги, последний прием используют в изданиях алфавитно-справочных текстов, где колонцифры не должны быть заметны — они служат лишь для подтверждения правильной последовательности страниц.
Колонцифры, помещенные внизу полос, отделяются от текста пробелом на два пункта меньшим, чем кегль шрифта основного текста. При расположении колонцифры вверху полосы отбивка от текста равняется кеглю строки основного текста. В отдельных случаях размер отбивки может быть как больше (например, при наличии украшений возле колонцифры в художественно оформленных изданиях), так и меньше (например, если полоса не укладывается в целое число строк).
Колонцифры не ставят:
- на страницах, полностью занятых иллюстрациями, если на них нет ссылок в тексте;
- на концевых полосах, если в книге нет колонтитулов, и если колонцифры помещаются в книге внизу полос;
- на спусковых полосах, если колонцифра в данной книге помещается наверху полос.
Однако в изданиях, где количество спусковых полос велико, лишать их нумерации — значит затруднять пользование книгой. Поэтому в таких изданиях (особенно в научных) колонцифры должны быть проставлены и на спусковых полосах.
Норма и сигнатура. Норма (краткое обозначение книги) ставится внизу первой полосы каждого печатного листа у внутреннего края, сигнатура (порядковый номер печатного листа) — рядом с нормой слева от нее на третьей полосе каждого листа без нормы, но со звездочкой.
Отбивка нормы и сигнатуры от текста — одна строка основного текста. Отбивка нормы от сигнатуры по всему изданию должна быть одинакова. И норму, и сигнатуру набирают шрифтом кг. 6, а иногда кг. 8.
КомпьюАрт 1'2001