Plus Two Studio*
Педанты и крючкотворы, остерегайтесь! Plus Two могут вставить в свой эклектичный проект абсолютно все, что им заблагорассудится. Арт-директор этой студии Эндрю Хиггинботэм говорит: «Мы предпочитаем считать, что создаем эти вещи лично для себя».
У студии Plus Two есть секретное оружие. И это не какой-нибудь специальный графический фильтр или супердорогая рабочая станция. Арт-директор студии Эндрю Хиггинботэм жестом указывает на фотокопир Ricoh FT2050, пожелтевшая обшивка которого выдает его почтенный возраст, и говорит: «Нам часто звонят и пытаются уговорить нас заменить этот аппарат, но это по-настоящему плохой копир — настолько плохой, что мы не хотим с ним расставаться». А креативный директор Даррен Грейнджер добавляет: «Все спешат им воспользоваться именно тогда, когда в нем кончается тонер».
Факт остается фактом: этот устаревший аппарат помогает студии Plus Two в реализации их наисовременнейших дизайнерских идей по оформлению скейтбордов, велосипедов, канцелярских принадлежностей, обложек для лазерных дисков и Web-страниц. А раз так, то студия и дальше будет ремонтировать и ремонтировать его до бесконечности. «Видите эти ошметки? — спрашивает Эндрю и показывает разворот, разработанный студией Plus Two для журнала «Breakin’ Point», работающего в стиле ‘Drum & Bass’. — Тот парень показал нам буклет, в котором статьи должны были идти вместе с этими каракулями. После того как мы сделали первый номер, он впал в настоящую паранойю от того, как это получилось в журнале».
«Скользкая» команда
В отличие от многих дизайнерских компаний, у студии Plus Two трудно выделить какой-то определенный, «фирменный» стиль. Тем не менее у них есть некоторые ярко выраженные характерные черты: открытая, искренняя типографика, использование рукописных элементов, акцент на сочетание рисунка со сделанными вручную вырезками и вклейками. С другой стороны, на каждую их грубую, жесткую рекламу велосипедов приходится какая-нибудь сногсшибательная обложка каталога или поздравительная открытка в минималистском стиле.
Главный дизайнер студии Джейми Бридл рассказал нам: «Я работал на дизайнерское агентство в Бирмингеме. У этого агентства был свой стиль, и они готовы были отстаивать каждую деталь этого стиля, какой бы мелочи это ни касалось. У нас такого стиля нет». Так кто же оказывает влияние на этих художников?
«Одно время я работал в журнале «iD» и тогда здорово набрался вдохновения», — рассказывает Эндрю о прежних временах Plus Two и вспоминает «Neville Brody still» и Web-дизайнера Мэта Оуэнса. И Эндрю и Джейми рассказывают, что, когда они учились в колледже, им часто снижали оценки за их «слишком экспериментальные» работы.
Джейми добавляет: «Преподы меня ненавидели, потому что все мои работы были своего рода «фарроувесками» в стиле Питера Сэвила. Я экспериментировал с ними два или три года, и, если честно, они мне до сих пор не надоели, но я знаю, что во все работы их не вставишь».
«Классические» времена
Студия Plus Two зародилась в 1991 году в секретной лаборатории — спальне Эндрю Хиггинботэма, где стоял единственный Mac Classic. Тогда вся компания состояла всего из двух человек — Эндрю и Даррена Грейнджера. Эти два дизайнера знали друг друга уже много лет.
«Даррен и я дружили еще в школе, — объясняет Эндрю.— Потом мы вместе поступили в Стаурбриджский колледж искусств и оба получили государственные дипломы по специальности «Графический дизайн». Затем Эндрю отправился в Лохборо за дипломом высшей школы по той же специальности, а Даррен продолжил обучение в Нортгемптоне. В течение двух лет они работали по отдельности, но поддерживали связь друг с другом, и оба бросили колледж, как только почувствовали спад.
Эндрю рассказывает: «Оказалось, что мы пытались заниматься одним и тем же, но ни один из нас не добился большого успеха». Именно поэтому они решили объединиться и организовали Plus Two. Поначалу было трудно: приходилось делать цветоделение во FreeHand 2.0 на монохромном Classic, то есть практически вслепую.
«Все, что остается в такой ситуации, — это браться только за двухцветные работы, причем один из этих цветов должен быть черным, а второй наносится растром! — признается Эндрю. — Мы выполняли работы для местных типографий. Это было довольно-таки скромное начало, но зато мы получили неоценимый опыт в печатных процессах... Кроме того, за первые несколько лет мы сделали массу рекламных листовок и флаеров».
Выход на оперативный простор
Через шесть месяцев их бизнес пошел так хорошо, что они сняли офис в Стаурбридже, Вест Мидленд, и купили два LC. «Цвет! Это было для нас настоящее откровение!» — говорит Эндрю. Тем не менее заметный прорыв произошел лишь тогда, когда в поисках потенциальных клиентов они прочесали весь Бирмингем.
«Мы выбрали несколько подходящих магазинов одежды и спросили, не нужны ли им какие-нибудь рекламные материалы или дизайнерские услуги, — рассказывает Даррен. — Нам нужно было только найти такую компанию, которой нужен был бы фирменный стиль и которая к тому же выпускала бы свой журнал». В результате эта парочка подключилась к изданию журнала The Nerve — журнала, который, в свою очередь, привлек внимание бирмингемского клуба Miss Moneypenny’s, который, в свою очередь, искал кого-нибудь, кто занялся бы дизайном их рекламы, листовок и обложек для CD-сборников. Plus Two оказались как раз тем, что нужно. «Это единственный клуб, на который мы сейчас работаем», — добавляет Даррен.
В то время, когда бизнес Эндрю и Даррена переживал этот бум, Джейми едва не отказался от карьеры свободного художника. Тогда он держал собственную дизайнерскую лавочку. К счастью, ему однажды довелось выполнить работу для Plus Two.
Эндрю рассказывает такую историю: «Мы дали объявление о приеме на работу и получили огромное количество заявок. Джеймс был единственным, кто позвонил нам и сказал: «У меня нет своего резюме, но можно я все равно приду?» На самом деле, судя по пришедшим к нам на тот момент резюме, отсутствие такового нельзя было считать большим недостатком». В итоге Джейми присоединился к Plus Two, а когда у них появился еще и менеджер студии Джо Тотни, они стали больше похожи на Two Plus Two, что в конечном счете заставило их переехать в тот офис, где они живут и по сей день, — в реконструированное здание колледжа, в котором также располагается крупное печатное бюро (что довольно удобно).
Период становления
За последние восемь лет активный подход компании к делам привел к тому, что их местоположение в Кингсуинфорде (то есть в 15 минутах езды от Стаурбриджа) не стало для них помехой. «Наши клиенты повсюду, — поясняет Эндрю. — Мы сами определяем людей, с которыми нам хотелось бы работать, и высылаем им наш портфолио».
Результатом такой деятельности стал устойчивый рост компании без необходимости связываться с каким бы то ни было агентством. «Многие заказы мы получили просто благодаря рассылке образцов своей работы или даже просто по устным рекомендациям, — говорит Даррен. — Plus Two одинаково охотно работает и с клиентами из Австралии, и с клиентами из Уэстон-Сюпер-Мэр, и с клиентами из Мидлэнда».
Даррен добавляет: «Всегда очень помогает, если вы интересуетесь тем, над чем вы в данный момент работаете; если вы что-то знаете об этом, например о музыке или о спорте. Мы ведь все равно любим это с детства». По мнению команды, когда речь заходит о молодежной целевой аудитории, печально известной своим непостоянством, все решает личный жизненный опыт. Так, в данный момент они ведут переговоры с одним из ведущих мировых производителей велосипедов. Эндрю смеется: «Когда они спросили, хорошо ли мы знакомы с печатными технологиями и спецификациями на цвет тайваньских батареек для велосипедов, мы уверенно ответили: Да!».
Зашипели пузырьки
Наверное, самая необычная работа, выполненная студией Plus Two, — это упаковка для серии бруклинских безалкогольных напитков Soda. «У нас был приятель, который был знаком с одним австралийским физиком, который изобрел этот напиток и собирался продавать его на рынках Великобритании. Он спросил, не сможем ли мы сделать для этого напитка какую-нибудь упаковку. — рассказывает Эндрю. — В итоге через два года он выиграл приз — сместил на второе место знаменитую воду Tango».
По следам этого успеха команда Plus Two написала сценарий для телевизионного рекламного ролика ВВ Soda для телеканала Central. У Эндрю воспоминания об этом вызывают улыбку: «Мы получили ценный опыт. Это был один из тех случаев, когда утром нам выдали готовый сценарий, а к вечеру ролик уже вовсю крутился».
Основная сфера деятельности студии Plus Two находится несколько в стороне от господствующих тенденций и течений. Так, одним из клиентов фирмы является производитель велосипедов класса BMX — компания Ruption из города Уэстон-Сюпер-Мэр. Эндрю поясняет: «Мы всегда предпочитаем начать с нуля и придерживаться своих идей на всем протяжении проекта от начала до конца, а не останавливаться на полпути».
В случае с Ruption это означает, что студия создала не только графику и наклейки для самих велосипедов, но и спроектировала брошюры, разработала рекламные материалы для печати и даже открыла соответствующий Web-сайт. Для тех, кто привык заниматься традиционными двухмерными работами, велосипедный дизайн открывает целое море новых возможностей и сложностей: «Мы приходим к ним и беседуем с руководителем компании, а он отбирает и утверждает отделочные краски для нового сезона».
Бандиты на BMX
Эндрю поясняет: «Мы разрабатываем для них комплект наклеек, затем изготавливаются сами велосипеды, и на них наклеиваются наши наклейки. Потом велосипеды фотографируют, а мы все вырезаем — до последней мелочи, до последней спицы, до последнего профиля на протекторе. Вот это — работа так работа!» После этого начинаются проблемы. С мониторами, с ограничениями цветопробных устройств... Все это знакомо каждому дизайне ру. Даррен поясняет: «Когда речь идет о наклейках, часто приходится работать вслепую, поскольку вы имеете дело с фольгой и с различными спецэффектами, которых с ее помощью можно добиться при печати. И как же, скажите на милость, представить фольгу на экране?..»
Поскольку у Plus Two нет агентства, которое могло бы каждый день выискивать для них новых и новых клиентов, они очень дорожат повторными заказами. Что же заставляет людей снова и снова обращаться именно к ним? «Это персональный подход, — поясняет Джейми. — Вы можете позвонить мне и сказать: «А не мог бы ты поменять вторую строку в таком-то тексте?» — и я все сделаю. Сам. Вам больше ни к кому не нужно будет обращаться».
Эндрю признает, что многие старые клиенты фирмы уже стали для них, скорее, приятелями, чем просто безликими голосами на другом конце телефонной линии, спрашивающими, не смогут ли они закончить работу к вчерашнему дню. На самом деле сроки выполнения работ в Plus Two действительно очень часто оказываются исключительно короткими. К примеру, 44-страничный журнал Breakin’ Point эта команда готовит за один уик-энд. В связи с этим жизненно важное значение для фирмы приобретает доверие каждого клиента.
Даррен рассказал нам, как редакция Breakin’ Point поначалу сомневалась в Plus Two: «Они уже выпустили семь номеров журнала, когда за дело взялись мы. И первое, что мы сделали, — это перевернули обложку: дали ее в альбомной ориентации. Просто так, чтобы заявить о себе. Весь остальной журнал шел в книжной ориентации, а обложка — в альбомной! Но мы и дальше стали делать ее альбомной». Тем не менее всего через несколько номеров отношения с этим журналом стали крепкими, как скала, поскольку Plus Two привлекли к работе над обложками молодых, новаторских иллюстраторов Уилла Борраса и Дункана Яго.
Прорыв
Несмотря на стойкий имидж андеграундной команды, ходят слухи, что на девятом году своего существования компания Plus Two наконец-то близка к большому прорыву наверх. Студия только что закончила большой проект для авангардного бара Soba, для которого им пришлось разрабатывать абсолютно все, начиная с меню и кончая спичечными коробками. А такого рода проекты просто обязаны делать своих исполнителей известными.
«Я прямо-таки вижу, как мы отбираем у агентств все больше и больше заказов», — смеется Эндрю. Вместе с Дарреном он великолепно живописует, как они будут подписывать контракты сразу с четырьмя или пятью крупными клиентами и брать на себя все, что касается их дизайна, от рекламы и упаковки до канцелярских принадлежностей и Web-страниц. Даррен интересуется также дизайном обложек для компакт-дисков, однако, как замечает Эндрю, даже если работать с самыми известными исполнителями, «денег на этом не сделаешь».
Правда, нельзя сказать, что деньги когда-либо были главным побудительным мотивом для Plus Two. Эта команда собралась, скорее, для того, чтобы получать удовольствие от работы. Эндрю говорит: «Если бы вы спросили меня, когда мне было десять лет, чем бы ты хотел заниматься в будущем, я бы вам ответил: «Я бы хотел заниматься графическим дизайном для BMX». И вот мне 28, и я занимаюсь именно этим!»
За более подробной информацией обращайтесь на сайт www.btinternet.com/~plus.two
КомпьюАрт 1'2000