КомпьюАрт

1 - 2000

Полиграфия XXI века — что и как будет?

Алексей Серов

Разговоры, предсказания, прогнозы, планы и проекты… Что и как будет? Все это — реальные приметы больших перемен, которых все ожидают с наступлением нового века.

Полиграфисты ждут его не только по календарю, но и по новым, технологиям. Выставка DRUPA’2000, которая пройдет в мае в Дюссельдорфе, продемонстрирует новые возможности нового оборудования. Именно в эти дни в бескрайних павильонах самой популярной, самой авторитетной, самой престижной полиграфической выставки в мире можно будет увидеть, какой будет полиграфия XXI века, – по крайней мере первой его половины.

Но пока до выставки еще есть время и все без исключения фирмы проводят последнюю подготовку, можно поразмышлять об основных тенденциях, по которым будет развиваться полиграфическая промышленность в мире и в России, в частности, в ближайшее время. Ну, скажем, первое десятилетие третьего тысячелетия. Причем не стоит углубляться в детали, характеризуя определенные виды оборудования, хотя подробно остановиться на некоторых придется, так как они ярко выражают те основные направления, по которым происходит общее развитие.

В этой статье будут рассмотрены четыре направления развития полиграфии, хотя их, несомненно, больше.

Первое — все большая автоматизация офсетной печатной машины. Второе — единый цифровой поток данных для всего производственного процесса. Третье — развитие ролевой газетной печати. И четвертое — новый уровень и масштаб цифровой полиграфии.

Однако перед тем как начать подробный анализ перечисленных пунктов, стоит сразу оговориться, что разговоры о том, что через пятьдесят лет люди перестанут читать книги и печатная продукция полностью будет вытеснена электронными средствами информации, на мой взгляд, абсолютно несостоятельны. Недавно Хартмут Медорн, в недалеком прошлом Председатель правления Heidelberger Druckmaschinen AG, а ныне Председатель Совета директоров концерна «Немецкие железные дороги», в интервью журналу «Эксперт» отметил: «Я гарантирую, что и через пятьдесят лет на рынке будут книги и журналы. Причина этого очень проста: для электронных СМИ вам нужна электроэнергия, нужны программные продукты и компьютер. А для печатных – только две руки и газета». Довод прост, но оспорить его невозможно.

Процесс автоматизации печатного производства является ключевым для Heidelberg с самого начала его работы. Чем сложнее система, тем, как известно, она больше подвержена риску выхода из строя отдельных элементов. Особенно это относится к электронике. Для обеспечения полного контроля и полной ответственности за свои машины Heidelberg — единственный производитель в полиграфическом машиностроении — создал на заводе в Вислохе цех, где из получаемых микроэлементов собираются все электронные платы при многоступенчатом тестировании на специальных стендах и на самой машине. Стандарт качества собираемых электронных систем выше общепромышленного и близок по надежности к военным стандартам. Наилучшим воплощением высокотехнологичной, автоматизированной машины являются печатные машины Speedmaster во всех форматах. А Speedmaster 74 — самая популярная печатная машина в мире в формате А2. Новая версия машин Speedmaster SM CD 102 поколения CP2000, несоменно, достойное продолжение всем предшественницам.

Впервые показанное на выставке IPEX’98 в сентябре 1998 года новое поколение систем управления CP2000 объединяет в себе все функции управления машиной и печатью CPTronic и CPC 1-04 и множество новых возможностей. На сегодняшний день все Speedmaster 102 в стандарте оснащаются этим эргономичным пультом. Девизом для этой, не имеющей аналогов системы стал слоган One Touch Productivity («Производительность в одно прикосновение»), так как практически все фукции управления печатник осуществляет непосредственно с сенсорного монитора (TouchScreen Monitor), который располагается на легко перемещаемой в трех измерениях штанге. На самом столе остались только кнопки зональной регулировки подачи краски зеленого цвета, хотя и они дублируются на мониторе. Интерфейс написан в среде Windows NT и поэтому привычен в управлении и имеет возможность расширения дополнительными функциями. Интерфейс в основном графический, но в отличие от CPC 1-04 в CPTronic имеется и текстовая информация (в том числе и русская версия). Это помощь online (подсказка о назначении кнопки), каталог запасных частей и инструкция по эксплуатации в интерактивном режиме. Графические символы удобны и понятны, а также совпадают с теми, что использовались в CPTronic и CPC 1-04. Появилась собственная память на 250 работ помимо по-прежнему используемой флэш-карты CPC на 50 работ. Новой функцией является также возможность получения online по сети без карты CPC-данных о предустановке красочных зон от устройств CPC 31 и CPC 32, так называемая опция PresetLink. Еще одно важное нововведение отличает CP2000 — это пакет программных функций Color Fast Solution (быстрое цветовое решение). Он включает:

* ускоренную реакцию красочного аппарата;
* зеленые световые сигналы для контроля состояния машины;
* автоматическое следование изменения подачи увлажняющего раствора
  за резким изменением подачи краски;
* обучаемые программы пред- и послеувлажнения;
* высокую точность позиционирования красочных зон.
Новая система управления CP2000 дала название новому поколению машин Speedmaster 102. Кроме собственно новой консоли управления сюда входят новая система смывки офсетного полотна, управляемая с пульта CP2000 раскатная группа красочного аппарата, двухсторонний противоотмарывающий аппарат Exatronic DuoPlus, ImageControl CPC 24, воздушная проводка листа AirTransfer, система автоматического снабжения краской InkLine. Но главное в поколении Speedmaster 102 CP2000 – это возможность дальнейшего расширения и подключения новых функций, даже тех, которых еще не существует, благодаря допрограммированию системы управления CP2000. Кроме того, система является открытой для интеграции в комплексы с до- и послепечатной подготовкой. Именно поэтому, несмотря на многочисленные новые разработки в области машин Speedmaster, система CP2000 останется в программе по крайней мере (это уже известные прогнозы) до Drupa’2004.

Возможности, предоставляемые CP2000, позволяют в еще большей степени реализовать стратегическое направление в современном полиграфическом производстве — объединение всего производственного процесса единым информационным потоком. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции и высоких требований к качеству и срокам, интеграция областей Prepress, Press и Postpress, а также цифровая обработка данных стали ключевыми требованиями для типографий. Условия в типографиях при этом настолько различны и пожелания клиентов так многообразны, что квалифицированно отвечать всем условиям достаточно сложно. При этом всегда необходимо помнить о перспективах развития. Поэтому Heidelberg предлагает целый ряд ориентированных на клиента решений. Эти решения уже сейчас позволяют использовать новые возможности для установленных машин, добиваясь повышения качества, оперативности и так далее. Именно это отражено в таблице.

Основой единого рабочего потока данных Workflow является формат PPF (Print Production Format), который стал результатом работы группы CIP3. Благодаря PPF уже сегодня данные из допечатной ступени могут передаваться напрямую в печатную машину для предустановки красочных зон. Возможна также предварительная настройка резальной машины. В будущем станут возможны такие функции, как настройка фальцевальной машины и полностью автоматическая установка значений цвета и оптической плотности, которые есть в формате данных CIP3.

Глобальные изменения происходят и в газетной ротационной печати. Здесь тенденция к персонализации продукции особенно заметна. Спрос на этом рынке чрезвычайно динамичен. Во-первых, тиражи должны печататься все быстрее, чтобы выдерживать конкуренцию с электронными СМИ. Если, например, журналист в семь часов вечера написал свою статью, то у него мало шансов, что утром ее смогут прочитать. Мы хотим, чтобы журналист, который написал в двенадцать вечера свою статью, в семь утра увидел ее опубликованной. Для этого нужно создавать новые технологии. Весной 2000 года Heidelberg представит новую газетную машину, которая будет печатать со скоростью восемьдесят тысяч оборотов в час. Это в два раза быстрее, чем сейчас. А еще через год машины, вероятно, будут способны разгоняться до 160-180 тысяч оборотов в час. И это будет реальная рабочая скорость.

Структура газет тоже меняется. Они становятся более узкими по тематике и малотиражными. Международные и общенациональные газеты теряют свое значение. Люди хотят знать, что происходит в их городе, на соседней улице. Если вы интересуетесь футболом или садоводством, вы захотите покупать именно ту газету, которая отвечает вашим интересам. То же самое происходит и с печатной рекламой. Если в агентстве знают, что вы недавно женились, они будут направлять вам рекламу детского питания, в то время как людям преклонного возраста эта информация не нужна. Эти тенденции свидетельствуют о том, что будущее в полиграфии — за малыми, оперативными, но современными в технологическом уровне типографиями. Они смогут быстро печатать и быстро поставлять информацию конкретному, персональному читателю.

Созданная с учетом этих реальностей машина Mainstream 80 — первый представитель будущей семьи газетных машин Heidelberg. Это 8-страничная (рулон двойной ширины) ротация, у которой соотношение диаметров формного/офсетного цилиндров составляет 1:1. «Этот новый формат в полном объеме удовлетворяет требования газетных типографий, — сообщил Боб Браун, руководитель отдела Heidelberg Web Systems, — потому что машина работает с большой скоростью, быстрее настраивается и расходует меньше печатных форм».

Heidelberg выбрал двойной газетный формат и пошел по пути увеличения ширины рулона в два раза, сохранив при этом соотношение диаметров офсетного и формного цилиндров 1:1, так как это позволяет достичь более высоких скоростей работы и одновременно вдвое сокращает количество печатных форм. По сравнению с 8-страничной машиной одинарной ширины производительность Mainstream больше почти в 4 раза. Индивидуальные электроприводы, установленные на каждой печатной секции, позволяют менять офсетные формы без остановки печати. Это дает возможность печати переменной информации в одном издании без остановки всей машины.

Теперь эта технология впервые применена при создании газетной печатной машины. Технология Sunday дает машинам Mainstream динамичный спокойный ход и стабильность, что позволяет работать со скоростью до 80 000 об./ч. Mainstream по выбору может поставляться с клапанным или барабанным фальцаппаратом. Клапанный фальцевальный аппарат имеет соотношение диаметров цилиндров 5:5 и работает с макс. скоростью 80 000 экз./ч.; барабанный фальцевальный аппарат имеет соотношение цилиндров 3:2 и работает с макс. скоростью до 75 000 экз./ч. Оба фальцаппарата позволяют выпускать газеты объемом от 8 до 96 страниц с шагом в две страницы (8, 10, 12 и т.д.). Таким образом газетные типографии получают возможность увеличить место для печати рекламы, но при этом им не нужно увеличивать количество полос на 4, что бывает неизбежным при подборке газеты в машинах с двойным диаметром цилиндра.

Уже с 1996 года Heidelberg упорно работает над разработкой новой серии газетных машин. При этом использовался большой опыт, накопленный компанией в сфере как акцидентной и иллюстрационной, так и газетной печати.

И, наконец, четвертое направление.

В настоящее время на рынке печатных услуг наиболее динамично развивающимся является сегмент так называемой печати по запросу (on-demand printing) с тиражами в диапазоне 50-500 экземпляров. Его емкость значительна, а темп роста составляет порядка 15% в год. (Для сравнения: рынок офсетной печати – всего 2% ежегодно!) По прогнозам исследовательской организации CAP Venture, объем печати по запросу к 2004 году составит порядка 50 млрд. долл. США. Очевидно, что это лакомый кусок для производителей цифровых печатных технологий, и именно на этом поле разворачивается настоящая борьба между конкурентами.

Компания Heidelberg в последние годы вышла за рамки традиционного производителя печатных машин и стала единственным поставщиком комплексных решений полного цикла для полиграфического производства. Но это не предел, и Heidelberg в последнее время уделяет очень серьезное внимание рынку цифровой печати и направляет значительные ресурсы и средства для разработки и создания самых современных решений в этой области.

В 1997 году Heidelberger Druckmaschinen AG и Eastman Kodak Company, мировой лидер в сфере цифровых технологий формирования и обработки полноцветных изображений, организовали совместное предприятие NexPress Solutions LLC. В рамках этого предприятия ведутся работы по созданию передовой цветной цифровой печатной машины и технологии печати переменных данных. На научно-исследовательские работы только в 2000 году будет потрачено около 200 млн. долл. США.

С целью большей концентрации ресурсов на этом направлении в 1999 году в рамках Heidelberg Group создана новая компания Heidelberg Digital LLC, которая будет осуществлять всю деятельность, связанную с цифровыми технологиями. Для укрепления позиций в области цифровой черно-белой печати в этом же году у компании Eastman Kodak приобретено подразделение Office Imaging, которое вошло в состав Heidelberg Digital. Вследствие этого приобретения также в 1999 году успешно произведен запуск первого цифрового комплекса черно-белой печати Heidelberg Digimaster 9110, оказавшегося очень конкурентоспособным на рынках Западной Европы и США. Результаты превзошли все ожидания. Планируется в скором времени начать продажи этого оборудования и в России…

Обозначенные выше тенденции определены мировым уровнем полиграфического производства и опытом больших и малых типографий во всем мире. В России, безусловно, процесс развития происходит немного по-другому. Но уровень и темпы роста отечественной полиграфии подтверждают прогнозы о стремительном развитии полиграфической промышленности. И в самом скором времени все, о чем рассказывалось выше, будет полностью справедливо и для России.

 

Алексей Серов — руководитель отдела маркетинга московского представительства фирмы Heidelberg

КомпьюАрт 1'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства