EVA’99 Electronic Imaging & the Visual Arts в ГТК
Пока цифровые художники (digital artists) создают (no problem) свои невидимые без компьютера творения, пока специалисты и критики обсуждают связанные с этим проблемы, в реальном мире происходит масса сугубо реальных и поучительных историй. Цифра порождает цифру, цифра порождает деньги. Оказывается, один американец, некий Билл Гейтс (poor his mother), в свободное от работы (биржевые спекуляции) время занимается скупкой работ известных мастеров. Но поскольку он настоящий миллионер и привык на всем экономить — он экономит и на этом. Поэтому покупает не сами предметы искусства, а их электронные изображения. И накупил их уже больше 10 000 штук. В первую очередь это лучшие работы из десяти самых известных музеев мира.
Изюминка этой истории в том, что права на публикацию изображений на бумаге по-прежнему принадлежат музеям, а вот электронно они их изобразить более не смеют. Права на цифровые изображения принадлежат тому, кто их купил, — упомянутому (уж не к ночи ли?) Биллу.
Кстати, а не поучаствовали ли в этой истории и российские музеи? Об этом наша желто-серая пресса как-то в основном молчит.
Но кроме этой существует масса других проблем, связанных с оцифровкой и хранением всего, что уже создало человечество, — книг, картин, скульптур etc. Именно этим проблемам и посвящена ежегодная международная конференция EVA. Уходящий год оказался для нее юбилейным — десятым. А в России в этом году (25-29 октября) успешно прошла уже вторая подобная EVA. На ней было представлено более 100 докладов, тогда как на EVA’98 их было 70. В этом году возросло и количество заявленных участников. Их было уже более 600. Собрались специалисты из тридцати регионов России и 12 стран мира (Китай, Австралия, Япония, Франция, Италия, Корея, США, Израиль…). Организовали ее Центр по проблемам информатизации сферы культуры МК РФ (Центр ПИК), Государственная Третьяковская галерея и VASARI (UK, (www.vasari.co.uk)). Круг интересов: все проблемы, связанные с электронными изображениями и цифровым искусством, что и следует из названия.
Внедрение в повседневную жизнь высоких цифровых технологий дает богатую пищу для рассуждений философам, психологам, социологам и прочим психоаналитикам. Это как планктон для китов. В связи с этим, кстати, с 1997 года ЮНЕСКО проводит всемирный конгресс «ИнфоЭтика».
Российские библиотеки и музеи, по большому счету, только начинают большую оцифровку. Надо качественно сканировать и фотографировать, надежно хранить электронные имиджи, защищать локальные сети и создавать общемузейную, общебиблиотечную, общероссийскую сеть. Пока же создано лишь несколько локальных сетей. Это в среднем по сорок компьютеров в сети, а иногда и около ста. Например, в ВГБИЛ — 131 штука, в РГБ — 104, дальше — меньше. Всего же в России три тысячи библиотек, и эра онлайнового сетевого взаимодействия для них хоть и актуальна, но не реальна.
Пришло время создания единого информационного пространства России и размещения в нем электронных музеев и библиотек, творческих союзов и художников-одиночек. Участие в этом Министерства культуры Российской Федерации позволяет говорить о возможностях в перспективе госуправления этим процессом. Ясно, что на эти цели надо рублей сильно много (very much). Однако госполитика в применении информационных технологий еще не сформирована. Совсем. А очень бы хотелось. Проблема электронных картинок сразу приводит к глобальной проблеме нашего культурного наследия и правового регулирования.
В заключение. Некоторые символы и знаки, если их найти, дают ключ к пониманию процесса, из которого они извлечены. Практически визуальное искусство и построено на том, что каждый художник, и отнюдь не только цифровой, пытается это интуитивно, или подсознательно, сделать. Ева — это тоже символ. Как только мы говорим Ева, мы подразумеваем Адама, который остался без ребра. Ну а в данном случае раз Ева — это электронные изображения и визуальное искусство, то Адам — это все человечество, которое их породило. А змий, чисто по жизни, это средства коммуникации и, конечно, Интернет, который с древа жизни предлагает попробовать сладкое яблочко информации. Слово за новыми технологиями. Которые, во-первых, позволят материализовать виртуальные имиджи и подпространства, а во-вторых — решить обратную задачу. Это и есть то самое яблочко. Яблочко третьего тысячелетия. Кушай, кушай.
Более подробную информацию можно найти в разделе «события» на сервере www.tretyakov.ru
КомпьюАрт 1'2000