Дизайн и искусство будущего?
Вот уже третий год в центре выставочного искусства «МАР’С» проходит международный фестиваль цифровых искусств Art Digital. Здесь демонстрируются работы известных мастеров цифрового искусства (как российских, так и зарубежных) которые не только созданы и обработаны в цифровом пространстве, но и в выставочных залах показываются зачастую на компьютерах. При осмотре экспозиции приходишь к мысли, что таким, возможно, станет искусство в будущем.
Идеология
Фестиваль цифровых искусств Art Digital остается самым крупным международным мероприятием в области цифрового искусства, проводимым в России. В этом году на нем были представлены 24 произведения 21 художника по теме «Оцифрованная любовь».
Саша Турецкая. «Команда любви»
По словам Натальи Косолаповой, генерального директора объединения «МАР'С», идея концепции фестиваля этого года пришла одновременно и ей, и куратору проекта Антонио Джеуза. Таким образом, на заседании, посвященном вопросам организации Art Digital 2005, было принято решение задать именно эту тему. Перед художниками была поставлена задача показать свое представление о том, какой может быть оцифрованная любовь. «Оцифрованная любовь» своего рода оксюморон, ведь машина не способна, подобно человеку, испытывать чувства. К тому же это словосочетание вызывает тревогу, рожденную невозможностью на рациональном уровне достичь заданной цели. Атмосферы тревоги вообще была характерна для фестиваля этого года: художники хотели рассказать о чувстве дискомфорта, возникающем у них изза коммерческой необходимости нравиться публике.
Фестиваль Art Digital это протест против ситуации, сложившейся в настоящее время на большинстве художественных выставок. По мнению создателей проекта, многие работы, демонстрируемые сегодня на выставках, часто бывают сделаны в соответствии с параметрами квартир коллекционеров или корпоративных офисов. Организаторы Art Digital считают, что произведения искусства потеряли право быть неприятными и бескомпромиссными и стали более «комфортабельными». Они прилагают все усилия для того, чтобы доказать, что современное искусство может быть совсем иным.
Более того, концепция и формат фестиваля поощряли все неприятное и бескомпромиссное в представленных работах. Главные роли на Art Digital отводятся не столько публике, сколько самим художниками, которые получают право думать лишь о реализации своих творческих замыслов, а не о том, как и во сколько оценят их произведения.
Международный фестиваль цифровых искусств Art Digital не приносит ни какой материальной выгоды своим организаторам. Все работы изначально создавались художниками для экспозиции, а не для продажи.
Каждый из участвовавших в фестивале художников в своем уникальном стиле интерпретировал чувство любви в цифровом пространстве. Одни иронизировали, другие, наоборот, предпочли серьезный подход.
Михаил Никитин и Татьяна Никитина (группа «Митро»). «Я люблю Пикассо… и я люблю Пикассо»
Работы
На фестивале, как уже говорилось, было представлено 24 работы. Экспозиция была построена по определенному сюжету посетители выставки должны были совершить своеобразное эмоциональное путешествие через «рай» и «ад».
Сначала они попадали в рай. Среди «райских» работ не могла не привлечь внимания огромная комната с полом, расчерченным под футбольное поле. На стены комнаты проецировалось видео, демонстрирующее игру, которую ведут три игрока: два мужчины и женщина в сетчатых колготках и туфлях на высоких каблуках. Зрителю видны только ноги игроков. Философия этой работы под названием «Команда любви» (авторство Саши Турецкой) такова: «Оцифрованная любовь это… игра в футбол!». Остальное зрители должны домыслить сами.
Работа Михаила и Татьяна Никитиных (группа «Митро») под названием «Я люблю Пикассо… и я люблю Пикассо» тоже попала в «рай». Это видеоинсталляция, на которой два профиля, собранные из разрозненных фрагментов фотографий человеческого лица, непрестанно повторяют название самой работы. Кстати, довольно громко и с очень специфической акустикой. Создатели работы говорят, что таким образом они хотели провести параллель между определением оцифрованной любви и глубокой и искренней любовью «к одному из величайших революционеров в искусстве XX века».
Сабрина Рааф. «Невнятное» |
Константин Худяков. «Основной инстинкт» |
Что касается «адской» части программы, то здесь все было не менее концептуально. Интересна работа «Основной инстинкт» Константина Худякова. Для выставки «Оцифрованная любовь» было отобрано несколько этюдов из данного проекта. В этих картинах средствами, имеющими мало общего с живописью, художник создал произведения, обладающие всеми эстетическими качествами живописного холста. При этом изучаемый и воссоздаваемый предмет обнаженная модель претерпел многократные цифровые перевоплощения. Работы состоят из женских силуэтов, собранных в причудливые зеркальные конструкции, в которых происходят бесконечные отражения и преломления друг в друге элементов общей картины. По мнению автора, этюды из «Основного инстинкта» рождены стремлением реанимировать образы, давно и незаслуженно утраченные, а также заставить зрителя восхититься переложенной на цифровой формат живописной красотой человеческого тела.
Маргарита Глузберг. «Транскодификация»
Джереми Бейли. «Абсолютный эффект»
Не менее своеобразна работа Сабрины Рааф (США) под названием «Невнятное». Она собрана в отдельном зале из видеоинсталляций, а также из фотографий и объектов. Это довольно странная на первый взгляд работа: кусочки чегото белого, похожего на макароны, девушка с высунутым языком и зарывшийся в эти белые кусочки человек. При ближайшем рассмотрении «макароны» оказываются… восковыми слепками с языка. «При создании этой инсталляции я неоднократно опускала язык в жидкий воск, говорит Сабрина Рааф, и удерживала воск на языке, пока не засохнет, а затем бросала восковой слепок в угол комнаты. Каждый из этих слепков представляет момент, когда я была неспособна высказаться. Я чувствую, что все эти моменты и неприятные воспоминания остаются с нами в течение всей жизни и растут в уголках нашего мозга. Мы несем их с собой». По ее словам, данная инсталляция отображает те случаи, когда вы говорите и чувствуете, что ваш язык будто бы покрыт воском изза необходимости неоднократно повторять одно и то же, и вы просто не в состоянии произнести фразу.
Еще одна интересная работа из «ада» инсталляция «Абсолютный эффект» канадского дизайнера и художника Джереми Бейли. Она представляет собой портрет молодого человека в разнличной цифровой обработке. Реалистичная фотография постепенно преображается, и от изображенного на ней молодого человека остается лишь очерченный цветными линиями силуэт. Основная мысль работы такова: когда любовь уходит, необходимо набраться смелости и честно описать состояние полного отчаяния, в котором пребывает покинутый человек. «”Оцифрованная любовь” это отсутствие боязни показать свои чувства, когда в твоем сердце боль», утверждает автор «Абсолютного эффекта».