КомпьюАрт

1 - 2006

Профессия — иллюстратор

Марго Григорян

Карьера

Трудовые будни

Стиль

Творческий процесс

Планы, мечты

Работы художника-иллюстратора Айрин Марии Якобс (Irene Maria Jacobs) широко известны не только у нее на родине — в Голландии, но и во всем мире, включая Россию. Стильные и современные, они отличаются отличным вкусом и изысканностью и отражают последние тенденции в мире коммерческой иллюстрации, не повторяя при этом надоевших клише и оставаясь характерными и самобытными. Несмотря на большое количество заказов, Якобс нашла время, чтобы ответить на вопросы нашего журнала о своей профессии.

Карьера

Айрин Мария Якобс родилась в 1969 году в Голландии. Рисовать она любила с самого детства. Правда, художница признается, что тогда ее навыки оставляли желать лучшего. «Я могла рисовать только девочек с совершенно одинаковыми лицами и фигурами, — рассказывает Якобс. — И постоянно повторяла эти рисунки, потому что когда я пыталась нарисовать что­то другое, например лошадь, то не представляла себе, как это сделать. В итоге у меня получалась лошадь с ногами девочки. Но все вокруг уверяли меня, что рисую я хорошо, поэтому я никогда не задумывалась о карьере в какой­либо другой сфере».

Образование в области модной иллюстрации Якобс получила в колледже St. Joost Art College, находящемся в г.Бреде на юге страны. Учебную практику она прошла в Германии, где в качестве свободного художника сотрудничала с несколькими популярными журналами.

Получив диплом бакалавра искусств в 1993 году, Якобс начала работать вместе с фрилансерской группой графических дизайнеров и иллюстраторов. По словам самой художницы, в этот период она многому научилась, в частности использовать возможности, которые предоставляют современным дизайнерам и иллюстраторам компьютерные технологии. Якобс три года проработала в этой группе в качестве иллюстратора и ассистента дизайнера. За это время она успела значительно углубить свои знания и приобрести необходимые знания в этой области.

Иллюстрация, выполненная по заказу журнала Jewels Fashion & Watches

Иллюстрация, выполненная по заказу журнала Jewels Fashion & Watches

В 1996 году художница почувствовала, что готова работать самостоятельно, и переехала в Роттердам, где живет и сейчас. Оставаясь фрилансером, Якобс начала вырабатывать свой собственный художественный стиль и искать клиентов, которые позволили бы ей реализовать свой творческий потенциал в избранном стиле.

Успех пришел к ней довольно быстро. Список известных компаний, вошедших в число ее клиентов, продолжает пополняться и по сей день. В их числе такие крупные фирмы, как Coca­Cola, Ferrero, Toyota, L'Oreal, Sainsbury's и многие другие. Якобс также довольно часто выполняет заказы различных журналов. Она иллюстрирует статьи, создает коллажи для Marie Claire, Glamour Vibe, Brillant, Jewels Fashion & Watches и других популярных журналов. Некоторые из этих изданий в России выходят с иллюстрациями Якобс.

За профессиональные заслуги Якобс была удостоена нескольких наград. Особенно гордится художница наградой в категории «Рекламная иллюстрация» от Ассоциации нидерландских дизайнеров (Beroepsorganisatie Nederlandse Ontwerpers), которую она получила в 2000 году.

В начало В начало

Трудовые будни

Якобс позиционирует себя как иллюстратора. По ее словам, она никогда не пыталась найти работу в индустрии моды, поскольку считает, что в этой области не слишком много интересных для нее заказов. Сейчас Якобс сотрудничает в основном с различными рекламными агентствами, которые находят для нее заказчиков, и с журналами.

В некоторых своих проектах Якобс исполняет также роль графического дизайнера. Ей больше всего нравится делать всю работу самой — так она может полностью задействовать все свои способности. И все же Якобс признается, что к исполнению таких проектов она подходит с точки зрения иллюстратора. Поэтому дизайном в чистом виде она занимается крайне редко. «Все зависит от результата, которого ожидает клиент. н апример, если нужно создать отрисованный от руки шрифт, то такое задание лучше поручить не дизайнеру, а именно иллюстратору», — считает Якобс.

Фотографии колец и подвесок стали частью иллюстрации для журнала Jewels Fashion & Watches

Фотографии колец и подвесок стали частью иллюстрации для журнала Jewels Fashion & Watches

Как правило, работу разбивают на отдельные этапы, а Якобс выполняет ту ее часть, которая отведена иллюстратору. «Дизайнер разрабатывает концепцию проекта и представляет ее заказчику, после чего проект передается мне для создания иллюстраций, — говорит Якобс. — Понятно, что на этом этапе я не могу сильно изменять идею заказа».

Но зачастую в процессе работы над проектом у Якобс появляются свои идеи, которые никак не вписываются в предложенный дизайнером макет. «Мне всегда бывает очень обидно в таких случаях, — говорит художница. — Ведь конечный результат мог бы быть намного лучше, если бы заказчики привлекали иллюстраторов­фрилансеров к проекту еще на стадии разработки концепции. Проблема в том, что чем больше бюджет, тем меньше времени отводится на реализацию проекта. А иллюстрация требует времени и точного понимания того, как должен быть выполнен проект и почему. Дело же не только в технике».

Работа для журнала Brillant

Работа для журнала Brillant

Что касается поиска новых клиентов, то чаще всего они сами находят Якобс благодаря агентству, которое рассылает портфолио иллюстратора потенциальным заказчикам. Время от времени новые клиенты появляются после публикаций о Якобс в специализированной прессе. А иногда художница лично представляет свое портфолио, поскольку, по ее словам, ей нравится самой узнавать людей, с которыми она, возможно, будет работать в будущем.

Клиентов также привлекает Интернет­страница иллюстратора по адресу: http://www.im-jac.com/. Здесь можно ознакомиться с портфолио работ Якобс и посмотреть, в каких жанрах она создает иллюстрации. Страница эта, к слову, заслуживает особого внимания. Выполнена она таким образом, что красочное оформление делает удобной навигацию по сайту, а не отвлекает от контента, в отличие от многих аналогичных страниц, создатели которых в погоне за креативом часто жертвуют функциональностью.

В начало В начало

Стиль

Отличительная особенность творчества Якобс состоит в том, что она не привязана к одному художественному стилю, а много экспериментирует, создавая работы в самых разных стилях и техниках. Из­под ее руки выходят как нежные, женственные иллюстрации, выполненные в технике тонких, почти прозрачных линий и пастельных тонов, так и яркие, сильные рисунки в ультрасовременном ключе. Реалистичные и абстрактные, серьезные и ироничные — все работы Якобс очень разные, но в то же время похожие. Трудно сразу понять, что их объединяет. Но через некоторое время становится ясно, что будь то мультипликационный герой или иллюстрация для модного журнала — все работы выполнены с одинаковым изяществом и утонченностью. И даже если Якобс использует приглушенные, неяркие цвета, ее иллюстрации несут в себе огромный заряд положительных эмоций.

«Я стараюсь работать в различных техниках, — говорит Якобс. — Сейчас очень многие создают иллюстрации в таких программах, как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, поэтому нужно уметь делать еще что­то свое. Чтобы никто не понял, как скопировать этот стиль».

На вопрос о том, есть ли у нее какой­либо любимый стиль, Якобс отвечает отрицательно. По ее словам, в работе над иллюстрацией любого стиля есть этапы, от которых она в восторге, к тому же она всегда уверена, что сможет нарисовать именно то, что нужно клиенту.

В начало В начало

Творческий процесс

Любой проект для Якобс начинается со сбора необходимой графической информации. Она просматривает множество книг и журналов, имеющих отношение к тематике работы. Затем художница решает, в каком именно стиле и в какой технике будет выполнена иллюстрация. Все найденные изображения и фотографии она сканирует, распечатывает и помещает на свой рабочий стол.

Если требуется, она также делает предварительные фотографии людей и объектов, которые впоследствии использует в качестве вспомогательных материалов при создании иллюстраций. Именно так она поступила во время работы над свадебными приглашениями, которые ей заказали. Как рассказывает Якобс, это был очень интересный проект — клиенты предоставили ей полную свободу. Приглашения заказала девушка, которая выходила замуж за мужчину по имени Вольф (волк). На приглашении Якобс решила изобразить сказочных героев — Волка и Красную Шапочку, которые олицетворяют жениха и невесту. Сначала художница сделала фотографию сидящей девушки с плаще с капюшоном, затем нарисовала по снимку набросок и только после этого перенесла работу в цифровое пространство.

Якобс работает преимущественно в двух программах — Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Но у художницы есть одно основное правило, которого она придерживается всегда: сначала нужно разработать подробный план действий, четко понять, что нужно нарисовать, и только после этого садиться за компьютер.

Иллюстрация к тесту в журнале Dif

Иллюстрация к тесту в журнале Dif

Однако есть в портфолио Якобс и работы, выполненные от руки. Например, такова иллюстрация для журнала Dif к тесту «How Mad am I?» («Насколько я зла?») с вариантами ответов. Якобс нарисовала хрупкую девушку с ножом в руках. Иллюстрация выглядит слегка незавершенной и нарочито неаккуратной, что придает ей особый шарм.

Больше всего Якобс нравится работать над заказами, которые позволяют ей самостоятельно принимать все художественные решения. В их числе — несколько проектов для журнала Jewels Fashion & Watches (художница продолжает сотрудничать с этим изданием и сейчас). По заказу данного журнала она должна была проиллюстрировать ювелирные изделия из последних коллекций для разворотов рекламного характера. Якобс решила сделать фотографии украшений частью иллюстрации, и ей это удалось: снимки колец, брошей, браслетов, подвесок и кулонов гармонично интегрированы в иллюстрацию.

Эскиз для свадебного приглашения

Эскиз для свадебного приглашения

Свадебное приглашение

Свадебное приглашение

Еще один интересный заказ, о котором рассказала Якобс, — это иллюстрация для компании Philips. Якобс нужно было создать персонаж для новой линейки продуктов Philips. Художница специально нарисовала несколько портретов и отправила их и другие созданные ею ранее портреты в компанию Philips, чтобы показать, как сильно может измениться лицо при изменении отдельных его черт: глаз, бровей, губ и т.д. В компании выбрали два портрета и попросили Якобс нарисовать работу в подобном стиле. «Было сложно нарисовать нечто совершенно иное, не выходя за рамки стиля, в котором я работала ранее, — подчеркивает иллюстратор. — Так, пришлось рисовать портрет черной женщины в том стиле, в котором я до этого рисовала белого мужчину».

Нередко Якобс просят нарисовать персонажей, похожих на мультипликационных. По словам художницы, у таких работ есть одна отличительная черта. «Бывает, я нарисую персонаж и он мне очень нравится, — рассказывает Якобс. — Но потом, когда приходится рисовать его в другом ракурсе, может получиться совсем непохоже. На то, чтобы добиться сходства, иногда уходит довольно много времени».

Прежде чем приступить к работе, Айрин Якобс собирает множество фотографии и рисунков, из которых черпает вдохновение

Прежде чем приступить к работе, Айрин Якобс собирает множество фотографии и рисунков, из которых черпает вдохновение

В процессе своей деятельности иллюстратор сталкивается и с трудностями технического характера. «Иногда, когда сроки сдачи заказа уже близко, я начинаю нервничать и перестаю видеть свою работу в нужном свете, — говорит Якобс. — Кажется, что все замечательно, но один глаз может оказаться на щеке, а второй где­то еще, но не там, где надо. А всего одна линия или точка может превратить лицо, которое мне нравилось секунду назад, в нечто непривлекательное». Поэтому, когда художница рисует от руки, ей очень не хватает опции возврата к предыдущему действию, к которой она привыкла, работая на компьютере.

В начало В начало

Планы, мечты

Якобс собирается продолжать работать над развитием своего художественного стиля, чтобы выполнять самые разные заказы. Она надеется, что когда­нибудь состоится выставка ее работ. А еще художница очень хочет выпустить книгу своих рисунков.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства