Анна Остроумова-Лебедева: Петербург герой на всю жизнь
Художники книги ХХ века. Окончание. Начало в № 12’2005
В 1906 году ОстроумоваЛебедева выполнила гравюры к известному и очень популярному роману американского писателя Джеймса Фенимора Купера (17891851) «Последний из могикан». Это было единственное в ее жизни произведение иностранной художественной литературы, которое она решилась проиллюстрировать, хотя и не по собственным рисункам. В ноябре 1905го Анна Петровна писала подруге: «Может быть, у меня будет заказ резать рисунки Бенуа к иллюстрациям романа Фенимора Купера. Рисунки Бенуа мне не очень нравятся, и мне над ними придется поработать, так как они недоделаны и торопливо исполнены...». (Купер был одним из любимейших писателей Александра Николаевича Бенуа, с которым он познакомился еще в детстве по сокращенным переводам в изданиях М.О.Вольфа. Рисунки к «Последнему из могикан» Бенуа, надо думать, делал с любовью, но в своих мемуарах, написанных много лет спустя, даже не вспомнил о них.)
А.П.Остроумова-Лебедева. Выезд. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906
Впоследствии Анна Петровна изменила мнение об иллюстрациях Бенуа. В ее дневнике мы читаем: «Вырезая гравюру по рисунку Бенуа, я много раз мысленно благодарила его за художественный такт и прозорливость. Сейчас поясню. Когда я получила от него рисунки, мне они не понравились своей незаконченностью. Многое в них было только намечено. А потом как я это оценила! Я думаю он это сделал преднамеренно, не заканчивая, не уточняя их, и тем давал мне большую свободу граверно трактовать их и заканчивать, как я хочу».
Работа же предстояла нешуточная. Техника воспроизведения была выбрана трудоемкая многокрасочная гравюра на дереве, и для каждой из иллюстраций нужно было вырезать по двечетыре доски. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Многофигурные композиции художнице давались с трудом, а лучше получались гравюры, в которых герои изображены крупным планом. Правда, в портретной графике ОстроумоваЛебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет. Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала.
А.П.Остроумова-Лебедева. Адмиралтейство. Иллюстрация к книге В.Я.Курбатова «Петербург». Ксилография, 1912
Экспедиция предполагала выпустить серию книжек для детей, в число которых входили и пушкинские «Пиковая дама» и «Медный всадник», но ни одна из этих книг так и не была выпущена. С досок ОстроумовойЛебедевой даже не сделали ни одного оттиска, а в годы гражданской войны, когда топлива не было, и Петроград замерзал, их сожгли в печи вместо дров. Для потомков остались лишь пробные оттиски, сделанные самой художницей на ручном станке.
А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет следопыта и двух индейцев. Иллюстрация к роману Ф.Купера «Последний из могикан». Ксилография, 1906
Искусство А.П.ОстроумовойЛебедевой всегда было аполитичным, ибо политические баталии ее не интересовали. В сатирических журналах времен Первой русской революции, в которых активно работали ее друзья по «Миру искусства», она не сотрудничала. В послереволюционные годы реакции все ее внимание было отдано станковой графике. И всего лишь эпизодом в ее творческой биографии стали виньетки, сделанные для нового журнала «Сатирикон».
В 1911 году были выполнены четыре экслибриса, три из которых (по рисункам Е.Лансере и М.Добужинского) для богатого мецената, издателя журнала «Апполон» Н.П.Рябушинского. По словам Алексея Алексеевича Сидорова, «книжные знаки, выполненные в технике многоцветной гравюры на дереве А.П.ОстроумовойЛебедевой, принадлежат к лучшим созданиям русской графики тех лет». Для воспроизведения одного из экслибрисов было сделано девять досок, для другого четыре, для третьего три.
Несколько примечательных страниц творческой биографии Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой связаны с Владимиром Яковлевичем Курбатовым (18781957). Человек этот был во многом удивительным: химик по образованию, близкий друг Сергея Васильевича Лебедева, он на досуге увлекался искусством. Хобби со временем стало второй профессией. Уже в советское время Курбатов защитил диссертации, став доктором химических наук и доктором искусствоведения. Видимо, это был единственный случай в практике Высшей аттестационной комиссии!
А.П.Остроумова-Лебедева. Ростов Великий. Рисунок для обложки книги И.Э.Грабаря. Ксилография. 1913
А.П.Остроумова-Лебедева. Решетка Летнего сада и домик Петра I. Иллюстрация к книге Н.П.Анциферова «Душа Петербурга». Ксилография, 1920
Содружество началось в 1912 году, когда Курбатов попросил Анну Петровну проиллюстрировать написанный им путеводитель «Петербург. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Художница с радостью согласилась это была ее тема. Она выполнила для книги 24 небольшие по размеру чернобелые гравюры, рассчитанные на верстку в оборку, а также нарисовала эскиз переплета. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Труд Курбатова был издан в 1913 году общиной св.Евгении и имел успех, которому во многом способствовали прекрасные гравюры ОстроумовойЛебедевой. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
А до этого, в 1913 году, издательство Кнебеля, известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А.П.ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711960) «Старые городамузеи России». Иллюстрации Анна Петровна делать отказалась, ибо они уводили ее от станковой гравюры, да и тема была чужая. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
А.П.Остроумова-Лебедева. Портрет Л.Н.Толстого. Ксилография, 1929
Следующая «книжная» работа ОстроумовойЛебедевой была предпринята уже в советское время в 1920м. Это был цикл из восьми чернобелых ксилографий для книги Н.П.Анциферова «Душа Петербурга» (1922). Кроме тех гравюр, которые делались специально для этой книги, здесь были помещены и более ранние работы художницы «Голова Петра I» и «Вид на Ростральную колонну и вазу». На обложке, эскиз которой сделала Н.Е.Морозова (племянница ОстроумовойЛебедевой) была воспроизведена гравюра Анны Петровны «Сфинкс».
А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Наша библиотека». Ксилография, 1929
А.П.Остроумова-Лебедева. Памятник Петру I. Из серии «Открытые письма фронту». Автолитография, 1942
Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А.П.ОстроумовойЛебедевой. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым, издававшим журнал «Творчество». К тому времени почти все частные издательства закрыли, но монографию всетаки удалось выпустить. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881954). Время было трудное, и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. «Александр Николаевич, писала она, написал и определил мое творчество так, как никто ни до него, ни после лучше и выше о нем не сказал. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность».
А.П.Остроумова-Лебедева. Экслибрис «Моя эпитафия». Ксилография, 1946
Вскоре после этого А.Н.Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Портретная графика в ее творчестве, как мы уже говорили, редка, но портрет великого писателя получился удачным. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491936).
В 1934 году умер ее муж, Сергей Васильевич Лебедев. Это стало для Анны Петровны большим ударом и негативно сказалось на ее творческой продуктивности, к тому же и времена наступали трудные. В 19331937 годах художница не сделала ни одной гравюры.
А затем случилась война. Анна Петровна осталась в Ленинграде, пережила все трудности блокады и начала активно работать. Герой был прежний Ленинград, но техника новая автолитография. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток, изданных общиной св.Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чемнибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем, и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно «Моя эпитафия». Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие.
Скончалась Анна Петровна ОстроумоваЛебедева 5 мая 1957 года, не дожив всего лишь одного дня до своего 86летия.