Цифровая печать сегодня
Цифровая печать уверенно вошла в полиграфический мир и обрела признание как конкурентоспособный метод изготовления печатной продукции. Хотя об обещанном доминировании этой технологии речи пока не идет, тем не менее невозможно отрицать ее быстрое распространение и хорошие перспективы во всех сегментах рынка печатной продукции. Развитие цифровой печати происходит по двум основным направлениям: совершенствование технологии и совершенствование сервиса.
Технология
Совершенствование технологии цифровой печати направлено на расширение возможностей и увеличение производительности цифровой печатной техники. Термин «цифровая печать» объединяет несколько технологий, развитие которых происходит в условиях довольно жесткого соперничества друг с другом.
Подавляющее большинство моделей цифровых печатающих устройств, предназначенных для высокопроизводительной печати продукции формата А3+, пока базируется на электрофотографической технологии. Основными тенденциями в области электрофотографии являются увеличение качества оттисков, расширение спектра запечатываемых материалов, расширение цветового охвата отпечатков (включая возможность использования специальных цветов) и стабилизация цветовоспроизведения, а также повышение физикохимической стойкости отпечатков.
Xerox DocuColor 8000
Дефакто стандарты качества печати в полиграфии задает плоская офсетная технология, поэтому долгое время целью совершенствования электрофотографических устройств было достижение «офсетного» качества печати, причем не только по разрешению отпечатков, но и по их оптическим характеристикам (глянцу/матовости). Проблема воспроизведения электрофотографическим способом плавных тоновых переходов была успешно решена благодаря регулированию оптических плотностей растровых точек (характерно, что на демонстрациях цифровых печатных машин традиционно принято печатать изображения с обилием тоновых переходов и отсутствием резких мелких графических элементов, например репродукции картин импрессионистов). Однако низкое физическое разрешение печати еще недавно не позволяло электрофотографическим ЦПМ качественно воспроизводить тонкие штриховые элементы. Разработка новых мелкодисперсных тонеров с диаметром частиц 35 микрон (например, EAтонер компании Xerox) и совершенствование механизмов проявления скрытого изображения обеспечили возможность увеличения физического разрешения электрофотографии до 2400 dpi (Xerox DocuColor 250), что соответствует разрешению, с которым изготавливаются печатные формы для большинства работ, печатаемых офсетом. Вместе с тем снижение использования силиконового масла в процессе закрепления (Toshiba estudio и др.) избавило отпечатки от пресловутой глянцевитости, придав им схожесть с оттисками матовыми офсетными красками (забавно, что в офсетной печати все более популярными становятся высокоглянцевые краски, оттиски которыми очень напоминают отпечатки старых электрофотографических принтеров).
Расширение спектра запечатываемых материалов важная тенденция, которая особенно проявляется в области изготовления рекламных изданий. Поэтому для электрофотографии и родственных ей технологий жизненно важно было обеспечить возможность печати на разных типах материалов, включая фактурные бумаги. Ключ к решению проблемы перенос изображения на запечатываемый материал за счет давления. Такая технология изначально была реализована в машинах HP Indigo (электрофотография с применением жидкого тонера) и Oce СPS (электромагнитография). Производителям электрофотографического оборудования, работающего с сухим тонером, удалось значительно продвинуться в направлении расширения спектра запечатываемых материалов благодаря разработке печатающих механизмов с переносом тонера через промежуточные поверхности. Например, в ЦПМ компании Xerox в качестве такой поверхности используется ремень Digital Blanket.
Автоматический контроль цветовоспроизведения в ЦПМ был реализован едва ли не раньше, чем в офсетных машинах, причем если соответствующие системы для офсетной печати стоят очень дорого и устанавливаются пока еще редко, то в цифровых устройствах цветовоспроизведение гораздо легче поддается контролю и измерительные системы серийно интегрируются в машины.
Проблемы использования красок специальных цветов, выходящих за пределы цветового охвата триадной печати, а также повышения физикохимической стойкости отпечатков необходимо было решать для освоения рынков многокрасочных этикеток и упаковки, а также пластиковых карт. Основными игроками здесь являются два пионера промышленной цифровой печати компании HP Indigo и Xeikon. 12 лет назад, когда широкой общественности были представлены первые модели ЦПМ этих фирм, вряд ли ктото мог предположить, что подобное оборудование будет использоваться для изготовления этикеток и малоформатной упаковки. Немного позднее анонс проекта Indigo Omnius вызвал у специалистов скорее недоумение, чем энтузиазм. Однако сегодня цифровая печать многокрасочных этикеток стала вполне обыденным явлением. Характерно, что обе компании в последнее время сосредоточили свое внимание на сегментах рынка, требующих специальных возможностей оборудования, в более традиционной для цифровой печати области акцидентной малотиражной продукции им сложно конкурировать с более дешевыми решениями от «принтерных» компаний.
Мнение экспертаАлександр Аграновский, компания «Комлайн»: «Хотелось бы отметить прорыв, который за последний год совершили на российском рынке ЦПМ компании Oce, основанные на технологии электромагнитографии. Новая серия CPS800/900 Platinum это уже третье поколение, обеспечивающее качество, почти не отличимое от офсетного. Разумная цена оборудования, низкая себестоимость печати, возможность работы с плотными материалами с глубокой фактурой без снижения скорости позволили этим ЦПМ войти в тройку лидеров по числу инсталляций за 2005 год. На Oce можно печатать эксклюзивные вещи и продавать их по эксклюзивным ценам, не опасаясь демпинга. При выборе оборудования следует принять во внимание, что в любом регионе уже есть десятки-сотни конкурентов, предлагающих примерно одни и те же возможности своих электрофотографических печатающих устройств, и с каждым годом их будет только больше.
Сервисное обслуживание Oce CPS с этого года осуществляется не только через сервисный центр в Москве, но и через партнерские сервисные центры на местах. При этом есть возможность подписания покопийного контракта. Владелец Oce может занять ту рыночную нишу, о которой пишет автор статьи. Эта ниша, где предложение не превышает спрос и первопроходцы могут снять сливки, которые все так любят!». |
Проблемы использования красок специальных цветов и в Indigo,
и в Xeikon в настоящее время уже решены, причем разработаны даже белила, применяемые при печати на прозрачных этикеточных материалах.
Физикомеханическая стойкость отпечатков важна при печати как этикеток, так и упаковки, подвергающейся истиранию и термическим воздействиям. Жидкие краски ElectroInk для машин HP Indigo изначально имели высокую механическую и термическую стойкость, Xeikon же решила проблему путем разработки сухого УФотверждаемого тонера, способного выдерживать температуру до 280 °С.
Конкурирующие с электрофотографическими и электромагнитографическими устройствами рулонные струйные системы пока отличаются высокой стоимостью. К перспективным областям их использования относятся печать формуляров с персонализацией, а также этикеточной и упаковочной продукции. Достоинства струйных систем возможность работы с очень широким спектром материалов и высокая производительность.
Сервис
Печатью малотиражной акцидентной цветной продукции сегодня уже никого не удивишь, соответственно и хорошие деньги на этом заработать становится все труднее. Поэтому те цифровые типографии, которые хотят быстро развиваться, а не выживать в неравной борьбе с демпингующими конкурентами, вынуждены искать новые рыночные ниши, в которых предложение пока еще не превышает спрос или есть возможность сформировать соответствующий уровень спроса. Кстати, формирование спроса на услуги цифровой печати одна из основных проблем, которые приходится решать цифровым типографиям. Именно низкая информированность потенциальных потребителей о возможностях цифровой печати является главным тормозом ее развития.
Еще один перспективный путь развития предложить клиентам сервис, который не способны предоставить конкуренты. Этот сервис может быть направлен, например, на повышение оперативности размещения клиентами своих заказов, на облегчение контроля за выполнением заказов и предоставление возможностей оперативного внесения поправок. Соответствующий инструментарий предоставляет специализированное программное обеспечение, например модуль Web Services системы Xerox FreeFlow (осенью мы писали о внедрении этой системы в московской цифровой типографии «Аскон»).
В качестве резюме можно отметить, что цифровая печать является новым для полиграфии бизнесом, отличающимся совершенно особыми требованиями к маркетингу и организации работы с клиентами. В этом бизнесе пока еще много непроторенных путей, которые могут обеспечить большие дивиденды первопроходцам.