КомпьюАрт

3 - 2006

Цифровая печать сегодня

Дмитрий Гудилин

Технология

Сервис

Цифровая печать уверенно вошла в полиграфический мир и обрела признание как конкурентоспособный метод изготовления печатной продукции. Хотя об обещанном доминировании этой технологии речи пока не идет, тем не менее невозможно отрицать ее быстрое распространение и хорошие перспективы во всех сегментах рынка печатной продукции. Развитие цифровой печати происходит по двум основным направлениям: совершенствование технологии и совершенствование сервиса.

Технология

Совершенствование технологии цифровой печати направлено на расширение возможностей и увеличение производительности цифровой печатной техники. Термин «цифровая печать» объединяет несколько технологий, развитие которых происходит в условиях довольно жесткого соперничества друг с другом.

Подавляющее большинство моделей цифровых печатающих устройств, предназначенных для высокопроизводительной печати продукции формата А3+, пока базируется на электрофотографической технологии. Основными тенденциями в области электрофотографии являются увеличение качества оттисков, расширение спектра запечатываемых материалов, расширение цветового охвата отпечатков (включая возможность использования специальных цветов) и стабилизация цветовоспроизведения, а также повышение физико­химической стойкости отпечатков.

Xerox DocuColor 8000

Xerox DocuColor 8000

Де­факто стандарты качества печати в полиграфии задает плоская офсетная технология, поэтому долгое время целью совершенствования электрофотографических устройств было достижение «офсетного» качества печати, причем не только по разрешению отпечатков, но и по их оптическим характеристикам (глянцу/матовости). Проблема воспроизведения электрофотографическим способом плавных тоновых переходов была успешно решена благодаря регулированию оптических плотностей растровых точек (характерно, что на демонстрациях цифровых печатных машин традиционно принято печатать изображения с обилием тоновых переходов и отсутствием резких мелких графических элементов, например репродукции картин импрессионистов). Однако низкое физическое разрешение печати еще недавно не позволяло электрофотографическим ЦПМ качественно воспроизводить тонкие штриховые элементы. Разработка новых мелкодисперсных тонеров с диаметром частиц 3­5 микрон (например, EA­тонер компании Xerox) и совершенствование механизмов проявления скрытого изображения обеспечили возможность увеличения физического разрешения электрофотографии до 2400 dpi (Xerox   DocuColor 250), что соответствует разрешению, с которым изготавливаются печатные формы для большинства работ, печатаемых офсетом. Вместе с тем снижение использования силиконового масла в процессе закрепления (Toshiba e­studio и др.) избавило отпечатки от пресловутой глянцевитости, придав им схожесть с оттисками матовыми офсетными красками (забавно, что в офсетной печати все более популярными становятся высокоглянцевые краски, оттиски которыми очень напоминают отпечатки старых электрофотографических принтеров).

Расширение спектра запечатываемых материалов — важная тенденция, которая особенно проявляется в области изготовления рекламных изданий. Поэтому для электрофотографии и родственных ей технологий жизненно важно было обеспечить возможность печати на разных типах материалов, включая фактурные бумаги. Ключ к решению проблемы — перенос изображения на запечатываемый материал за счет давления. Такая технология изначально была реализована в машинах HP Indigo (электрофотография с применением жидкого тонера) и Oce СPS (электромагнитография). Производителям электрофотографического оборудования, работающего с сухим тонером, удалось значительно продвинуться в направлении расширения спектра запечатываемых материалов благодаря разработке печатающих механизмов с переносом тонера через промежуточные поверхности. Например, в ЦПМ компании Xerox в качестве такой поверхности используется ремень Digital Blanket.

Автоматический контроль цветовоспроизведения в ЦПМ был реализован едва ли не раньше, чем в офсетных машинах, причем если соответствующие системы для офсетной печати стоят очень дорого и устанавливаются пока еще редко, то в цифровых устройствах цветовоспроизведение гораздо легче поддается контролю и измерительные системы серийно интегрируются в машины.

Проблемы использования красок специальных цветов, выходящих за пределы цветового охвата триадной печати, а также повышения физико­химической стойкости отпечатков необходимо было решать для освоения рынков многокрасочных этикеток и упаковки, а также пластиковых карт. Основными игроками здесь являются два пионера промышленной цифровой печати — компании HP Indigo и Xeikon. 12 лет назад, когда широкой общественности были представлены первые модели ЦПМ этих фирм, вряд ли кто­то мог предположить, что подобное оборудование будет использоваться для изготовления этикеток и малоформатной упаковки. Немного позднее анонс проекта Indigo Omnius вызвал у специалистов скорее недоумение, чем энтузиазм. Однако сегодня цифровая печать многокрасочных этикеток стала вполне обыденным явлением. Характерно, что обе компании в последнее время сосредоточили свое внимание на сегментах рынка, требующих специальных возможностей оборудования, — в более традиционной для цифровой печати области акцидентной малотиражной продукции им сложно конкурировать с более дешевыми решениями от «принтерных» компаний.

Мнение эксперта

Александр Аграновский, компания «Комлайн»:

«Хотелось бы отметить прорыв, который за последний год совершили на российском рынке ЦПМ компании Oce, основанные на технологии электромагнитографии. Новая серия CPS800/900 Platinum — это уже третье поколение, обеспечивающее качество, почти не отличимое от офсетного. Разумная цена оборудования, низкая себестоимость печати, возможность работы с плотными материалами с глубокой фактурой без снижения скорости позволили этим ЦПМ войти в тройку лидеров по числу инсталляций за 2005 год.

На Oce можно печатать эксклюзивные вещи и продавать их по эксклюзивным ценам, не опасаясь демпинга. При выборе оборудования следует принять во внимание, что в любом регионе уже есть десятки-сотни конкурентов, предлагающих примерно одни и те же возможности своих электрофотографических печатающих устройств, и с каждым годом их будет только больше.

Сервисное обслуживание Oce CPS с этого года осуществляется не только через сервисный центр в Москве, но и через партнерские сервисные центры на местах. При этом есть возможность подписания покопийного контракта. Владелец Oce может занять ту рыночную нишу, о которой пишет автор статьи. Эта ниша, где предложение не превышает спрос и первопроходцы могут снять сливки, которые все так любят!».

Проблемы использования красок специальных цветов и в Indigo,
и в Xeikon в настоящее время уже решены, причем разработаны даже белила, применяемые при печати на прозрачных этикеточных материалах.

Физико­механическая стойкость отпечатков важна при печати как этикеток, так и упаковки, подвергающейся истиранию и термическим воздействиям. Жидкие краски ElectroInk для машин HP Indigo изначально имели высокую механическую и термическую стойкость, Xeikon же решила проблему путем разработки сухого УФ­отверждаемого тонера, способного выдерживать температуру до 280 °С.

Конкурирующие с электрофото­графическими и электромагнитографическими устройствами рулонные струйные системы пока отличаются высокой стоимостью. К перспективным областям их использования относятся печать формуляров с персонализацией, а также этикеточной и упаковочной продукции. Достоинства струйных систем — возможность работы с очень широким спектром материалов и высокая производительность.

В начало В начало

Сервис

Печатью малотиражной акцидентной цветной продукции сегодня уже никого не удивишь, соответственно и хорошие деньги на этом заработать становится все труднее. Поэтому те цифровые типографии, которые хотят быстро развиваться, а не выживать в неравной борьбе с демпингующими конкурентами, вынуждены искать новые рыночные ниши, в которых предложение пока еще не превышает спрос или есть возможность сформировать соответствующий уровень спроса. Кстати, формирование спроса на услуги цифровой печати — одна из основных проблем, которые приходится решать цифровым типографиям. Именно низкая информированность потенциальных потребителей о возможностях цифровой печати является главным тормозом ее развития.

Еще один перспективный путь развития — предложить клиентам сервис, который не способны предоставить конкуренты. Этот сервис может быть направлен, например, на повышение оперативности размещения клиентами своих заказов, на облегчение контроля за выполнением заказов и предоставление возможностей оперативного внесения поправок. Соответствующий инструментарий предоставляет специализированное программное обеспечение, например модуль Web Services системы Xerox FreeFlow (осенью мы писали о внедрении этой системы в московской цифровой типографии «Аскон»).

В качестве резюме можно отметить, что цифровая печать является новым для полиграфии бизнесом, отличающимся совершенно особыми требованиями к маркетингу и организации работы с клиентами. В этом бизнесе пока еще много непроторенных путей, которые могут обеспечить большие дивиденды первопроходцам.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства