Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

3 - 2006

Шрифтовые технологии OpenType как издательский инструмент

Окончание. Начало в № 2, 2006

М.Слуцкер

Конкурентный подход Apple: GX-расширения как прообраз технологий OpenType

Конкурентный подход Microsoft: TrueType Open как этап перехода к технологиям OpenType

Основные технологические возможности OpenType

OpenType на практике: ожидания, предчувствия и реальность

Конкурентный подход Apple: GX-расширения как прообраз технологий OpenType

Дальновидные руководители фирмы Adobe никогда не делали выпадов в адрес конкурентов (по крайней мере, на официальном уровне). Благодаря этому модуль Adobe Type Manager (ATM), например, был интегрирован в Mac OS, а по прошествии нескольких лет — и в корпоративные версии Windows. Однако конкурентная борьба все­таки воздействовала на техническую политику, давая подчас весьма неожиданные результаты.

В самом начале 90­х годов бизнес компании Apple развивался как никогда хорошо и она приступила к разработке программного комплекса, который получил название GX­технологий. Данный комплекс был многофункциональным, причем один из его компонентов решал типографические задачи, для которых планировалось применять новые GX­шрифты. В рамках этого проекта Apple разработала набор инструментальных средств, которые были разосланы не только крупным поставщикам шрифтов, таким как Linotype, Monotypy, ITC и Bitstream, но и в мелкие компании. Все они получили также подробные спецификации для новых шрифтов, хотя в то время Apple их открыто не публиковала.

Естественно, все спецификации и программные средства Apple разрабатывала применительно к формату TrueType, правами на который она владела. После завершения разработки в 1994 году QuickDraw GX была включена в состав Mac OS 7.5. Новые шрифтовые технологии, введенные разработчиками в состав Quick­ Draw GX, предоставили дизайнерам невиданные доселе возможности, многие из которых были непосредственно связаны с лучшими каллиграфическими традициями ручного письма. Учитывая журнальный формат статьи, мы не будем перегружать изложение излишними подробностями и проиллюстрируем типографические возможности GX-технологий конкретным примером.

На рис. 1 в левом верхнем углу находятся текстовые фрагменты одной и той же гарнитуры. Рисунок демонстрирует, что средствами GX-технологий можно не только продуцировать сжатую или, наоборот, расширенную стилистику для выбранного текстового фрагмента, но и плавно управлять насыщенностью. Буквенная матрица в правой стороне рисунка демонстрирует, что с помощью разработанных фирмой Apple технологических средств можно вводить дисторсионные эффекты непосредственно в буквы. Наконец, в левом нижнем углу рисунка приведены два текстовых фрагмента, которые демонстрируют применение нестандартных лигатур и альтернативных начертаний. Весьма показателен нижний некаллиграфический фрагмент этого же рисунка, в котором представлены декорированные снежными шапками альтернативные начертания прописных букв. Отметим, что хотя сейчас дизайнерам стали доступны обширные библиотеки шрифтов нового формата OpenType, идеологическим предтечей которого были GX-технологии, но в современных шрифтах реализованы отнюдь не все опции из показанных на рис. 1.

Рис. 1

Рис. 1

GX-технологии получили прекрасные отзывы в прессе, принесли Apple лавры первопроходца и… довольно большие убытки, так как эта технология не была поддержана основными разработчиками программных продуктов, которые сочли это экономически нецелесообразным. А поскольку финансовое положение Apple к середине 90­х (особенно после того, как не оправдал ожиданий продукт PDA Newton) ощутимо осложнилось, то инвестиции в GX-разработки были прекращены.

Следует отметить, что в числе тех, кто не стал внедрять поддержку GX-технологий в свою продуктовую линейку, была и компания Adobe, которая ограничилась тем, что позволила интегрировать свой АТМ 3.7 в состав QuickDraw GX. При этом техническая политика Adobe была вполне последовательной и не вызвала негативных отзывов в прессе, тем более что Adobe попрежнему тесно сотрудничала с Apple.

Adobe успешно продолжала вести свои разработки. Рассказывая о них, нельзя не упомянуть о поэтапной работе над каллиграфической гарнитурой Poetica. Эта гарнитура активно продавалась с начала 90­х годов, хотя для полного использования ее полиграфических возможностей пользователи были вынуждены (до появления OpenType­технологий) одновременно инсталлировать все многочисленные начертания Poetica. О том, что результат стоил затраченных усилий, свидетельствует пример на рис. 2. Здесь гарнитурой Poetica напечатаны имена знаменитых художников шрифта, творивших в Италии в период Ренессанса. Хотя данный пример не исчерпывает всех типографических возможностей этой безусловно выдающейся шрифтовой разработки Adobe, он демонстрирует дизайнерский потенциал свободного применения изысканных лигатур, альтернативных начертаний больших и малых букв, а также различные варианты применения начальных, конечных и внутренних (серединных) начертаний строчных. Несколько забегая вперед, отметим, что возможность свободного манипулирования альтернативными начертаниями символов и подбора лигатур была реализована позже в шрифтовом формате OpenType.

Рис. 2

Другой пример доведенных Adobe до практического внедрения нововведений — разработанные в это же время шрифты PostScript Multiple Master. Не найдя широкого применения в рамках GX­технологий, эти шрифты уже к середине 90­х годов широко использовались нашими коллегами на Западе не только в рекламном и книжном дизайне, но и в периодике, позволяя, в частности, типографически безупречно реализовать такие типовые рубрикационно­заголовочные операции, как сгон и разгон текста. Согласно замыслам разработчиков данные технологии могут быть интегрированы в формат OpenType, однако, поскольку их полная интеграция пока не выполнена, отдельного примера мы здесь приводить не будем.

Реализуя свои технологические программы, Adobe попрежнему сотрудничала с Apple, хотя и в условиях конкуренции. В частности, продолжалось рассмотрение вопросов, связанных с шрифтовыми технологиями. Эти обширные деловые контакты завершились только в 1996 году, когда вчерашние принципиальные оппоненты Adobe и Microsoft объявили о планах по совместной разработке нового открытого шрифтового формата OpenType.

В начало В начало

Конкурентный подход Microsoft: TrueType Open как этап перехода к технологиям OpenType

Microsoft уже при разработке систем Windows 3.х приняла решение о полном интегрировании туда средств растеризации масштабируемых шрифтов TrueType несмотря на то, что к тому времени у Adobe были успешно решены все проблемы, связанные с разработкой АТМ для OS Windows. Подробности принятия такого решения сейчас уже мало кому интересны, хотя тогда оно способствовало сохранению коллизионных тенденций в конкурентной борьбе PostScript и TrueType. Время показало, что, кроме технологической независимости Microsoft от Adobe, в учет принимались  далеко не очевидные тогда перспективные соображения. Эти соображения состояли в том, что уже в начале 90-х годов Microsoft ориентировалась на новый стандарт Unicode, который был разработан как основа для многоязычного набора текстов. Хотя Unicode сейчас имеет статус промышленного стандарта, а необходимость его использования считается едва ли не очевидной, в то время преобладали скептические воззрения на возможность применения этой системы в ближайшей перспективе, причем среди сомневающихся была и Apple.

Прагматически трактуя заложенные в GX­технологии идеи использования альтернативных начертаний алфавитных знаков, Microsoft создала необходимые расширения для формата TrueType. В 1995 году Microsoft опубликовала полную спецификацию этого надмножества, позиционируя его как открытую технологию TrueType Open. Вполне возможный после неудачи GX скептицизм участников рынка не возник, поскольку по новым спецификациям уже были созданы шрифты, которые (что не менее важно) исправно работали и системно, и в приложениях. Здесь имеется в виду созданная для арабских стран версия Windows 95 и соответствующие офисные программы Microsoft.

Согласно древним традициям арабского сильно лигатуризированного каллиграфического письма многие буквы имеют до четырех форм начертания: одиночное, начальное, серединное и конечное. Здесь нетрудно провести параллели с европейской ренессансной каллиграфией, на базе лучших образцов которой была создана уже упоминавшаяся здесь гарнитура Poetica, в которой можно найти различные (в том числе и позиционно зависимые см. рис. 2) формы начертания букв. Для большей наглядности поясним сказанное примером — на рис. 3 построчно приводятся каллиграфические формы начертания арабских букв «seen» и «thaa». В соответствии с семитским направлением письма справа налево в приводимом примере размещены начальная, серединная, конечная и одиночная формы этих букв.

Рис. 3

Безусловным достижением Microsoft стала реализация в процессе разработки контекстно­чувствительной автоматизированной подстановки нужной знаковой формы непосредственно при наборе текста. Естественно, что в какой­то степени задачу Microsoft облегчала позиционная детерминированность использования альтернативных форм начертания букв в арабском языке.

Достигнутый в 1995­1996 годах успех позволил Microsoft начать покорение обширного рынка густонаселенных мусульманских стран Центральной и Восточной Азии, где преобладает диагональная стилистика письма «настлик», основанного на арабском алфавите. Кроме того, Microsoft приступила к воплощению своих планов по разработке шрифтов для постсанскритских слоговых языковых знаковых систем, характерным примером которых является письменность «дэванагари», используемая для письма в большей части Индии. Для реализации свойственных упомянутым знаковым системам сложных каллиграфических форм письма технологию TrueType Open необходимо было доработать. В результате возникли предпосылки к созданию нового шрифтового формата, который также должен был без ограничений поддерживать иероглифическое письмо, распространенное в странах Юго­Восточной Азии — регионе с полуторамиллиардным населением. При этом представители Microsoft тогда же открыто дали понять, что новый обобщенный шрифтовой формат предполагается сделать также и межплатформенным.

Уже в 1996 году было официально объявлено о новой открытой шрифтовой технологии OpenType. К удивлению многих аналитиков, новинка была разработана совместно компаниями Adobe и Microsoft, которые до этого, мягко говоря, сдержанно относились друг к другу. В этом же году было заключено соглашение между Adobe и Microsoft о совместной разработке драйверов для PostScript­устройств, в том числе и для устройств, поддерживающих PostScript Level 3. Вскоре обе компании объявили о своем решении обменяться лицензиями на шрифтовые технологии PostScript Type1 и TrueType.

Уже в следующем году обе компании опубликовали первую спецификацию OpenType, поэтому именно к 1997 году восходит история нового шрифтового формата. Кстати, возможно, что именно многочисленные примеры успешной реализации накопленного Microsoft мощного технологического потенциала стали основной причиной ее шрифтового альянса с Adobe, который благополучно существует до сих пор. Хотя некоторые аналитики обозвали этот технологический союз картельным сговором, динамичное развитие новой технологии и масштабы ее применения позволяют сделать заключение, что она уже сейчас становится надежным рабочим средством.

В начало В начало

Основные технологические возможности OpenType

Впервые о проекте разработки нового шрифтового формата OpenType было объявлено в 1996 году на V международной конференции по World Wide Web в Париже. Тогда уже в первом своем совместном программном выступлении Adobe и Microsoft объявили о том, что задачей данной разработки является не просто выпуск на рынок новых высококачественных шрифтов для удовлетворения потребностей рынка электронных публикаций и World Wide Web, а создание универсального, кроссплатформенного формата, высокоэффективного для решения любых задач традиционной полиграфии и рекламы. При этом были декларированы следующие тезисы:

•   новые шрифты должны быть кросс­платформенными;

•   в шрифтах должна быть обеспечена многоязыковая поддержка, основанная на стандарте Unicode;

•   для шрифтов нового формата должны обеспечиваться возможности компрессии;

•   шрифтовые данные должны быть защищены от несанкционированного использования;

•   новый формат должен обеспечивать расширенные сервисные типографические возможности.

Отметим, что согласно  опубликованным спецификациям устанавливалась строго единообразная структура представления числовых данных на физическом уровне, в соответствии с которой должны были строиться все шрифтовые файлы OpenType. Благодаря такому подходу была обеспечена шрифтовая межплатформенная совместимость. Таким образом, применение OpenType­шрифтов позволило решить проблему межплатформенного переноса публикаций безотносительно к его направлению.

Из опубликованных документов следовало также, что формат OpenType по существу является эволюционной интегральной технологией. Новый шрифтовой формат был наделен своеобразным структурным дуализмом, поскольку в нем фиксировались два способа описания графики для всех знаковых компонентов шрифта. Первый вариант был связан с традиционным PostScript­описанием рисунка символов шрифта, основанным на использовании кубических кривых (кривых Безье), и позволял Adobe реализовать полную преемственность с имеющимися шрифтовыми библиотеками. Аналогично и второй вариант сохранял все инвестиции Microsoft в шрифтовые разработки, поскольку базировался на применении характерных для формата TrueType квадратичных В­сплайнов. Кроме того, в своей основе были сохранены и методики посимвольной разметки, использовавшиеся в обеих технологиях.

Следует уточнить, что в ОpenТуре­шрифтах первого типа не предусматривается непосредственное применение готовых графических компонентов из уже имевшихся файлов формата PostScript Туре 1. Для PostScript­описаний символов служит новое, так называемое CFF­представление (Compact Font Format, CFF), при реализации которого описание графики символов не зашифровывается, но для уменьшения размера шрифтового файла сжимается по специальному алгоритму. Именно поэтому шрифты с PostScript­описаниями символов часто называют CFF OpenType. Их можно распознать по расширению OTF, а для получения более подробной информации о шрифте можно воспользоваться системной программой просмотра (рис. 4). Комментарий «Шрифт OpenType, PostScript Outlines» на рисунке однозначно указывает на то, что выбран именно СТТ­шрифт.

Рис. 4

Для многоязыковой поддержки по стандарту кодирования Unicode новая технология принципиально не использовала никаких нововведений, поскольку была реализована  по методикам, ранее опробованным на базе TrueType. В связи с этим важно упомянуть о том, что количество поддерживаемых в конкретном шрифте кодовых страниц определяется его поставщиком. В частности, в шрифт TimesNewRoman включены арабские символы, а в уже упоминавшейся в первой части статьи гарнитуре Georgia арабский язык не поддерживается.

Подход к компрессии шрифтовых данных в OpenType принципиально отличается от используемого в PostScript Type 1 аутлайн­шифрования. В OpenType применяется механизм, функционально аналогичный хорошо известным программам архивирования, причем сжимаются исходные PostScript­тексты, а не их кодированное представление из PFB­файлов (они, как известно, почти не поддаются сжатию). Следует отметить, что в своих СТТ­шрифтах Adobe использует алгоритм компрессии, оптимизированный именно под структуры, характерные для PostScript­текстов. Это позволяет достичь весьма высоких коэффициентов сжатия, которые, как правило, тем больше, чем сложнее рисунок шрифта. Кстати, возможно, что именно этот алгоритм компрессии, разработанный и запатентованный компанией Ares Software, был одной из главных причин того, что в 1996 году Adobe купила эту фирму. Иллюстрирует значимость новых технологий компрессии шрифтовых данных рис. 5, в левой части которого размещен список СТТ­шрифтов, а в правой части — список их графических TrueType­дубликатов, созданных по технологиям Microsoft.

Рис. 5

К сказанному необходимо сделать добавление, связанное с технологиями встраивания шрифтов. Как известно, при просмотре большей части Интернет­ресурсов видимые в окне браузера шрифты определяются так называемыми шрифтовыми подстановками. Кроме того, в контент могут включаться фрагменты в форматах GIF, PNG или Flash­конструкций, в которых для текста web­дизайнер может выбрать любой из имеющихся у него шрифтов. Сжатые OpenType­шрифты могут рассматриваться как весьма эффективная альтернатива упомянутым методикам.

Важной качественной особенностью шрифтов OpenType является возможность встраивания в них цифровой электронной подписи, которая ныне широко используется и Microsoft и Adobe. Данная функция является действенным средством защиты авторских прав и может затруднить не только контрафактное использование этих шрифтов в верстке, но также их пиратскую перепродажу и неправомерное встраивание. Хотя многие шрифтовые данные, например информацию о разработчике и название гарнитуры, могут быть без особого труда подменены, оставшаяся в теле шрифта электронная подпись будет однозначно изобличать такую подмену. Отметим, что цифровая подпись является опциональным средством и по усмотрению разработчика может быть и не использована (см. рис. 4).

Конечно, трудно удержаться от известной доли скептицизма при попытке оценить описанные возможности применительно к положению вещей в обсласти защиты авторских прав в России. Весьма показателен в этом плане тот факт, что в России до сих пор спокойно продаются пиратские CD со шрифтами, в которых сохранены все реквизиты поставщиков — как зарубежных, так и российских.

К сожалению, рамки журнальной статьи делают невозможным подробное комментирование расширенных полиграфических возможностей, которые предусмотрены спецификацией OpenType. Краткие комментарии, связанные с практическими аспектами реализации технологий OpenType, будут даны в заключительной части статьи.

В начало В начало

OpenType на практике: ожидания, предчувствия и реальность

Как уже указывалось в начале статьи, одной из главных причин недостаточно широкого применения шрифтов OpenType в отечественной издательской практике является малая информированность большинства практиков. Именно этим в первую очередь объясняется то, что многие высококачественные шрифты, например Georgia от Microsoft и Warnock от Adobe, пока не нашли своего применения ни в книгоиздании, ни в периодике. Нельзя не отметить, конечно, что значительная часть отечественной периодики верстается не в InDesign, а в Quark, где получить кириллическую верстку на шрифтах OpenType пока практически невозможно. Говорить о перспективах использования OpenType­кириллицы в по­следней, седьмой версии этой все еще популярной системы DTP можно будет только после накопления практического опыта работы c нею. Заверения руководителей компании Quark о стремлении реализовать полную поддержку технологий OpenType в QuarkXpress 7 должны восприниматься с осторожностью. Всем памятны, например, заявления о широкомасштабной поддержке OpenType в 1­й и 1.5­й версиях Adobe InDesign или о поддержке этой технологии в Adobe Illustrator 9. Практика же работы с этими программами несколько расходилась с заявлениями для прессы. Потому априори трудно ожидать, что Quark с первой попытки реализует 100­процентную поддержку OpenType­кириллицы.

Конечно, перспективы дизайнер­ского применения технологий OpenType требуют отдельного рассмотрения на конкретных графических примерах. Однако даже фирма Adobe в своем OpenType­комплекте Adobe Font Library данные возможности охватить не смогла, поскольку, по­видимому, первоочередной целью выпуска этого релиза было переложение в новый формат значительной части уже имеющихся шрифтовых библиотек. Остальные поставщики шрифтов, как известно, тоже не форсировали переход на новый формат, памятуя, скорее всего, о том, что поддержкой OpenType в своих приложениях пока всерьез озаботились только Microsoft и Adobe. Однако никто не сомневается, что потенциальные достоинства OpenType­технологий гарантируют им хорошие перспективы, причем не только в рекламно­издательском бизнесе.

Отечественные реалии с потребительской точки зрения могут оцениваться лишь скептически, поскольку таких шрифтов практически нет. С формальной же точки зрения можно упрекнуть главного (или даже монопольного) нашего шрифтового вендора — фирму Paratype  в том, что она не вывела на рынок полный OpenType­релиз своих шрифтовых библиотек, в отличие от того, как поступила Adobe. Однако при непредвзятом подходе вряд ли кто­то отважится бросить камень в эту команду отважных тружеников.

Автор считает позволительным для себя обратиться с вопросами ко всему пользовательскому сообществу:

1.  Какую долю в общей массе применяемых шрифтов составляют легально купленые?

2.  Что мешает пользователям связаться с поставщиком и решить вопрос о получении нужных шрифтов формата OpenType?

Ответы на эти вопросы объясняют и тот факт, что в OpenType­релизе Adobe Font Libraty до обидного мало шрифтов с поддержкой кириллической СР­1251, причем в этом комплекте практически нет альтернативных начертаний кириллических букв.

Наконец, стоит напомнить, что российская компания FontLab является признанным в мире разработчиком инструментальных средств по шрифтовому дизайну и что ее программные средства позволяют полноценно работать также и с OpenType­форматом. Инструментарий, созданный нашими соотечественниками, охотно использует такой известнейший поставщик шрифтов, как Linotype, поэтому нам есть чем гордиться.

Согласно стародавней журналистской традиции предполагается завершать статью на оптимистической ноте. Для видимой объективности пристало, конечно, намекнуть, что, мол, хотя не все пока хорошо, но вот еще немного, еще чуть­чуть и все под горочку покатится… Но отступим от этой благостной традиции. Отступим и вспомним, что сейчас, в отличие от практики, скажем, двадцатилетней давности, наиболее динамично развиваются рынки небумажных изданий. В этом немонополизированном сегменте работают сотни тысяч людей, и сотни компаний разрабатывают для него инструментальные средства. И эти фирмы совсем не спешат включать в свои программные продукты поддержку формата OpenType.

Более того, такие крупные поставщики шрифтовой графики, как Linotype, Monotype, ITC и Bitstream, далеки от того, чтобы соревноваться друг с другом в том, кто же из них первым полностью переведет все свои шрифтовые библиотеки на OpenType, а ведь там работают и организуют бизнес­процессы настоящие профессионалы. Эти люди далеки от романтических иллюзий, а в основе их деятельности лежат сугубо экономические категории. Разумеется, они учитывают и вариант развития событий, когда Microsoft и Adobe могут в выгодный им момент «подкорректировать» спецификации OpenType. Безусловно, все эти действия могут быть представлены юридически безупречно, и скорректированные спецификации будут опубликованы, так как формат OpenType, в общем­то, открытый. Однако догонять и подстраиваться под вновь открывшиеся обстоятельства придется всем остальным. Напомним, что в начале данной публикации уже отмечалось, что отнюдь не весь заложенный в исходных спецификациях TrueType GX технологический и дизайнерский потенциал был реализован в современных шрифтовых библиотеках OpenType.

Сказанного достаточно для того, чтобы сделать два заключительных вывода. Первый — это бесспорные технологические перспективы шрифтовых технологий OpenType. Второй — технологии OpenType пока еще, строго говоря, не сформировались окончательно. Поэтому приходится признать, что и компании, и рядовые пользователи в большинстве своем пока пользуются старыми форматами и уже накопленными шрифтовыми библиотеками. Пока…

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства