КомпьюАрт

3 - 2006

Печатная продукция и печатные машины сегодня и завтра

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Полиграфические издания будущего

Направления развития полиграфического оборудования

Идеи как катализаторы технического развития

Полиграфия: реальность и прогнозы

Ваби-саби — это образ жизни, в котором ценится сложность, но еще выше ценится простота. Это философия, основанная на взращивании всего подлинного путем признания трех простых реалий: ничто не вечно, ничто не законченно и ничто не совершенно. Признать эти реалии — значит признать удовлетворение зрелой формой счастья и согласиться с тем, что в естественном, неприкрашенном существовании можно найти ясность и изящество.
Ричард Пауэлль. Ваби-саби

Полиграфические издания будущего

Попробуем разобраться, какая судьба ожидает различные виды печатной продукции в будущем. Очевидно, что печать этикетки и упаковки не только сохранит, но и расширит и укрепит свои позиции. Вероятно, будет расти ассортимент качественных книг в переплете. Книжные подарочные издания останутся и в будущем хорошим подарком, причем возможен их переход в разряд сувениров; примеры тому уже есть — миниатюрные книжные издания. Качественно изготовленные, богато оформленные издания сохранят свои позиции и в будущем.

Выпуск справочных и учебных изданий, возможно, сократится, но часть учебников по­прежнему будет издаваться. Самообразование, как и чтение художественной литературы, является творческим процессом, требующим уединения и комфорта. Классика есть классика, а традиции, можно сказать, вечны.

Реклама, листовка, каталог продаж, афиша и плакат еще не исчерпали свой потенциал. Многие из них как виды продукции появились еще в дополиграфическую эпоху в виде рукописных изданий и художественных изделий и, возможно, будут существовать и после того, как полиграфию заменят периферийные устройства компьютерных систем.

Полиграфия будет развиваться, в том числе обслуживая новые направления развития общества. Даже для цифровых устройств требуются печатная упаковка и этикетки, печатное руководство пользователя… Вряд ли в обозримом будущем найдется универсальная замена печатным денежным банкнотам.

В начало В начало

Направления развития полиграфического оборудования

Разработка новых технологий потребует создания нового оборудования и материалов. Более производительным современное оборудование становится уже не только за счет скорости, но и благодаря быстрой переналадке, регулировке и управлению. Цифровые технологии и программное обеспечение играют в этом процессе главную роль.

В области печатного оборудования уже и листовые офсетные машины сегодня агрегатируются с отделочным оборудованием. На рынке предлагают листовые полуформатные (50x70 см) и полноформатные (70x100 см) офсетные машины с 14 печатными секциями (KBA), листовые офсетные машины ярусного построения (Komori, Mitsubishi, Akiyama) с двойными лаковыми секциями (Heidelberg, MAN Roland, Komori, KBA, Mitsubishi). Созданы также листовые офсетные машины, в которых лаковая секция может устанавливаться не только после печатных секций, но и перед ними (Heidelberg) или между печатными секциями, печатающими лицо и оборот листа (Mitsubishi Diamond 3000TP).

Рулонные печатные машины уже способны работать со скоростью до 90 тыс. об./ч (газетная машина Mitsubishi Lithopia BTO­N DiamondStar) одновременно с 12 рулонами. Ширина бумажного запечатываемого полотна достигла 432 см в глубокой печати. Конечным продуктом является упакованная газетно­журнальная продукция с впечатанными адресами получателей. По сути, это уже не машины и даже не агрегаты — это целые фабрики по производству печатной продукции!

При производстве формуляров, этикеток и упаковки на печатных линиях офсетной, флексографской, высокой и глубокой печати оттиски лакируют, ламинируют, выполняют тиснение, высечку, нумерацию, перфорирование и биговку, резку, а готовую продукцию упаковывают — фантастика! И это оборудование с каждым годом становится все более совершенным.

В начало В начало

Идеи как катализаторы технического развития

Любая, даже гениальная идея не работает, если она не соответствует уровню развития социума (человеческой цивилизации), то есть не востребована обществом. Примеров в истории немало. Например, идеи Леонардо да Винчи воспринимались его согражданами как чудачество, мы же считаем их гениальными. Гёте для многих своих современников и для нас остается гениальным поэтом, а сам он не меньше ценил свои работы по морфологии и цвету. Но только в конце ХХ века в связи с развитием дизайна была дана новая оценка его трехтомной работе «О цвете», в которой он ведет страстную полемику с Ньютоном по теории цвета.

Судьбы идей не менее удивительны, чем судьбы людей, и иногда они переплетаются в чудесный узор. Каждое поколение читает его по­новому, находит в нем новые мотивы и черпает вдохновение, преклоняясь перед мудростью предшественников.

Отдельному человеку трудно что­либо оценить, тем более глобальные идеи. Наше предназначение — способствовать в меру своих сил и возможностей развитию общества. Только времени (жизни, истории) дано право оценивать и давать уроки. Жизнь — строгий учитель, который сначала ставит оценки, а потом дает уроки.

В начало В начало

Полиграфия: реальность и прогнозы

Этот краткий обзор тенденций развития печатной продукции и печатного оборудования хочется закончить на оптимистичной ноте, хотя и с некоторой долей фатализма: если что­то должно произойти, то оно  обязательно произойдет, особенно если оно обусловлено внутренней необходимостью самого процесса развития. И если можно рассматривать развитие как накопление случайностей, то случайность — это форма проявления необходимости в общем и внутренней потенции процесса в частности.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства