КомпьюАрт

4 - 2006

Тенденции развития цифровой печати впечатляют

Алексей Попов (ppv@e-mail.ru)

Влияние технологических факторов

Укрупнение бизнеса

Усложнение бизнес-процессов и автоматизация управления

Увеличение доли сложных и комплексных заказов

Региональная политика

Сезон «осень — зима 2005/06» стал в некоторой степени знаковым для рынка цифровой печати в нашей стране. Развитие этого сектора производства происходило под влиянием нескольких взаимосвязанных факторов, такие как развитие технологий, развитие различных направлений бизнеса и изменения в бизнес-процессе, а также ряд региональных тенденций. Постараемся разобраться, к чему привели и к чему могут привести в дальнейшем наблюдаемые на рынке изменения.

Влияние технологических факторов

Главной технологической тенденцией в цифровой оперативной полиграфии, реально влияющей на эту рыночную нишу, стал очередной скачок в повышении качества цифровой печати. Эта тенденция явно проявилась осенью прошлого года, когда компанией Xerox была выпущена новая цифровая печатная машина Xerox DocuColor 250. Технологические особенности этого аппарата, основной из которых является увеличение оптического разрешения печати до 2400x2400 dpi, позволяют цифровой печати достичь практически офсетного качества при существенно более низких затратах, чем прежде. Начало переходу на новый технологический уровень было положено в 2004 году выпуском цифровой печатной машины Xerox DocuColor 8000, а модель DocuColor 250 продолжила движение в этом направлении, но в гораздо более низком ценовом диапазоне (цена машины от 40 тыс. долл.), что определило новый уровень полиграфического качества цифровой печати в самом массовом секторе производства. В связи с этим можно отметить два примечательных факта: прежний лидер продаж рынка цифровой печати — DocuColor 12 — уступил свои позиции модели DocuColor 250, что привело к удвоению стоимости вхождения новых игроков в бизнес цифровой оперативной полиграфии, поскольку именно такой является разница в цене этих аппаратов.

Технологические особенности Xerox DocuColor 250 позволяют цифровой печати достичь практически офсетного качества печати при сравнительно низких затратах

Технологические особенности Xerox DocuColor 250 позволяют цифровой печати достичь практически офсетного качества печати при сравнительно низких затратах

С одной стороны, это ведет к тому, что вновь создаваемые полиграфические производства, ориентированные на предоставление услуг высокого качества, должны с самого начала создаваться как высокобюджетные, чтобы предлагать услуги высокого качества по высокой цене. Но рынок уже достаточно заполнен, демпинг цен на цифровую печать продолжается, а это означает, что залог успеха высококачественного производства начального уровня производительности состоит только в продаже дорогой услуги, но не дешевого отпечатка.

Аппараты серии Oki C9800 MFP могут активно конкурировать с признанными грандами в ценовом диапазоне около 15 тыс. долл.

Аппараты серии Oki C9800 MFP могут активно конкурировать с признанными грандами в ценовом диапазоне около 15 тыс. долл.

С другой стороны, не все основные производители цифровой печатной техники начали движение по пути фактического замещения опустевшей ниши в ценовом диапазоне до 20 тыс. долл. Однако очень заметны усилия в этом направлении компании Oki. Выпуск и активное продвижение аппаратов серии Oki C9800 MFP ценой около 15 тыс. долл. позволяют этому «восточному тигру», работающему с прошлого года под девизом «Printing solutions», активно конкурировать с признанными грандами в этом ценовом диапазоне. То же самое можно сказать и о компании Konica Minolta, предпринимающей значительные усилия к возвращению на российский рынок Graphic Art.

Следствием появления на рынке устройств и технологий этих производителей, обеспечивающих не такое высокое качество печати, как, например, DocuColor 250 (Oki C9800GA MFP — 1200x1200 dpi, Konica Minolta bizhub C450 — 600x1800 dpi), стало явное расслоение рынка цифровой оперативной печати на две ниши: дешевая печать с приемлемым качеством и дорогая высокотехнологичная услуга с высоким качеством. Очевидно, что в связи с ожидаемым постепенным повышением качества печати во всех линейках печатных машин основных производителей это расслоение будет только усиливаться. В принципе, это является нормальным процессом, свидетельствующим о развитии сегмента цифровой печати и превращении его в зрелый рынок услуг с достаточно обособленными бизнес­секторами.

В начало В начало

Укрупнение бизнеса

Многие производители и дистрибьюторы цифровой печатной техники несколько лет назад начали говорить о том, что цифровая технология не только не отменяет традиционные способы печати, но и, с точки зрения организации коммерческого производства, должна стать равноправным способом тиражирования для широкопрофильной типографии. Общеизвестным является факт снижения объемов тиражей печатной продукции. Некоторое время была заметна только одна тенденция: существующие типографии либо отказывались от маленьких тиражей (или от производства непрофильной продукции), которые уходили во вновь создающийся сектор цифрового печатного производства, либо работали с такими заказами на пределе рентабельности и даже себе в убыток, чтобы удержать клиента.

В настоящее время заметен принципиально иной подход к этой проблеме: уже давно сложившиеся крупные традиционные типографии закупают цифровую печатную технику и создают в своей структуре специализированные производственные подразделения для оперативной печати. При этом, во­первых, обеспечивается увеличение оперативности производства и снижение издержек при выполнении коротких тиражей основной продукции, для которых невыгодно использование основного производственного оборудования. Например, в настоящее время издатели часто обращаются в типографию с просьбами сделать пробный тираж издания в объеме 200­300 экземпляров, чтобы проверить реакцию рынка на новую книгу. Иногда встречаются и полные типографские заказы на подобные объемы. Понятно, что по технологическим причинам типографии выгоднее приспособить именно цифровую печатную машину для подобного малосерийного книжного производства. Во­вторых, типографии осознали возможности и коммерческие выгоды выполнения на своих мощностях непрофильных для типографии заказов. Изготовление для крупного заказчика визитных карточек, поздравительных открыток, разного рода отчетов и презентационных материалов позволяет не только удержать клиента, но и обойтись без ценового демпинга на эти широко предлагаемые услуги за счет предложения заказчику комплексного обслуживания. Одновременно повышается рентабельность собственного цифрового производства, позволяя предприятиям конкурировать с  независимыми салонами оперативной полиграфии.

За последний год количество инсталляций цифровых печатных машин различного уровня в офсетные типографии измеряется уже десятками (последние — Орехово­Зуевская типография; «Любавич», Санкт­Петербург; «Ситалл», Красноярск), и аналитики не прогнозируют снижения темпов подобных внедрений. Вследствие этой тенденции укрупнения цифрового печатного бизнеса цифровая полиграфия становится частью традиционного полиграфического производства.

Также наблюдается укрупнение цифровых печатных салонов, создание на базе отдельных точек производства специализированной сети предоставления услуг. Данная тенденция является реакцией на ценовой демпинг на рынке цифровой печати и свидетельствует о стремлении владельцев цифрового бизнеса консолидировать в одном месте структуры все ресурсы, которые поддаются объединению. В первую очередь речь идет об управленческих ресурсах, логистике, складе расходных и запечатываемых материалов. Но не менее важно и то, что создание сети салонов цифровой печати, которые в минимальной конфигурации могут превратиться только в пункты приема­выдачи заказов, позволяет значительно уменьшить себестоимость печатной копии за счет создания единого для всей сети печатного производства, оснащенного более дорогой печатной машиной, у которой себестоимость печати, как правило, в несколько раз меньше. Построение объединенной сети офисов, салонов оперативной печати и центров основного производства с грамотно распределенными управленческими ресурсами и производственными мощностями позволяет создать структуру, обладающую высокой скоростью выполнения заказов и минимально возможной для данного заказа себестоимостью при приближении торговой точки (офиса) к потенциальному заказчику.

Таким образом, сеть салонов оперативной полиграфии становится потребителем как комплектов оборудования начального уровня (недорогой копир/принтер и ручной финиш), так и серьезной цифровой техники с промышленным автоматизированным послепечатным оборудованием. Конечно, задача укрупнения бизнеса и усложнения его структуры приводит к появлению новых логистических и административных задач, подразумевает особые требования к управленческому ресурсу предприятия и предполагает использование автоматизированной системы производства и контроля хотя бы начального уровня.

В начало В начало

Усложнение бизнес-процессов и автоматизация управления

В русле  этой тенденции на протяжении прошедшего года многие разработчики программного обеспечения и систем управления предприятиями прилагали большие усилия как для продвижения на рынок уже существующих продуктов, так и для представления новых. Если для небольшого салона оперативной цифровой печати, расположенного в нескольких смежных комнатах, компьютерная система управления является излишней роскошью, то для участка цифровой печати в типографии или для центрального печатного производства сети салонов это будет насущной необходимостью. В настоящее время заметно усиление внимания специалистов в сфере производства и управления к подобным решениям.

В дополнение к уже известным на рынке специализированным решениям для цифрового производства с марта этого года отечественный разработчик компания «Аплер» совместно с группой компаний NBZ выводит на рынок специализированную версию программного обеспечения Apler Quick Print 1.0. Назначение этой системы — автоматизация основных операций работы с заказчиком и управление производственными ресурсами, а также управленческий анализ коммерческой и производственной деятельности цифрового печатного производства. Система специально разработана под требования и специфику цифровой оперативной полиграфии и входит в нижний ценовой диапазон подобных решений (цена комплекса — от 1,5 тыс. долл.). Программное обеспечение может поставляться как в качестве коробочного продукта, так и в виде внедряемого интеграционного решения.

Другой известный продукт для автоматизации цифрового печатного производства — программа PrintEffect (компания «МТ Софт»), которая активно продвигается на рынке компанией Xerox и ее партнерами. Производители печатной техники тоже уделяют большое внимание этому вопросу. Так, у компании Xerox можно назвать целый ряд специализированных решений, объединенных родовым именем DigiPath, а также программную систему FreeFlow. Данные решения должны улучшить и, возможно, вывести на новый уровень коммуникацию печатного салона с заказчиком, предлагая функции размещения и согласования условий выполнения заказа через Web, а в дальнейшем предоставляя возможность контроля выполнения заказа с помощью стандартного браузера. Это новый путь развития услуги цифровой печати, превращение ее в максимально удобный для заказчика онлайн­сервис, способный взять на себя все задачи — от приема заказа до его доставки. Функционируя вместе с банком предыдущих работ, подобная услуга не предполагает дополнительных накладных расходов и поддается простому прогнозированию как по объемам реализации, так и по потребностям в ресурсах.

В части автоматизации взаимодействия с заказчиком большой интерес представляют уже известные на российском рынке продукты от DALiM Software. Линейка специализированных программных решений позволяет организовать через Web виртуальную среду производства заказа с возможностями согласования макета изделия (вплоть до выбора точного цвета), операций и условий производства,  отслеживания этапов выполнения работ и автоматического уведомления заинтересованных лиц. Автоматизируется выполнение стандартных операций — проверка файлов работ, оценка качества изображений, цветоделение, добавление служебных меток и пр. При этом минимизируются производственные и временные затраты на выполнение рутинных операций. Эти продукты сразу же вызвали живой интерес профессионалов цифровой печати, поскольку они превращают полиграфическое предприятие из кустарной мастерской (сам принял, сам сверстал, сам напечатал) в промышленное производство, имеющее принципиально более высокую эффективность.

Подобные решения, основанные на стандарте JDF, будут широко представлены и на апрельской профессиональной полиграфической выставке Ipex­2006 (Бирмингем, Англия). Цифровое производство по сравнению с офсетом, конечно, использует гораздо меньшую часть возможностей таких систем, но получаемые от внедрения подобных решений преимущества вряд ли будут менее востребованы, чем в традиционной типографии. Из­за роста потребления постоянно расходуемой малотиражной представительской печатной продукции (визитных карточек, рекламных буклетов, прайс­листов, открыток) на этом направлении можно достичь новых высот коммерческой эффективности.

В начало В начало

Увеличение доли сложных и комплексных заказов

Постепенно потенциальные заказчики начинают смотреть на  возможности «цифры» не только как на услугу тиражирования, но как на комплексное производство, что оказывает непосредственное влияние на  сложность производственных процессов в сфере цифровой печати. Маркетинговое развитие рынка, о котором несколько лет говорили цифровики и которым они занимались изо дня в день, наконец­то стало приносить плоды.

С появлением на рынке таких аппаратов, как Konica Minolta bizhub C450, происходит расслоение рынка цифровой оперативной печати на две ниши: дешевая печать с приемлемым качеством и дорогая печать с высоким качеством

С появлением на рынке таких аппаратов, как Konica Minolta bizhub C450, происходит расслоение рынка цифровой оперативной печати на две ниши: дешевая печать с приемлемым качеством и дорогая печать с высоким качеством

Сегодня для цифрового печатного салона не является редкостью заказ на изготовление 600 открыток с логотипом заказчика и конвертов с адресами доставки с вложением туда 300 открыток одного дизайна и 300 — другого. Или, например, заказ на выпуск 30 персонализированных календарей для крупнейших клиентов заказчика, в которых всё, за исключением календарной сетки, является печатью переменных данных. Подобные заказы, кроме учета особенностей работы с различными запечатываемыми материалами (фактурные бумаги, конверты), требуют согласованного управления не только печатными и отделочными процессами, но и операциями ввода и обработки данных. Это делает необходимым появление в штате салона специалиста по информационным системам и обработке информации и требует наличия у менеджеров специальных навыков по продаже подобных заказов и по дальнейшему управлению ими в процессе производства.

Упомянутая выше тенденция перевода на цифру части основного производства офсетных типографий в сфере печати коротких тиражей книг и брошюр требует от полиграфистов учета возможности установки разнообразного отделочного оборудования в линию с печатной машиной. Установка онлайн­финиша за печатными секциями происходит и в секторе традиционных офсетных печатных машин, но в цифровой печати это дает возможность сохранить и усилить основное преимущество цифровой печати — отсутствие дополнительных операций перед печатью и после нее, вследствие чего обеспечивается  значительная экономия производственного времени, особенно на больших скоростях работы.

Развитие этого направления можно проследить в цифровых печатных машинах разных поколений. Если рассмотреть аппарат Xerox DocuColor 12, то для него в качестве финишных опций доступны только сдвигающий лоток на 500 листов, сортировщик и степлер. Для цифровой печатной машины Xerox DocuColor 250 список расширен: сюда включены укладчик на 3 тыс. листов с перфорацией и многопозиционным степлированием и многофункциональный финишер, обеспечивающий изготовление брошюр с V­фальцовкой и сшивание буклетов по перегибу. Машина класса DocuColor iGen3 имеет открытую модульную архитектуру, позволяющую поддерживать работу в онлайн­режиме с различными устройствами послепечатной обработки, вплоть до автоматического изготовления фальцованных брошюр со вставкой в предварительно отпечатанную обложку и книг в мягком переплете.

В начало В начало

Региональная политика

В заключение хочется сказать еще об одном направлении в развитии рынка цифровой печати в нашей стране — цифровая полиграфия проникает в регионы, и в качестве иллюстрации можно упомянуть несколько установок машин класса Now!Press за Уралом. Но здесь хотелось бы обратить особое внимание читателей на инсталляцию первой за пределами Москвы и Санкт­Петербурга цифровой печатной машины Xerox iGen 3 в краснодарской компании «ДайДжен» (декабрь 2005­го) и установку такой же машины в агентстве «Новые рекламные технологии» в Екатеринбурге (март 2006­го).

Темпы развития впечатляют и прямо свидетельствуют о том, что цифровая печать перестала быть новой рискованной технологией, возможной только на перенасыщенном столичном рынке, и превратилась в востребованный инструмент бизнеса, необходимость в котором ощущают не только потребители, но и производственники, готовые осваивать и новую технику, и новые стандарты производства, и новые рыночные реалии.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства