КомпьюАрт

4 - 2006

Как выбирать листовые офсетные машины

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Настоящее — это многообразие возможностей, из которых мы выбираем

Формат и красочность

Характеристики полуформатных листовых офсетных печатных машин элитного класса

Долог путь объяснений, краток и успешен путь примеров

С чего начать при выборе печатной машины

Покупайте только то, что технологически необходимо для достижения вашей цели

Труды наши не в том, чтобы вечно повторять
уже свершенное человеком, но в том, чтобы
достигать новых реализаций, совершенств
невиданных и нежданных.
Время, душа и мир даны нам как поле действия;
видение, надежда и творческое
воображение — как советники наши;
воля, мысль и труд — как наши всемогущие орудия.
Шри Ауробиндо

Современный российский рынок печатных машин характеризуется многообразием предложений, что, с одной стороны, хорошо для покупателей, а с другой — делает выбор оптимального решения чрезвычайно сложным.
Цель данной публикации — упростить выбор тем, кто решил купить печатную машину, предоставив им информацию о листовых офсетных печатных машинах и об условиях создания полиграфического предприятия.

Настоящее — это многообразие возможностей, из которых мы выбираем

Существует три типичных варианта поведения покупателя при выборе печатного оборудования:

1.  Покупатель самостоятельно анализирует всю доступную ему информацию и принимает решение о выборе той или иной печатной машины.

2.  Покупатель полагается на менеджеров фирм, торгующих оборудованием, и принимает решение на основе предоставленных ими  рекомендаций, а также своей интуиции.

3.  Покупатель полагается на независимого эксперта.

Самый легкий — третий вариант, но его надежность целиком зависит от правильности выбора эксперта. Второй вариант — самый опасный в силу тенденциозности информации, исходящей от компании, предлагающей печатное оборудование. Первый вариант, хотя и самый трудный, наиболее широко распространен в России.

Для работы по первому варианту необходимы: самообразование, тщательный сбор информации о предлагаемых на рынке печатных машинах, оценка этой информации, выбор поставщика и кропотливая работа с ним.

В начало В начало

Формат и красочность

Формат и красочность печатной машины определяется продукцией, для изготовления которой приобретается эта печатная машина. Это может быть производство этикеток или упаковки, печать плакатов, буклетов, газет или книжно­журнальной продукции. Красочность машины определяет производительность при печати многокрасочной продукции.

Однокрасочные печатные машины, как правило, предназначены для оперативной печати одно­ и двухкрасочной продукции. Они не требуют больших капиталовложений, характеризуются высокой производительностью и малыми габаритами. При многокрасочной печати производительность однокрасочной печатной машины резко падает из­за необходимости проведения нескольких смывок и смен печатных форм при переходе на другую краску.

Двухкрасочные печатные машины часто укомплектованы листопереворачивающим устройством (перфектором) и предназначены для оперативной или высококачественной печати с лица и оборота за один прогон листа. Они хорошо подходят для печатания однокрасочных газет малыми тиражами. Для малых полиграфических предприятий двухкрасочные машины являются основным печатным оборудованием. При многокрасочной печати разными красками у двухкрасочных машин производительность снижается, хотя и не столь значительно, как у однокрасочных.

Многокрасочные печатные машины — это почти всегда оборудование среднего или высокого (элитного) класса. Они предназначены для печати высококачественных многокрасочных изданий в сжатые сроки и требуют серьезных начальных капиталовложений, а также больших производственных площадей. Однако при оптимальной загрузке такие машины окупаются довольно быстро.

Для более полного знакомства с печатными машинами рассмотрим подробнее полуформатные (около 500-700 мм) листовые офсетные печатные машины, как самые развитые и распространенные на данном этапе развития полиграфии.

Об «изюминках» и элите на примере компании Mitsubishi

Японская компания Mitsubishi сегодня известна в России не только автомобилями, но и офсетными печатными машинами элитного класса. Почему печатные машины Mitsubishi являются элитными? Потому что в них имеются технические «изюминки», которые отличают их от машин других производителей. Еще несколько признаков элиты — наличие мощного производства, мировая известность бренда и, конечно, соблюдение традиций в производстве данного вида оборудования.

«Изюминки» можно также определить как новаторские идеи, рожденные и реализованные компанией в своих печатных машинах. Реализуя их, компания стремится выделиться среди конкурентов в своем классе, причем она сильно рискует, поскольку «изюминка» может оказаться неудачной с технической или технологической точки зрения. Конкуренты могут воспользоваться идеей и усовершенствовать ее, обходя патентные препоны. С течением времени «изюминки» становятся рядовыми атрибутами не только машин своего класса, но и классов ниже. Типичным примером такого превращения являются устройства полуавтоматической смены печатных форм. Сегодня только однокрасочные и двухкрасочные офсетные машины малого и среднего форматов не оснащаются в стандартной комплектации такими устройствами.

Конечно, не все фирмы могут позволить себе роскошь создавать и внедрять новаторские идеи — на это способны только передовые, развитые и уверенные в себе компании.

В начало В начало

Характеристики полуформатных листовых офсетных печатных машин элитного класса

Машины обычно создаются с оптимизацией по какому­то одному определенному параметру — цене, габаритам и массе, формату печати, запечатываемым материалам и т.п. Почему мы будем рассматривать именно полуформатные машины? Да потому что, как уже говорилось, они являются самыми распространенными и самыми развитыми листовыми офсетными машинами. Эта тенденция хорошо заметна и по экспонатам полиграфических выставок.

Почему только элитного класса? Потому, что, имея представление о развитых машинах, легко ориентироваться и оценивать машины других классов. То, что в машинах элитного класса имеется в максимально развитом виде (на данном этапе), в машинах другого класса может быть в зародышевом состоянии или вообще отсутствовать.

В листовых печатных машинах элитного класса лист запечатываемого материала подается всегда по широкой стороне. У этих машин самонаклад пневматический с каскадной подачей листа, обеспечивающий скорость подачи более 12 тыс. листов в час. Красочный аппарат сильно развит и имеет не менее четырех накатных валиков, причем один или два из них совершают аксиальное движение для предотвращения шаблонирования.

Листовые офсетные машины элитного класса относятся к типу тяжелых машин, которые меньше подвержены действию вибраций, более стабильны в работе, а значит, способны обеспечивать стабильно высокое качество печатной продукции. Для тихоходных (до 10 тыс. листов в час) малоформатных однокрасочных и двухкрасочных машин их вес не является столь значащим фактором, поскольку динамические нагрузки в них не так высоки, как у многокрасочных полуформатных машин и машин большого формата.

Полуформатные машины элитного класса могут быть как с низкой, так и с высокой приемкой. Печатные машины с низкой приемкой компактнее (имеют меньшую длину), но в них трудно вмонтировать сушильное устройство, а стопа оттисков у них небольшая, что приводит к необходимости частых остановок машины для разгрузки/приемки при печати больших тиражей (если, конечно, нет устройства non stop).

Как правило, полуформатные офсетные машины элитного класса представляют собой универсальные машины для печати на бумаге и тонком картоне. В зависимости от конструкции листопередаточных механизмов между печатными секциями максимальная толщина запечатываемого картона разная, но не более 0,6­0,8 мм.

В первом приближении о назначении и возможностях печатной машины можно судить по относительной величине диаметров печатных цилиндров. Чем больше их диаметр (по сравнению с офсетными и формными цилиндрами), тем больше толщина картона, который может запечатываться в данной машине. Диаметр листопередаточных цилиндров и их количество определяют максимальную толщину и особенно жесткость картона, который проходит по тракту машины без хлопков и разлома. Чем больше диаметры и чем меньше количество листопередаточных цилиндров, тем лучше условия для печати на толстых и жестких материалах.

Восток и Запад

Когда мы хотим что-то сделать, мы стараемся узнать и оценить все возможные ответы, альтернативы и их практическое применение не только в Японии, но и в Европе, в США, в развивающихся странах. Затем, оценивая и сочетая все самое лучшее, мы стараемся прийти к оптимально возможной комбинации. В этом ключ к пониманию успехов Японии.

Профессор К. Кобаяси

Печатники, технологи и полиграфисты широкого профиля в России хорошо знакомы с западной полиграфической техникой и пока мало знают  восточную — так сложилось исторически.

Автор сам был сильно удивлен, когда на организованном компанией Mitsubishi бизнес-семинаре в Нижнем Новгороде (15-17 июня 2005 года), г-н Усуки (Usuky) привел некоторые данные из истории развития полиграфического направления компании Mitsubishi.

Достаточно только перечислить их, без комментариев, объяснений и сравнений — они сами о себе скажут:

•   1974 год — создание автоматической системы контроля подачи печатной краски по зонам печати;

•   1974 год — листовая офсетная машина Daiyx (мечта) печатает со скоростью 10 тыс. отт./ч;

•   1981 год — разработка автоматической системы настройки подачи печатной краски по зонам с использованием сканирующего денситометра печатных форм Demia;

•   1988 год — разработка системы автоматической смены печатных форм;

•   2004 год — создание листовой офсетной машины для двусторонней печати и лакирования без переворота листа Mitsubishi Diamond 3000 ТР.

Таковы факты и такова история создания отдельных устройств и целых серий офсетных печатных машин.

Время творит историю. Мы оцениваем события, принимая решения в настоящем, поэтому чувствовать время и события очень важно.

Традиционно полуформатные листовые офсетные машины конструируются по линейной схеме, при которой отдельные печатные секции располагаются по горизонтальной линии. Печатные аппараты имеют трехцилиндровое или пятицилиндровое (планетарное) построение.

Если необходима двусторонняя печать, то после нескольких печатных секций вместо передающих цилиндров устанавливают одноцилиндровое или трехцилиндровое переворачивающее устройство (перфектор). Однако в настоящее время разработаны и альтернативные решения. Так, японские машиностроительные компании Mitsubishi, Komori и Akiyama поставляют машины для двусторонней печати с двухъярусной схемой расположения печатных секций.

У двухъярусных машин компаний Komori и Akiyama печатные секции с трехцилиндровым печатным аппаратом (формным, офсетным и печатным цилиндром) расположены в двух ярусах и лист последовательно запечатывается то в нижней, то в верхней печатной секции. Производительность этих машин в краскопрогонах очень высока, а это уже экономия времени и сокращение сроков выхода издания в свет. Однако такие машины имеют большие габариты и требуют значительных капиталовложений.

Компания Mitsubishi показала на выставке drupa 2004 машину, в которой первые несколько печатных секций (от самонаклада) перевернуты по сравнению с линейной схемой (пара печатный/офсетный цилиндр находится наверху, а формный цилиндр с красочным и увлажняющим аппаратами — ближе к фундаменту), а последние печатные секции расположены обычным образом. Между ними на стыке двух групп разнорасположенных печатных секций размещен наклонный трехцилиндровый передаточный механизм, который передает лист от секции с верхним печатным цилиндром в секцию с расположением печатного цилиндра внизу.

Полуформатные машины элитного класса являются высокоавтоматизированным оборудованием с цифровым программным управлением. По ресурсу и надежности работы это высоконадежные, подлежащие восстановлению после выработки ресурса машины. Эти машины могут включать лаковые секции, сушильные модули, а также широкий спектр разнообразных дополнительных устройств (опционов), которые не только расширяют технологические возможности машины, но и способствуют уменьшению времени перехода машины на новый тираж, повышению качества печати и производительности.

Уже созданы листовые офсетные машины формата 70x100 см, у которых лаковая секция расположена не только после печатных секций, но и перед ними сразу после самонаклада (MAN Roland) или между двумя группами печатных секций (Mitsubishi).

В начало В начало

Долог путь объяснений, краток и успешен путь примеров

Ознакомившись с принципиальными возможностями полуформатных листовых офсетных печатных машин элитного класса, рассмотрим конкретные марки таких машин.

В приведенной таблице в качестве примера указаны параметры нескольких известных моделей полуформатных листовых офсетных машин элитного класса. Данные взяты из фирменных каталогов, которые можно было получить на специализированных выставках.

Очевидно, что представленные модели по построению, техническим параметрам и технологическим возможностям очень близки. Дополнительные устройства весьма разнообразны, причем различия в комплектации только подчеркивают элитность предлагаемого оборудования —  это говорит о стремлении производителей создать новинки, которые обеспечили бы им преимущество на рынке. Посредственность всегда сера и однообразна, элита — индивидуальна и окрашена в необычный цвет.

Различия по производительности (15­18 тыс. оттисков в час) несущественны при печати малых тиражей (это тенденция современности), так как время подготовки машины и время печати при малых тиражах соизмеримы. По этой же причине разнообразен спектр дополнительных устройств, сокращающих время переналадки машины.

Разброс по максимальной красочности представленных в таблице машин относительно невелик: от шести до десяти красок. Определение оптимальной красочности машин при ее покупке — основная проблема для покупателя. Например, для изготовления односторонней многокрасочной продукции (этикетки, плакаты, упаковка) оптимальная красочность — 6 (6+0), для печати двусторонней многокрасочной журнальной и книжной продукции — 8 (4+4) или 10 (5+5).

Все листовые офсетные машины элитного класса в настоящее время комплектуются спектроденситометрами и программами контроля и управления синтезом цвета на оттиске (впервые спектроденситометры в дистанционных пультах управления печатных машин были использованы фирмой Heidelberg в 1995 году). Существенные различия имеют место в программном обеспечении.

Все машины элитного класса предполагают задание профиля местной подачи краски по системе СIРЗ/CIP4, которая работает на данных от prepress­систем; если же таких данных по какой­либо причине нет, то их получают с помощью сканеров печатных форм.

Контроль подготовки к печати и самого процесса печати выполняется с пульта дистанционного управления или с центрального пульта машины. Наличие дистанционного пульта управления сокращает время подготовки машины и увеличивает оперативность коррекции режимов печати.

В начало В начало

С чего начать при выборе печатной машины

Приняв решение об организации полиграфического предприятия, необходимо учитывать, что сложность производственного оборудования и рост издержек производства — два взаимосвязанных процесса: чем сложнее оборудование и технология, тем выше издержки производства. И чтобы сегодня создать конкурентное предприятие, надо не просто создавать копию реального существующего производства (хотя как первичный, ориентировочный вариант такое решение может использоваться), а и четко осознавать, для чего это делается, какая конечная цель должна быть достигнута.

Приступая к выбору технологии и оборудования, следует ответить на следующие вопросы:

•   какие капиталовложения планируются длясоздания предприятия;

•   что будет печататься и каков конечный результат:

­   будут ли издания однокрасочными или многокрасочными;

­   будут ли издания содержать иллюстрации;

­   будут ли иллюстрации штриховыми или полутоновыми (растровыми);

­   каковы будут формат продукции и формат запечатываемого листа, общая тиражность и тиражи отдельных изданий, а также их периодичность;

•   где полиграфическое предприятие будет расположено территориально и в каком помещении (следует учитывать наличие коммуникаций, этажность, наличие подъездных путей).

Только ответив на эти вопросы и проконсультировавшись с профессионалами, можно приступать к следующему этапу осуществления задуманного.

В начало В начало

Покупайте только то, что технологически необходимо для достижения вашей цели

Печатная машина — это определяющее звено полиграфического предприятия. Без печатной машины предприятие еще не может считаться типографией. От выбора печатной машины зависит и качество продукции, и технологические возможности, и размеры капиталовложений, и наконец, прибыльность предприятия.

Допечатное и послепечатное оборудование выбирают в соответствии с парком печатных машин и с учетом всех факторов, которые принимались во внимание при выборе печатного оборудования.

Не следует увлекаться модой, престижностью, советами популярных специалистов, слабых в профессиональном gлане . Выбирайте оборудование для решения своих задач с учетом планируемых технологических резервов. Не забывайте — нет плохих печатных машин, а есть машины, применяемые не по назначению. Не следует покупать опции по принципу «авось пригодятся», ибо такое маловероятно, а лишних денег ни у кого не бывает.

Из всего вышеизложенного следует один главный вывод: цель должна быть не эмоциональной, а прикладной, и тогда задачи будут реальными. Желаю удачи!

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства