КомпьюАрт

4 - 2006

С увлажнением или без?

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Единственный грех, который мы никогда не простим друг другу, — это разница во мнениях.
Ральф Уолдо Эмерсон. Общество и одиночество

Увлажнение породило способ плоской печати — увлажнение и спасет его

Одной из главных идей, легших в основу плоской офсетной печати и позволивших ей достичь сегодняшнего статуса наиболее широко используемой печатной технологии, стало увлажнение печатной формы. Однако в последнее время появилось ощущение, что идея увлажнения себя уже исчерпала. На чем же основывается это ощущение? Например, на том, что появились многочисленные альтернативы традиционному офсету с увлажнением, а это явный признак поиска замены «хорошего» офсета на «лучший» офсет, для которого не свойственны проблемы, связанные с нарушением баланса «вода—краска». Еще один признак кризиса идеи увлажнения — многообразие ее реализаций и множество конструкций увлажняющих аппаратов (спиртовые, пленочные, с передаточным валиком, с щеткой или набрызгиванием, с чехлами и без чехлов и т.п.), а ведь только нерешенная проблема порождает такое большое разнообразие решений!

Однако, скорее всего, проблему нестабильности водно­красочного баланса удастся решить путем устранения причины, ее порождающей, — увлажнения.

Офсет без увлажнения — парадокс или технология будущего?

Увлажнение в офсетной печати нужно не только для поддержания в рабочем состоянии пробельных элементов печатной формы. Оно выполняет и ряд других важных функций, в том числе самоочищения печатного и увлажняющего аппаратов, их охлаждения, уменьшения электризации бумаги и пр. Процесс эмульгирования краски с увлажняющим раствором принято считать вредным, однако эмульгирование в определенной мере полезно, поскольку благодаря ему достигается возможность увлажнения мельчайших пробельных элементов печатной формы и воспроизведения их на оттиске. Не случайно разработанная еще в шестидесятые годы технология плоской офсетной печати без увлажнения до сих пор применяется весьма ограниченно. Однако в будущем все может измениться.

В процессе печати с использованием традиционной печатной формы увлажняющий раствор смачивает неровную (зерненную и оксидированную) поверхность алюминия (пробельные элементы) и отталкивается от поверхности печатных элементов. Краска же, наоборот, хорошо ложится на верхний слой печатных элементов и не может попасть на смоченную поверхность алюминиевой пластины. Однако участки изображения на печатной форме с малыми промежутками между печатными элементами не могут удержать необходимое количество влаги. В добавок к этому красочные участки имеют неровные края вследствие довольно высокой вязкости и липкости офсетных красок. При тонком слое увлажняющего раствора вода скатывается в капли, из­за чего возникает тенение на больших пробелах. При толстом слое соседние водные слои соединяются и заливают мелкие печатающие элементы, в результате чего  на оттиске либо появляются так называемые залысины (большие участки в светах изображения без растровых элементов), либо тонкие линии воспроизводятся на оттиске рваными. Поэтому большим достижением в офсетной печати считается создание на печатной форме стабильных печатных растровых элементов площадью 2 и 98%. Конечно, соблюдение технологической дисциплины, поддержание необходимого состава увлажняющего раствора, контроль за кислотностью, жесткостью и электропроводностью увлажняющего раствора улучшает положение, но лишь до определенного предела.

Рассмотрим теперь строение печатной формы, созданной для работы лишь с одним компонентом — краской. На алюминиевую или пленочную основу такой формы нанесен тонкий полимерный слой, хорошо удерживающий краску, а на него — силиконовое покрытие, создающее пробельные элементы, которые даже без увлажняющего раствора не воспринимают краску.

Краски для безводной технологии имеют пониженную липкость и вязкость по сравнению с традиционными офсетными красками. Причем очень большое значение имеет постоянство вязкости и других физико­химических свойств краски в течение всего времени печатания. Было замечено, что если вязкость краски меняется в ту или иную сторону, то это сразу же отражается на качестве печатной продукции.

В настоящее время офсет без увлажнения используется как на листовых, так и на рулонных печатных машинах. Одним из главных условий реализации этой технологии является, как уже говорилось, поддержание постоянной вязкости краски в процессе печати всего тиража. Для соблюдения этого печатные машины, предназначенные для офсета без увлажнения, оснащаются системой поддержания температурного режима красочного и печатающего аппаратов. На тех машинах, которые изначально проектируются как «безводные», охлажденная вода циркулирует по специальным каналам внутри формного и некоторых красочных цилиндров. На перестроенном с традиционного офсетного способа оборудовании используется внешнее охлаждение воздухом. Известны несколько фирм, которые производят подобные системы для практически любых видов печатных машин.

***

Пока позиции технологии офсетной печати с увлажнением выглядят незыблемыми, однако ряд крупных компаний, в частности  KBA и Presstek,  инвестировали в развитие технологии офсета без увлажнения немалые средства. Это значит, что попытки найти альтернативу плоской офсетной печати предпринимаются, а раз так — она обязательно появится. Из практического опыта мы знаем: завтрашний день сам позаботится о себе. Но знаем также, что завтрашний день берет свое начало в дне сегодняшнем.

КомпьюАрт 4'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства