КомпьюАрт

7 - 2006

Быстрее, лучше, эффективнее

Марго Григорян

Формула успеха

Классификация современных РИС

Scoop

JournalDesigner

На отечественном рынке постоянно появляются новые редакционно-издательские системы и программные продукты, позволяющие автоматизировать и усовершенствовать рабочий процесс в издательствах. В этой статье мы расскажем о двух подобных продуктах: Scoop и JournalDesigner. Первый из них — Scoop — представляет собой полноценную редакционно-издательскую систему, с помощью которой можно автоматизировать все этапы производства и последующую архивацию издания.
Второй — JournalDesigner — является удобной программой, предназначенной для планирования номера и разверстки рекламы.

Формула успеха

Современные издательства периодики представляют собой сложный механизм с большим количеством внутренних, зачастую противоречивых взаимосвязей и устоявшихся правил. Создание периодического издания  является коллективным процессом, поэтому  качество конечного продукта зависит в основном от слаженности совместных усилий, а не от индивидуальных способностей каждого. В отличие от других предприятий отрасли, редакции имеют ряд характерных особенностей, которые серьезно осложняют получение успешного результата.

Так, успех любого проекта во многом зависит от двух иногда взаимоисключающих друг друга составляющих. Интересное, актуальное содержание, привлекательный дизайн — это  творческая составляющая. Сроки сдачи, ограничения, налагаемые печатью, и в конечном счете коммерческая конкурентоспособность проекта определяют технологическую составляющую. Такой дуализм в решаемых задачах порождает дуализм в управлении. Нахождение компромисса между этими двумя составляющими во многом и определяет формулу успеха издания.

Современная медиаиндустрия отличается огромными объемами перерабатываемой информации, высокими требованиями к качеству содержания, точности позиционирования контента для определенной аудитории. По мнению многих аналитиков, наша страна обладает очень большим нереализованным потенциалом развития медиарынка, что особенно привлекает отечественных и западных инвесторов. А это, в свою очередь, влечет за собой дальнейший рост конкуренции на рынке. По мере развития компьютерных и Интернет­технологий появляются новые возможности для доставки издания конечным пользователям. Различные каналы распространения информации — печатное издание, Интернет и пр. — требуют специализированных решений по ее обработке.

Scoop PageTrack позволяет осуществлять прямой мониторинг и контроль за ходом работы над газетой

Scoop PageTrack позволяет осуществлять прямой мониторинг и контроль за ходом работы над газетой

Все вышеперечисленные аспекты в конечном счете определяют повышенный спрос необходимого технического оснащения. Одним из следствий этого является тот факт, что во многих издательствах департамент по информационным технологиям становится значимым подразделением и на него ложатся задачи не только по техническому обслуживанию, но и по автоматизации документооборота и бизнес­процессов редакции.

Спрос рождает предложение, и в настоящий момент на рынке представлено большое разнообразие программных продуктов различных производителей для комплексной автоматизации всех потребностей современных издательств. Как правило, эти программные продукты представляют собой разнообразные модули или подсистемы, которые связаны между собой и образуют единый комплекс. Принципиальным является вопрос о том, кто реализует взаимосвязь между этими различными модулями: производитель продукта, интегратор/поставщик продукта, само издательство или, наконец, пользователь продукта.

Все модули можно разбить на несколько типовых категорий в зависимости от решаемых ими задач. Самыми важными являются системы, которые обеспечивают автоматизацию основного производственного процесса, а именно выпуска издания. Обычно их называют редакционно­издательскими системами (РИС), или Editorial­Publishing Systems (EPS). По своей идеологии они относятся к классу автоматизированных систем управления (АСУ), или Management Information Systems (MIS).

Очень важной задачей для любого издательства являются поиск, сортировка, хранение и каталогизация информации. Все большая часть информации, в том числе фото, изображения, архив издания, переводится в электронный вид. Для организации быстрого и удобного доступа к этой информации, управления правами доступа и обеспечением надежного хранения существует категория систем под общим названием Content Management System (CMS), или системы управления контентом. Одной из разновидностей таких систем являются системы управления электронными активами, или Digital Asset Management (DAM).

Планирование и разверстка рекламы в JournalDesigner

Планирование и разверстка рекламы в JournalDesigner

Потребность в создании электронной публикации издания и развитие Интернет­технологий определили появление класса систем по управлению процессом опубликования или размещения информации в электронных СМИ. Такие системы относятся к классу Web Publishing Systems, одной из особенностей которого является его привязанность к архитектуре Интернет­ресурса и наличие в нем инструментов по обслуживанию этого ресурса. Обычно такая система организуется на основе существующей CMS. Часто необходимо полностью или с небольшими изменениями дублировать печатный вариант издания в Интернете, тогда наиболее удачным решением оказывается связь этой категории систем с РИС.

Для автоматизации ручных операций существует большое количество дополнительных модулей, таких как прием и работа с новостными лентами, автоматическая допечатная проверка и генерация файлов PS/PDF, автоматическая генерация отчетов, инструменты мониторинга и контроля.

К отдельному классу решений стоит отнести модули по интеграции с другими системами, например связь с системами бухгалтерского учета, финансового планирования, корпоративными информационными и управленческими ресурсами, — Enterprise Resource Planning (ERP). Частными вариантами могут быть интеграция с системой логистики и распространения или связь с системой управления рабочими потоками (workflow) типографии.

При объединении всех этих инструментов в единую среду автоматизации ядром может служить редакционно­издательская система (РИС).

Классификация современных РИС

По полноте охвата техпроцесса системы бывают редакционными (РС) и редакционно­издательскими (РИС), разница между которыми заключается в невозможности РС автоматизировать процесс верстки и допечатной подготовки. На практике идеальным вариантом может оказаться РС, построенная на базе систем офисного документооборота, например MS Exchange или Lotus Notes. Недостатком РС является отсутствие обратной связи между версткой (технологическая составляющая) и процессом создания/редактирования контента (творческая составляющая). Как следствие, возникают проблемы с оперативным планированием издания.

В плане архитектуры системы делятся на закрытые и открытые. В первом случае пользователь не может вносить свои изменения в функционал системы — как правило такие системы используют собственный инструмент для верстки и дизайна. Вторая категория систем основана на использовании настольно­издательских технологий и обычно интегрируется с одной или несколькими популярными пакетами верстки, например QuarkXPress или Adobe InDesign.

По целям создания такие системы можно разделить на коммерческие и «самодельные». Первые из них имеют официального производителя, гарантии поддержки и дальнейшего развития. Вторые обычно представляют собой результат усилий самих издательств и, как правило, являются только редакционными (РС).

Scoop

Компания Scoop Publishware AB занимается усовершенствованием редакционных программ и редакционно­издательских систем с 1991 года. Программы применяются как для Мас, так и для РС и оптимизируют работу редакций, начиная с идей и заканчивая печатной продукцией. Данное предприятие является крупнейшим поставщиком редакционно­издательских систем для шведских газет и журналов, а программами Scoop Publishware AB пользуются редакции в 15 странах мира, с недавнего времени — и в России.

Редакционно­издательская система Scoop представляет собой инструмент для написания текстов, организации прохождения статьи и быстрого доступа к текстам и страницам. Система интегрирована с InDesign и QuarkXPress. Если программа инсталлирована с InCopy, репортеры могут  писать статьи непосредственно на полосе газеты. Существует также решение WebEdit, позволяющее репортерам писать в систему через веб. База данных может быть основана на файлах или на SQL. Итак, рассмотрим продукты, входящие в эту редакционно­издательскую систему.

Продукты

Программа Scoop NewsPlanner позволяет упростить процесс подготовки новостей к публикации и дает возможность с самого начала держать ситуацию под контролем. Эта программа представляет собой самостоятельный продукт, который можно сочетать с любой из существующих редакционно­издательских систем. Вкратце опишем некоторые возможности этой программы. С ее помощью возможно создание проектов будущих статей, которые впоследствии могут быть переведены в категорию реальных редакционных изданий. Кроме того, она позволяет контролировать распределение заданий между сотрудниками редакции и создавать графики работы с последующим мониторингом их исполнения и с обеспечением доступа к задействованным сотрудникам. Программа помогает осуществлять оперативную компоновку пакета программ на базе Scoop Edit в зависимости от характера предстоящей работы. Листинги NewsPlanner можно использовать в качестве базы при разработке идей, а также для проведения летучек и редакционных совещаний.

Scoop Edit является инструментом редакционной работы и многоканальных публикаций и напрямую интегрирована с QuarkXPress и Adobe InDesign. Эта программа позволяет размещать текстовые материалы на странице посредством простой команды либо методом буксировки. С ее помощью можно создавать статьи из текстовых блоков на странице и распределять их между репортерами, которые, в свою очередь, при написании статей могут использовать программу редактирования InCopy, или Scoop Edit, или собственную предназначенную для этого программу. Таким образом, с помощью программы Scoop Edit, содержание издания подготавливается к многоканальной публикации.

Scoop Freedom — это интегрированный редакционный инструмент для создания газет, который предоставляет возможность написания статей напрямую в полосу газеты через сеть. Наличие Scoop Freedom не требует никакого программного обеспечения для клиентов. Через сеть обеспечен доступ ко всем стандартным функциям: например, редактор выделяет репортеру место в полосе для его статьи, а он пишет ее непосредственно в полосу газеты. А при сохранении статьи происходит ее автоматическое обновление на сервере.

Scoop PageTrack позволяет осуществлять прямой мониторинг и контроль за ходом работы над созданием газеты. В виде превью представлены все полосы номера, а также статус каждой полосы. Программа может быть интегрирована с QuarkXPress или Adobe InDesign. При нажатии на пиктограмму страницы открывается рабочая полоса для редактора или дизайнера­верстальщика. С помощью Scoop PageTrack можно отслеживать последовательность операций и поток деятельности, а также вводить и выводить страницы при редактировании. Что касается прочих возможностей этой программы, то назовем наиболее значимые из них. Прежде всего Scoop PageTrack отличается тем, что ее можно применять для различных форматов, изданий и продуктов, кроме того, она может быть интегрирована с установленной в редакции системой объявлений. Программа также обеспечивает общий обзор над работой с показом статуса, изображением страниц и файлов PDF и позволяет выбирать между представлением в виде страницы, печатной формы или текста. Scoop PageTrack совместима с сетевым браузером — возможно их совместное использование. При нажатии на пиктограмму страницы появляется картинка с информацией о странице, а нажатие на командную клавишу выводит на дисплей все содержание текущей рабочей страницы.

Scoop eLibrary осуществляет автоматическое архивирование опубликованных статей и изобразительных материалов. Как только полосы в QuarkXPress или в InDesign готовы, запускается процесс архивирования и все содержание переносится в архив. Этот процесс позволяет существенно экономить время. Scoop eLibrary помогает производить поиск по полному тексту издания, подзаголовкам, рубрикам или сочетанию всех элементов. Пользователь видит страницу в PDF, статью в PDF в виде либо текста, либо изображения. Информационная структура базируется на XML и интегрируется с другими системами. Программа Scoop eLibrary совместима с сетевым браузером и не нуждается в интегрируемом программном модуле.

Scoop Magazine — это интегрированный редакционный инструмент для создания журналов и еженедельников. Все стандартные функции доступны через сетевой браузер, а программное обеспечение для клиентов не требуется. Важнейшие функции программы — это, конечно же, планирование, ввод текстов и изображений, верстка полос при наличии InDesign, отслеживание и контроль, а также доступ к просмотру предыдущих номеров.

Scoop ePaper дает возможность создавать собственную электронную газету, которая комбинирует PDF с HTML. Читатель выбирает номер газеты или журнала, затем страницу, статью для чтения в PDF или в виде текста. Материалы в необходимом для Scoop ePaper формате генерируются автоматически из QuarkXPress или из InDesign. программа снабжена быстрой презентацией с помощью постраничных изображений и HTML. Возможен выбор чтения текста страницы в PDF, отдельных статей в PDF или в текстовой версии. Также следует отметить, что Scoop ePaper оганизует и выводит на дисплей объявления и тексты публикаций. Программа полностью совместима с сетевым браузером и не нуждается в дополнительных плагинах.

Процесс работы

Итак, процесс работы с РИС Scoop выглядит следующим образом. Рабочий день начинается с того, что главный редактор дает задания сотрудникам. Репортеры пишут статьи, иллюстраторы подбирают и вводят в систему изображения. В зависимости от инсталляций работа может осуществляться в Scoop Edit, Scoop Freedom или Scoop Magazine. Как только статьи готовы, они заверстываются на полосы с помощью QuarkXPress или InDesign. Репортеры могут также писать статьи непосредственно на полосу с помощью шаблонов, что значительно сокращает время работы. Статус всех полос контролируется одновременно с помощью Scoop PageTrack, Scoop Freedom или Scoop Magazine.

Содержание подготовленной в QuarkXPress или InDesign полосы посредством определенной команды помещается в Scoop eLibrary — редакционный архив. Что касается электронных публикаций, то существует несколько способов размещения их в сети Интернет. Можно выбрать отдельные статьи из базы данных Scoop Edit и экспортировать их как XML, включая все изображения. Также можно выбрать отдельные статьи из готовой полосы газеты или журнала и  экспортировать их как XML, включая все изображения. Содержание готовой полосы с помощью определенной команды переносится в Scoop ePaper — электронную версию газеты или журнала.

Автоматизация компьютерных процедур

Редакционно­издательская система Scoop позволяет выбрать ту или иную последовательность операций при вводе готовых статей в  печать или в сетевые издания. Сокращение процесса предварительной обработки материала обеспечивает его актуальность. Выбор тех или иных производственных потоков зависит от вида печатного либо сетевого издания. Благодаря используемой в Scoop открытой системе со стандартными интерфейсами, предлагаемые модули легко сочетаются с другими программными продуктами. Ниже приводится несколько примеров автоматических компьютерных процедур, которые можно применять в любом наборе или в комбинации друг с другом.

Для традиционной компоновки у каждого репортера, редактора и издателя должна быть программа Scoop Edit. Она нужна и как инструмент для работы над конкретной публикацией, и как программа общего назначения для выпуска всех материалов номера. Для размещения в номере материалов, написанных в программе Scoop, ответственный за выпуск должен иметь в своем распоряжении следующие дополнительные программные продукты: Scoop add­ons Toolbox, Importer и Phil для InDesign или QuarkXPress (Mac или PC). А на стадии планирования номера все сотрудники издательства по желанию могут пользоваться программным продуктом Scoop NewsPlanner.

Итак, сначала главный редактор составляет план издания с помощью Scoop NewsPlanner на Mac или PC и отправляет его репортеру. Затем репортер пишет материал в программе Scoop Edit, производит графическое форматирование текста, вводит фотоматериалы, подзаголовки и рубрики. И наконец, оформитель страницы переводит материалы, написанные в системе Scoop, в InDesign или в Quark. При этом весь материал переносится на страницу с палитры Place, в то время как размещаемые элементы высвечиваются на палитре Scoop Articles.

Для работы с помощью шаблонов, у каждого репортера, редактора и издателя должна быть программа Scoop Edit. Каждый автор должен иметь программу Adobe InCopy, с помощью которой он работает над материалом для печати. Для размещения в номере материалов, написанных в программе Scoop, ответственный за выпуск должен иметь в своем распоряжении следующие программные продукты: Adobe InDesign, Scoop plugins Toolbox, Importer и Phil. Кроме того, при планировании сотрудники могут пользоваться Scoop NewsPlanner.

Как и в случае с традиционной компоновкой, сначала редактор составляет план издания в Scoop News Planner и направляет его репортеру, который, в свою очередь, пишет материал на базе шаблона в программе InCopy, производит графическое форматирование текста, вводит в текст фотоматериалы, подзаголовки и рубрики. Написание материала осуществляется непосредственно на страницу. После этого оформитель страницы вводит материал, написанный в InCopy. Он с абсолютной точностью вписывается в страницу, которая уже составлена в программе InDesign. Размещаемые элементы высвечиваются на палитре Scoop Articles, а все элементы материала переносятся на страницу с палитры Place palette.

Для осуществления прямого выпуска материалов у всех репортеров, редакторов и издателя должна быть программа Scoop Edit, а у каждого автора — программа Adobe InCopy. Для передачи и размещения в номере материалов, написанных в программе Scoop, ответственный за выпуск должен иметь в своем распоряжении следующие программные продукты: Adobe InDesign, Scoop plugins Toolbox, Importer и Phil. При планировании сотрудники могут пользоваться Scoop NewsPlanner.

Сначала редактор составляет план издания в Scoop News Planner и направляет его репортеру. При необходимости репортер может начать работать с текстом в программе Scoop Edit. Затем редактор выбирает пустой блок с готовящейся страницы в программе InDesign и также передает его репортеру. Репортер открывает его в InCopy и заканчивает работу над материалом, вводя его непосредственно в один из сегментов на странице. При закрытии материалов они сразу же просматриваются редактором, который может внести в них необходимые изменения. После этого материал готов к публикации.

Система оперативного подключения и расширения конфигурации

Применение программных продуктов для оперативного подключения и расширения конфигурации (plugins & extensions) из серии Scoop Publishware позволяет оптимизировать, ускорить и упростить производственный процесс. При этом вы сможете работать с уже привычными и полюбившимися вам программными продуктами.

В качестве примера приведем работу с продуктом Autorepro, являющимся дополнением к программам Adobe InDesign и QuarkXPress. Все изображения на странице высвечиваются в палитре InDesign и Quark. Красная лампочка напомнит, что выбранная картинка еще не прошла обработку в ColorFactory. Нажатие на изображение страницы позволит отметить его и взять с палитры. Кроме того, в отношении каждого изображения можно решить, через какой канал ColorFactory его следует пропустить. При нажатии символа All в программе ColorFactory будут обработаны все изображения на странице (они высвечены на палитре). Нажатие на символ Select позволит обработать в этой программе отдельные отобранные изображения. При поступлении изображения на обработку в ColorFactory загорается желтая лампочка, при этом можно продолжать работать с материалом на странице. По окончании процесса в ColorFactory обработанное изображение автоматически обновится на странице, о чем будет свидетельствовать зеленый цвет лампочки. В результате обработки изображение будет иметь заданный цвет, контрастность и формат согласно заданию, переданному в программу ColorFactory. В случае же необходимости, чтобы вернуться к исходному изображению, достаточно будет нажать символ Undo: при этом одна половина лампочки загорится зеленым цветом, а вторая — желтым.

JournalDesigner

Хотя программа JournalDesigner производства немецкой компании dataplan представляет собой не столько полноценную редакционно­издательскую систему, сколько удобный инструмент, предназначенный для планирования номера изданий и разверстки рекламы, мы сочли нужным рассказать о нем в этой статье, поскольку он напрямую связан с автоматизацией издательских процессов. JournalDesigner работает с редакционно­издательской системой K4, хорошо известной на российском рынке.

Планирование номера

При создании нового выпуска издания можно использовать общий шаблон или взять в качестве шаблона один из предыдущих выпусков. Кроме того, в диалоговом окне Create New Issue следует указать планируемую дату сдачи номера, а также название издания, год выпуска и номер.

При планировании номера издания указывается название блока полос, их тип, цветность, задается их положение в издании. Также указывается схема спуска для текущего блока полос и, при необходимости, принадлежность к региональному выпуску для текущего блока полос. После сохранения текущего плана номера в редакционно­издательской системе K4 отображаются все элементы, заданные в JournalDesigner. В дальнейшем в K4 будет отображаться вся информация о положении материала в номере, о появлении или снятии материала — как редакционного, так и рекламного. И наоборот, все изменения, произошедшие с материалом внутри редакционно­издательской системы K4, будут отображаться в JournalDesigner.

Очень удобно и то, что постоянные рубрики и колонки издания могут быть заранее определены в плане номера, после чего ими можно управлять по своему усмотрению. Когда создается план нового номера, установки этих рубрик и колонок генерируются автоматически, а все вновь создаваемые полосы в заданном диапазоне полос будут по умолчанию относиться к установленной рубрике. Задав необходимые параметры, можно легко контролировать позиционирование на страницах рекламных блоков, а также запретить установку рекламы в некоторых разделах издания, например рядом с обращением главного редактора.

Для работы с авторами существует специальная база данных, в которой имя каждого журналиста для удобства набрано определенным шрифтом и цветом. В результате редактор довольно легко может координировать работу авторов, а также привязывать ту или иную статью, которую пишет журналист, к необходимой рубрике. Также можно поручить работу над одной рубрикой одновременно нескольким авторам.

Подобным же образом организуется контроль над сроками сдачи текстовых и фотоматериалов. Намеченные сроки также могут быть показаны в нескольких форматах. Редактор же имеет возможность в любой момент узнать, на какой стадии находится та или иная работа, — эта информация, а также содержимое этих полос отображается в реальном времени. При этом даже за несколько минут до сдачи номера можно поменять положение полос или рекламы.

Что касается непосредственно создания нового редакционного материала, то на этом этапе можно задавать такие параметры, как название самого документа и количество полос, которые он должен будет занять в издании. Также можно выбрать шаблон документа и его тип (например, Adone InDesign CS). Ну и, конечно, отображается статус документа, а именно — на каком этапе производства он находится в тот или иной момент.

Разверстка рекламы

JournalDesigner намного упрощает и ускоряет размещение на страницах издания заявленной рекламы. заявка на рекламный модуль может оформляться прямо в JournalDesigner или импортироваться из Ad Booking System. необходимо указать название рекламодателя, название рекламируемого продукта, стоимость рекламы, сведения об оплате, необходимую дополнительную информацию, определяемую пользователем, и собственно рекламный модуль. Кроме того, можно отметить, к какой категории относится реклама, а при необходимости — в каком региональном выпуске она будет опубликована. Положение модуля на полосе можно задать жестко или указать предпочтения. Графический файл может быть присоединен к заявке позже, когда его пришлет рекламодатель.

JournalDesigner автоматически анализирует такие параметры, как формат рекламного блока, используемые в модуле цвета, положение на полосе и даже исключение появления на одной странице рекламных модулей от конкурирующих компаний. После этого JournalDesigner предлагает наиболее выигрышный вариант размещения рекламы на страницах издания. И даже если клиент в самый последний момент потребует разместить рекламу в другом месте, все вышеперечисленные параметры будут учтены. После того как заданы все параметры рекламного модуля, остается только разместить его на нужной полосе. При этом программа сама проконтролирует соответствие полосы заданным параметрам размещения рекламного модуля.

Кроме всего прочего, программа JournalDesigner выводит различную статистику. Например, можно посмотреть суммарную стоимость размещенной в номере рекламы, распределение рекламы по категориям и рубрикам, соотношение редакционных и рекламных материалов и т.п.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке статьи компаниям NBZ и «Терем».

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства