КомпьюАрт

8 - 2006

Взгляд сквозь бумагу

Марго Григорян

Вуаля Де Папье (Voile De Papier)

Гмунд Колорс Контакт (Gmund Colors Contact)

Zanders Spectral

Zanders T 2000

Calque

Glama

Trans Marque

Транспаренс (Transparence)

Кириус. Прозрачные бумаги (Curious Translucents)

Классик Транслюсент (Classic Translucent)

Виртуал Вижн (Virtual Vision)

Голден Стар К (Golden Star K)

Голден Стар Колор (Golden Star Colour)

Пергамената (Pergamenata)

Скотиа Ориджинал Транслюсент (Scotia Original Translucent)

Скотиа Вив Транслюсент (Scotia Weave Translucent)

Эвансан (Evanescent)

Хроматико (Cromatico)

Икс-Поус (X-Pose)

Тенденции мирового рынка дизайнерских бумаг свидетельствуют о том, что калька сегодня находится на пике популярности. Постоянно появляются новые коллекции этого эксклюзивного материала, а существующие собрания дополняются новыми текстурами и цветами.
Велика популярность кальки и на российском рынке: отечественные бумажные оптовики из года в год радуют полиграфистов новыми яркими
и интересными коллекциями.
И если еще несколько лет назад коллекции прозрачных бумаг, представленные на российском рынке, можно было пересчитать по пальцам, то сегодня картина выглядит совсем иначе: кальки много и она самая разная.

Калька — непростой материал, требующий к себе особого отношения как со стороны дизайнера, разрабатывающего оригинал­макет, так и со стороны печатника, которому предстоит добиться идеального внешнего вида и высокого качества конечного продукта. Однако, даже несмотря на эти нюансы, калька становится сегодня все более востребованным материалом в сфере рекламно­представительской продукции класса «люкс». Калька находит применение в поздравительных открытках и приглашениях, разнообразных рекламных брошюрах и каталогах, художественных альбомах, ресторанных меню, календарях и сувенирной продукции. Нередко калька используется как элемент фирменного стиля в сочетании с обычными бумагами, а иногда выступает в роли самоценного материала, на котором запечатывается корпоративная продукция. Довольно часто в этом случае используются кальки высоких плотностей.

Что касается свойств данного материала, то, несмотря на его прозрачность и кажущееся отличие от обычной бумаги, он тоже изготавливается из мелкоизмельченной целлюлозы. В процессе изготовления используются различные связующие смолы, которые обеспечивают кальке такие свойства, как прозрачность, ультрагладкость и жесткость. Плотность кальки выше, чем плотность обычной бумаги, а текстура ее более однородна.

На всех этапах работы с калькой очень важно максимально строго соблюдать все рекомендации производителя, поскольку этот материал — едва ли не самый капризный из всех дизайнерских бумаг. Чтобы избежать скручивания кальки, хранить ее следует в стопах, в фабричной упаковке и в помещении со стабильным климатом — без изменения температуры и влажности, а также без сквозняков. Производители рекомендуют вскрывать упаковку непосредственно перед печатью, а в случае, если калька не была использована полностью, пачка должна быть немедленно запечатана во избежание неравномерного изменения влажности в стопе. Такие меры предосторожности играют важнейшую роль, поскольку калька невероятно чувствительна к изменениям влажности в помещении, где она хранится.

Кальки имеют замкнутую поверхность, поэтому при запечатывании офсетным способом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. В связи с этим производители настоятельно рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные) краски для достижения наилучших результатов. Хотя возможна также печать на кальке трафаретными красками, которые известны своими преимуществами при печати на невпитывающих материалах. Хорошо запечатывается калька и цифровым способом, поскольку выдерживает температуру нагрева в электрографических устройствах. Допустимо также применение УФ­красок. Закрепление краски зависит от толщины красочного слоя и условий печати и в среднем составляет от 8­10 до 24 часов. Для сокращения этого периода можно использовать технологию Under Color Removal, снижающую общее количество краски на изображении.

Важным условием достижения хорошего результата при офсетной печати на кальке является оптимальный режим сушки. Краска должна быть достаточно сухой, прочной, хорошо связанной с поверхностью бумаги. По мере потребления постоянно должна подаваться свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате чего перестанет стекать, эмульгируется, вследствие чего ухудшится закрепление и высыхание ее на оттиске. При большом количестве пробельных элементов рекомендуется добавлять в краску специальные сиккативы, выделяющее из увлажняющего раствора кислород и способствующие ускоренному высыханию краски. С той же точки зрения нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением.

Не менее важно условие нанесения оптимального количества краски. При небольшом печатном изображении, когда на нем имеется лишь одна жирная строка, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку. Это облегчает снятие излишнего количества краски. Возможно применение в небольших количествах добавок в краску или в увлажняющий раствор для ускорения закрепления краски. Чтобы избежать отмарывания, обязательно иметь небольшие стопы на выходе из машины.

Величина рН­увлажняющего раствора должна быть не ниже 5. Во избежание попадания в увлажняющий раствор продуктов травления офсетного полотна оно должно быть тщательно промыто, поскольку попадание кислоты в дальнейшем способно ухудшить высыхание оттисков.

Для печати пригодны офсетные машины, имеющие хороший красочный аппарат, обеспечивающий точную дозировку и плавную регулировку подачи увлажняющего раствора. Нежелательно производить печать на малоформатных машинах, работающих по принципу «увлажнение в краску». На некоторых машинах отсутствует достаточный раскат краски, необходимый для устранения находящейся в краске жидкости.

Довольно интересных оформительских эффектов можно достичь за счет послепечатной обработки. Хорошие результаты дает тиснение фольгой. Из­за большой плотности калька имеет весьма низкий коэффициент сжатия, поэтому требуется точный подбор температуры и давления штампа. При склеивании этих материалов следует применять синтетические клеи, так как водорастворимый клей может вызвать коробление бумаги в месте склейки. При резке и высечке особое внимание следует уделять заточке ножей — калька намного плотнее и жестче, чем обычная бумага, поэтому и режется хуже. Резать кальку можно только небольшими стопами от 2 до 5 см толщиной. При лакировке лучше использовать УФ­лаки или же лаки на водной основе. Покрытие матовой поверхности кальки глянцевым лаком может дать интересный оформительский эффект. Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волокон целлюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса. А что касается кальки с высокой плотностью, то на ней и вовсе могут появиться трещины, а если она пересушена, то же самое может случиться и с калькой меньших плотностей. При фальцовке плотной кальки рекомендуется предварительная двусторонняя биговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы. Предельного внимания требуют кальки при комбинировании с другими видами бумаги. Поскольку при изменении относительной влажности кальки она может деформироваться при сочетании с другими бумагами, рекомендуется также обеспечить относительную влажность бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).

Словом, хотя особенностей работы с калькой очень много, это отнюдь не снижает популярности данного материала. Рассмотрим коллекции кальки, которые предлагаются на нашем рынке. Среди них — самые разные прозрачные бумаги, каждая из которых, бесспорно, уникальна в своем роде.

Вуаля Де Папье (Voile De Papier)

Благодаря специальной технологии изготовления, полупрозрачная бумага «Вуаля Де Папье» имеет более насыщенные и чистые цвета, нежели обычная калька, а также повышенную влагоустойчивость. Ассортимент включает восемь оттенков, один из которых (Eclats de Cristal) отличается наличием блестящих вкраплений. Бумага рекомендована для изготовления вкладок в буклеты, отчеты, рекламные материалы, открытки; более плотные сорта можно использовать для изготовления обложек, визитных карточек и т.д. При офсетной печати рекомендуется использовать фолиевые краски. Данный сорт кальки демонстрирует отличные печатные свойства. Качество печати, адгезия краски и скорость высыхания лучше на внешней (печатной) стороне. Материал «Вуаля Де Папье» поставляется плотностями 120 и 250 г/м2.

В начало В начало

Гмунд Колорс Контакт (Gmund Colors Contact)

Коллекция «Гмунд Колорс Контакт» производится фабрикой Gmund. Данная коллекция представляет собой собрание цветных прозрачных бумаг, цветовая гамма которого включает десять цветов — от пастельных до ярких и интенсивных. Эффект полупрозрачности кальки «Гмунд Колорс Контакт» создается производителем без каких­либо химических добавок — только за счет измельчения волокон целлюлозы, при этом сырье отбеливается без применения хлора. Это бумага, окрашенная в массе, поэтому ее отличает равномерность цвета. Что касается стиля, то калькам «Гмунд Колорс Контакт» присущи особая прозрачность и яркость цветов. Тщательно подобранные светящиеся цвета коллекции придают полиграфической продукции удивительную воздушность. Очень интересно и даже несколько нетрадиционно смотрятся темные цвета коллекции.

В основу коллекции легла цветовая палитра, разработанная совместно с цветовой системой дизайнерских бумаг «Гмунд Колорс» (Gmund Colors). Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всей цветовой гаммы (51 цвет) коллекции «Гмунд Колорс». Однако эти кальки замечательно сочетаются и с любыми другими коллекциями дизайнерских бумаг. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачных бумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычные полиграфические работы.

Материалы «Гмунд Колорс Контакт», как свойственно всем калькам, имеют малую впитывающую способность. В связи с этим при офсетной печати рекомендуется использовать фолиевые краски и складывать бумагу в небольшие стопки. Бумага плотностью 100 г/м? пригодна также для использования на лазерных и струйных принтерах, что позволяет даже в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Очень интересные результаты дают специальные процессы, такие как горячее тиснение фольгой и конгрев. Калька «Гмунд Колорс Контакт» пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетных технологий. При биговке и фальцовке необходимо следовать по направлению волокон. При правильной работе с бумагой «Гмунд Колорс Контакт» можно получить множество выразительных эффектов.

Кальки «Гмунд Колорс Контакт» представлены в двух плотностях — 100 и 200 г/м2, что открывает более широкие возможности для экспериментирования. Коллекция дополнена конвертами DL (110x220мм) всей цветовой гаммы.

В начало В начало

Zanders Spectral

В коллекции Zanders Spectral от немецкого производителя Zanders представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов, а также два оттенка белых. Цветовая гамма этой коллекции никого не оставит равнодушным и может стать источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Эта калька бывает двух плотностей: 100 или 200 г/м2. Коллекция дополняется конвертами из кальки всех оттенков коллекции плотностью 100 г/м2 форматов «Евростандарт», C5 и квадратным конвертом 16x16 см. Как и все цветные кальки, материалы Zanders Spectral дают приятный «молочный» эффект при конгреве.

В начало В начало

Zanders T 2000

В коллекции Zanders T 2000 производства фирмы Zanders собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачные кальки с широким диапазоном плотностей. Эти кальки подходят для многокрасочной офсетной печати, а также для изготовления оригинал­макетов, черчения и копирования.

В начало В начало

Calque

Прозрачная бумага Calque от английского производителя Igepa Group является чистоцеллюлозной и обладает золотым и серебряным напылением. Данная калька рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (требуется предварительное тестирование), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой.

В начало В начало

Glama

Коллекция Glama производства фирмы SchoellerShammer (Германия) представлена двумя видами прозрачной бумаги. Это чистоцеллюлозная, полупрозрачная, белая калька Glama Basic и чистоцеллюлозная тонированная калька Glama Color. Эта калька рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, высокой печати, а также для цифровой печати с предварительным тестированием. Она хорошо поддается послепечатной обработке, в частности лакированию, конгревному и блинтовому тиснению и тиснению фольгой.

В начало В начало

Trans Marque

Чистоцеллюлозная калька Trans Marque производства английской компании GF Smith имеет несколько вариантов рисунка поверхности. Она рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (с предварительным тестированием), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. Плотность этого материала составляет 150 г/м2.

В начало В начало

Транспаренс (Transparence)

Коллекция «Транспаренс» производства немецкой фабрики Gmund включает шесть различных видов белой кальки с разнообразными тиснениями. Это оригинальные «Техникс» и «Ветер», античная «Облако», романтичная «Цветы» и классические верже «Мираж» и «Линия». За счет специальной поверхностной обработке последние четыре кальки обладают наибольшей эластичностью.

Воздушные и легкие, кальки «Транспаренс» создают особое настроение, придавая полиграфической продукции изящество и романтичность. Правильно использованная калька из этой коллекции может наделить издание неповторимым шармом, недостижимым при использовании обычных бумаг. Из нее можно изготовить и художественные вставки, и разделители страниц, и суперобложки. Кроме того, кальки «Транспаренс» как нельзя лучше подходят для оформления свадебных приглашений.

Данная коллекция дополнена конвертами типа «Евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдут для пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте с курьером или переданное прямо в руки, не останется незамеченным.

Кальки «Транспаренс» подходят для традиционных способов печати и послепечатной обработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетной печати, включая и полноцветный офсет, рекомендуется растр в 54­80 лин./см. Кальки видов «Мираж», «Линия» и «Техникс» подходят для запечатки на лазерном принтере. А вот производить печать на кальке «Ветер» производитель не рекомендует, поскольку разрабатывалась она исключительно как разделительный материал.

В начало В начало

Кириус. Прозрачные бумаги (Curious Translucents)

Кальки «Кириус. Прозрачные бумаги» производства компании Arjo Wiggins изготовлены из 100% целлюлозы без использования химических добавок. В этой коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветные и перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазоном плотностей.

Коллекция разбита на две части, Colour и Clear. В первой собраны 16 материалов неожиданно интенсивных цветов, а также уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовывать самые смелые дизайнерские фантазии и решения. Достаточно интересны перламутровые кальки высоких плотностей (200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладающие невысокой степенью прозрачности, они чем­то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из­за своей гладкой, «калечной», текстуры смотрятся совершенно уникально. А кальки из собрания Clear удивительно элегантны и могут придать полиграфической продукции поистине благородный вид. Среди них – изумительная калька «Звездная пыль» с вкраплением мельчайших прозрачных перламутровых блесток.

Коллекция Curious translucents дополнена тремя видами конвертов – «Евростандарт», C5 и квадратным. Эти кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки. Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгой можно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизировать кальку в фабричной упаковке.

В начало В начало

Классик Транслюсент (Classic Translucent)

Довольно интересна коллекция «Классик Транслюсент» шотландской фабрики Curtis Fine Papers. В нее входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки. Процесс их отбеливания произведен бесхлорным методом. Эти кальки находят широкое применение при изготовлении фотоальбомов, художественных альбомов, а также оригинальной полиграфической продукции. Кальки «Классик Транслюсент» прекрасно подходят для офсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной). Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В начало В начало

Виртуал Вижн (Virtual Vision)

В коллекции «Виртуал Вижн» производства компании Curtis Fine Papers представлены тонированные в массе кальки с фактурной поверхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня», «Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение — конверты, изготовленные из кальки этой же серии. Кальки Virtual Vision рекомендуются для реализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способов печати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатной обработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

В начало В начало

Голден Стар К (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности «Голден Стар К» производится итальянским концерном Fedrigoni Group. Процесс отбеливания этой кальки осуществляется бесхлорным способом. Калька полностью поддается биологическому распаду и переработке. «Голден Стар К» адаптирована к печати текста и изображений на плоттере. Прекрасно подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати. На наш рынок данный материал поставляется в листах форматов А4, А3, 45x32 и 70x100 см, а диапазон плотностей составляет у него от 80 до 240 г/м2.

В начало В начало

Голден Стар Колор (Golden Star Colour)

Еще одна коллекция кальки производства Fedrigoni Group, присутствующая на нашем рынке, — «Голден Стар Колор». Это чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. В этой коллекции имеется большой выбор цветов: темно­синий, желтый, вишневый, темно­зеленый, кофейный, кремовый, флуоресцентно­зеленый, а также металлизированные — золотой и серебряный. Калька «Голден Стар Колор» пригодна для стандартных печатных и послепечатных процессов: офсета, трафаретной печати, тиснения фольгой и т.д. Плотность данного материала составляет 100 и 200 г/м2.

В начало В начало

Пергамената (Pergamenata)

Ну и, конечно же, говоря о кальках производства Fedrigoni Group, нельзя обойти вниманием коллекцию «Пергамената». Она достаточно хорошо известна на нашем рынке. Эта чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент, поставляется в двух цветах: Bianca и Naturale. Коллекция прекрасно подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати. Поставляется в Россию в листах формата 70x100 см и в диапазоне плотностей от 90 до 235 г/м2.

В начало В начало

Скотиа Ориджинал Транслюсент (Scotia Original Translucent)

Белая полупрозрачная калька «Скотиа Ориджинал Транслюсент» с необычной фактурой на основе «верже» производится Curtis Fine Papers. Она изготовлена с использованием метода бесхлорного отбеливания. Этот вид кальки прекрасно подходит для всех основных способов печати. Прозрачная бумага «Скотиа Ориджинал Транслюсент» поставляется на отечественный рынок в листах формата 90x64 см плотностью 90 г/м2.

В начало В начало

Скотиа Вив Транслюсент (Scotia Weave Translucent)

Еще одна калька от Curtis Fine Papers – «Скотиа Вив Транслюсент». Она белая и полупрозрчная и наделена фактурой, похожей на тканое полотно. Эта калька изготовлена при помощи метода бесхлорного отбеливания. Она прекрасно подходит для основных способов печати. Коллекция дополнена конвертами. Поставляется в листах формата 90x64 см плотностью 90 г/м2.

В начало В начало

Эвансан (Evanescent)

«Эвансан» от французского производителя Thibierge & Comar. Evanescent — это чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Жемчужное сияние, радужные переливы и золотой блеск Evanescent получены благодаря особым пигментам, добавленным в состав бумаги. Evanescent обладает оригинальным эффектом прозрачности, который достигается за счет плотного каландрирования на конечном этапе изготовления бумажного полотна.

Эта коллекция как нельзя лучше подходит для изготовления приглашений, внутренних страниц, годовых отчетов и брошюр или страниц­разделителей книг и художественных альбомов, конвертов, поздравительных открыток, форзацев и т.д. Рекомендуемые способы печати и послепечатной обработки — офсет, трафаретная печать, тиснение.

В начало В начало

Хроматико (Cromatico)

Коллекция полупрозрачных калек «Хроматико» представляет собой собрание материалов, изготовленных из тонированной в массе целлюлозы. У этой коллекции довольно широкая цветовая гамма — от светлых пастельных до глубоко насыщенных цветов. Цветовая концепция бумаги «Хроматико» основана на эффекте окрашенной прозрачности. «Хроматико» можно запечатывать офсетным способом, шелкографией, а также тиснить фольгой, лакировать, биговать и фальцевать. Кальки «Хроматико» хорошо сшиваются при брошюровке.

В начало В начало

Икс-Поус (X-Pose)

Среди металлизированных прозрачных бумаг, представленных на нашем рынке, хочется отметить кальку «Икс­Поус» производства компании Arjo Wiggins. Эта чистоцеллюлозная цветная металлизированная калька представлена в двух классических цветовых исполнениях: «Металлик золото» и «Металлик серебро». Плотность этого материала составляет 112 г/м2. Под заказ возможна поставка других цветов коллекции: насыщенный синий, насыщенный красный, бледно­зеленый, насыщенный оранжевый, бледно­желтый и ярко­белый.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства