Сила слова
Работы художника, дизайнера, иллюстратора, а с недавних пор и шрифтографа Федора Сумкина говорят сами за себя. Это не гипербола и не аллегория: все герои его творений
в буквальном смысле составлены из букв, слов, строчек
и предложений. Литеры плавно перетекают друг в друга, рождая формы, фигуры и, конечно, персонажи.
В этот водоворот постпсиходелической типографики Сумкин добавляет полупрозрачные текстуры, хитросплетения узоров, заштрихованные детали
и здоровое чувство юмора. В результате получаются яркие, динамичные, а главное — самобытные работы.
Сумкин вырос в Восточной Германии. В возрасте 18 лет он перебрался в Москву, где прожил шесть лет. В то время художник зарабатывал себе на жизнь, продавая свои работы на улице, а также работая графическим дизайнером в рекламном агентстве. Когда Сумкину исполнилось 19 лет, он получил должность артдиректора в одном журнале, а в 21 год вместе с друзьями основал дизайнстудию, которая существует и по сей день.
«Octopus». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)
В 2001 году все изменилось. Сумкина пригласили на работу в Милан. Спустя полгода он переехал в Рим. Там он много рисовал и в итоге организовал свою первую персональную выставку. Сегодня его работы можно встретить в частных коллекциях всего мира.
О конкретных именах и названиях, связанных с его карьерой, Сумкин предпочитает не говорить. «Что вспоминать прошлое — гораздо интереснее рассказывать о настоящем!» — считает он. В настоящее время Сумкин живет и работает в Амстердаме. О своей работе он рассказал корреспонденту нашего журнала.
КомпьюАрт: Как вы пришли к тому графическому стилю, в котором работаете в настоящее время?
Федор Сумкин: Мне нравится тема психоделики времен хиппи; люблю школу старых мастеров, книжную и журнальную графику 1960х и 1970х годов. Может быть, этот интерес возник у меня по той причине, что в СССР психоделика не была представлена в графическом дизайне так ярко, как это было в конце 1960х в США. Об этой эпохе я знал только по фильмам «Страх и ненависть в ЛасВегасе» и «Кокаин» и даже не догадывался, какой пласт графического искусства и типографики отображает то время. Все началось с сэкондхэндов в Милане, где я искал рубашки, похожие на те, что носили герои Джонни Деппа в тех фильмах. Потом открыл для себя журналы «OZ», «The Hippy Scene», «AvantGarde Magazine». Покупаю их на набережной Сены или на разных букинистических развалах, а какието номера заказываю в электронном книжном магазине Amazon или приобретаю на Интернетаукционе eBay.
Шрифт Chloe, который Федор Сумкин разрабатывает для оформления романа Бориса Виана «Пена дней»
КА: Где и как вы учились своему мастерству?
Ф.С.: Мои родители – художники. Первую свою картину маслом я нарисовал года в четыре – мама сидела за мольбертом, а я у нее на коленях. Когда мне было семь лет, родители отдали меня учиться в художественную школу. После окончания школы я поступил в художественное училище, но так и не доучился. Рисовал я слабо, а графический дизайн на компьютере тогда нигде не преподавали. Поэтому учиться продолжал самостоятельно – по иностранным журналам и книгам. Но все, что я делал в то время, конечно, выглядело вторично и никакой художественной ценности не представляло. Мне просто хотелось жить в другом мире, ощущать себя частью чегото очень интересного. Ни тогда, десять лет назад, ни сейчас я не ставил себе целью «срубить побольше денег, купить тачку и домашний кинотеатр».
КА: Что способно вдохновить вас на создание новых работ?
Ф.С.: Вдохновение — это временное состояние. Жизненный статус и образ жизни играют не менее важную роль. Чем больше жизнь отличается от общепринятых норм, тем оригинальнее получаются работы. Это происходит на подсознательном уровне и не зависит от времени.
КА: А как, собственно, проходит сам процесс создания иллюстраций? Ваши работы производят впечатление рисунков, выполненных от руки. Это действительно так или же вы работаете преимущественно в цифровом пространстве?
Ф.С.: Сначала я от руки рисую эскиз. Признаться, рисовать самостоятельно я в последнее время совсем разучился. Если для работы нужны фигуры людей, то устраиваю фотосессию со своей девушкой или фотографирую себя сам. Затем в Adobe Photoshop составляю композицию и распечатываю в экономном режиме или срисовываю прямо с экрана, а бывает — просто обвожу на стекле. По возможности, все детали рисую на отдельных листах. Рисую гелевыми ручками на обычной бумаге. Потом сканирую все элементы работы и совмещаю воедино— опять же в программе Adobe Photoshop. Фон тоже рисую отдельно, но на акварельной бумаге. Самое важное — больше ручной работы и никакого «копипаста» (команда CopyPaste. — Прим. ред.) или фильтров.
«Фрэнк Синатра». Работа опубликована в PDF-журнале «NEW PORKER» и в каталоге «SimiPermanent» (Австралия)
КА: Как проходят ваши творческие будни?
Ф.С.: Самое важное — это сон. Так что логично начать рассказ о рабочем графике с того, что спать я ложусь часов в пять утра. Встаю когда как – для творческого процесса это не столь важно. Могу легко проспать 1314 часов, если до этого пару суток работал без остановки. Очень завидую людям, которые по утрам бегают, принимают холодный душ, занимаются спортом. Максимум, что могу себе позволить, — это спуститься без лифта на улицу и пройтись до булочной. Потом возвращаюсь обратно, включаю музыку и начинаю рисовать.
КА: Над каким проектом вы трудитесь в настоящее время?
Ф.С.: Их несколько. Буквально на днях начал иллюстрацию под названием «Чистая девушка ждет», посвященную Сергею Курехину. Также делаю серию рисунков для испанского журнала «ROJO» на шесть полос. На моем webсайте (http://www.opera78.com) скоро появится онлайнмагазин, для которого я сейчас рисую баннеры и заголовки. Много работы и по содержанию webсайта: отбираю иллюстрации для печати постеров, пишу о доставке по почте и способах оплаты. Осенью буду проводить крупную рекламную кампанию в сети, к которой хочу хорошо подготовиться.
КА: Мне известно, что вы сейчас также занимаетесь разработкой шрифта. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
Ф.С.: Шрифт Chloе’ разрабатывается специально для романа «Пена дней» Бориса Виана. За основу был взят английский шрифт Flirt, разработанный по мотивам шотландских заголовочных букв XVIXVII веков. Его сказочные завитки очень характерны для авангардного стиля Бориса Виана, как будто этот шрифт специально был создан для его произведений. Когда я стал искать какуюлибо информацию в Интернете, оказалось, что ни одна шрифтовая компания не оцифровала этот шрифт. Для меня это стало сюрпризом, поскольку я считал, что все хорошие шрифты уже давно оцифрованы. Я решил самостоятельно заняться этим делом. Это мой первый опыт. Сейчас идет работа в Adobe Illustrator, где нужно отрисовать все буквы. Финальная стадия будет в программе FontLab. Здесь, скорее всего, не обойтись без помощи коллегшрифтовиков — есть множество технических деталей. Этот шрифт будет использоваться только на обложке и в заголовках. Уже лет десять хотел сделать чтото по этой книге, но не знал, с чего начать. Вот теперь знаю.
КА: Работа над заказами какого рода доставляет вам наибольшее удовольствие?
Ф.С.: Мне очень нравится изобретать чтото новое, когда не знаешь, с чего начать. С точки зрения техники чем сложнее и безумнее работа, тем лучше. В основном это мои собственные некоммерческие проекты.
КА: А какие проекты вы не любите?
Ф.С.: Я не боюсь сложностей в работе. Наоборот, беда в том, что все хотят попроще и подешевле.
КА: А можете отказаться от заказа?
Ф.С.: Если мне не придет в голову никакая стоящая идея, то верну заказчику деньги. Лучше потерять заказ, чем делать полную ерунду и испортить себе репутацию.
КА: Какие они, ваши заказчики? Как вы их находите?
Ф.С.: Пока что это издательские дома, иногда музыкальные фирмы. В России работаю с журналами «Афиша» и «Крокодил». Очень много разовых заказов для европейских и американских журналов. Но с ними работать сложнее, так как все приходится отправлять обычной почтой, а не электронной. Надеюсь, появятся постоянные покупатели в онлайнмагазине, ведь там каждый месяц будут появляться новые вещи.
КА: Вам доводилось работать как на западных, так и на российских заказчиков. Как вы считаете, сильно ли различаются стандарты отрасли дизайна и коммерческой иллюстрации в России и за рубежом?
«Надежда». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)
Ф.С.: Если говорить о людях, то талантливые специалисты есть в любой стране и в любой отрасли. В России уже выросло новое поколение людей, которые не представляют себе, что такое «железный занавес», магазин «Березка» и «варенки» из Польши. Отличить иллюстрации этих ребят от того, что рисуют их сверстники в Европе или в США, практически невозможно. Другое дело — куда эти иллюстрации потом идут. Кроме журналов и рекламных агентств, никакой альтернативы в России, похоже, нет. Я не знаю ни одного онлайнмагазина в русском Интернете, где можно приобрести постеры или стикеры, а тем более предложить этому Интернетресурсу свои работы. Сами дизайнеры тоже не предлагают купить их работы у себя на webсайтах. Конечно, не все работы можно продать и деньги небольшие, но это хороший стимул.
КА: Как лично вы смотрите на графический дизайн — как на искусство или как на работу прикладного назначения?
Ф.С.: Все, что штампуется и клонируется, конечно, не может называться искусством. К сожалению, большая часть моей работы — именно рутина. Но и в музыке, и в живописи существуют ремесленники. В то же время психолог может пять лет заниматься с одним пациентом, вылечит его, и это будет искусством. Или ученый, который разрабатывает бизнесмодель для виртуальной организации, — его работа может стать шедевром в научном мире. Мне же дизайн нравится именно своей гибкостью. Можно устраивать выставки, печататься в журналах и в то же время зарабатывать себе на жизнь.