КомпьюАрт

8 - 2006

Сила слова

Марго Григорян

Работы художника, дизайнера, иллюстратора, а с недавних пор и шрифтографа Федора Сумкина говорят сами за себя. Это не гипербола и не аллегория: все герои его творений в буквальном смысле составлены из букв, слов, строчек и предложений. Литеры плавно перетекают друг в друга, рождая формы, фигуры и, конечно, персонажи.
В этот водоворот постпсиходелической типографики Сумкин добавляет полупрозрачные текстуры, хитросплетения узоров, заштрихованные детали и здоровое чувство юмора. В результате получаются яркие, динамичные, а главное — самобытные работы.

Сумкин вырос в Восточной Германии. В возрасте 18 лет он перебрался в Москву, где прожил шесть лет. В то время художник зарабатывал себе на жизнь, продавая свои работы на улице, а также работая графическим дизайнером в рекламном агентстве. Когда Сумкину исполнилось 19 лет, он получил должность арт­директора в одном журнале, а в 21 год вместе с друзьями основал дизайн­студию, которая существует и по сей день.

«Octopus». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)

«Octopus». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)

В 2001 году все изменилось. Сумкина пригласили на работу в Милан. Спустя полгода он переехал в Рим. Там он много рисовал и в итоге организовал свою первую персональную выставку. Сегодня его работы можно встретить в частных коллекциях всего мира.

О конкретных именах и названиях, связанных с его карьерой, Сумкин предпочитает не говорить. «Что вспоминать прошлое — гораздо интереснее рассказывать о настоящем!» — считает он. В настоящее время Сумкин живет и работает в Амстердаме. О своей работе он  рассказал корреспонденту нашего журнала.

КомпьюАрт: Как вы пришли к тому графическому стилю, в котором работаете в настоящее время?

Федор Сумкин: Мне нравится тема психоделики времен хиппи; люблю школу старых мастеров, книжную и журнальную графику 1960­х и 1970­х годов. Может быть, этот интерес возник у меня по той причине, что в СССР психоделика не была представлена в графическом дизайне так ярко, как это было в конце 1960­х в США. Об этой эпохе я знал только по фильмам «Страх и ненависть в Лас­Вегасе» и «Кокаин» и даже не догадывался, какой пласт графического искусства и типографики отображает то время. Все началось с сэконд­хэндов в Милане, где я искал рубашки, похожие на те, что носили герои Джонни Деппа в тех фильмах. Потом открыл для себя журналы «OZ», «The Hippy Scene», «Avant­Garde Magazine». Покупаю их на набережной Сены или на разных букинистических развалах, а какие­то номера заказываю в электронном книжном магазине Amazon или приобретаю на Интернет­аукционе eBay.

Шрифт Chloe, который Федор Сумкин разрабатывает для оформления романа Бориса Виана «Пена дней»

Шрифт Chloe, который Федор Сумкин разрабатывает для оформления романа Бориса Виана «Пена дней»

КА: Где и как вы учились своему мастерству?

Ф.С.: Мои родители – художники. Первую свою картину маслом я нарисовал года в четыре – мама сидела за мольбертом, а я у нее на коленях. Когда мне было семь лет, родители отдали меня учиться в художественную школу. После окончания школы я поступил в художественное училище, но так и не доучился. Рисовал я слабо, а графический дизайн на компьютере тогда нигде не преподавали. Поэтому учиться продолжал самостоятельно – по иностранным журналам и книгам. Но все, что я делал в то время, конечно, выглядело вторично и никакой художественной ценности не представляло. Мне просто хотелось жить в другом мире, ощущать себя частью чего­то очень интересного. Ни тогда, десять лет назад, ни сейчас я не ставил себе целью «срубить побольше денег, купить тачку и домашний кинотеатр».

КА: Что способно вдохновить вас на создание новых работ?

Ф.С.: Вдохновение — это временное состояние. Жизненный статус и образ жизни играют не менее важную роль. Чем больше жизнь отличается от общепринятых норм, тем оригинальнее получаются работы. Это происходит на подсознательном уровне и не зависит от времени.

КА: А как, собственно,  проходит сам процесс создания иллюстраций? Ваши работы производят впечатление рисунков, выполненных от руки. Это действительно так или же вы работаете преимущественно в цифровом пространстве?

Ф.С.: Сначала я от руки рисую эскиз. Признаться, рисовать самостоятельно я в последнее время совсем разучился. Если для работы нужны фигуры людей, то устраиваю фотосессию со своей девушкой или фотографирую себя сам. Затем в Adobe Photoshop составляю композицию и распечатываю в экономном режиме или срисовываю прямо с экрана, а бывает — просто обвожу на стекле. По возможности, все детали рисую на отдельных листах. Рисую гелевыми ручками на обычной бумаге. Потом сканирую все элементы работы и совмещаю воедино— опять же в программе Adobe Photoshop. Фон тоже рисую отдельно, но на акварельной бумаге. Самое важное — больше ручной работы и никакого «копипаста» (команда Copy­Paste. — Прим. ред.) или фильтров.

«Фрэнк Синатра». Работа опубликована в PDF-журнале «NEW PORKER» и в каталоге «SimiPermanent» (Австралия)

«Фрэнк Синатра». Работа опубликована в PDF-журнале «NEW PORKER» и в каталоге «SimiPermanent» (Австралия)

КА: Как проходят ваши творческие будни?

Ф.С.: Самое важное — это сон. Так что логично начать рассказ о рабочем графике с того, что спать я ложусь часов в пять утра. Встаю когда как – для творческого процесса это не столь важно. Могу легко проспать 13­14 часов, если до этого пару суток работал без остановки. Очень завидую людям, которые по утрам бегают, принимают холодный душ, занимаются спортом. Максимум, что могу себе позволить, — это спуститься без лифта на улицу и пройтись до булочной. Потом возвращаюсь обратно, включаю музыку и начинаю рисовать.

КА: Над каким проектом вы трудитесь в настоящее время?

Ф.С.: Их несколько. Буквально на днях начал иллюстрацию под названием «Чистая девушка ждет», посвященную Сергею Курехину. Также делаю серию рисунков для испанского журнала «ROJO» на шесть полос. На моем web­сайте (http://www.opera78.com) скоро появится онлайн­магазин, для которого я сейчас рисую баннеры и заголовки. Много работы и по содержанию web­сайта: отбираю иллюстрации для печати постеров, пишу о доставке по почте и способах оплаты. Осенью буду проводить крупную рекламную кампанию в сети, к которой хочу хорошо подготовиться.

КА: Мне известно, что вы сейчас также занимаетесь разработкой шрифта. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

Ф.С.: Шрифт Chloе разрабатывается специально для романа «Пена дней» Бориса Виана. За основу был взят английский шрифт Flirt, разработанный по мотивам шотландских заголовочных букв XVI­XVII веков. Его сказочные завитки очень характерны для авангардного стиля Бориса Виана, как будто этот шрифт специально был создан для его произведений. Когда я стал искать какую­либо информацию в Интернете, оказалось, что ни одна шрифтовая компания не оцифровала этот шрифт. Для меня это стало сюрпризом, поскольку я считал, что все хорошие шрифты уже давно оцифрованы. Я решил самостоятельно заняться этим делом. Это мой первый опыт. Сейчас идет работа  в Adobe Illustrator, где нужно отрисовать все буквы. Финальная стадия будет в программе FontLab. Здесь, скорее всего, не обойтись без помощи коллег­шрифтовиков — есть множество технических деталей. Этот шрифт будет использоваться только на обложке и в заголовках. Уже лет десять хотел сделать что­то по этой книге, но не знал, с чего начать. Вот теперь знаю.

КА: Работа над заказами какого рода доставляет вам наибольшее удовольствие?

Ф.С.: Мне очень нравится изобретать что­то новое, когда не знаешь, с чего начать. С точки зрения техники чем сложнее и безумнее работа, тем лучше. В основном это мои собственные некоммерческие проекты.

КА: А какие проекты вы не любите?

Ф.С.: Я не боюсь сложностей в работе. Наоборот, беда в том, что все хотят попроще и подешевле.

КА: А можете отказаться от заказа?

Ф.С.: Если мне не придет в голову никакая стоящая идея, то верну заказчику деньги. Лучше потерять заказ, чем делать полную ерунду и испортить себе репутацию.

КА: Какие они, ваши заказчики? Как вы их находите?

Ф.С.: Пока что это издательские дома, иногда музыкальные фирмы. В России работаю с журналами «Афиша» и «Крокодил». Очень много разовых заказов для европейских и американских журналов. Но с ними работать сложнее, так как все приходится отправлять обычной почтой, а не электронной. Надеюсь, появятся постоянные покупатели в онлайн­магазине, ведь там каждый месяц будут появляться новые вещи.

КА: Вам доводилось работать как на западных, так и на российских заказчиков. Как вы считаете, сильно ли различаются стандарты отрасли дизайна и коммерческой иллюстрации в России и за рубежом?

«Надежда». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)

«Надежда». Опубликована в журналах «EMPTY Magazine» (Австралия) и «Tupigrafia» (Бразилия)

Ф.С.: Если говорить о людях, то талантливые специалисты есть в любой стране и в любой отрасли. В России уже выросло новое поколение людей, которые не представляют себе, что такое «железный занавес», магазин «Березка» и «варенки» из Польши. Отличить иллюстрации этих ребят от того, что рисуют их сверстники в Европе или в США, практически невозможно. Другое дело — куда эти иллюстрации потом идут. Кроме журналов и рекламных агентств, никакой альтернативы в России, похоже, нет. Я не знаю ни одного онлайн­магазина в русском Интернете, где  можно приобрести постеры или стикеры, а тем более предложить этому Интернет­ресурсу свои работы. Сами дизайнеры тоже не предлагают купить их работы у себя на web­сайтах. Конечно, не все работы можно продать и деньги небольшие, но это хороший стимул.

КА: Как лично вы смотрите на графический дизайн — как на искусство или как на работу прикладного назначения?

Ф.С.: Все, что штампуется и клонируется, конечно, не может называться искусством. К сожалению, большая часть моей работы — именно рутина. Но и в музыке, и в живописи существуют ремесленники. В то же время психолог может пять лет заниматься с одним пациентом, вылечит его, и это будет искусством. Или ученый, который разрабатывает бизнес­модель для виртуальной организации, — его работа может стать шедевром в научном мире. Мне же дизайн нравится именно своей гибкостью. Можно устраивать выставки, печататься в журналах и в то же время зарабатывать себе на жизнь.

КомпьюАрт 8'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства