Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

5 - 2006

Композиция газетной полосы

Окончание. Начало в № 3 и 4’2005

Николай Дубина info@prodtp.ru

Оформление первой и последней страниц

Тематическая страница

Газетный разворот

Страница-плакат

Обменная страница

Газета в газете

Сменная страница

Средства выделения в номере и на странице

Оформление первой и последней страниц

Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.

Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»

Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»

Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера»)  должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным)  вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, из­за чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.

Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой­либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.

Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.

Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.

На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы (рис. 2).

Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»

Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»

Если на какой­либо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.

Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования (рис. 3). Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж. Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.

Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу

Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу

Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок (рис. 4). На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.

Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»

Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»

Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.

В начало В начало

Тематическая страница

Тематическая страница — одна из старейших форм подачи материалов в газете. По существу, это тематическая подборка, занимающая всю полосу и посвященная важной теме или событию:  юбилею, важным мероприятиям и т.п. Тематические страницы весьма разнообразны по своему характеру и целям, различаются они и подачей материала. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п. Применяя различные приемы подачи крупного материала в газете, можно облегчить восприятие такой страницы. Рекомендуется разбить эту страницу на смысловые части с подзаголовком над каждой, использовать для оживления рисованную шапку, разнообразные иллюстрации (фотоснимки, рисунки, заставки), врезать в текст цитаты в рамках и т.п.

Чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит, разумеется, от роли и значения ее материалов: в одних сообщается о фактах, в других эти факты комментируются, анализируются, в третьих их обобщают, делают из них выводы и т.д. Основой тематической страницы должен служить публицистический материал — статья, очерк, а в крайнем случае — расширенная вводка или другое выступление, играющее роль передовицы ко всей странице и обобщающее то, о чем рассказывают остальные ее материалы. Вокруг этого публицистического ядра располагаются остальные, в том числе и мелкие, материалы:  заметки, сообщения и т.п.

Если на тематической странице помещается вводка, она выделяется либо нестандартным шрифтом, который должен быть на один­два пункта крупнее обычного текстового шрифта, либо нестандартным форматом, линейками или рамкой. Вводку, как правило, устанавливают сверху, в начале полосы, а иногда даже на одном уровне с шапкой, которая как бы накрывает все материалы тематической страницы. Шапку набирают крупным ярким шрифтом: 60 или даже 72 пт на полосе формата А2 или 36­48 пт на полосе формата A3. Применяют множество различных приемов оформления шапки на тематической странице. Иногда ее выводят из вводки, размещенной «на открытие» полосы. Красиво выглядит шапка, соединенная с иллюстрацией, например с фотоснимком. Хорошо выполненная рисованная шапка украшает собой всю страницу.

Иллюстрация на тематической странице помогает раскрытию избранной темы, а также служит для разреживания текста, особенно если на полосе помещен лишь один большой по объему материал. Умело иллюстрированная фотоснимками и рисунками тематическая страница легче воспринимается читателями.

Тематическую страницу верстают большей частью асимметрично, что позволяет динамично расположить материалы и лучше выделить важнейшие из них. Но возможна и симметричная верстка, например если страница посвящена юбилею.

Нецелесообразно размещать в одном номере несколько тематических страниц — это дезориентирует читателя и ослабляет эффект каждой из них. К тому же таким образом редакция лишается возможности поместить в номере материалы, посвященные другим актуальным вопросам.

Не рекомендуется публиковать тематические страницы в газете слишком часто, ибо это может привести к обратному результату:  читатель устает от их потока, не успевает с ними ознакомиться и в конечном счете перестает обращать на них внимание.

Тематическая страница является основой для других форм подачи газетных материалов, в частности для тематического разворота. Разновидностью тематической страницы является так называемый спецвыпуск, рассчитанный на определенную аудиторию — на представителей какой­либо профессии, на читателей определенного возраста и т.п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях или в газетных разделах для молодежи, где можно встретить спецвыпуски для девушек, для студентов и т.д. Спецвыпуски оформляются с использованием тех же принципов, что и тематические страницы. Как правило, они выходят с известной читателям периодичностью и под особыми названиями, оформленными в виде постоянных шапок.

В начало В начало

Газетный разворот

Разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. В крупноформатных газетах разворот применяют относительно редко — чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота:  разнотемный и тематический.

Оформление разворота представляет еще более сложную задачу, чем оформление тематической страницы, поэтому очень большое значение имеет правильное построение композиции, позволяющее использовать разные газетные жанры, приемы и средства, которые обеспечивают разнообразие содержания и внешней формы разворота. Основой разворота обычно является публицистический материал, выражающий и обобщающий главные мысли и положения, высказанные во всех материалах. Но разворот нельзя перегружать крупными материалами — он будет трудно читаться.

Разворот предпочитают верстать асимметрично. При необходимости часть его материалов, составляющая, например, подборку, может верстаться симметрично.

Рис. 5. Верстка газетного разворота без средника. Газета «Ракурс»

Рис. 5. Верстка газетного разворота без средника. Газета «Ракурс»

Разнообразное иллюстрирование позволяет улучшить и оживить оформление разворота. Отсутствие или недостаток иллюстраций сказывается на развороте еще сильнее, чем на тематической странице, приводит к его серости, «слепоте». Но не следует и перенасыщать разворот иллюстрациями, превращая его в плакат.

Разворот может верстаться со средником и без средника. В первом случае он представляет собой две смежные полосы, объединенные общей темой,  стоящей над ними, хотя и разделенной средником на две части, а также общей шапкой. При желании можно убрать средник, и тогда смежные полосы разворота сольются в одну большую полосу с расположенной над ней шапкой (рис. 5). Разворот без средника дает некоторый выигрыш в полезной площади и предоставляет большие возможности по варьированию формата текстовых колонок. Не рекомендуется снимать на развороте лишь часть средника.

Шапка на развороте должна хорошо выделяться, поэтому она набирается крупным шрифтом.

В начало В начало

Страница-плакат

Страница­плакат — это разновидность тематической страницы. В СССР впервые страницы­плакаты появились в газете «Сельская жизнь» и затем получили распространение во многих местных газетах. Сегодня такой вид тематической страницы встречается крайне редко.

Постоянные элементы композиции страницы­плаката — шапка, вводка, разъясняющая цель публикации, основной материал, часто разбитый на части, а иногда и редакционное заключение.

Обычно на странице­плакате помещают всего одну­две статьи: большое выступление или развернутый рассказ, к которому иногда присоединяют комментарий специалиста.

Страница­плакат может быть вывешена на стене, поэтому ее текст набирают крупным шрифтом на широкий формат. Такую страницу чаще всего верстают в три­четыре широкие колонки. Основные положения выделяют в тексте полужирным или курсивным шрифтом.

Страница­плакат должна привлекать к себе внимание живым оформлением — крупной, броской шапкой, яркими иллюстрациями. Здесь можно использовать разные виды иллюстраций: фото­ или рисованные портреты, репортажные снимки, диаграммы, чертежи, схемы и даже карикатуры. Сплошной текст страницы рекомендуется разбивать подзаголовками, иллюстрациями, рамочками­«афишками», в которых устанавливают цифровые данные, лозунги и т.п.

Дополнительные возможности для оформления страницы­плаката дает второй цвет. Его успешно используют, выделяя шапку, важнейшие заголовки, «афишки» и т.п.

Во многих газетах страницу­плакат строят по одной устоявшейся схеме: после шапки в левом или правом верхнем углу полосы помещают фотопортрет или репортажный снимок, ниже — вводку в рамочке, затем — сплошной текст выступления. В свое время десятки таких страниц­плакатов, похожих друг на друга как две капли воды, появлялись в самых разных изданиях.

В виде плаката может быть оформлен и разворот, особенно в малоформатных изданиях. Редакции районных газет нередко публикуют подобные развороты­плакаты во время предвыборных кампаний.

В начало В начало

Обменная страница

Обменные страницы готовятся редакцией другого издания и публикуются под соответствующей рубрикой, например «У нас в гостях». Иногда редакции обмениваются страницами, которые затем появляются в обеих газетах. Обменную страницу готовят по предварительно согласованным планам.

Макет такой страницы обычно разрабатывает та редакция, которая ее готовит. При этом, как правило, стараются выдержать стиль оформления оригинальной газеты. В начале обменной страницы часто воспроизводят логотип подготовившей ее газеты.

В начало В начало

Газета в газете

Иногда часть газеты оформляют в качестве особого, как бы самостоятельного издания. Газета в газете выходит под своим названием и обычно отличается особенностями верстки и оформления. Нередко для выделения газеты в газете используют иные приемы верстки, набирают текст другими шрифтами и на другие форматы, чем в основной газете. Газету в газете часто выделяют дополнительным цветом. О ее выходе полезно сообщить «свистком» на первой странице.

В начало В начало

Сменная страница

Сменные страницы характерны для изданий, распространяемых в нескольких регионах. Содержание таких страниц различно для разных частей тиража, что позволяет реализовать дифференцированный подход к читателям.

Подготовка сменных страниц, как правило, требует создания в структуре редакции специального подразделения — группы или отдела сменных страниц.

В начало В начало

Средства выделения в номере и на странице

Одна из основных целей верстки и оформления номера и газетной страницы — выделение важнейших материалов. Это относится как к отдельным заметкам и статьям, так и к целым подборкам и даже полосам.

Выделение материалов в номере и на его страницах достигается различными средствами. Одним из них, как уже говорилось в предыдущих частях статьи, является вынесение отдельной заметки или подборки вперед, например на первую полосу, размещение ее на выгодном месте страницы. Того же эффекта можно добиться и другими средствами — изменением количества текстовых колонок на странице или даже формата полосы.

Хорошим средством выделения текстового материала служит яркий фотоснимок или рисунок. К тому же иллюстрация обладает способностью выделять не только тот текст, в который она вверстана, но и соседний материал. Для выделения на странице какой­либо заметки иногда достаточно заверстать рядом с ней фотоснимок.

Выделение газетных материалов в номере и на странице достигается также с помощью различных шрифтовых средств — выделительным шрифтом без изменения его гарнитуры и кегля. С той же целью можно применять шрифт нестандартного для данной газеты кегля. При этом не требуется менять его насыщенность.

Иногда для выделения газетного материала его набирают обычным текстовым шрифтом, но не строчными, а прописными литерами. Можно дополнительно усилить выделение, использовав полужирное начертание прописного шрифта, хотя набранный таким образом текст трудно читается, поскольку уменьшается междустрочный пробел.

Для выделения материала применяются и нешрифтовые средства, из которых одним из наиболее эффективных является изменение формата набора материала.

Весьма часто используются различные графические средства выделения — разнообразные линейки: прямые, волнистые, двойные, рантовые и др. Однако линейками следует пользоваться осторожно, тщательно продумывая, что именно и как надо выделить. Применяя линейки для выделения какой­либо подборки или статьи, иногда получают совершенно неожиданный эффект: разделительная и выделительная линейки объединяют соседние материалы, не имеющие между собой ничего общего. Газетные материалы можно выделить на странице, заключив их в рамки — полные или неполные.

Для выделения газетных материалов используется также  дополнительный цвет. сегодня в газетах все шире применяют различные варианты выделения цветом. Для этого, например, текст заметки целиком печатают второй краской или на цветном фоне. Опыт показал, что при цветной печати текстовых материалов лучше набирать их полужирными шрифтами.

Рис. 6. Выделение главного материала шрифтовыми и нешрифтовыми методами в газете «Ракурс»

Рис. 6. Выделение главного материала шрифтовыми и нешрифтовыми методами в газете «Ракурс»

Когда на газетной странице нужно выделить несколько материалов, часто одновременно применяют различные средства: одну заметку выделяют ярким заголовком и полужирным текстовым шрифтом, другую — набором на нестандартный формат, третью заключают в рамку. А иногда в целях выделения важнейших сообщений одновременно используют целый комплекс как шрифтовых, так и нешрифтовых средств (рис. 6). Например, набирают заметку выделительным шрифтом на нестандартный формат и заключают в рамку из линеек.

При выделении газетных материалов необходимо соблюдать меру, поскольку неумеренное использование средств выделения может привести к обратному результату — к затруднению восприятия страницы. Выделить на странице все или почти все материалы — значит не выделить ничего.

Литература:

1.  Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы.

2.  Бельчиков И.Ф. Художественно­техническое и полиграфическое оформление печатной продукции.

3.  Вяземский Б.А. Оформление и производство газеты.

4.  Киселев А.П. Из опыта оформления газет за рубежом.

5.  Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты.

6.  Старобогатов И.И. Техника оформления газеты.

7.  Хатт А. Об искусстве оформления газеты.

8.  Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление современных газет и журналов.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства