Фирменный стиль и его значение в продвижении на рынок
Рекламная деятельность давно переросла в многоцелевую пропагандистскую работу. И особая роль в ней отводится имиджевой рекламе, с помощью которой рекламодатель стремится сформировать позитивное отношение потребителей к своей фирме, к своим товарам или услугам. Причем задача имиджевой рекламы — не немедленная реализация товаров или услуг, а обеспечение благоприятных условий для долговременной работы на рынке. В последние годы значение имиджевой рекламы заметно возросло. Этому способствовало то обстоятельство, что многолетняя конкуренция привела к выравниванию характеристик многих товаров. Теперь покупатель уделяет больше внимания нематериальным факторам — опыту, предприимчивости, надежности, оперативности и многим другим, из которых составляется деловая репутация поставщика товаров или услуг.
Одним из действенных методов имиджевой рекламы является популяризация графического образа фирмы, для чего выполняется художественное конструирование и продвижение оригинального, присущего ей одной, единого фирменного стиля, или, как его еще называют, логосистемы. Фирменный стиль предполагает визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров и услуг, а также всей исходящей от компании информации. Он охватывает все стороны работы компании: продукцию и упаковку, деловую и сопроводительную документацию, среду производственных и административных помещений, систему технического обслуживания, рекламу и многое другое.Идея фирменного стиля принадлежит Петеру Борексу, впервые создавшему его в начале ХХ века для немецкого электромеханического концерна АЕG. Сегодня наличие фирменного стиля стало нормой. Как показывает практика, компания не может успешно конкурировать на мировом рынке, не имея тщательно продуманного и спроектированного на высоком профессиональном уровне фирменного стиля, свидетельствующего о ее высокой культуре, динамичности и надежности. За рубежом только начальные разработки фирменного стиля, обозначающие его концепцию, создание знака, выбор шрифта, фирменного цвета, графических констант сегодня стоят десятки тысяч долларов. Тем не менее фирмы идут на столь существенные затраты, понимая их необходимость и то, что со временем эти вложения обязательно окупятся. Показательно, что при формировании единого комплекса фирменного стиля применяются не только цветографические, словесные и пластические элементы. Иногда используют, например, оригинальные радиопозывные, гимны, особую бумагу (например, у газеты «Файненшел таймс» она розовая) и даже запахи.Продвижение единого фирменного стиля, а также товарных знаков особенно важно для фирм, выпускающих массовые изделия широкой номенклатуры и с малым сроком жизни на рынке. Имиджевая реклама крупных фирм проявляется и в других формах. Из соображений престижа для проектирования и строительства зданий компании нередко приглашаются известные архитекторы и инженеры. Создаются высокохудожественные интерьеры офисных помещений, иногда в них даже устраиваются музейные экспозиции.
Одной из важных составляющих успеха в продвижении фирменного стиля является разработка, создание (заказ) и распространение рекламных сувениров с символикой данного предприятия: буклетов, календарей, блокнотов, сумок, пепельниц, зажигалок, значков и пр. Рекламные сувениры принимают с признательностью и часто ими пользуются. Многие сувениры обладают долговременной ценностью и, что самое главное, обеспечивают повторные рекламные контакты и воздействие без дополнительных затрат. Эффективная реклама всегда соответствует духу времени, использует присущий ему визуальный язык, учитывает последние художественные веяния и вместе с тем она далеко не поверхностна, так как затрагивает проблемы, волнующие массы. Реклама должна динамично изменяться, следуя изменениям рыночной конъюнктуры, и даже в какойто степени служить ее индикатором. Рекламу необходимо оперативно приспосабливать к создавшимся условиям, менять ее формы, вводить коррективы в содержание. В художественном и текстовом оформлении рекламных идей отражаются особенности социального, экономического, психологического и культурного климата, в котором живет потребитель.
Как правило, за рамки общепринятого рекламного языка и привычных стандартов может позволить себе выйти только тот, кто рекламирует новый оригинальный товар. Например, успех новейшей японской рекламной графики предопределен остротой художественных решений — игрой растров, сюрреальным совмещением несовместимых ситуаций, сложнейшими композициями. Она не только резко индивидуальна, но и ассоциируется с современными товарами, их высоким качеством, научнотехнической революцией, «электронной» специализацией Японии. Реализация этой рекламы стала возможна благодаря бурному развитию и постоянному совершенствованию компьютерных и издательских технологий.
Трудно возразить против утверждения, что сегодня самым массовым и эффективным пропагандистом фирменного стиля как небольших, так и крупных фирм является растиражированная рекламнографическая продукция. Графическая реклама в форме рисунков, схем, диаграмм и т.п. наглядно преподносит суть конструктивных, технологических и других достоинств и особенностей рекламируемого изделия. Иногда она дает заинтересованным потребителям даже больше сведений о товаре, чем его демонстрация. Графическую рекламу в виде рекламных проспектов, листков, годовых отчетов (например, банков), рекламных плакатов используют большинство поставщиков товаров и услуг. По своему исполнению графическая реклама может иметь очень широкий диапазон — от рекламного объявления в газете или листовки, отпечатанной в одну краску, до дорогого, высокохудожественного буклета, отпечатанного с применением последних достижений полиграфического искусства. При этом для успешного воплощения и реализации идей заказчика совсем необязательно применять тиснение золотой фольгой, конгрев, УФлаки и бумагу ручной выделки. Не отвергая всего перечисленного и не ставя под сомнение необходимость этих технологических приемов, следует помнить, что далеко не каждый заказчик может позволить себе даже часть из упомянутого выше, не говоря уже о том, что все научились считать деньги. Удачное художественное решение и знание тенденций в современной промышленной графике часто позволяют достичь желаемого эффекта с меньшими затратами на изготовление рекламной продукции. Проиллюстрирую этот тезис двумя примерами из личной практики.
В минувшем году мне предложили разработать оригиналмакет буклета для реставрационностроительной компании. При этом заказчик во время нашей первой встречи в качестве примера того, что он хотел бы получить в итоге, показал мне три буклета конкурентов, два из которых во время разговора стыдливо отодвигались от меня. Причина заключалась в том, что даже профессиональный строитель, человек далекий от графического дизайна, понимал, что художественные достоинства этих буклетов, а следовательно, и их эстетическая привлекательность не просто далеки от совершенства, а фактически близки к нулю.
Созданный мною в конечном счете буклет в полной мере раскрывает основные направления деятельности компании. Уже при первом взгляде на обложку виден спектр выполняемых работ — от строительства храмов до возведения монолитных многоэтажек. Но это не механическое нагромождение фотографий, а созданная при помощи современных программных средств единая композиция, где четыре фотографии при помощи общего воздушного пространства и графических элементов составляют единое целое. Для внутреннего оформления найдено универсальное решение: на сложном монохромном фоне, подчеркивающем высокую технологическую оснащенность фирмы, по периметру каждой страницы расположены либо фотографии поэтапного выполнения работ на объекте, либо знаковые для компании заказы. При этом на свободной центральной части страницы помещается фоновая фотография, соответствующая тематике данного разворота, а также поясняющий текст.
В другом случае при разработке рекламного буклета для медицинской компании в одном из трех предложенных к рассмотрению вариантов был применен тот же прием вместе с необычным и модным в практике сегодняшней рекламы ракурсом фотосъемки. Два других варианта — более традиционны и консервативны, но все три соответствуют статусу заявляемых услуг.
Подчеркну, что создание целого начинается с художественного проектирования составляющих: логотипа и констант создаваемого образа. Ошибки, заложенные на начальном этапе, могут в дальнейшем дорого обойтись заказчику. Вот почему важное значение приобретает выбор дизайнера, учет профессионального уровня и предыдущего опыта.
Все вышесказанное в полной мере справедливо и для разработки упаковки, которая также является полноправной составляющей логосистемы. Поэтому для создания конкурентоспособной упаковки основной акцент должен быть сделан на представление товара в форме, отвечающей желаниям публики. Цена ошибки здесь высока. Иногда по прошествии некоторого времени компания хочет коренным образом изменить внешний облик своей продукции, понимая его несоответствие нынешнему дню. Но потребитель уже успел привыкнуть именно к этому внешнему виду продукта, и если внезапно изменить его привычный облик, то это неизбежно приведет к снижению объема продаж, а как следствие — и прибыли.
В качестве примера удачно разработанного дизайна упаковки можно привести общеизвестную синеголубую этикетку сгущенного молока или черную с цветочным орнаментом этикетку тройного одеколона, которые не меняются уже несколько десятков лет. Затраты на их разработку давнымдавно себя окупили, а этикетки попрежнему ассоциируются со стабильным качеством продукции.