Малоформатные офсетные машины: основные тенденции
Сверхбыстрое развитие цифровой печати привело к обострению конкуренции на рынке, где традиционно лидировали малоформатные офсетные машины. Качество цифровой печати растет, себестоимость оттиска снижается, и производителям малоформатных офсетных печатных машин приходится адаптировать свое оборудование к конкуренции с цифровыми машинами.
Прежде эффективными для цифровых печатных машин являлись тиражи до 500 экземпляров, а для традиционной офсетной печати эффективным считался тираж примерно от 2000 экземпляров. Нишу между ними должны были закрывать машины, работающие по технологии DI, однако сейчас они практически полностью вытеснены с рынка изза своей дороговизны, высокой себестоимости оттиска и недостаточного качества печати. В результате эту нишу пытаются поделить между собой новые малоформатные офсетные машины и наиболее производительные цифровые печатающие устройства.
Последние усовершенствования в малоформатном офсете направлены на решение следующих задач:
• максимальное сокращение времени на приладку;
• уменьшение количества листов, уходящих в брак;
• увеличение диапазона запечатываемых материалов с целью выполнения работ, которые сложно или невозможно произвести на цифровых печатных машинах.
Рассмотрим последние новинки в области малоформатного офсета. На выставке Ipex 2006 компания Heidelberg представила новую версию Speedmaster 52 с камерракельным красочным аппаратом, содержащим анилоксовый вал. Это первая листовая офсетная машина компании Heidelberg, которая не нуждается в зонной регулировке подачи краски. Отметим, что другие производители такие машины уже показывали. Например, на drupa 2004 компания KBA демонстрировала машину Genius с камерракельной системой, а компания Shinohara — машину 52Uno. Если реализующая технологию офсета без увлажнения KBA Genius на drupa 2004 была представлена в коммерческой версии, то машина 52Uno, как и Speedmaster 52, оснащенная стандартной системой увлажнения, со времени drupa 2004 была существенно доработана — на выставке Ipex демонстрировалась совершенно другая ее концепция.
По мнению разработчиков, камерракельный красочный аппарат должен значительно снижать время выхода машины на тираж благодаря отсутствию необходимости в раскате краски и создании разных по толщине красочных слоев в различных зонах. Однако на практике при использовании такой системы совместно с традиционными офсетными красками возникает целый ряд проблем: нестабилен баланс «краскавода» на длинных тиражах, требуется жесткий контроль вязкости красок… Если честно, результаты демонстрационной печати новой машины SM52 на выставке Ipex не впечатлили.
Машина KBA Genius на презентации выдавала качественный результат уже с десятого оттиска, отлично печатала на лентикулярном пластике с применением УФкрасок, работала с запечатываемыми материалами толщиной до 0,8 мм. однако, к сожалению, она не свободна от всех хорошо известных проблем офсета без увлажнения.
Японская компания Shinohara отказалась от применения камерракельной системы красочного аппарата и начала применять традиционный красочный аппарат в сочетании с системой SPIS, которая автоматически начинает печать только после создания на валиках красочного слоя необходимой толщины. При этом на выставке машина печатала УФкрасками и УФлаком на картоне и пластике толщиной до 0,8 мм.
При разработке новых малоформатных машин производители стремятся максимально повысить их автоматизацию. К примеру, та же 52 Uno стандартно оснащается автоматическими системами смывки красочного аппарата, офсетного полотна, печатного цилиндра, полуавтоматической системой смены форм.
Все современное оборудование имеет возможность включения в цифровой поток предприятия на базе JDF, а значит, позволяет обмениваться производственными данными с другими единицами оборудования и системой управления производством.
Несмотря на то что на Ipex 2006 суммарные площади производителей цифровых систем Canon, HP, Ocй и Kodak превысили общую площадь, занимаемую всеми производителями офсетного печатного оборудования, позиции офсетной печати, в том числе малоформатной, еще очень сильны. Типографии получают все больше сложных заказов, предполагающих использование нестандартных материалов, причем требования к качеству полиграфической продукции становятся все выше, а традиционная офсетная печать при выполнении таких работ пока находится вне конкуренции.