Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

6 - 2006

Инструментальные средства для технологий OpenType

Марина Слуцкер

Предисловие

Что нам стоит дом построить?!

Какая кобылка дешевле?

Ой, полным-полна коробочка…

Раньше сядешь — раньше выйдешь… (вместо заключения)

Предисловие

Настоящая статья призвана дополнить ранее опубликованные материалы (см. КомпьюАрт № 2­3’2006) по технологиям OpenType. В упомянутых публикациях не были рассмотрены проблемы, связанные с продуцированием шрифтов OpenType. Между тем данная тема становится все более актуальной. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что за форматом OpenType будущее, а потому предметом дискуссий может быть только обсуждение сроков, когда он будет преобладать в издательской деятельности.

На OpenType уже перешли многочисленные пользователи MS Office, причем большинство из них могли просто этого не заметить. Однако внимательный анализ состава шрифтов, поставляемых с последними двумя выпусками MS Office как для Mac OS, так и для Windows, показывает, что шрифты OpenType там уже доминируют (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 2

Аналогичную техническую политику проводит и крупнейший поставщик программного обеспечения для рекламно­издательской деятельности — фирма Adobe (рис. 2). Во всех ее последних релизах для обеих платформ на системном уровне поддерживаются шрифты OpenType.

Масштабы поддержки нового формата неуклонно расширяются и, не боясь преувеличений, можно утверждать, что перспектива развития у других шрифтовых форматов практически отсутствует. В этой ситуации целесообразно задуматься о переходе на OpenType на пользовательском уровне. Для осуществления такого перехода необходимо решить вопрос о конвертации в OpenType используемых шрифтов. Эту операцию можно выполнить самостоятельно или заказать апгрейд поставщику гарнитуры.

В начало В начало

Что нам стоит дом построить?!

Рассмотрим инструментальные средства перевода шрифтовых библиотек в новый формат, которые доступны пользователям, решившим осуществить конвертацию собственными силами. Однако автор считает своим долгом подчеркнуть, что, по его мнению, наборные шрифты конвертировать самостоятельно нецелесообразно. Дело в том, что для данной категории шрифтов особенно актуальной является проблема корректной реализации посимвольной разметки (так называемого хинтования), для решения которой требуются опыт и знания, коими обладают только профессионалы. В настоящее время у каждого зарубежного шрифтового вендора есть подразделение, где этими проблемами занимаются сотрудники со специальной подготовкой. Иногда разработчики шрифтов обращаются к услугам компаний, специализирующихся именно на разметке (например, Type Solutions), однако услуги таких фирм стоят весьма недешево. Ведущий российский поставщик шрифтов — компания «ПараТайп» — тоже располагает подразделением по хинтованию шрифтов, которым руководит Б. Левин.

Если временно отстраниться от технологических аспектов, то сама постановка вопроса о межформатной конвертации шрифтов может показаться несколько надуманной. С чисто потребительской точки зрения здесь нет никаких сложностей. Никого ведь, например, не смущает то, что мода на расклешенные джинсы проходит и все почему­то начинают носить зауженные, — проблема решается покупкой других брюк или их передачей в руки портного. Аналогичная ситуация имела место и в начале 90­х, когда по совершенно разным в технологическом аспекте причинам стали актуальны вопросы конвертации PostScript­шрифтов в формат TrueType. Тогда буквально в течение нескольких месяцев появились программные средства, с помощью которых даже малоквалифицированные пользователи могли конвертировать шрифты PostScript в формат TrueType и наоборот. В результате незамысловатых манипуляций создавались работоспособные шрифты, вполне пригодные, например, для решения офисных задач. Другое дело, что экранное представление таких шрифтов заметно уступало их профессионально разработанным собратьям, которые входили в комплект поставки операционных систем (MS Windows или Мас OS). Однако при этом никто не роптал, поскольку пользовательской массе в большинстве своем было понятно, что системные шрифты просто обязаны быть лучше, чем конвертированные собственными силами образцы.

Заметим, что сейчас никого не надо убеждать в преимуществах трансплатформенного формата OpenType, поскольку эти шрифты действительно оказались способны в принципе закрыть проблему межплатформенного переноса публикаций.

Как выполнить работы по конвертации быстрее, дешевле и качественнее? Конкретизируем вопрос: как выбрать нужный программный продукт и как его получить? Вот именно с этим и возникают сложности, связанные в первую очередь с технологическим дуализмом, лежащим в основе OpenType. Как известно, спецификация OpenType предопределяет, что формально под одной крышей могут существовать две разные технологии описания символов шрифта (рис. 1 и 2): на базе кривых Безье третьего порядка (PostScript Outlines) и с помощью квадратичных сплайнов (TrueType Outlines). Фигурально выражаясь, здесь имеет место феномен двуликого Януса. Отмеченное обстоятельство до сих пор не только осложняет жизнь разработчиков программных средств, но и в значительной степени является помехой для повсеместного распространения новых шрифтовых технологий.

Завершая данный раздел, для большей методической определенности перечислим в расширенной постановке вопросы, которые возникают сейчас у пользователей:

•   как поступить с уже имеющимися шрифтовыми библиотеками — менять все шрифты на OpenType сегодня или несколько повременить с этим?

•   апгрейд каких шрифтов надо заказать у вендора, а какие конвертировать самостоятельно?

•   в какую из двух технологических разновидностей шрифтов OpenType целесообразнее преобразовать выделенную часть шрифтовых библиотек? А может быть, сделать одновременно обе версии?

Ответы на эти вопросы лежат в основном в организационной плоскости. Как известно, формально шрифты PostScript, TrueType и OpenType могут вполне равноправно внедряться в PDF­макет и корректно обрабатываться всеми растровыми процессорами, в которых реализована поддержка PostScript Level 3. Значительной разницы в скорости вывода при этом ожидать не приходится, хотя макеты со шрифтами OpenType версии CTT по определению должны обрабатываться быстрее. Подчеркнем, что речь идет о качественных вендорских шрифтах, а не о сделанных неведомо кем подделках с купленного по случаю CD.

Поскольку во многих рекламно­издательских фирмах давно приноровились к двухплатформенной ситуации и зафиксировали базовые комплекты шрифтов и для Мас, и для РС, то повальный переход на OpenType в повестке дня не стоит. Другое дело, что здравомыслящие руководители подобных предприятий (а таких руководителей все­таки большинство), осознавая технологическую перспективность OpenType и понимая неизбежность перехода на этот формат, уже сейчас начинают к нему готовиться.

Естественно, производство везде имеет свою специфику, а потому универсальных рекомендаций не существует. Вместе с тем можно констатировать, что в настоящее время есть надежные программные продукты, с помощью которых любое количество шрифтов (разумеется, здесь имеется в виду в первую очередь формат PostScript) может быть корректно переведено в любую из двух технологических разновидностей OpenType. Прежде чем попытаться хотя бы кратко обозреть такие инструментальные средства, будет полезно остановиться на сегодняшних ценах и ассортименте шрифтов OpenType.

В начало В начало

Какая кобылка дешевле?

В одном из произведений известного беллетриста Валентина Пикуля матерые конокрады в трактире при вербовке нового рекрута­подельника задают ему вопрос: «Какая кобылка дешевле: куплена аль ворована?» — и, получив вполне логичный ответ, принимают его в свою компанию. Аналогии со шрифтовой практикой здесь достаточно очевидны, поскольку нелицензионное копирование шрифтов в нашем отечестве до сих пор искоренить не удалось. В связи с этим следует подчеркнуть, что проблемы, касающиеся использования контрафактной шрифтовой продукции, здесь рассматриваться не будут.

В настоящее время в России и сопредельных странах, чьи алфавиты основаны на кириллице, большинство пользователей работают с шрифтами компании «ПараТайп». За рубежом возможности по выбору шрифтов от разных изготовителей значительно шире. Например, наборные шрифты поставляют компании Adobe, Monotype, Linotype, ITC, Bitstream, URW++... И этот список можно продолжить. Причем практически все шрифтовые вендоры сейчас завершают перевод своих шрифтовых библиотек в формат OpenType. К сожалению, в подавляющем большинстве шрифтовых гарнитур западных изготовителей поддержка кириллицы не предусмотрена. Как известно, такая ситуация возникла не сегодня и не вчера, а потому ожидать от процесса перевода западными фирмами своих шрифтов в OpenType ощутимого расширения ассортимента кириллических шрифтов не приходится. К счастью, отечественная компания «ПараТайп» свои библиотеки, где доминируют именно кириллические шрифты, своевременно перевела в формат OpenType. При этом практически все новые шрифты этой фирмы разрабатываются также и в OpenType­версии.

При весьма широком предложении готовых шрифтов нового формата различными поставщиками возможно привести лишь краткие ценовые данные. В таблице представлен комбинированный пример, основанный на данных из Интернета. Отметим, что цены на OpenType­шрифты компаний Adobe, ITC и Monotype и некоторых других находятся в этом же ценовом диапазоне, в чем несложно убедиться, обратившись к Интернет­сайтам данных компаний. А цены на шрифты возрожденной шрифтовой фирмы Bertold превышают 25 долл. за шрифтоначертание (к тому же в текущей поставке Bertold пока нет шрифтов с поддержкой кириллической кодовой страницы CP1251).

Для полноты картины стоит упомянуть, что приведенная информация отнюдь не исчерпывает всего диапазона ценовых предложений на шрифтом рынке. Так, ценовые параметры, приведенные в комбинированном примере, представленном на рис. 3, у впечатлительных читателей могут вызвать удивление и даже недоумение. Чтобы в какой­то степени прояснить ситуацию, заметим, что не только в США, но и в Западной Европе пока не выработаны единообразные классификационные стандарты, с помощью которых пользователи могли бы сразу безошибочно различать, с какой разновидностью многоязычных Unicode­шрифтов они имеют дело. В первых двух фрагментах рис. 3 приведены цены на OpenType­шрифты с расширенной всеевропейской языковой поддержкой (эти шрифты, как правило, в прайс­листах фигурируют с обозначением Pro). Этот пример наглядно демонстрирует, что расширение языковой поддержки может повлечь за собой значительное увеличение стоимости поставочной единицы (то есть одного шрифтоначертания). Вместе с тем цена на гарнитуру Albertina (в нижней части рис. 3) показывает, что может быть очень велик разброс цен и на шрифты, не включающие расширенную языковую поддержку. Хотя следует признать, что в этом примере автор для контраста сознательно привел максимальные цены.

Как уже отмечалось, практика использования нелицензионных копий в России пока не изжита, а потому многие потенциальные российские потребители OpenType­шрифтов не включат в свои ближайшие планы немедленное приобретение нужных им гарнитур у «ПараТайп», а подождут появления их пиратских копий. Не осуждая, равно как и не сочувствуя этим пользователям, можно лишь напомнить, что, в отличие от PostScript­ и TrueType­шрифтов, новая технология содержит развитые возможности по защите авторских прав, а потому вполне возможно, что в перспективе с выводом макетов, содержащих контрафактные шрифты, могут возникнуть проблемы, в лучшем случае — организационные, а в худшем — технологические. Данная проблематика, безусловно, интересна, но заслуживает отдельного рассмотрения, а потому имеет смысл вернуться к ранее заявленной теме и вновь сосредоточиться на вопросе о том, как перейти от шрифтов PostScript или TrueType к шрифтам OpenType.

Отметим, что сейчас в России можно легко найти специалистов, которые быстро и по весьма доступным ценам создадут полиграфическую OpenType­версию практически для любого шрифта, совместимую со стандартами Adobe. Тем не менее имеет смысл рассмотреть программ­ные средства, с помощью которых пользователи могли бы самостоятельно решить вопрос преобразования своих шрифтовых библиотек в новый формат.

Цены базовых лицензий шрифтов, долл.

Цены базовых лицензий шрифтов, долл.

В начало В начало

Ой, полным-полна коробочка…

По теле­ и радиорекламе известен тезис, призванный отвратить людей от самолечения: «Лучше обратиться к врачу!». Конечно, приводя эту цитату, автор и в мыслях не имел отвратить кого­то от намерений самостоятельно сконвертировать шрифты в новый формат или, паче чаяния, попугать. Просто­напросто, уместно лишний раз напомнить, что шрифты OpenType технологически сложнее своих предшественников, а потому и к их созданию имеет смысл подойти максимально ответственно, хотя бы затем, чтобы не превратилась в профанацию сама идея конвертации.

Вначале рассмотрим шрифтовые редакторы, с помощью которых исходные шрифты могут быть не только конвертированы в формат OpenType, но и при необходимости модифицированы.

Первый из программных продуктов, заслуживающий  упоминания, — шрифтовой редактор FontLab, последняя версия которого имеет наименование FontLab Studio 5. Говоря об этой программе, равно как и о всей продуктовой линейке FontLab, нельзя не напомнить, что костяк коллектива разработчиков составляют наши соотечественники, которыми руководит Ю.Ярмола. Поскольку в данной статье не предполагается рассмотрение специфики работы с теми или иными программными средствами, можно просто констатировать, что инструментальные возможности данного программного продукта заслуженно сделали его лидером. Кстати, в типо­графическом подразделении всемирно известной фирмы Heidelberg используют именно FontLab. Конечно, данный пакет нельзя причислить к дешевым продуктам — его стоимость превышает 600 долл.,  однако, по мнению автора, он того стоит. Более подробную информацию о всех аспектах деятельности фирмы FontLab можно получить на сайте http://www.fontlab.com, там же можно скачать и демо­версии практически всех продуктов этой фирмы.

Заслуженной популярностью пользуется и программное средство, выпущенное недавно на рынок совместными усилиями голландских и немецких специалистов. Полное название этой программы для цитирования затруднительно, поэтому приведем то наименование, которое фигурирует в поставочных каталогах и прайс­листах, — DTL Font Master (аббревиатура DTL раскрывается как Dutch Type Library). Данный продукт также является профессиональным средством разработки шрифтовой графики, а потому его цена сопоставима со стоимостью FontLab Studio. Демо­версии этой программы доступны на сайте www.fontmaster.nl.

Последней из обозреваемых программ шрифтового редактирования является хорошо известная отечественным пользователям Font Creator фирмы High Logic. Данный шрифтовой редактор существует в настоящее время в двух релизах, старший из которых имеет обозначение Pro. Демо­версию этой программы можно найти на сайте www.high­logic.com. Цена Font Creator Pro весьма привлекательна — всего 99 долл., хотя нельзя не отметить, что данный продукт предоставляет более скромные, по сравнению с конкурентами, функциональные возможности. Впрочем, если использовать это средство в связке с другими программными продуктами, в частности со свободно распространяемыми визуальными утилитами фирмы Microsoft VTT и VOLT, то можно получить OpenType­шрифты профессионального качества.

Microsoft VTT позволяет реализовать в визуальном интерфейсе, не выходя на программный уровень, процедурную разметку символов шрифта, а Microsoft VOLT дает возможность придать шрифту расширенные полиграфические возможности, или, как часто говорят, «фичи» (полный англоязычный термин, фигурирующий в шрифтовых спецификациях, — Typographic OpenType Features — несколько громоздок).

Пользователи, которым требуется исключительно конвертация шрифтов в формат OpenType, также не обделены вниманием разработчиков. Здесь вновь нужно вспомнить о команде FontLab, которая некоторое время назад вывела на рынок давно ожидаемую профессиональную версию своего шрифтового конвертора TransType Pro. Этот релиз популярной программы TransType, конечно, не может быть отнесен к числу обиходных утилит, так как стоит порядка 200 долл., однако его рабочие характеристики удовлетворят любого пользователя. Следует отметить давно ожидавшуюся возможность контроля за составом преобразованного шрифта, которая фактически исключает необходимость дополнительных проверочных этапов при создании OpenType­файла.

Для полноты рассмотрения можно также вспомнить о программе, которая, по существу, занимает промежуточное место между конверторами и редакторами. Эта программа также входит в состав продуктовой линейки фирмы FontLab и называется TypeTool. С формальной точки зрения с помощью данной программы можно выполнять не только конвертирование, но и разработку шрифтов, в том числе и в формате OpenType. Однако ее инструментальные возможности по созданию новых символов весьма скромны. Более того, возможности продуцирования OpenType­шрифтов ограничены здесь TrueType­описанием символов, что может несколько сузить область их использование в программных продуктах Adobe. Вместе с тем данная программа стоимостью не многим более 100 долл. будет не только финансово необременительным, но и весьма полезным приобретением, например для получения шрифтов из графических заготовок, сделанных в CorelDraw.

Наконец, следует остановиться на бесплатно распространяемом фирмой Adobe инструментальном пакете Font Development Kit for OpenType (или, кратко, FDK). Этот набор программ­ных средств можно скачать с сайта компании. Описание основных возможностей данного пакета требует отдельной статьи, поэтому отметим лишь, что он предполагает наличие определенных технологических знаний и опыта в работе со шрифтами. По этой причине работа с Adobe FDK может потребовать заметно больших усилий и времени, чем, например, использование TransType Pro от FonLab.

Говоря об общих проблемах и сложностях, связанных с освоением данных программных продуктов, следует признать, что ни один из них не имеет русскоязычной документации. Как тут не напомнить, что подробное методически выверенное и отлично оформленное руководство по программе FontLab Studio имеет объем свыше 900 страниц.

В начало В начало

Раньше сядешь — раньше выйдешь… (вместо заключения)

Заголовок данного раздела подразумевает в первую очередь необходимость усидчивости в освоении любого из перечисленных инструментальных средств. Если такие усилия будут приложены — будут и конкретные результаты, то есть  конвертированные OpenType­версии нужных шрифтов. Новый шрифтовой формат явно сложнее, чем, например, PostScript, однако напомним, что такой ставший едва ли не обиходным среди продвинутых тружеников отечественного препресс программный продукт, как шрифтовой редактор Fontographer, большинство из них освоили и используют, вообще не прибегая к документации. Для того чтобы не пострадали интересы менее продвинутых пользователей, автор предполагает в последующих статьях более подробно рассмотреть вопросы, связанные с инструментарием для конвертирования шрифтов в формат OpenType.

Заключать данную статью приходится резонерским комментарием, непосредственно связанным с проблематикой конвертирования шрифтов. Почти десять лет назад одна уважаемая компьютерная фирма существенно изменила элементную базу, перейдя на процессор PowerPC. Пользователям прежних моделей были даны заверения, что их поддержка останется прежней, в том числе и на системном уровне. Однако вскоре выяснилось, что это, мягко говоря, не так, поскольку не только на уровне операционной системы, но и при работе с таким насущным для дизайнера инструментом, как Adobe Photoshop, разница стала весьма заметна. По мнению автора, аналогичная ситуация в перспективе вполне реальна и применительно к рассматриваемому шрифтовому формату, который также обречен на преференции разработчиков программ, среди которых лидируют соучредители формата OpenType — компании Adobe и Microsoft. Более того, уже упоминавшиеся в данной статье возможности по защите автор­ских прав, предусмотренные во всех релизах спецификаций OpenType, также могут в перспективе стать причиной неприятных неожиданностей, поскольку делают возможной автоматическую проверку шрифтов через сеть по базе зарегистрированных пользователей с организационными и даже правовыми последствиями.

Можно надеяться, что такой вариант развития событий в ближайшее время все­таки не будет реализован, а потому завершим статью на мажорной ноте. Просто напомним, что пользователи конвертированных шрифтов не только могут спать спокойно, но и, более того, могут зафиксировать свои права, поместив в эти шрифты свою электронную подпись. Естественно, автор оптимистически предполагает, что объектом конвертирования при этом не будет шрифт с купленного по случаю пиратского диска.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства