Комплексная автоматизация возможна!
Наряду с такими основными редакционными процессами, как подготовка редакционных материалов и верстка подготовленного контента, в издательскую деятельность входит работа множества смежных подразделений: приема рекламы, препресса, архива, веб-редакции, фотоотдела. Без автоматизации этих служб нельзя говорить о комплексной автоматизации всего редакционно-издательского процесса.
В настоящее время разработчики и поставщики программных решений предлагают готовые к внедрению продукты практически для любой из перечисленных редакционноиздательских задач. Заказчик может выбирать между внедрением комплексного решения, сразу охватывающего все задачи, и постепенным наращиванием функционала системы, начиная с автоматизации одного из участков.
Фотослужба
Одним из популярных продуктов, используемых для работы фотослужбы, является программа FotoStation норвежского разработчика Fotoware. Данная программа предлагает пользователю ставший стандартом дефакто интерфейс, разделенный на три зоны: источник изображений, рабочая область и место размещения готовых файлов. Следует сказать, что по всему миру продано более 2,5 млн. копий FotoStation, а в новом пакете для фотографов Aperture от Apple применяется аналогичный подход. В целом FotoStation предоставляет фотографу профессиональный инструментарий для управления жизненным циклом фотографии.
В распоряжение пользователя поступают мощные инструменты описания изображений в соответствии со стандартом IPTC, добавления к описанию собственных пользовательских данных, удобные инструменты каталогизации и рубрикации файлов. Все это позволяет хранить файлы изображений, сопровождая их всеми теми данными, которые обеспечивают быстрый поиск и отбор фотографий в любое время и по любым из заданных критериев.
Fotoware FotoStation Pro 5.2: сортировка фотографий
Программа FotoStation снабжена высокопрофессиональными инструментами по обработке изображений. Пользователю предоставляются возможности работы с альфаканалом и кривыми интенсивности, задания профилей, кадрировки и т.д., к тому же важной особенностью FotoStation являются развитые средства для работы с массивами файлов. Операции экспорта и копирования файлов могут сопровождаться распределением файлов по хранилищам данных, автоматическим заполнением полей описания изображений, изменением имен файлов по заданному правилу и назначением специальных прав использования.
Кроме автоматической каталогизации, существуют удобные инструменты для отбора и сортировки изображений, позволяющие очень быстро отсмотреть и отсортировать сотни фотографий, после чего они могут быть отправлены либо непосредственно в хранилище, либо в специальную папкуобработчик, с помощью которой можно автоматизировать механические операции с файлами. Для удобного управления источниками данных и целевыми папками в FotoStation имеются продвинутые средства формирования рабочей среды и сохранения параметров настройки интерфейса.
Норвежская компания Fotoware разрабатывает полный спектр инструментов для работы с фотоизображениями. Продуктивная работа с большим количеством файлов невозможна без создания объемных хранилищ данных, предоставляющих средства индексирования и быстрого поиска. В палитре продуктов Fotoware присутствует необходимое для этого решение — Index Manager, серверное приложение, поддерживающее индексацию файлов в удаленном хранилище в режиме реального времени. В качестве хранилища используется структура файловых каталогов на файлсервере, функционирующем под управлением операционной системы Windows Server. При добавлении в хранилище файла изображения или при изменении самого файла либо его описания менеджер индексации, запущенный в качестве процесса на сервере приложения, добавляет информацию об объекте в файлы индексов, используемые в дальнейшем для быстрого поиска данных. В качестве пользовательских рабочих мест применяются программы FotoStation, позволяющие построить многокритериальные запросы для поиска изображений по полям описания IPTC, по пользовательским и системным метаданным. Используя для быстрого поиска индексные файлы, созданные программой IndexManager, программа FotoStation способна в считаные секунды осуществлять поиск файлов среди миллионов изображений. IndexManager поставляется в виде масштабируемого решения, поддерживающего обработку от 100 тыс. до 3 млн. образов на один индексный файл и поддержку до 1000 рабочих мест. Цена решения — от 9 тыс. долл.
Таким образом, продукция от Fotoware дает фотослужбе удобные и мощные инструменты для обработки и отбора файлов, для редактирования изображений, для хранения и поиска контента.
Результатами работы фотослужбы являются представление иллюстраций в редакцию для работы над текстом и передача файлов для верстки издания. При использовании редакционноиздательской системы (РИС) сотрудники фотослужбы должны иметь возможность представления иллюстраций в единое информационное хранилище с заданием соответствующих параметров (полосы, материала, статуса и пр.). В настоящее время для этого предлагается несколько решений. В поставку основных РИС входит отдельное приложение для работы с файлами, позволяющее пользователю осуществлять основные операции с объектами: заявление объекта в систему и его описание, помещение объекта в систему (закачка файла), его удаление и редактирование метаданных. Подобные приложения (так, в системе Softcare K4 это, например, FileManager) не позволяют пользователю получить доступ к содержанию объекта (тексту или изображению), но обладают достаточным функционалом, чтобы предоставить бильдредактору возможность заявить необходимые фотоиллюстрации в текущий номер с привязкой к материалу, для которого они подобраны, а также статус или параметры дальнейшей обработки файла.
Другим подходом к автоматизации работы фотослужбы является интеграция собственно продукта FotoStation с редакционноиздательской системой. Интеграция происходит на уровне создания в интерфейсе целевых каталогов FotoStation структуры специальных горячих папок. При помещении в такую папку файл изображения автоматически обрабатывается серверным процессом РИС K4, при этом файл перемещается в файловое хранилище K4 и автоматически заявляется в систему с метаданными, соответствующими этой папке. Создание нескольких горячих папок или разветвленной спланированной структуры позволяет заявлять в систему файлы практически с любыми вариантами задания метаданных без использования специального интерфейса. Подобное решение для РИС K4 называется DropFolders. Преимущества такого подхода очевидны: фотографы и бильдредакторы используют для основной работы и для передачи файлов другим сотрудникам редакции один и тот же инструмент, что позволяет уменьшить число ошибок и упростить взаимодействие между службами. Включение же фотослужбы в единое информационное пространство редакционной работы приводит к сокращению потерь времени на коммуникацию между сотрудниками и к повышению продуктивности деятельности редакции в целом. Оперируя запросами РИС K4, бильдредактор может в режиме реального времени отследить, какая конкретно из предложенных им иллюстраций пошла на верстку, и вовремя отреагировать на необходимость внесения корректировок в материал. Решения Fotoware легко масштабируются и наращиваются, поддерживают любые типы файлов, включая Native RAW, функционируют как под Windows, так и под Mac OS, что позволяет построить систему, удовлетворяющую потребностям любой компании.
Служба приема рекламы
Размещение коммерческой рекламы является неотъемлемой частью деятельности современного периодического издания. И если подготовка и сдача в печать редакционных материалов в какойто мере может регламентироваться и управляться сотрудниками редакции, то служба приема рекламы, как правило, руководствуется правилом «рекламодатель всегда прав», а высокая конкуренция на рекламном рынке еще сильнее побуждает рекламщиков идти навстречу пожеланиям заказчиков. Все это приводит к запредельным сдвигам сроков сдачи рекламных модулей на верстку, к постоянному внесению правок в уже сданный макет, к продаже рекламной площади в уже практически сданном номере. И менеджмент издания вынужден мириться с этим, так как средства от размещения рекламы являются одной из основных статей дохода современного издательства.
MEI Advertising Layout System: список рекламных модулей и планировка полос
В создавшейся ситуации есть только один разумный способ, позволяющий снизить негативное влияние неритмичной работы рекламной службы на другие подразделения и службы редакции, — необходимо интегрировать рекламщиков в единую информационную систему издательства. Это позволит максимально приблизить приемлемые сроки сдачи рекламы к сдаче всего номера, а при возникновении чрезвычайных ситуаций даст возможность прогнозировать их появление и быстро решать проблемы. В качестве примера средств автоматизации работы рекламной службы здесь будут рассмотрены программные продукты компаний dataplan и MEI.
Решение Advertising Layout System (ALS) от MEI представляет собой полноценную систему автоматизации приема и размещения рекламы в издании. Функционал системы позволяет создать план издания с заданием различных секций, отличающихся друг от друга физическими или производственными характеристиками (например, плотностью или качеством бумаги). Менеджер по приему рекламы может задать в системе список планируемых рекламных модулей с описанием их статуса и различных характеристик — от размера этих модулей до пожеланий заказчика в отношении правил их размещения на полосе (например, только на нечетной полосе). Размещение боксов под рекламу на полосах издания может быть выполнено как вручную — перетаскиванием мышью, так и автоматически — с учетом всех заданных параметров размещения модулей. Могут также учитываться тематика рекламы, заполнение рекламой конкретной страницы, размещение на странице или развороте редакционной информации и т.д. Дополнительные функции предоставляют управленческому персоналу возможность проанализировать заполнение рекламой всего издания, количество рекламы различной тематики, даты сдачи материалов и пр.
Scoop eLibrary: интерфейс просмотра материалов
После размещения на полосах издания боксов под рекламные модули для каждого из них определяется готовый макет издания, который автоматически помещается в отведенное для него окно в файле верстки InDesign или QuarkXpress. При этом верстка рекламных модулей производится практически без участия верстальщика, непосредственно из программы ALS. Программа также поддерживает обратную связь с версткой. Изменения, сделанные в процессе работы над страницей в программе верстки, автоматически отображаются для менеджеров рекламы. Наличие интерфейса связи с редакционноиздательскими системами (K4 и QPS) позволяет повысить прозрачность и управляемость системы.
Использование подобного инструмента в работе редакции позволяет значительно увеличить мобильность рекламной службы, что добавляет изданию привлекательности в глазах рекламодателей. Сроки приема рекламы в текущий номер могут быть сдвинуты почти вплотную к сроку сдачи в печать, а в случае необходимости непроданные рекламные места могут быть легко и быстро заменены заранее подготовленными редакционными материалами.
Незаменимым инструментом для рекламной службы может стать программное обеспечение DALiM DiALOGUE — это интерактивная электронная проба, позволяющая в режиме реального времени воспроизводить через стандартный веббраузер файл изображения и сопроводительную информацию к нему, включающую свободные примечания и пометки. DiALOGUE является клиентсерверным решением; файлы изображений хранятся на общем сервере, там же сохраняются пользовательские данные. Система передает через Интернет минимально необходимый объем информации, поэтому не предъявляет особенно высоких требований к каналу связи. DiALOGUE использует уникальную технологию постоянного отображения данных, которая гарантирует, что пользователи одновременно работают с одним и тем же файлом в его полном разрешении.
Главной особенностью DiALOGUE является возможность проводить с помощью простого интерфейса согласование файла изображения между несколькими участниками процесса. Пользователи могут одновременно просматривать файлы, менять масштаб изображения, добавлять или редактировать комментарии, получать информацию о цвете, просматривать изображение по цветовым составляющим, помечать области с помощью инструмента рисования, участвовать в общении с другими пользователями в режиме чата.
Интерфейс DALiM DiALOGUE
Пользователь может просматривать документ, содержащий любое количество различных цветовых каналов (не только CMYK), комбинировать эти каналы по своему усмотрению. Способность DiALOGUE увеличивать масштаб документа до 5 млн. процентов дает пользователям возможность получить точную информацию о треппинге. Пользователь имеет возможность определить одну или несколько просматриваемых папок, в которых отслеживаются изменения. Участники работы автоматически получают извещения каждый раз, когда файл необходимо посмотреть, когда файл добавлен, удален либо обновлен или когда появилась аннотация к файлу. Внутри проекта может существовать круг участников, которым предоставлено право на одобрение макета, при этом за материалом закрепляется определенное количество стадий утверждения.
DiALOGUE позволяет построить взаимодействие рекламной службы с рекламодателями таким образом, что прием и согласование рекламных модулей происходит через Интернет в онлайнрежиме, что усиливает мобильность рекламной службы, повышает производительность труда сотрудников и существенно уменьшает количество возможных ошибок. Настройки интерфейса программы позволяют передавать утвержденные файлы в систему приема и разверстки рекламы и заявлять их с помощью файлового менеджера в редакционноиздательскую систему.
Простой интерфейс, широкая функциональность и разумная цена (от 5 тыс. евро) делают DiALOGUE востребованным решением, отвечающим постоянно растущим требованиям к издательскому процессу.
Интерфейс DALiM TWiST
Препресс
По окончании верстки некоторые сотрудники редакции могут передохнуть, но начальник производства хорошо знает, что сдача издания заканчивается только после передачи файлов в типографию. Этому моменту предшествуют несколько важных и весьма критичных в плане времени выполнения процессов — это генерация файлов PDF или PostScript, проверка, передача файлов в типографию и получение подтверждения корректности переданного файла. В большинстве российских редакций все эти процессы делаются вручную, с использованием простейших индивидуальных инструментов проверки и передачи файлов через Интернет. К тому же на последнем этапе обработки данных резко возрастает человеческий фактор, ведь зачастую весь процесс находится под управлением одного человека.
Возможности автоматизации препресспроцессов можно проиллюстрировать на примере продуктов DALiM TWiST и TWiST WEBLiNK.
DALiM TWiST представляет собой серверную систему построения и выполнения цепочек автоматически выполняемых над графическими файлами технологических операций. Каждая операция является отдельным программным модулем, который выполняет те или иные необходимые действия (манипуляции, отслеживание событий, фильтры, проверки, преобразования и т.д.). С помощью TWiST, например, можно легко построить технологическую цепочку, осуществляющую получение файла изображения по FTP, проверку формата файла и качества изображения, масштабирование и передачу файла в необходимое хранилище. Для вышеуказанного применения можно построить автоматический обработчик, осуществляющий генерацию из файла реальной верстки PDFфайла необходимого качества, проверку PDF по любым критериям, начиная от наличия внедренных шрифтов и заканчивая разрешением заверстанных иллюстраций, отправку отчета о проверке по электронной почте, отображение результирующего файла с CMYKразделением для ожидания подтверждения оператором, одновременную печать на цветопробном устройстве или принтере — вплоть до автоматической передачи в типографию по FTP.
TWiST WEBLiNK — программный продукт для управления технологическим процессом текущих заданий DALiM TWiST и динамического контроля за ним. Отображаемая в WEBLiNK информация представляется в виде HTML, что позволяет использовать для ее просмотра любой веббраузер под управлением любой современной операционной системы, причем без установки какихлибо подключаемых модулей. Пользователь получает возможность в соответствии со своими правами управлять файлами и заданиями, загружать файлы в систему. С помощью простого интерфейса пользователь может назначить обработку любого файла любым из доступных ему технологических процессов TWiST, контролировать процесс обработки, получать уведомления и отчеты о работе процесса, в случае необходимости вмешиваться в работу системы, управлять результатами обработки.
WEBLiNK является наиболее удобным интерфейсом для конечных пользователей технологических процессов, разработанных и настроенных с помощью продуктов TWiST (и SwiNG как подмножеством TWiST). И хотя продукты отнюдь не дешевы (цена TWiST — от 30 тыс. евро), построение системы автоматизации препресса для крупного издательского дома может иметь весьма ощутимый коммерческий эффект.
Интерфейс DALiM TWiST WEBLiNK: отправка файлов на обработку
Веб-редакция
Современное периодическое издание немыслимо без вебресурса, представляющего редакционные материалы в Интернете. При этом в Интернет материалы, например ежедневной газеты, выкладываются, как правило, в двух видах: в виде PDFфайлов, представляющих собой точную копию печатного издания, и в виде редакционных материалов, являющихся контентом Интернетсайта и сопровождаемых перекрестными ссылками и комментариями.
Если с созданием готовых PDFфайлов для размещения на сайте все более или менее ясно, то с получением контента для размещения на сайте все не так просто. Поскольку окончательная версия контента получается на верстке (и обычно в момент сдачи в печать), то проблемной и трудоемкой задачей создания вебресурса в настоящее время является собирание из готового макета издания текстов и других материалов для создания Интернетсайта. Как правило, сотрудники вебредакции делают это вручную, открывая оригинальную верстку и выбирая нужные данные из готовых макетов. Такой метод работы ведет к неоправданным задержкам в размещении контента в Интернете и подходит только для материалов, не критичных к срокам публикации. Часто работники вебредакции существуют параллельно с основной редакцией и готовят один и тот же материал для твердой копии и для Интернета, что приводит к увеличению расходов на производство контента.
В качестве решения этой проблемы можно рассмотреть механизмы онлайнэкспорта материалов из редакционноиздательской системы в форматы HTML и XML.
Одним из рекомендуемых продуктов является XMLExporter от компании Softcare, разработавшей РИС K4. С помощью XMLExporter можно организовать автоматический экспорт статей и иллюстраций, сохраненных в системе и удовлетворяющих критериям заранее определенного запроса. Экспорт материалов в формат XML, который представляет собой тэгированный текст, включающий не только контент статьи, но и ссылки на используемые иллюстрации, а также все зарегистрированные метаданные статьи, в том числе пользовательские. Кроме того, на основе заранее заданного шаблона верстки страницы программа формирует связанный набор HTMLстраниц контента, что позволяет автоматически получить альтернативную верстку материалов для размещения на сайте. Поскольку в XMLфайле отображаются все метаданные статьи, можно построить такую систему, когда в момент создания контента соответствующие службы регистрируют необходимые значения полей данных (например, фигуранта статьи, основное событие, тему новости и пр.), что позволит впоследствии экспортировать данные из XMLфайла в базу данных динамического сайта и получить возможность выбора данных по запросу или динамического формирования тематических страниц сайта по различным темам. Также возможно построение сложных перекрестных ссылок между различными частями контента сайта.
Использование редакционноиздательской системы совместно со средствами XML экспорта позволяет решить проблему объединения основных служб бумажной и вебредакций. С помощью XMLэкспорта удается решить вопрос быстрого вывода материалов из РИС в таком формате, который будет максимально готов для размещения на сайте и не потребует практически никакого дополнительного форматирования. Таким образом, в редакционноиздательской системе единым штатом сотрудников может проводиться подготовка материалов для всех видов публикаций издательства. При необходимости рабочий процесс подготовки может быть настроен так, чтобы для вебиздания экспортировались различные версии материала в зависимости от степени его подготовки. Возможно и параллельное ведение различных версий материала, одна из которых предназначена для бумажной публикации, а другая — для публикации в Интернете.
Архив
Архивная служба, как правило, является самым незаметным подразделением редакции, но лишь до тех пор, пока не возникает необходимость найти неизвестно когда опубликованный материал или восстановить давно утраченный номер издания, выпущенный несколько лет назад. Обычно в подобных ситуациях сотрудники пользуются личными архивами материалов или бумажными архивами. В лучшем случае предпринимается тотальный поиск по сохраненным архивам верстки или PDFфайлов. А ведь множество разработчиков предлагают простые в использовании и мощные по возможностям решения, позволяющие кардинально решить эту проблему.
Одним из таких решений является программный продукт eLibrary шведского разработчика Scoop Publishware. Это серверное решение предназначено для автоматизированного сохранения результатов верстки издания непосредственно из InDesign или QuarkXpress в единое для всей организации хранилище материалов. При соблюдении оговоренных правил верстки система автоматически разбивает полосу издания на статьи и подчиненные материалы, включая заголовки, иллюстрации и подписи к иллюстрациям. По заранее определенным наименованиям стилей параграфов распознаются значимые части материалов: врезки, подписи авторов, цитаты, ссылки на продолжение и т.д. На основании анализа данных автоматически формируется целая система файлов, включающая структурированные изображения целых полос, отдельных статей, сопутствующих материалов и ссылок в формате JPG, PDF и простого размеченного текста.
Все эти данные хранятся в серверной системе и доступны для поиска и просмотра посредством любого стандартного браузера. При этом система поддерживает как многокритериальный поиск согласно заданным параметрам (тема, рубрика, номер) и заданным частям текста (поиск в заголовке или фамилии автора), так и полнотекстовый поиск с поддержкой морфологии языка текста.
Решение поставляется в качестве легко масштабируемого и обновляемого серверного программного обеспечения, функционирующего под управлением ОС Windows. Цена продукта, поддерживающего хранение до 100 тыс. статей, составляет около 10 тыс. евро.
Заключение
В статье описано лишь несколько из представленных на российском рынке решений; мы постарались показать издателям и ITспециалистам издательств широкие возможности и качество доступных программных решений. Развитие технологий и интеграция программных продуктов позволяют говорить о реально существующей возможности комплексной автоматизации редакционноиздательской деятельности. Главное же заключается в том, что все предлагаемые решения являются не просто престижными системами глобальной автоматизации, а удобными и проверенными временем инструментами для реальной работы, позволяющими издателям повысить эффективность управления, гибкость технологических процессов, и конкурентоспособность производства.