Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

6 - 2006

Автоматизация учета затрат времени и управление обработкой информации в системах допечатной подготовки

Ю.Н. Самарин, докт. техн. наук, профессор МГУП
А.А. Горбачев, аспирант МГУП

Технологические процессы допечатной подготовки изданий

Автоматизация управления допечатной подготовкой изданий

Полиграфия характеризуется непрерывностью технологических процессов, а также рядом таких особенностей, которые делают эту отрасль чрезвычайно привлекательной для внедрения автоматизированных систем управления производством.

Полиграфия является мелкосерийным производством: в типографиях используется множество разнообразных технологических алгоритмов, утвержденных вариантов выполнения заказов и т.п. В процессе выполнения заказа требуется согласование по времени как между различными стадиями техпроцесса, так и внутри каждой стадии (допечатной, печатной, послепечатной). Необходим также оперативный контроль выполнения технологических операций по множеству критериев. К тому же время переналадки оборудования, требуемое для перехода от задания к заданию, столь велико, что сравнимо со временем исполнения заказа. Все это свидетельствует о чрезвычайной важности внедрения автоматизированных систем управления на всех стадиях полиграфического производства в целях экономии трудовых и материальных ресурсов предприятия.

Оптимизация технологического процесса с точки зрения бизнеса, то есть получения максимальной прибыли, подразумевает короткий производственный цикл, сжатые сроки исполнения заказов и малый объем складских запасов. Быстрое изменение рыночной ситуации приводит к необходимости для производителя  соответствовать условиям рынка, искать конкурентные решения, прежде всего путем уменьшения инерционности производства при одновременном повышении качества продукции. Решить подобные задачи без внедрения автоматизированных систем управления в настоящее время практически невозможно (рис. 1).

Рис. 1.  Место АСУ в системе модернизации производства

Рис. 1. Место АСУ в системе модернизации производства

Широкое внедрение систем автоматизированного управления в промышленности с непрерывным циклом производства стало возможным благодаря развитию управляющей компьютерной техники, которая позволяет осуществлять автоматизированный ввод информации, ее обработку, в том числе сравнение и оценку вариантов решений, а также обеспечивает своевременную выдачу выходных управляющих сигналов.

Система автоматизированного управления в современном производстве представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяют пять основных уровней:

1.  Подача команд на конкретные исполнительные механизмы, а также на исполнение этих команд.

2.  Управление единицей оборудования в целом.

3.  Управление совокупностью оборудования, например цехом или участком.

4.  Управление конкретным заказом, который от приема до сдачи проходит различные производственные стадии.

5.  Управление предприятием в целом.

Принято подразделять эти уровни на технические (1, 2 и 3) и экономические (4 и 5).

Современная допечатная подготовка почти полностью компьютеризована, и нюансы работы с разнообразными программами, форматами и дополнительными модулями тесно переплетаются с тонкостями полиграфических технологий, поэтому планирование трудозатрат именно на допечатной стадии особенно показательно. Причем рассмотрение системы допечатной подготовки должно выполняться с позиции так называемой неоклассической модели организации, для которой характерен учет возможностей человека и его профессионализма.

Технологические процессы допечатной подготовки изданий

В настоящее время в структуру системы допечатной подготовки изданий могут быть включены самые разнообразные устройства, номенклатура которых зависит от типа печатного оборудования, а также от характера и объемов производства выпускаемой продукции. Системы допечатной подготовки изданий отличаются составом, последовательностью и содержанием технологических операций, которые определяются принятой схемой технологического процесса, применяемым оборудованием, программным обеспечением и материалами.

Основное время в допечатной подготовке изданий, как правило, приходится на ввод и обработку текстовой и изобразительной информации. Ввод текста в память компьютера может осуществляться путем ручного набора или сканирования текстовых документов с последующим автоматизированным распознаванием символов.

Ручной ввод информации с клавиатуры является медленным и трудоемким способом набора, и здесь производительность зависит в основном от квалификации оператора и его психофизических способностей к выполнению монотонной работы в течение длительного времени. Сегодня в полиграфической отрасли действуют четко фиксированные нормы времени и выработки на процесс набора текстовой информации с клавиатуры, в которых отражена зависимость скорости набора текста от его характеристик (языка, наличия буквенно­цифровых обозначений или специфической терминологии и т.п.). В настоящий момент ручной набор применяется все реже, поскольку текстовая информация в издательства и препресс­центры в основном предоставляется авторами в цифровом виде или в виде отпечатанных на принтере документов. Последние могут сканироваться и обрабатываться программами для распознавания текстовой информации. Для облегчения проверки текста на наличие ошибок при вводе, а также авторских ошибок используются программные средства проверки орфографии и автоматической корректуры.

Ввод в компьютер графической информации осуществляется посредством цифровых фотокамер и сканеров, которые преобразуют изображение в цифровой двоичный код, разбивая его на пикселы (точки) и анализируя их оптическую плотность в разных цветовых каналах.

Передача цифровой графической и текстовой информации может осуществляться с помощью различных носителей, а также через локальные сети предприятий или посредством Интернета.

Для приведения изобразительной информации в соответствие с требованиями, предъявляемыми технологическим процессом, производится обработка изображений с помощью графических редакторов, в процессе которой могут выполняться масштабирование, градационная и цветовая коррекция, настройка резкости и другие операции. В настоящее время созданы программные средства, которые позволяют автоматизировать этот процесс, например, за счет пакетной обработки изображений. Подготовленная для издания изобразительная информация поступает на верстку, в процессе которой формируются полосы издания: в соответствии с предварительной разметкой (графическим макетом) и правилами верстки выполняется расстановка текстовых и графических элементов на полосе. При этом могут варьироваться гарнитура, начертание и кегль наборных и заголовочных шрифтов, размеры иллюстраций, а также могут вводиться дополнительные элементы оформления и т.п.

После завершения верстки выполняется спуск полос издания — формируется макет печатного листа (или его части), содержащий необходимое число и последовательность полос с учетом требований к брошюровочным процессам. Макет спуска записывается в виде файла в форматах PostScript или PDF, содержащего информацию о настройках выводного устройства.

Для записи макета на формный или фотоматериал он обрабатывается растровым процессором (RIP). При растрировании изображение полосы или спуска преобразуется в последовательность черных или белых точек — матрицу экспонирования,  которая управляет процессом поэлементной записи изображения.

Основой издательского оборудования (станций набора, обработки изображений, верстки, а также спуска полос)  являются персональные компьютеры, конфигурация которых определяется требованиями, предъявляемыми специализированным программным обеспечением. В основном выбор конфигурации заключается в правильном определении таких параметров компьютера, как тактовая частота работы процессора, объем оперативной и внешней памяти, в выборе мониторов, контроллеров внешних устройств, адаптеров связи и других устройств, а также системного программного обеспечения компьютера. Выбор аппаратных и программных средств целесообразно выполнять с учетом перспектив развития, которое, как правило, связано с потребностями расширения круга решаемых задач и с появлением новых, более совершенных программ и устройств.

В плане автоматизации важной особенностью систем допечатной подготовки является то, что действия операторов носят повторяющийся характер и их планирование может базироваться на стандартных методах и процедурах, рассчитанных на использование в повторяющихся ситуациях.

В начало В начало

Автоматизация управления допечатной подготовкой изданий

Использование компьютерной техники позволило автоматизировать многие непрерывные технологические процессы на базе концепции замкнутого контура управления с обратной связью. Следует отметить, что система управления допечатной подготовкой является автоматизированной, а не автоматической, то есть подразумевает участие человека в управлении. Развитию автоматизации управления способствовали и внедренные в 90­х годах системы управления качеством QMS (Quality Management Systems), основу которых составили стандарты ISO 9000 и ISO 9004. Сегодня системы QMS являются базисом всех современных предприятий, в том числе и полиграфических. В соответствии с вышеуказанными стандартами общую схему управления допечатными процессами можно представить в виде древовидной структуры, в которой управляющие сигналы формируются на управленческом уровне на основе информации, поступающей с технических уровней системы (рис. 2).

Рис. 2. Структура автоматизированной системы управления допечатной подготовкой изданий

Рис. 2. Структура автоматизированной системы управления допечатной подготовкой изданий

Если взглянуть на структурное подчинение иерархических уровней автоматизированной системы управления допечатной подготовкой, представив участок допечатной подготовки полиграфической продукции в виде замкнутой системы управления с обратной информационной связью, то становится очевидным, что планирование и организация производства как функции управления предприятием формируются в основном на базе технической информации, поступающей с нижних уровней, степень автоматизации и интеграции которых очень высока.

К сожалению, многие решения при выработке функций управления до сих пор принимаются по привычке, то есть в силу следования установленному порядку делопроизводства или стандартным методам работы, что наиболее характерно для повторяющихся и рутинных операций. Данная ситуация негативно сказывается на функционировании предприятия, хотя для решения управленческих задач уже разработаны новейшие методы, основанные на математическом анализе, обработке статистических данных эвристических методах. Кроме того, нельзя недооценивать значения обработки структурированных данных, поступающих от технического уровня по мере функционирования предприятия. Структура этих данных (рис. 3) включает весь жизненный цикл заказа, а также внутренние и (что особенно важно) внешние данные, в том числе о клиенте. Эта информация позволяет оптимизировать маркетинговые и управленческие решения, выбирая наиболее эффективные пути реализации продукции или услуг. Многим предприятиям это дало возможность сформировать уникальные коммерческие предложения, которые дали стимул к дальнейшему развитию их бизнеса.

Рис. 3. Структура данных, предоставляемых руководству компании

Рис. 3. Структура данных, предоставляемых руководству компании

Вообще говоря, автоматизация является ярким примером применения системного подхода в коммерческой деятельности. При этом высокая степень автоматизации на технических уровнях, например системы управления допечатной подготовкой изданий, ведет к необходимости автоматизации выработки управленческих решений на верхних уровнях.

Цели управления на разных иерархических уровнях разные: на технических — это изготовление качественной продукции, на управленческих — получение коммерческой выгоды. При этом делать выводы относительно производственной мощности участков предприятия и управлять производством можно лишь на основе анализа информации, поступающей с нижних уровней, и в соответствии с ней следует планировать процесс производства, управлять материальными и трудовыми ресурсами и распределять заказы.

Возможность анализа информации, поступающей с нижних уровней системы управления допечатной подготовкой, позволит дополнить широко внедряемые технологии автоматизации рабочих процессов, сделать производство еще более эффективным за счет рационализации управляющих воздействий, сформировать своего рода надстройку, позволяющую облегчить функции управления и контроля за сроками выполнения работ, а также связать производственные участки с бухгалтерско­финансовым подразделением предприятия.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства