Нужны ли полиграфистам цветовые атласы?
Плюсы и минусы использования электронных цветовых библиотек
Вероятно все, кто когда-либо заказывал печатную продукцию, сталкивались с проблемой описания цвета, который хотелось бы видеть на оттисках. Эта проблема становится особенно острой, когда речь идет о воспроизведении так называемых фирменных цветов. Казалось бы, существует предельно простое решение: найти желаемый цвет в атласе Pantone и сообщить его номер исполнителю. К сожалению, на практике такое решение не всегда приносит нужный результат — цвет на оттиске зачастую заметно отличается от образца в атласе заказчика.
Первые шаги
Корпорация Pantone с главным офисом в г.Карлштадт (шт. НьюДжерси, США) в настоящее время имеет многомиллионные доходы и работает во всех сферах производства, где решаются проблемы воспроизведения цвета. Pantone предлагает решения для полиграфии, индустрии пластиков, текстильной промышленности, автомобилестроения, производства керамики и т.д. А начиналось все более чем скромно — с разработки цветов лаков для ногтей.
В 1962 году владельцем компании стал Лауренс Херберт (Lawrence Herbert), который уже в следующем году предложил первую систему смешения цветов Pantone Matching System и создал первый воспроизведенный на бумаге цветовой атлас Pantone. В течение нескольких десятилетий идея развивалась, а в 1991 году был выпущен атлас Pantone Color Formula Guide 1000, вмещающий более тысячи различных цветов и оттенков.
Смысл предложенной Хербертом системы оказался предельно простым: заказчик должен выбрать желаемые цвета по напечатанному на соответствующем материале цветовому атласу и сообщить номера цветов типографии или дизайнбюро. Последние должны будут найти указанные цвета в своих атласах и для их точного воспроизведения руководствоваться приведенными в этих атласах инструкциями.
Развитие идеи
В 1993 году две американские компании Pantone и Light Source на конференции Seybold в СанФранциско представили технологию открытого цветового пространства — Pantone Open Color Environmental (POCE), которая предназначалась для цветоделения и кроссплатформенного обмена между Mac OS и Windows. Для конечного пользователя она являлась бесплатным приложением, поскольку интеграция в программное обеспечение должна была осуществляться силами его разработчиков.
Первые попытки создания единой системы управления цветом для Windows тогда ни к чему не привели, а цвета, которые отображались на РС, например в программе Aldus PageMaker, существенно отличались от тех же цветов на Mac. Однако уже тогда был реализован программный пересчет между цветовыми пространствами RGB и CMYK и была предпринята первая попытка внедрения системы Hexachrome.
Рис. 1. Прибор Color Cue компании Pantone
Технология POCE, по замыслу Pantone, должна была стать доступной всем производителям устройств и программного обеспечения, которые делали бы за это определенные отчисления компании. Напомним, что в то время LinotypeHell, Dainippon Screen, Fuji и другие компании предлагали лишь «закрытые» системы управления цветом. Причем если в Mac OS была интегрирована система ColorSync, то в Windows управление цветом на системном уровне предусмотрено не было.
Новая технология вызвала живой интерес у производителей программного обеспечения и устройств. Достаточно сказать, что Pantone сразу же заключила соглашения на использование своих разработок с компаниями Adobe, Aldus, Corel, Deneba, Fractal Design, GCC, Iris, Lexmark, Pixel Resources, QMS, Sharp, Tektronix и Xerox. Технология POCE для ColorSync 2 стала доступна уже в 1995 году, а для Windows 3.1 — в первой половине 1996го, став основой управления цветом на системном уровне (полностью реализована была только в Windows 2000 и XP). В этом же году Pantone присоединилась к International Color Consortium (ICC).
Первой компанией, на практике интегрировавшей POCE в операционную систему, стала Apple, использовавшая его в своем методе цветового преобразования Color Matching Method (CMM). Согласно CMM, любой смесевой цвет мог быть преобразован или представлен в координатах Lab, Lch а также в системах CMYK или RGB. Можно с уверенностью утверждать, что именно с этого момента Apple стала законодателем мод в допечатной подготовке, оставив Microsoft далеко позади.
3 сентября 1997 года, в день 35й годовщины Pantone Matching System, компания выпустила первый цветовой атлас, сопровождавшийся CDдиском, — Pantone Publishes 1998 Color Trends, который дошел до наших дней практически в неизменном виде. В том же году на выставке Print’97 в Чикаго Pantone официально объявила о поддержке разработок цветопробных устройств компаний DuPont, Fuji и TransCal, использовавших систему Hexachrome. DuPont интегрировала Hexachrome в систему WaterProof Color Versatility, Fuji — в ColorArt, а TransCAL — в систему аналоговой цветопробы 2nd Generation (AP2), использовавшую фотополимерные пигменты мелкого помола с цветовым охватом, близким к полиграфической триаде.
На той же выставке Pantone сделала шаг навстречу цифровому рабочему потоку, объявив о новом дополнении (plugin) HexWrench от Studion Soft для Photoshop, позволяющем осуществлять предварительный просмотр для шестикрасочного цветоделения по системе Hexachrome. Поддержка многоканальных цветоделенных файлов была реализована в QuarkXPress 4.0 и Adobe PageMaker 6.0.
Специально для особо сложных работ Pantone предложила систему цветоделения ICISS от VISU Technologies, поддерживающую до 16 каналов, что в то время было уникально, но, к сожалению, не получило скольконибудь серьезной поддержки в полиграфическом мире.
26 мая 1998 года, спустя несколько лет после анонса системы Hexachrome, Pantone получила патент № 5 734 800. В нем четко определено, что в Hexachrome в дополнение к традиционным триадным цветам добавлена оранжевая и зеленая краски, что позволяет увеличить воспроизводимый диапазон цветов (цветовой охват) и значительно улучшить визуальное восприятие цветного изображения.
Все цвета Pantone являются защищенной интеллектуальной собственностью компании. Компании, использующие слово Pantone в описании своих цветовых библиотек, вынуждены платить за это. А таких компаний немало — начиная с Adobe и Quark и заканчивая разработчиками некоторых специализированных приложений, например программноаппаратных RIP или используемых в производстве красок программ для расчета рецептур.
Марка Pantone упоминается даже в законодательных документах некоторых стран, например при описании цветов государственных флагов. Так, в январе 2003 года шотландский парламент обсуждал ходатайство об использовании синего Pantone 300 для воспроизведения шотландского флага (Андреевский крест), а Канада и Южная Корея уже определили цвета своих флагов по системе Pantone, причем на различных материалах.
Наряду с бумажными и цифровыми носителями, в 2002 году компания предложила рынку прибор Pantone Color Cue (рис. 1) — портативный колориметр для определения цветов, наиболее близких к измеренному из зашитых в прибор цифровых библиотек (эталонов). В качестве дополнительной информации с его помощью можно было получить данные о цвете в системах CMYK, RGB, sRGB, Hexachrome и даже координаты цвета Lab и dE между образцом и эталоном.
Новое поколение Pantone Color Cue 2 было выпущено в сентябре 2005 года. Функциональность прибора расширилась, улучшились его дизайн и эргономика; добавилась возможность эмулировать разные источники излучения и использовать разные цветовые библиотеки. Но принцип остался прежний — сравнение образца с заложенным в прибор цифровым эталоном.
Что принять за эталон
Основная статья дохода компании Pantone — это система Pantone Matching System (PMS), соответствующая основным (базовым) краскам для создания всех возможных цветов и оттенков, которые приведены в цветовом атласе Pantone formula guides (CMYK + семь дополнительных цветов максимальной насыщенности, которой можно добиться с использованием современной стандартной пигментной базы). Для того чтобы использовать эту систему, необходимо приобрести атлас или атласы компании, содержащие сотни цветных прямоугольников, обозначенных идентификационными номерами и отпечатанных на различных бумагах (стандартно — мелованная, немелованная и матовая). Для каждого цвета приводится формула смешения основных красочных компонентов, в том числе и для таких специальных красок, как флуоресцентные и металлизированные.
Следует отметить, что цветовые атласы напечатаны красками, соответствующими стандартам ISO, поэтому с течением времени атласы Pantone теряют свои свойства, поскольку краски выцветают, а бумага желтеет, какого бы мелования она ни была. Изменения особенно заметны на светлых оттенках.
Рис. 2. Сравнение цветовых атласов различных годов выпуска (D50; 2; Pol): а — Pantone Formula guide coated. Solid coated (First edition 2001. Third print); б — Pantone Formula guide coated. Solid coated (Printed Edition 2002-2003); в — Pantone Formula guide coated. Solid coated (Second Edition 2004)
Во избежание критических изменений характеристик атласов, Pantone рекомендует приобретать новые ежегодно независимо от частоты их использования. Но следовать такой рекомендации затруднительно, поскольку атласы стоят недешево и не всегда возможна их одновременная замена, поэтому зачастую получается так, что атласы существенно отличаются друг от друга (рис. 2). Что делать? К сожалению, четкий ответ на этот вопрос получить невозможно, так же как невозможно логически объяснить, почему в разных странах приняты различные денситометрические нормы.
Возникает вопрос, почему, казалось бы, общепризнанный стандарт имеет такое расхождение между атласами в зависимости от года выпуска? Ответ лежит на поверхности — компания имеет собственное печатное производство, для которого свойственны погрешности. В мае 2003 года производственный цикл компании Pantone был аттестован по стандарту ISO 90012000, что дает ей полное право заявлять, что контрольные процедуры соответствуют международным нормам.
В соответствии с регламентом компании Pantone, общий контроль осуществляется следующим образом:
• основные краски должны иметь одинаковую красочную силу. Допустимые отклонения от стандарта составляют ±2%. Различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, а также общая оценка проводятся для источника освещения D65 и угла обзора 10°, используется стандартная формула CIE Lab для расчета цветового отклонения;
• в процессе печати производится случайная выборка контрольных листов для проверки цвета и глянца;
• основные краски и их смеси печатаются на обычных печатных машинах при контроле всех параметров и поддержания их постоянными в течение всего печатного цикла;
• в процессе приготовления краски ее цвет согласуется с предыдущим значениями цветовых координат и оптической плотности и очень жестко контролируется;
• оптические плотности каждого 200го листа проверяются на сканирующем денситометре с установленными допусками ±5%;
• в процессе печати новые атласы контролируются спектрофотометром, причем измеренные значения заносятся во внутреннюю базу данных, где сравниваются с предыдущими измерениями;
• по окончании печати листы выборочно проходят визуальный
осмотр.
Спектрофотометрические измерения для контроля производства атласов компания начала внедрять совсем недавно. Поэтому при сравнении цветов атласов трехчетырехлетней давности с современными образцами возникают довольно большие цветовые различия. К сожалению, эта проблема неизбежна, и при организации контроля на производстве ее последствия необходимо учитывать.
Напомним также, что программы типа QuarkXPress или Photoshop уже имеют в своем интерфейсе цвета Pantone, но при этом никто не гарантирует, что цвет будет полностью соответствовать тому, что получится при печати. Одной из причин различия является использование фиксированных параметров измерения (температуры освещения и угла обзора) и привязанных к этому значений Lab, а также несоответствие между версиями используемых цветовых библиотек.
Несмотря на это, атласы Pantone нашли применение во всех печатных производствах — начиная с офсетного и заканчивая трафаретным. Однако подобная унификация не всегда оправданна, особенно при печати на впитывающих поверхностях, например во флексографском и газетном производствах. В июле 2002 года Pantone объявила о создании специальных цветовых атласов для флексографской печати, а в качестве печатной базы и испытательного полигона была выбрана Школа флексографии (Flexographic Trade School, FTS) в г.Шарлот (шт. Северная Каролина, США). Атласы для флексографской печати содержат 48 самых популярных цветов, взятых из основного атласа Pantone, и помимо традиционных бумажных основ напечатаны на бумагах с высоким глянцем, а также этикеточной бумаге с большим содержанием оптического отбеливателя. Печать выполнена водными красками с использованием нескольких наиболее распространенных линиатур валов.
Цифровой аспект
Компания Pantone приложила немало усилий и затратила немало средств для развития, продвижения и рекламы своих библиотек. В настоящее время почти все издательские программы могут использовать библиотеки в своем рабочем потоке.
Применение встроенной системы управления цветом и преобразования цветов на лету значительно упростило жизнь полиграфистов, однако без накладок все равно не обходится, особенно если цвет должен быть воспроизведен на другом носителе или запечатываемом материале. Особенно сложно, когда выполняется конвертация из одной цветовой системы в другую, например из CMYK в RGB. Некоторые изготовители цветных принтеров снабжают свое программное обеспечение палитрами Pantone, которые можно выбирать в установках RIP, а также в специальных утилитах с заведомо проверенными результатами. Однако, к сожалению, это может решить проблему лишь локально.
Рис. 3. Модуль ColorPicker в программе ProfileMaker 5.x
Напомним, что Adobe, Macromedia, Quark и многие другие разработчики специализированного программного обеспечения используют в своих системах только координаты цвета. Например, когда в Photoshop выбирается какойлибо цвет из палитры доступных электронных библиотек, программа автоматически на лету пересчитывает его координаты согласно используемой цветовой системе и цветовым профилям. Для издательских систем этого вполне достаточно, однако, когда речь заходит о воспроизводстве и особенно о смешении красок, электронные атласы в настольных системах теряют всякий смысл.
Опять возникает вопрос, каков выход? Для начала следует построить корректные цветовые профили систем, используемых в производстве. Профиль для монитора, профиль для сканера, профиль для принтера и профиль для печатной машины позволят стабилизировать воспроизведение цвета. Однако очевидно, что если в печатной машине используются стандартные триадные краски, то воспроизвести чистый или очень насыщенный цвет, например Pantone purple C или Pantone 375C, будет сложно.
Для предварительной оценки возможности воспроизведения сложных цветов можно использовать, например, один из модулей программы ProfileMaker от компании GretagMacbeth (рис. 3). При наличии профиля печатной машины, построенного под требуемый тип запечатываемого материала, программа даст приближенную оценку возможности воспроизведения цвета, ориентируясь на цветовое различие dE, в том числе и при печати более чем в четыре краски. Это является серьезным подспорьем на первом оценочном этапе, особенно при работе с крупными заказчиками или с мировыми брендами.
Рис. 4. Цветовое различие на разных материалах
Обозначим наиболее часто встречающиеся при такой работе проблемы. При воспроизведении несколькими краскам в практической реализации сложными являются цвета, близкие к ахроматическим или коричневым. Наиболее характерный пример — цвет двухграммового пакетика кофе Nestle, который печатается в разных странах на разных континентах различными способами печати. Также возникают проблемы при двусторонней печати, печати с последующей лакировкой и при использовании для обложки и блока бумаги разной массы. В результате отпечатки, полученные, казалось бы, с соблюдением принятых допусков, имеют различный оттенок (рис. 4).
Универсального подхода для решения этих проблем, к сожалению, пока не существует, можно лишь порекомендовать применять контрольноизмерительные приборы для оперативной оценки точности воспроизведения смесевых цветов. При этом лучше избегать использования денситометрических оценок, а применять только спектрофотометрические. Последние содержат наибольшее количество цветовой информации и могут использоваться совместно с программами построения профилей, а также со статистическими программами оценки качества и специализированным обеспечением по подбору красочных рецептур.
Использование только номера по Pantone не приведет к желаемому результату, поскольку различные запечатываемые материалы обладают разными поверхностными свойствами, что скажется на цветовоспроизведении.
Необходимо отметить, что до сих пор, в том числе и в странах с развитой полиграфией, зачастую практикуется измерение цвета на мониторе и сравнение его с отпечатанным на бумажном носителе. Но даже при идеально построенном цифровом потоке с использованием цветовых профилей такие сравнения абсолютно некорректны хотя бы изза различных условий измерений (на мониторе — излучение, а на оттиске — отраженный свет).
Плюсы и минусы использования электронных цветовых библиотек
Одним из решений проблемы контроля воспроизведения цветов Pantone стало использование встроенных в спектрофотометры цифровых библиотек. Благодаря этому можно, например, измерить цвет и найти близкий ему в цветовой библиотеке либо сравнить электронный эталон с бумажным.
Встроенные в контрольные приборы цифровые цветовые библиотеки имеют бесспорные преимущества перед напечатанными на бумаге атласами: они не выцветают, не портятся от попадания влаги, их можно периодически обновлять (в большинстве случаев бесплатно). Интересен опыт использования электронных библиотек для оценки цветовых различий при разных условиях наблюдения (различных освещении и угле обзора). Таким образом, можно с высокой точностью спрогнозировать будущий цвет печатных оттисков. Вся информация о цветах библиотеки хранится в спектрофотометре в спектральном виде и не зависит от условий наблюдений и выбора физических фильтров для измерения.
Рис. 5. Функция BestMatch в спектрофотометре SpectroEye
Однако в использовании цифровых библиотек существуют и ограничения. Прежде всего это отсутствие физического образца для сравнения, в том числе и визуального. При нерегулярном обновлении электронных библиотек или слабой информационной базе компании — владельца инструмента или программного обеспечения возникает путаница в версиях библиотек. Отличия же одной версии от другой могут быть очень существенными — до 56 dE Lab, а печатные образцы также могут иметь большое цветовое отклонение. Регулярное согласованное обновление цветовых библиотек особенно важно для крупных компаний, имеющих разветвленную сеть типографий, а также для заводов — изготовителей красок.
Тем не менее использование библиотек в цифровом виде значительно облегчает и ускоряет подбор цвета. Например, измерив образец заказчика, можно мгновенно определить, какой цвет наиболее близок к нему на различных запечатываемых материалах и даже величину коррекции толщины красочного слоя при печати (функция BestMatch в приборе SpectroEye компании GretagMacbeth — рис. 5). Причем это касается не только библиотек Pantone, но и библиотек HKS, Toyo и DIC.
* * *
Безусловно, компаниям, серьезно заинтересованным в улучшении качества печатной продукции и стремящимся завоевывать новые ниши, требуются новейшие программноаппаратные средства контроля. Инвестиции, которые сегодня представляются космическими, при пересчете на нормочасы, брак и упущенную выгоду оказываются не столь уже значительными.
Автор выражает благодарность Вадиму Самохину, руководителю отдела полиграфии РА «Максима», за содействие в подготовке материала.