КомпьюАрт

10 - 2006

Дотационный регион

Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru), генеральный директор типографии «Арес»

«Почем у вас макет буклета?»

Что делать?

То, что в нынешних условиях полиграфистам трудно зарабатывать себе на хлеб, ни для кого не секрет. Причины этой ситуации кроются не только в ужасающей ценовой конкуренции, являющейся прямым следствием избыточного предложения на нашем рынке. Дело еще и в том, что в подобной непростой ситуации некоторые участки и этапы производственного процесса как минимум ничего не зарабатывают, а иногда работают напрямую в убыток.

Одним из таких участков является допечатная подготовка, или препресс. Поразительно, но препресс, будучи чрезвычайно сложным, высокотехнологичным и затратным производственным процессом, чаще всего не приносит типографиям ничего, кроме убытков.

Американская ассоциация типографий оперативной печати (NAQP) ежегодно проводит опрос среди сотен предприятий отрасли на предмет исследования уровня цен и методики ценообразования, а затем суммирует результаты в специально выпускаемом бюллетене. По данным авторов исследования, цены на допечатную подготовку в типографиях США за последние десять лет практически не растут (не более чем на 1% в год, при том что цены на полиграфические услуги повышаются в среднем на 4­6% ежегодно). Час работы специалиста по допечатной подготовке в Америке стоит сегодня в среднем 60 долл. По мнению многих специалистов, такой уровень цен примерно соответствует себестоимости и не позволяет типографиям что­либо зарабатывать на препрессе.

В начало В начало

«Почем у вас макет буклета?»

Как водится, в отечественной отрасли дела обстоят гораздо хуже. Начнем с того, что множество типографий вообще не знают, сколько у них стоит час работы верстальщика или препресс­специалиста. До сих пор на российском рынке широко распространен абсурдный «продуктовый» подход к расчету стоимости препресс­услуг, при котором цена называется за конкретный продукт: макет буклета — 200 долл., макет открытки — 100 долл., макет брошюры — 10 долл. за полосу и т.д.

Способ этот очень прост, удобен и абсолютно некорректен. Всем давно уже ясно, что при такой методике клиенту называются абстрактные, неоправданно заниженные суммы, чаще всего не имеющие никакого отношения к реальным трудо­ и временным затратам.

Еще хуже то, что повсеместная распространенность этого подхода формирует у клиента привычку мыслить категориями «продукта» и психологическое ощущение объективной оправданности нереально низких цен. 200 долл. за макет буклета кажутся заказчику вполне разумной ценой, и он категорически отказывается платить больше; и то, что над этим буклетом квалифицированный дизайнер будет работать два дня, а потом потратит еще день­полтора на согласование и внесение исправлений, его совершенно не интересует.

Как только типография начинает менять подход к ценообразованию, тарифицируя время работы, а не продукт, сразу становится ясно, насколько низки сегодня цены на нашем рынке. В большинстве типографий день работы препресс­специалиста стоит 100­150 долл. Больше не получается — клиенты просто не захотят платить. А что на практике означают эти цифры?

При сегодняшнем уровне зарплат в допечатном секторе смена квалифицированного специалиста стоит 50­60 долл. Прибавьте к этому: стоимость аренды офисной площади (верстальщика ведь в цех не посадишь); цену владения компьютерной техникой, обновляемой в среднем каждые три года; стоимость программного обеспечения на каждой рабочей станции, включая сотни шрифтов и необходимость использования одновременно нескольких версий приложений (в том случае, если все это приобретается легально); бумагу и расходные материалы для принтеров; зарплату тех сотрудников (корректоры, диспетчеры), чья работа напрямую не тарифицируется; налоги… Сидящий дома фрилансер в таких условиях еще может что­то заработать, типография — практически ничего.

Самое печальное, что даже при таких низких ценах значительная часть времени работы участка не оплачивается. Спросите у любого верстальщика, и он подтвердит, что в половине случаев заказ занимает больше времени, чем на него первоначально отводилось, и не по вине типографии. Связано это с неточной постановкой задачи или с ее изменением в ходе работы, неаккуратным или несвоевременным предоставлением исходных материалов, внесением постоянных правок и уточнений. Как правило, все это делается бесплатно или почти бесплатно. Робкие же попытки отдела препресс поставить вопрос о доплате вызывают бурное негодование со стороны клиента и, как правило, результатов не приносят.

Вот и выходит, что при ценах близких к себестоимости и значительном объеме бесплатных работ прибыли типографиям препресс не приносит и приносить не может.

В начало В начало

Что делать?

Многие типографии просто не задумываются о сложившейся ситуации или считают ее неизбежной. Дескать, в подобных условиях, не имея возможности отказаться от препресс­участков, мы вынуждены их дотировать, зарабатывая на печати.

Я считаю такой подход принципиально неверным. Во­первых, сегодня цены на печать не настолько высоки, чтобы полиграфисты могли компенсировать расходы других участков и при этом еще что­то зарабатывать. А во­вторых, переломить ситуацию можно даже без изменения цен — надо просто более тщательно подходить к тарифицированию и учету работ. В конце концов, как раз при таких низких ценах и необходимо полностью исключить саму возможность бесплатной работы участка.

Рассмотрим некоторые меры по исправлению ситуации:

1. Полностью и как можно быстрее отказаться от «продуктового» подхода и установить разумный временной тариф, покрывающий, хотя бы с небольшим запасом, себестоимость работы отдела.

2. Установить минимальную стоимость работ допечатной подготовки, опять же основанную на времени. Например, никакая оплачиваемая работа по макетированию или верстке не может стоить ниже, чем 2 часа работы специалиста; любая доработка макета заказчика, которая занимает более 30 минут, должна оплачиваться.

3. Ни в коем случае не допускать бесплатного выполнения работ, не оговоренных с клиентом изначально. Для этого необходимо формализовать оформление технического задания и четко отслеживать случаи, когда заказчик поднимает вопрос о его изменении или расширении. В этот момент необходимо прекратить работу и немедленно обсудить размеры и порядок доплаты.

4. Обратить особое внимание на работу с так называемыми готовыми оригинал­макетами, предоставляемыми заказчиками. В настоящее время не менее 70% продукции типографии изготавливают с использованием макетов заказчика, при этом степень их готовности и профессионализм выполнения оказывается очень разным. Нужно провести четкую грань между проверкой и подготовкой к выводу готового макета и доработкой макета, первоначально к выводу непригодного. В первом случае стоимость работ может включаться в стоимость собственно вывода; во втором — необходима точная оценка времени, которое будет потрачено на доработку (естественно, это время должен оплачивать клиент).

И наконец, все вышеперечисленные меры не принесут плодов без точного и постоянного учета выполняемых работ, без обеспечения жесткой производственной дисциплины. Если уж вы рассчитываете стоимость, исходя из времени работы, так добейтесь, чтобы работа занимала именно то время, которое на нее отведено.

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства