КомпьюАрт

10 - 2006

Цифровая цветопроба: мифы и реальность

Михаил Мартынов, компания «Ксерокс Евразия» mikemart@rambler.ru

Переход предприятия на технологию Computer­to­Plate (CtP) влечет за собой не только отказ от применения традиционной технологии изготовления печатных форм, но и необходимость по­другому выполнять промежуточный контроль качества. В случае традиционной технологии, как правило, входной контроль на формном участке осуществлялся посредством контроля выведенных фотоформ и все ошибки, связанные со «слетевшими» шрифтами, тонкими линиями и т.п., было очень легко отследить. Контроль цвета также выполнялся на базе фотоформ – аналоговые цветопробы позволяли достичь очень высокого сходства с тиражным оттиском и могли использоваться в качестве «контрактных» цветопробных оттисков.

С внедрением технологии CtP начинают применяться другие системы контроля качества допечатной подготовки, причем эти методы по определению должны быть цифровыми. К ним относятся экранная цветопроба, цветопроба с использованием струйных принтеров и специального ПО, а также дорогие специальные цветопробные системы, например DuPont Cromalin Digital.

Наиболее популярным типом цветопробы для систем CtP сейчас считаются системы на базе струйных принтеров. Но являются ли они действительно цветопробными в прямом смысле этого слова, могут ли они достаточно точно воспроизводить цвет, который будет получен при тиражной печати? Как известно, человеческий глаз при стандартных условиях освещения способен определить величину цветового различия dE не меньше четырех. Производители же подобных цветопробных систем дружно уверяют, что их системы при правильном профилировании плоттера и печатного процесса позволяют достичь dE равного единице, а то и меньше. Разве не впечатляет? Автора бы точно впечатлило, если бы не несколько «но».

На одном из посвященных этой теме семинаров, который проходил недавно в Англии, автор задал вопрос: «Известно, что в струйных принтерах чернила, как правило, очень сильно отличаются по своим цветовым характеристикам от партии к партии. Как решить эту проблему?» Ответ был следующий: при каждой замене чернил необходимо вновь делать профиль плоттера. Кто сталкивался с созданием профилей плоттеров, наверняка знает, сколько на это уходит времени.

Мало того, что означает показатель dE<1? По отношению к чему он измеряется? Все мы знаем, что в нормальном, стабильном печатном процессе dE оттисков различается на величину как минимум 4­6 единиц, а то и 10­12 в случае реальных отечественных производств. Так о каком dE говорят производители цветопроб? Оказывается, речь идет о соотношении цветов цветопробы с цветами, описываемыми профилем печатного процесса, то есть о какой­то очень усредненной, рассчитанной программой величине, которая имеет очень отдаленное отношение к реальному печатному оттиску.

Добавим к этому, что при использовании струйных принтеров применяется бумага, заметно отличающаяся от тиражной, иные красящие вещества, а также не всегда учитывается растискивание.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные недостатки, такая «цветопроба» является наилучшим выбором для средних и небольших типографий, использующих систему CtP. Она позволяет оценить правильность выполнения спуска полос, наличие всех необходимых элементов на полосе (эффективно только в том случае, если применяется тот же RIP, что и для вывода форм) и приблизительно оценить тиражные цвета. Но никогда не следует говорить клиенту, что именно так будут выглядеть тиражные оттиски, а тем более использовать такую цветопробу как контрактную.

Экранная цветопроба переживает свое второе рождение в связи с распространением систем workflow и с тем, что клиенты все чаще доверяют свои работы территориально удаленным типографиям. В таких системах, как Heidelberg Printready и Agfa ApogeeX, появилась возможность удаленного утверждения экранной цветопробы заказчиком. Типография посылает заказчику PDF­файл с документом, он этот файл открывает и, если ему все нравится, утверждает его. Конечно, какое­то представление о цвете заказчик сможет получить только в том случае, если имеет отпрофилированный монитор. Для типографии такая система очень удобна, поскольку клиент полностью берет на себя ответственность за информационное содержание документа, а цветовое соответствие никогда проверить не сможет — как вы будете измерять соответствие цветов на экране монитора и на оттиске?

В заключение хочется отметить, что при выборе цветопробы стоит не только обращать внимание на соотношение «цена/качество», но и понимать, какие методы контроля необходимы именно вашему предприятию. Также не следует переоценивать возможности цветопробы со струйным принтером. А если хочется иметь настоящее цветопробное устройство, то приобрести его, конечно, можно, но цена его будет сопоставима со стоимостью самой системы CtP.

КомпьюАрт 10'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства