Дизайн в движении
Владимир Тихонов, известный также под творческим псевдонимом Shelest, занимается как графическим дизайном и иллюстрацией, так и 3D-моделированием и созданием веб-сайтов. Помимо этого он совладелец креативного агентства Corruption, клиентами которого являются многие крупные компании и рекламные агентства. Владимир не сковывает себя рамками одного стиля и постоянно экспериментирует, привнося в свою работу новые настроения и образы и отыскивая оригинальные визуальные решения.
Автопортрет
КомпьюАрт: Как вы начали заниматься дизайном и иллюстрацией?
Владимир Тихонов: Однажды я увидел объявление в одном из первых номеров журнала «Хакер», где предлагалось нарисовать хакера, а победитель приглашался работать в журнале. Я отослал несколько своих работ на конкурс, и через некоторое время мне предложили иллюстрировать статьи для этого издания. Затем посыпались заказы из других журналов: «OM», Harper’s Bazaar, Playboy, Seventeen, Beauty. С каждым из них приходилось работать индивидуально, и здесь пригодилось мое умение быстро адаптироваться и переключаться на различные техники выполнения иллюстраций.
КА: Как вы считаете, чем примечателен ваш художественный стиль и что не дает вашим работам затеряться среди других?
В.Т.: Мой стиль — это экспериментирование. В каждой работе я пытаюсь смешать стили, техники и новые компьютерные возможности. Именно поэтому в моих рисунках нет четко прослеживаемого стиля. Каждая новая работа — это продолжение старой, но если не рассматривать их в последовательности, то они совершенно не похожи друг на друга. Это объясняется тем, что ежедневно я пропускаю через себя различную информацию, впитываю разные эмоции и визуальные образы. Обрабатывая эту информацию и собирая материалы, я создаю свои работы абсолютно спонтанно. Я могу использовать материалы, которые уже когдато применял, но в новой работе они будут выглядеть и восприниматься подругому, так как будут отображать другой ракурс и рассказывать иную историю. Я постоянно, с каждой новой работой, накапливаю опыт, который использую в дальнейшем. Поэтому можно сказать, что до тех пор, пока я работаю, мой стиль до конца так и не сложится.
Скорее всего, мои работы можно узнать по эмоциональному настрою и полному абстрагированию от реальности. Чувства, которые они вызывают, не являются обыденными и рутинными, а потому легко идентифицируются.
КА: Есть ли у вас художественное образование? Где вы овладевали секретами мастерства?
В.Т.: Для того чтобы научиться рисовать, мне пришлось поступить в детскую музыкальную школу на отделение, в программу которого входили занятия по рисунку, живописи и композиции, потому что поблизости не оказалось ни одной художественной школы. Я совмещал игру на аккордеоне и уроки рисования. До того как я пошел в художественную школу, я вообще не умел рисовать. За меня всегда рисовала мама. И я переживал, что всех обманываю. К тому же мама рисовала хорошо, а я нет, поэтому мне было обидно. И вот тогда я решил, что буду рисовать лучше, чем мама. За два года обучения в художественной школе я «перепрыгнул» через два класса обучения. Когда я заканчивал школу, преподаватели отметили мои способности и посоветовали мне развиваться как художнику дальше.
Затем я переехал в Ульяновск, где поступил на художественное отделение детской школы искусств. Я собрал выставку своих первых творений, экстерном закончил обучение и стал лучшим выпускником школы искусств того года. После окончания школы я, как ни странно, не думал о продолжении художественной деятельности и воспринимал свое умение рисовать как хобби. Я поехал в Питер поступать в Высшую пожарную академию. Узнав об этом, мой бывший преподаватель уволился из школы искусств и ушел в монастырь, сказав, что теперь ему некого учить.
Виртуальное тело v.3.0
Увидев, как живут пожарные, я передумал поступать в Высшую пожарную академию и вернулся обратно в Ульяновск. Поступил без экзаменов в политехнический институт на кафедру проектирования и конструирования радиоаппаратуры (занял на областной олимпиаде по черчению и конструированию первое место, и меня взяли без экзаменов). Попробовав себя в технической сфере, через год я понял, что слишком рассеян для точных наук. Как раз в это время в Ульяновском государственном университете открыли филиал «Строгановки» по специальности «Дизайнер по интерьерам и оборудованию». Недолго думая, я поступил туда. В УГУ у меня была прекрасная преподавательница по рисунку Елена Сергеевна, которая научила меня воспринимать вещи объемными. Она изменила мое представление о рисунке как о линиях на бумаге, о срисовывании теней и изображении с помощью света и тени. Она объяснила мне, что, кроме света и тени, есть объем, а каждый предмет имеет свою конструкцию, которую можно видеть насквозь. Вначале я не понимал, но со временем это стало очевидно: для изображения можно пользоваться не двумя плоскостями, а тремя. Важно чувствовать объем и думать в многомерном пространстве.
На первом курсе я пошел работать в типографию, где получил неограниченный доступ к компьютерам, к которым стремился с тех пор, как увидел первый компьютер в школе на уроках информатики. Уже в то время, когда в России еще не была широко распространена компьютерная графика, я пытался рисовать с помощью палочек и спецсимволов или псевдографики, используемой на ZX Spectrum 48K. Сейчас это одно из направлений рисования на компьютере — так называемая ASCIIграфика. Сидя по ночам в типографии, я в свое собственное удовольствие изучал первые графические и 3Dпрограммы, а днем за копейки делал этикетки для куриного фарша, водочные этикетки, поздравительные открытки и афиши типа «Цирк акул приехал в Ульяновск».
Заповедник
В итоге, закончив первый курс университета, я понял, что все, чему нас там учат, конечно, знать необходимо и в целом полезно, но это только базовые знания, а скорость развития мысли слишком медленна. Я имею в виду, что с помощью компьютера можно делать любую работу намного быстрее, разнообразнее и тщательнее, а возможности он предоставляет безграничные. Все дело в умении владеть этим инструментом, который заменяет собой все кисточки, краски, линейки, основы композиции и цветоведения, а также другие художественные принадлежности и знания. Но в то же время я о них никогда не забывал, потому что они способны добавить жизнь в сухие математические вычисления компьютера. С каждым годом ПК становились все мощнее, их возможности расширялись в геометрической прогрессии и передо мной открывался простор для реализации моих фантазий, который и по сей день продолжает расти и за которым я стараюсь успевать.
КА: Как появился ваш творческий псевдоним — Shelest?
В.Т.: Когда я получил доступ к Интернету, то стал посещать чаты (тогда это было нечто новое), и мне нужно было придумать себе никнейм. Вначале я написал банальное Volodya, но мое реальное имя ничего обо мне не сообщало, в нем не было никакого внутреннего содержания. В открывшемся передо мной мире Интернета я мог создать свой собственный виртуальный образ и дать ему любое имя. Но я не задумывался над тем, как себя назвать. Первое, что мне пришло в голову, — это Shelest. Название моего сайта (http://www.esh.ru) появилось от сокращения Energy (Electric) SHelest.
КА: Расскажите, пожалуйста, о креативном агентстве Corruption.
В.Т.: Вначале креативное агентство Corruption называлось «Креативная лаборатория Creolab». Оно было образовано в 2001 году, после того как я поработал иллюстратором в журнале «Хакер» и познакомился там со многими интересными людьми. В Creolab работали пять человек, которым нравилось создавать необычные инновационные мультимедийные продукты в Интернете. Для каждого из них мною был создан персонаж с виртуальным телом и индивидуальными характеристиками, которые подчеркивали функции, выполняемые этим человеком в реальном мире. Своего персонажа я обновляю и модернизирую до сих пор, добавляя новые возможности и функции.
Со временем наши интересы поменялись, и возникла необходимость в смене названия и направления деятельности студии. После долгих и трудных обсуждений было выбрано название Corruption, но не в значении «коррупция» (хотя оговаривалось, что в наших работах должен быть скрытый смысл, ломающий стереотипы восприятия), скорее мы имели в виду любимый старый предмет, который уже немного потерся и поцарапался, но стал от этого только лучше, душевнее и привычнее.
Сегодня агентство занимается разработкой различных рекламных макетов, созданием вебсайтов, 3Dмоделированием и визуализацией для крупных иностранных и российских компаний, относящихся к различным сегментам рынка — от FMCG до финансовой сферы. С ростом клиентской базы и объемом работ расширяется и состав агентства, поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве со специалистами в области рекламы, начиная от верстальщиков и заканчивая артдиректорами — как на постоянной основе, так и в рамках отдельных проектов.
Контролеры
КА: Каково ваше участие в разработке проектов в Corruption? Иными словами, в чем заключается ваша работа в агентстве?
В.Т.: Я выполняю функции дизайнера и артдиректора, то есть либо веду некоторые проекты лично от начала до конца, либо контролирую процесс.
КА: Насколько мне известно, вы занимаетесь не только графическим дизайном, но и иллюстрацией, вебдизайном и 3Dмоделированием. Как вам удается совмещать работу во всех этих направлениях? И чем вам интересно заниматься больше всего: графическим дизайном, вебдизайном, 3D или иллюстрацией?
В.Т.: Каждое из этих направлений в моей работе дополняет остальные и нравится мне посвоему. Порой это зависит даже от настроения. Иногда я могу сутками моделировать в Maya новые объекты и интерьеры, а иногда хочется взять планшет и ручку и поработать в Painter или в Illustrator. Мне нравится совмещать все техники, таким образом я пытаюсь найти новые нестандартные визуальные решения, необычные сочетания, чтобы использовать их в дальнейшем в своей работе для достижения наилучшего визуального эффекта.
На мой взгляд, нельзя замыкаться на чемто одном, потому что, сосредоточиваясь на какомто одном направлении, теряешь некоторые способности, начинаешь топтаться на одном месте, не хватает воздуха для творчества. Мне не хотелось бы стать заложником какогото одного стиля.
Сейчас совершенно другое время и иная скорость восприятия информации, и хочется, чтобы эта информация была более полной и разносторонней. Меня до сих пор поражает, что многие пытаются найти определенный путь творческого развития в этом безумном информационном пространстве. Удивляют надуманные творческие кризисы и нежелание видеть гораздо шире. Помню, однажды в университете на занятии, когда нужно было составить список частей проекта, я застрял на одном из пунктов и не знал, как быть дальше. Преподаватель посоветовал оставить этот пункт и взяться за следующий, а к этому вернуться, только если будет желание. То есть главное — постоянно чтото делать.
Планета UGB-II
КА: Каким был самый необычный проект, над которым вам приходилось работать?
В.Т.: Самый необычный проект длится на протяжении уже нескольких лет. Это моя собственная виртуальная галерея работ, которая представлена на сайте: http://www.esh.ru. Здесь я стараюсь освободиться от всех норм и правил реального мира, поэтому данный проект абсолютно автономен и может развиваться в любом направлении. В марте этого года я запустил четвертую версию своего сайта, оставив на нем только свои творческие работы. Каждая страница сайта представлена в виде одновременно очень короткого и в то же время бесконечного мгновения абстрактнофантастической реальности, от которого можно просто получать аудиовизуальное удовольствие. Я очень тщательно подбираю музыку для каждой страницы сайта, останавливаясь на той, которая мне близка и которую я постоянно слушаю. Я выбираю не целую композицию, а десятисекундный отрезок, который можно слушать постоянно.
КА: Над какими заказами работается труднее всего?
В.Т.: Вопервых, над теми, где от заказчика не исходят четко сформулированные задачи, вовторых, когда заказчик пытается выполнить работу дизайнера, а, втретьих, если заказчик хочет воплотить в проекте свои потаенные идеи и не разглашает их до окончания работы. Подобные ситуации кажутся абсурдными, но если хорошенько приглядеться, то понимаешь, что они не редки. Плохо, когда нет взаимопонимания между заказчиком и исполнителем, когда дизайнер Василий Пупкин, купив компьютер и установив пару программ, начинает неумело самореализовываться, абсолютно не отдавая себе отчета в том, что он создает. Плохо, когда заказчик просит нарисовать чтото оригинальное и не похожее на все остальное — например бабочку с шестеренками. Кроме того, помехи в работе создает непрофессионализм менеджеров по проектам, снижающий продуктивность работы дизайнера. Неприятно делать чтото просто для того, чтобы, закончив, выбросить в корзину и поставить галочку о проделанной работе.
КА: Над чем вы работаете сейчас?
В.Т.: В настоящее время я разрабатываю новую визуальную концепцию и стиль для одного журнала. Может быть, в скором времени вы сможете оценить мою работу. Для меня это нечто новое, поскольку до сих пор я серьезно не занимался подобным направлением. Довольно трудно создавать журнал с нуля, но, думаю, в этой области я могу найти применение своим возможностям и знаниям. Ведь журнал — это не отдельная иллюстрация, а полноценный гармоничный продукт со своими функциями и способами подачи информации.
КА: Как вы создаете свои работы? Делаете ли вы наброски от руки или начинаете рисовать непосредственно в цифровом пространстве?
В.Т.: Процесс создания работ спонтанен. Я могу проснуться среди ночи и начать собирать в одну законченную композицию накопившиеся во мне идеи, фантазии и чувства. И поскольку все происходит неожиданно, я использую те инструменты, которые оказываются под рукой: блокнот с карандашом, планшет Wacom, графический редактор, фотоаппарат и т.д.
КА: Кто из современных мастеров дизайна и иллюстрации вас вдохновляет?
В.Т.: Я постоянно наблюдаю за тем, что появляется в Интернете, слежу за тенденциями, однако не могу выделить из этого потока какуюто одну личность. Скорее, я могу отметить какуюто работу, потому что меня больше интересуют сами работы, а не какието отдельные персоны. Хотя я завидую Джорджу Лукасу, легендарному человеку, который воплотил свою мечту, создав целый мир, ставший впоследствии реальностью для огромного количества людей на этой планете. Его силой воли и усердием можно только восхищаться!
КА: Как вы находите заказчиков?
В.Т.: Заказчиков нахожу не я. В агентстве этим занимаются специальные сотрудники. Когдато заказчики выходили на меня, посмотрев мой сайт и найдя там мою контактную информацию, но потом я удалил ее с сайта, поскольку это не коммерческий проект — сайт существует просто для моего удовольствия. Это связано с тем, что, как правило, людям нравился мой сайт и они предлагали мне сделать такой же для них, а я знаю, что моя галерея не применима для коголибо еще.
КА: Есть ли у вас своя формула успешной работы?
В.Т.: Выполняя работу, какой бы она ни была, нужно выкладываться на все 100%, потому что любую работу можно сделать лучшей.
КА: Каковы ваши мечты, планы на будущее?
В.Т.: В моих планах покинуть эту галактику и отправиться изучать дальние уголки вселенной (смеется). Ну а если серьезно, то очень хотелось бы заниматься видео и музыкой, используя мой потенциал в этом направлении. Хотелось бы создать собственный фильм, который состоял бы из моих работ и моей собственной музыки. Сейчас я свои работы воспринимаю как наброски, кадры из этого фильма.