Современные методы управления продажами на рынке полиграфического оборудования
Введение
В последнее время конкуренция на российском рынке полиграфического оборудования принимает все более острый характер. В первую очередь, на мой взгляд, это связано с общим ростом мирового полиграфического производства. Если еще 1015 лет назад законодателями моды в мировой полиграфии были немецкие производители, то сейчас им на пятки наступают, а иногда и превосходят по тем или иным показателям их японские коллеги. И если еще 56 лет назад Китай и производство полиграфического оборудования были, по большому счету, несовместимы, то сейчас ни у кого не осталось сомнений, что через 56 лет многие китайские производители смогут составить довольно серьезную конкуренцию японским компаниям, а также ряду немецких производителей. С одной стороны, существенное расширение географии мирового полиграфического производства обусловливает широкие возможности выбора оборудования, а с другой — серьезно осложняет процесс выбора, что очень часто приводит к ошибочным решениям и плохо продуманным приобретениям.
Настоящая статья задумана мною с целью поделиться накопленными теоретическими знаниями и, конечно же, практическим опытом в вопросах организации процесса управления продажами внутри компаниипоставщика. Надеюсь, что она поможет избежать большинству типографий ошибок при выборе оборудования и более правильно строить отношения с компаниямипоставщиками.
В данной статье я планирую рассмотреть следующие темы:
1. Управление продажами: краткий обзор.
2. Разработка программы продаж.
2.1. Процесс покупки оборудования полиграфическими предприятиями.
2.2. Стадии процесса продажи полиграфического оборудования.
2.3. Различные схемы организации продаж полиграфического оборудования.
2.4. Стратегическая роль информации в управлении продажами полиграфического оборудования.
3. Реализация программы продаж.
4. Оценка и контроль программы продаж.
1. Управление продажами: краткий обзор
Управление продажами — одна из составляющих успеха современных компанийпоставщиков. Процесс продажи и соответственно управление продажами претерпевают в настоящее время серьезные перемены, связанные, на мой взгляд, в первую очередь с изменениями в поведении, технологиях и управлении. Эти факторы оказывают существенное влияние на то, как менеджеры подразделений продаж компанийпоставщиков понимают стоящие перед ними задачи, как они готовятся к их выполнению и в итоге как справляются (или не справляются) с ними.
К поведенческим факторам можно отнести рост потребительских ожиданий и все большую сегментацию рынка полиграфического оборудования; к числу технологических — неизбежную и необходимую автоматизацию построения бизнеспроцессов внутри компанийпоставщиков; к управленческим — постепенный переход к тем или иным вариантам прямого маркетинга. Руководители компанийпоставщиков должны понимать, что эти перемены оказывают влияние буквально на каждый аспект управления продажами, начиная со структуры подразделения продаж и заканчивая подбором, подготовкой, мотивацией и материальным поощрением отдельных менеджеров по продажам.
Следует отметить, что в последнее время многие компании — поставщики полиграфического оборудования вносят изменения в деятельность подразделений продаж, пытаясь лучше отвечать потребностям постоянно меняющегося рынка полиграфического оборудования. Перестройка данных подразделений, на мой взгляд, должна быть направлена на решение следующих задач:
• формирование долгосрочных отношений с клиентами, включая определение их ценности;
• создание такой структуры компании, которая обеспечила бы гибкость и умение приспосабливаться к потребностям различных групп клиентов;
• изменение стиля управления продажами с командного на наставнический;
• использование накопленного опыта и научнотехнического прогресса для повышения эффективности продаж;
• применение комплексной оценки результативности работы менеджеров подразделений продаж, которая учитывала бы весь спектр их деятельности и достигнутые результаты работы.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблемы в сфере управления продажами возникают изза отсутствия трех важнейших навыков:
• умения и готовности мыслить и действовать нестандартно, а также быть восприимчивым к переменам;
• умения и готовности применять широкий спектр инструментов, которые доступны в наше время руководителям и менеджерам подразделений продаж;
• умения приносить выгоду своей компании и клиентам и быть лидером.
Лидерство, на мой взгляд, важнейшая составляющая успешного управления продажами. В современных условиях традиционные служебные отношения уже не отвечают требованиям дня. Зачастую от них приходится отказываться, заменяя их более новыми и прогрессивными. Как мне кажется, эти изменения наиболее актуальны именно в отношениях между менеджерами по продажам и их непосредственными руководителями.
При использовании традиционного стиля управления, построенного по так называемому вертикальному принципу «сверху вниз», руководители подразделений продаж исполняют роль надсмотрщиков, отвечающих за управление менеджерами по продажам. Их действия можно описать с помощью таких слов, как «контролировать» и «управлять».
На мой взгляд, чрезвычайно конкурентная среда рынка полиграфического оборудования на данный момент требует более ответственного и гибкого подхода к управлению продажами. Быть настоящим лидером, в частности, означает:
• обсуждать проблемы с подчиненными менеджерами, а не только контролировать их;
• быть не столько надсмотрщиком или начальником, сколько неформальным лидером и наставником;
• наделять менеджеров определенными полномочиями, чтобы дать им возможность самостоятельно принимать решения, а не направлять каждый их шаг.
В последующих частях данной статьи мы более подробно рассмотрим и проанализируем три взаимосвязанные фазы процессов управления продажами:
• разработку программы продаж;
• практическую реализацию программы продаж;
• оценку и контроль программы продаж.
Продолжение следует