КомпьюАрт

11 - 2006

Полиграфия и дальтонизм

Стефан Стефанов. канд.техн.наук,
профессор Московского гуманитарного университета,
директор департамента технологической поддержки компании
«Полиграфические системы»

Является ли дальтонизм проблемой в полиграфии?

Дальтоники бывают разные

Женщины, мужчины и дальтонизм

Решаема ли проблема дальтонизма в полиграфии?

Является ли дальтонизм проблемой в полиграфии?

Полиграфия — отрасль промышленности, где оценивают и анализируют цвет оригинала, проводят цветоделение и корректируют цвет при подготовке к печати, синтезируют и снова оценивают цвет, но уже на оттиске. Конечно, дальтонизм является проблемой в полиграфии, но о ней не принято писать в нашей полиграфической литературе. В своей последней книге известный специалист в области обработки изображений Дэн Маргулис посвятил дальтонизму целую главу, рассматривая проблему сдачи тиража, когда заказчик — дальтоник.

Год назад у меня был разговор с директором одной из московских типографий, который хотел бы найти для своей типографии печатников­дальтоников, чтобы они цвет только мерили и не оценивали его визуально. Я не согласен с ним, потому что считаю, что никого нельзя убедить цифрами. Некоторые заказчики увидят разницу в цвете даже там, где ее нет. Я считаю, что не существует цветоизмерительного прибора, который был бы чувствительнее натренированного человеческого глаза. У профессионалов (печатников, дизайнеров, технологов­полиграфистов) глаз натренированный.

В начало В начало

Дальтоники бывают разные

По статистике, среди мужчин дальтоников — 6%, среди женщин — 0,5%. Многие считают, что цвет и дальтонизм несовместимы. Это не совсем так. Дальтоники — разные, и все они видят мир по­своему. Я бы сказал даже, что все люди в той или иной степени дальтоники. Любой человек может не увидеть разницу в отдельных оттенках цвета, если на нее специально не акцентировано его внимание.

Приведу пример: для европейца все люди черной или желтой рассы на одно лицо. Однако при длительном общении выясняется, что все лица разные. Так и с цветом и его оттенками. Все различают яркие насыщенные цвета. Для того же, чтобы отличать оттенки и нюансы цвета, требуется практика, знания и опыт.

Случай обратил мое внимание на цвет. Я стал технологом­полиграфистом и всю жизнь занимаюсь проблемами цвета. Более половины из 11 моих изобретений тоже имеют отношение к цвету. Тесты на дальтонизм прохожу без сучка и задоринки, и все равно я — дальтоник. Но цвет является моим другом — я знаю его «повадки».

Тесты на дальтонизм в виде геометрических фигур разного цвета, на разном по цвету фоне — детская забава. На последнем тестировании я объяснил врачу, почему я прохожу тест. Она ответила: «Разработчики теста не учли, что есть в мире и дальтоники­полиграфисты». Я испытал гордость за полиграфию.

В начало В начало

Женщины, мужчины и дальтонизм

Как объяснить, почему дальтоников­мужчин в десятки раз больше, чем дальтоников­женщин (6 и 0,5%)? На генетическом уровне объяснение найдено: количество хромосом разное и вероятность сочетания, дающего дальтонизм, у женщин меньше. Но почему так сложилось? Я нашел только одно объяснение.

В древности мужчины были охотниками, а женщины — собирательницами и хранительницами. При охоте в сумерках, когда цвета неяркие и затемненные, важность оценки цветового контраста уходит на задний план. Значащим и решающим становится световой контраст (контраст не по цвету, а по светлоте, глянцу, по фактуре поверхности). Я не удивлюсь, если ученные предоставят экспериментальные данные, что спектр восприятия световых излучений у мужчин сдвинут в красную зону и захватывает часть инфракрасной зоны. Для женщин — наоборот, важно различать оттенки цвета. Именно цвет, цветовой контраст необходимы для оценки спелости ягод, овощей и фруктов.

В начало В начало

Решаема ли проблема дальтонизма в полиграфии?

Конечно, проблема дальтонизма решаема — точнее, она уже решена. Самым надежным критерием оценки является сравнение цвета эталона с цветом оттиска. В этом случае не имеет значения — дальтоник заказчик или нет. Каждый видит цвет по­своему, но разницу увидит любой. Это как денситометры разных производителей — измеряемая величина оптической плотности одного и того же цветного поля может быть разной, но если мерить денситометрами одного производителя, то относительная величина оптической плотности и абсолютная разница всегда будут оценены корректно.

Даже дальтоники, которые видят только серое, различают разные цвета по светлоте при сравнении двух полей. Тем более что у дальтоников неспособность различать цветовой контраст компенсируется за счет повышенной чувствительности к другим оптическим параметрам, например к глянцу и фактуре.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства