КомпьюАрт

12 - 2006

Виртуальная полиграфия

Марго Григорян

ProDTP.ru

ПЕЧАТНИК.com

Graphics.com

Сегодня, когда профессиональная деятельность тесно связана с Интернетом, тематические онлайн-ресурсы востребованы как никогда. И это не удивительно, ведь именно в Сети можно найти самые свежие новости, информацию об оборудовании и расходных материалах, а также о компаниях, предоставляющих необходимые услуги в сфере полиграфии. Можно, не отходя от компьютера, установить полезные контакты, направить запрос в типографию и научиться работать с программами для верстки. В настоящей статье мы расскажем о наиболее полезных интернет-ресурсах.

ProDTP.ru

Один из самых популярных у российских полиграфистов профессиональных сетевых ресурсов — ProDTP.ru (http://www.prodtp.ru/). Он был задуман как шрифтовой проект, направленный на разработку и распространение кириллических шрифтов. Однако за время своего существования проект ProDTP.ru перерос в нечто большее — в огромный сетевой портал, наполненный информацией о любых аспектах полиграфии, дизайна, шрифтографии, книгопечатания и издательской деятельности.

Сегодня ресурс ProDTP.ru имеет шесть информационных разделов: «Блоги», «Энциклопедии», «Галерея», «Статьи», «Форум» и «Архив». Раздел «Блоги» доступен только зарегистрировавшимся пользователям. В раздел «Галерея» также нельзя попасть без предварительной регистрации. А вот раздел «Энциклопедии» доступен всем посетителям ресурса. Там есть подробный издательско­полиграфический словарь­справочник, в котором можно найти определение большинства полиграфических терминов. Так что если вам нужно узнать, что такое, например, оптический интервал изображения или репродукционная ксилография, — то вам именно сюда. В словаре­справочнике 36 страниц, навигация по которым удобно классифицирована по алфавиту. Если вам известно, где именно находится нужный термин, можно сразу перейти к конкретной странице.

Не менее полезен раздел «Статьи», также открытый для всех посетителей web­сайта. В настоящее время здесь находится 140 статей на самые разные темы, так или иначе связанные с полиграфией. Данный раздел постоянно пополняется новыми материалами, которые могут присылать и пользователи ресурса. Он приобрел особую популярность у посетителей web­сайта, так как в нем собрано огромное количество полезной информации. Раздел «Статьи» уже был просмотрен пользователями более 85 тыс. раз. Навигация по материалам проста и удобна. Статьи объединены общими темами и размещены по 42 подразделам, что облегчает поиск необходимого материала. Наибольшей полнотой отличается подраздел «О шрифтах», где находится 32 статьи по данной теме. В подразделе «Азбука DTP» рассматриваются такие темы, как векторная графика, макетирование и верстка, подготовка к печати, работа с текстом, работа с цветом и растровая графика. В остальных подразделах собраны материалы как практического, так и теоретического толка. Например, среди статей, имеющих отношение к практике работы со шрифтами, наибольшей популярностью пользуется «Словарь шрифтов­синонимов». В него включены цифровые кириллические версии известных латинских шрифтов, а также оригинальные кириллические гарнитуры. Хотя данный словарь  не претендует на полноту, составители постарались включить в него все широко используемые сегодня производные кириллические шрифты. Среди статей, посвященных теории шрифтографики и применению разных шрифтов, наибольший интерес у пользователей ресурса вызывает статья «Шрифты, которые мы выбираем». В ней рассказывается об одном из важнейших правил работы со шрифтом — создать органичную связь рисунка букв с содержанием текста. На примерах доказано, что каждая надпись, особенно в рекламной продукции, должна иметь свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, нести в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию.

Кроме того, популярен подраздел «О книге и типографике», где размещено 27 статей, посвященных таким темам, как бумага, искусство книги, исторические очерки и типографика. Другие подразделы содержат статьи о наборе и верстке, отраслевых стандартах, различных приемах работы, графическом дизайне, справочной и учебной литературе и о многом другом. Среди самых востребованных статей — материалы об ошибках, часто допускаемых в изготовлении оригинал­макета и подготовке файлов к печати, о принципах построения изобразительно­шрифтовых композиций и макетировании.

Большую ценность представляет архив ресурса. Однако воспользоваться им могут только зарегистрированные пользователи. Причем, чтобы получить доступ к архивным файлам, с момента регистрации должно пройти некоторое время. Кроме того, обычные пользователи могут скачивать не более одного файла в день объемом не более 5 Мбайт. Администрация ресурса объясняет это ограничение так: чтобы не было бездумного выкачивания всех файлов без разбора. Администрация также пишет, что в дальнейшем лимит может быть увеличен. А вот привилегированные пользователи могут скачивать до 50 файлов в день объемом до 200 Мбайт. При необходимости администратор может увеличить лимит. Чтобы попасть в группу привилегированных пользователей, необходимо платить 5 у.е. в месяц. За эту весьма скромную сумму можно получить доступ к множеству полезных файлов, доступных для скачивания.

Большое всего файлов — 1740 — в разделе «Векторные изображения». Здесь собраны различные оформительские элементы, логотипы, торговые марки, карты, клипарты, символика, шаблоны и изделия. Больше 400 файлов доступны к скачиванию в разделе «Шрифты». Тут есть как бесплатные, так и условно­бесплатные шрифты. Для удобства они разделены согласно своим внешним характеристикам. Так, имеются шрифты базовые, а также шрифты, имитирующие национальные, и в различных стилях, и пиксельные, и рукописные, и символьные, и многие другие — словом, весь набор шрифтов, которые могут пригодиться в работе.

В архиве также можно ознакомиться с различной справочной и учебной литературой, имеющей отношение к шрифтографике и полиграфии в целом. Здесь собраны ссылки на интернет­издания, техническую литературу и справочники.

Столь же востребован раздел, где можно скачивать программы и утилиты. Тут есть различные скрипты, макросы, экшены, шрифтовые утилиты, патчи, драйверы и русификаторы. Здесь же доступны для скачивания скрипты, предназначенные для программ Adobe Illustrator и Adobe InDesign. А подборки кистей и стилей для программы Adobe Photoshop можно скачать в разделе «Растровая коллекция».

Но, конечно же, главной причиной, по которой на web­сайт проекта ProDTP.ru посетители заходят каждый день, — это форум. На нем более сотни тысяч сообщений, а зарегистрированных пользователей — почти 15 тыс. Этот форум знает, пожалуй, каждый специалист по полиграфии, графическому дизайну и издательскому делу в России. Сюда приходят за советами, отраслевыми новостями, поделиться информацией о том или ином программном обеспечении, показать выполненные работы и просто пообщаться с коллегами по цеху. Чтобы участникам интернет­дискуссий было удобнее ориентироваться в огромном потоке информации, ежедневно проходящем через форум, созданы специальные тематические форумы. Они, в свою очередь, разделены на несколько категорий: «Графика и препресс», «Шрифты», «Оборудование», «Доска объявлений», «Разговоры» и «О сайте и форумах».

В категории «Графика и препресс» есть форумы, посвященные отдельно взятым программам и настольным издательским пакетам. Наиболее горячо обсуждается программа Adobe InDesign, а также различные темы, связанные с этим пакетом для верстки: от советов о том, как избежать проблем со «сползанием» после обрезки журнала, до рекомендаций по использованию горячих клавиш. Но самый популярный форум в этой категории — это «Поиск изображений и клипарта». В основном здесь публикуются объявления о поиске того или иного типа изображения, а также даются советы, где найти необходимый файл. В преддверии праздников особенно популярна тема новогоднего клипарта — администрация даже отметила ее как особо важную. Она постоянно находится в самой верхней строке форумных объявлений.

На форумах, посвященных работе со шрифтами, в большинстве сообщений рассматривается решение конкретных  проблем. Например, здесь можно найти советы относительно того, как справиться с кернингом в программе Adobe InDesign CS2 4.0.2/3. Здесь также обсуждаются статьи, имеющие отношение к данной тематике.

Как ни удивительно, форумы категории «Доска объявлений» не пользуются большим успехом у посетителей портала. Здесь время от времени появляются сообщения о купле и продаже техники и программного обеспечения, о поиске работы и сотрудников, профильной литературе, а также о нечестных заказчиках, нарушивших правила договора. Здесь же есть отдельный форум новостей, где публикуется информация обо всех событиях в сфере полиграфии, графического дизайна и издательского дела.

Как и на большинстве интернет­форумов, самое большое количество сообщений оставлено на свободном, так называемом флейм­форуме. Здесь ведутся разговоры на любые темы, отчасти не имеющие никакого отношения к полиграфии и настольным издательским системам, и самые горячие споры, а также публикуются шутки и анекдоты. Но иногда рассматриваются и серьезные темы, даются ссылки на любопытные статьи.

В начало В начало

ПЕЧАТНИК.com

Проект ПЕЧАТНИК.com (http://www.pechatnick.com/), широко известный в российских профессиональных кругах, представляет собой информационно­торговый портал, на котором собрана разнообразная информация по различным отраслям полиграфии и индустрии упаковки. Согласно заверениям администрации web­сайта, ежемесячная аудитория этого проекта превышает 50 тыс. человек. Среди постоянных посетителей портала — специалисты полиграфических и упаковочных предприятий, поставщики полиграфического и упаковочного оборудования, заказчики полиграфической и упаковочной продукции и другие участники рынка. С помощью торговой площадки и биржи полиграфических услуг участники проекта ежедневно получают запросы на полиграфическое оборудование и полиграфические услуги, что способствует увеличению клиентской базы.

Таким образом, портал ПЕЧАТНИК.com предоставляет пользователям возможность найти деловых партнеров, ознакомиться с последними новостями полиграфической и упаковочной отраслей, организовать продажи своих товаров или отыскать нужного поставщика в каталоге полиграфических компаний, получить информацию по интересующим темам, разместить рекламу и многое другое. Портал полиграфической индустрии ПЕЧАТНИК.com открыт для взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества с участниками рынка, организаторами отраслевых выставок, печатными изданиями, кадровыми агентствами и другими компаниями, так или иначе связанными с полиграфией.

Однако для того, чтобы в полной мере использовать ресурсы портала и стать полноправным участником проекта, необходимо зарегистрироваться. Сделать это несложно: нужно заполнить специальную форму и дождаться ее проверки администратором. Зарегистрированный участник имеет возможность прокомментировать любую новость отрасли и обсудить ее с другими участниками проекта, обсудить размещенные на портале статьи, а также оставить свой отзыв или попросить совета по каждой модели оборудования или по конкретным расходным материалам, представленным на торговой площадке. Кроме того, пользователь может принять участие в проводимых на портале опросах на актуальные темы и стать активным участником форума, что дает возможность размещать объявления, вступать в дискуссии, получать профессиональные консультации от экспертов рынка. Кроме того, появляется возможность обмениваться личными сообщениями с другими участниками проекта, благодаря чему можно завести новые знакомства в отраслевой среде и найти новых клиентов и партнеров. И наконец, зарегистрировавшись, вы получите доступ в так называемый личный кабинет — ваше индивидуальное виртуальное рабочее пространство на портале ПЕЧАТНИК.com. Это закрытая часть портала, доступная по логину и паролю, которые выдаются при регистрации. Личный кабинет позволят изменить регистрационную информацию, управлять подпиской на рассылку и уведомлениями портала, размещать информацию от имени компании на портале и получать сообщения и запросы от других участников проекта и незарегистрированных посетителей.

В настоящее время на портале ПЕЧАТНИК.com. предлагается три варианта регистрации. Регистрация по любому из них бесплатна и отличается только набором прав, сервисов и статусом, получаемым участником. Для регистрации на портале и получения статуса «участник» необходимо заполнить регистрационную форму на странице регистрации нового участника. При этом вы получаете возможность участвовать в обсуждении новостей, статей, оборудования, а также в опросах, размещать вакансии и резюме, объявления на форуме и статьи, обмениваться личными сообщениями с другими участниками портала и управлять уведомлениями и подпиской портала. Статус «представитель компании», помимо вышеперечисленных возможностей, открывает доступ к сообщениям и запросам от посетителей портала и отображает участника в списке сотрудников компании. Статус «представитель­администратор компании», вдобавок ко всему этому, позволяет редактировать профиль и регистрационную информацию о компании, размещать новости и статьи компании, товарные предложения на торговой площадке, предложения на бирже полиграфических услуг, а также делиться информацией о выставках, семинарах и конференциях.

Что касается навигации по порталу ПЕЧАТНИК.com, то все предельно просто. Web­сайт выполнен в интуитивно понятном и в то же время элегантном дизайне, что делает удобным просмотр и поиск необходимой информации. Так, перейдя в раздел «Новости», можно ознакомиться с самыми последними событиями в мире полиграфии. Новости располагаются в хронологическом порядке, и, щелкнув по первому абзацу заинтересовавшего сообщения, можно прочитать его целиком. Удобно, что заголовки выделены жирным шрифтом и другим цветом — они сразу бросаются в глаза, что помогает быстро сориентироваться в потоке информации. Многие новости сопровождаются небольшими картинками, что также упрощает навигацию. Новости добавляют не только редакторы портала, но и компании — участники проекта.

Раздел «Участники» содержит большой каталог компаний и персон, чья деятельность связана с  полиграфией. По нему можно осуществлять поиск, вводя такие параметры, как название компании, регион, адрес, телефон, род и описание деятельности. Конкретных лиц, работающих в области полиграфии, можно отыскать по имени, региону, компании, занимаемой должности, телефону и даже возрасту. Кроме того, в этом разделе имеется рейтинг наиболее популярных полиграфических компаний и персон, зарегистрированных на web­сайте. Среди компаний на данный момент лидирует «Тера­Принт».

Посетителями портала востребован также раздел «Товары». Как несложно догадаться, он является виртуальной торговой площадкой для продажи полиграфического оборудования, материалов, бумаги и картона. В секции нового полиграфического оборудования можно просмотреть объявления о продаже оборудования и систем для контроля качества, допечатного, печатного, послепечатного и отделочного оборудования, я также компьютерного и офисного оборудования. Такие же категории есть в разделе печатного оборудования, бывшего в употреблении. В секции материалов для полиграфии можно найти материалы для допечатных, печатных и постпечатных процессов и для офисной техники. Во всех секциях предусмотрена возможность задания критериев выбора в выпадающем меню, что значительно облегчает поиск.

Не менее полезен раздел «Полиграфические услуги», где можно
ознакомиться с предложениями, доступными на российском полиграфическом рынке, и найти необходимую компанию или специалиста, работающих в том или ином направлении. Причем поиск можно осуществлять по регионам и по таким параметрам, как тираж и формат. В этом разделе можно найти профессионалов, пожалуй, из всех секторов полиграфического рынка, начиная от дизайнеров и заканчивая рекламными и POS­материалами или упаковкой.

Тем же, кто ищет работу в области полиграфии или, наоборот, квалифицированного соискателя, рекомендуем обратиться в раздел «Работа». Здесь можно разместить свое резюме, а также просмотреть резюме соискателей. В отличие от других web­сайтов, посвященных поиску работы, в разделе «Работа» на портале ПЕЧАТНИК.com можно выбирать из множества вакансий непосредственно в области полиграфии, не отвлекаясь на лишнюю информацию.

В разделе «События в мире полиграфии» можно узнать о последних установках полиграфического оборудования. На основе этой информации можно сделать вывод о том, кому больше доверяют при покупке нового оборудования, в какой типографии вам обеспечат высокое качество печати, используя новую печатную машину. Здесь же, в секции «Полиграфические выставки», можно найти информацию практически о любой выставке, так или иначе имеющей отношение к полиграфии. Приводится подробная информация о сроках и месте ее проведения, о ее тематических разделах, а также  специальные предложения для организаторов выставок.

В разделе «Аналитика» содержится множество статей и материалов, имеющих отношение к полиграфии. В них рассказывается о новинках полиграфического оборудования, процессах производства и многом другом. Здесь же можно подписаться на рассылку последних новостей, информацию по трудоустройству, лучших предложений с торговой площадки и с биржи полиграфических услуг, сведений о ближайших выставках. Также можно принять участие в социологических опросах портала, поделиться своим мнением и узнать мнение других участников проекта.

На сайте есть справочно­информационный раздел «Справки». Здесь находится словарь полиграфических терминов, а также каталог ссылок и книжный магазин, где можно приобрести необходимую деловую, техническую и учебную литературу.

На портале ПЕЧАТНИК.com тоже действует форум, где участники проекта могут обмениваться мнением и обсуждать вопросы, связанные с работой и не только. Форум разделен на несколько специализированных разделов, посвященных той или иной тематике. Так, в разделе «Консультации экспертов, обмен мнениями» можно обсудить все, что касается подготовки макетов к печати, собственно печати и послепечатной отделки, расходных материалов, автоматизации полиграфического производства, управления предприятием, а также опыта сотрудничества. В разделе «Требуется полиграфическое оборудование, спрос» размещаются объявления о поиске печатного, послепечатного и отделочного оборудования, материалов для полиграфии компьютерного и офисного оборудования. В разделе «Требуются полиграфические услуги, спрос» публикуются объявления, отражающие  спрос на такую продукцию, как упаковка и этикетка, и на такие технологии, как офсет, ризография, шелкография, послепечатные и отделочные услуги. Кроме того, имеются разделы «Предложения, объявления о продаже» и «Болтология», где обсуждаются темы, необязательно имеющие прямое отношение к полиграфии.

В начало В начало

Graphics.com

Рассказывая об интернет­ресурсах, имеющих отношение к полиграфии, нельзя обойти вниманием портал Graphics.com (http://www.graphics.com). Это англоязычный проект, где собрана полезная информация по программному обеспечению для полиграфического производства, приводятся советы для профессионалов, а также  новости. Основная целевая аудитория данного портала — графические дизайнеры, хотя немало полезной информации найдут здесь для себя и специалисты в области фотографии, анимации, шрифтографики и печати.

Недавно был изменен интерфейс портала, что пошло ему на пользу: навигация по web­сайту стала намного проще и удобнее. Усовершенствованы и эстетические стороны проекта.

Каждый день на портале Graphics.com публикуются новости, имеющие отношение к полиграфии и графическому дизайну. Самые горячие новости помещаются на первой странице портала, а для того, чтобы почитать новости за более длительный период, необходимо открыть раздел «News». Там отображаются новости за последний месяц в виде заголовков, а ссылки на новости за прошедшие месяцы располагаются внизу страницы. Можно посмотреть новости вплоть до сентября 2001 года, так что web­сайт  Graphics.com весьма удобен, если необходимо проследить хронологию новостей полиграфии и графического дизайна.

Особенно полезным для графических дизайнеров будет раздел «Tips», где профессионалы дают советы по работе с графическими пакетами, а также освещаются разные аспекты профессиональной деятельности, вплоть до поиска работы.

На web­сайте Graphics.com есть большой форум, где можно обсудить все темы и вопросы, возникающие в связи с графическим дизайном, печатью, экономическими аспектами работы, фотографией, web­дизайном, шрифтографикой и многим другим. Чтобы получить возможность размещать объявления и темы на форуме, а также отвечать на объявления, сделанные другими пользователями, необходимо зарегистрироваться.

В разделе «Downloads» можно скачать множество бесплатных плагинов и утилит к настольным издательским системам. Новинки появляются в виде списка из 25 наименований; по мере выхода новых плагинов для скачивания более старые помещаются в архив. Если необходимо найти какой­то конкретный плагин или утилиту, то можно произвести поиск по архиву.

Очень интересен раздел «Gallery», где демонстрируется множество графических работ, выполненных посетителями портала. Для удобства навигации галерея разделена на секции, каждая из которых посвящена работам, сделанным в определенной программе — Adobe Photoshop, Xara и в различных программах для создания трехмерных изображений. В этом же разделе публикуются объявления о текущих конкурсах в области графического дизайна и полиграфии.

Однако, пожалуй, наибольшую информационную ценность представляет раздел «Resourses». Здесь собрано огромное количество полезных ссылок на различные материалы, имеющие отношение к полиграфии, графическому дизайну, трехмерной анимации, шрифтографике и карьере в этих сферах, а также к  множеству других тем. Приводятся ссылки на все крупные средства массовой информации, посвященные полиграфии, издательскому делу и графическому дизайну.

В разделе «Newsletter» можно подписаться на тематические рассылки новостей.

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства