КомпьюАрт

1 - 2007

Классификация технологий печатания

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, технический директор компании «Полиграфические системы»
Борис Каган, канд. техн. наук, директор по производству ИД «Собака»

Терминология и классификация

Технология печатания

Критерии классификации печатных форм

Критерии классификации процессов переноса изображения на запечатываемую поверхность

Критерии классификации запечатываемого материала

Классификационная таблица

Кто предвидит последствия,
не сотворит великого.
Арабская пословица

Что дает классификация технологий печатания? Прежде всего взаимопонимание между специалистами, работающими в полиграфии, заказчиками и потребителями печатной продукции. Классификация способствует ясности и четкости регламентирующих и рекомендующих документов разного уровня, включая государственные стандарты. Она служит ориентиром для создания новых технологий и модификации существующих и создает базу для прогнозирования развития новых технологий.

На протяжении многих лет разными авторами в научно­технической литературе по полиграфии (см. список в конце статьи) освещаются проблемы классификации технологий печатания, что свидетельствует о постоянной актуальности этой темы.

Вероятно, самый полный обзор классификаций сделан В.С.Лапатухиным в его монографии [4]. Он предложил и собственную классификацию по четырем базовым признакам:

• информативность способа печати (характеризует результативность полиграфического процесса в целом);

• метод переноса красочного изображения (характеризует печатный процесс);

• принцип печатания (характеризует взаимосвязь формного и печатного процессов);

• способ получения печатного изображения (характеризует механизм образования печатной формы).

В качестве синонима современного термина «технология печати»
В.С.Лапатухин использует в своей монографии термин «вид печати».

Ранее В.В.Попов предложил в своем ставшем классическим учебнике [7] разделение способов печати, в зависимости от структуры печатной формы, на высокий, плоский и глубокий. Структура изложения материала в учебнике построена на базе этой классификации.

Позже в нескольких изданиях учебника по общей полиграфии, по которым учились многие сегодняшние полиграфисты, Н.Н.Полянский тоже придерживается классификации В.В.Попова, выделяя три основных (классических) вида печати: плоская, высокая и глубокая. Офсетной печати Н.Н.Полянский дает определение «способ плоской офсетной печати», отделяя, таким образом, эту технологию от плоской печати. Фототипный, струйный, тампонный, флексографский, электростатический, лазерный и другие способы печати он выделяет в отдельный подраздел учебника и определяет как специальные способы печати, подчеркивая, что классификация этих способов печати пока не создана [6]. В работе [5] авторы говорят о выборе способов печати и технологических процессов в зависимости от типа выпускаемых изданий.

В.С.Лапатухин приводит интересные данные о классификации способов печати другими отечественными и иностранными авторами. В частности, сообщаются следующие факты [4. С. 19]: «По имеющимся данным (Offsetpraxis, 1973, 15, № 9, 85), в настоящее время разработано 135 вариантов полиграфической технологии, из них 13 — в высокой печати, 24 — в глубокой, 56 — в плоской, 31 — в трафаретной и в других способах печати, применяемых в промышленности, и 11 новых перспективных способов (электрографическая, струйная и т.д.)».

Широкое внедрение в производство офсетных технологий вызвало целую лавину работ, в которых рассматривалась классификация технологий печатания. В настоящее время разработка и внедрение современных технологий цифровой печати [1, 2, 3, 8, 9, 10, 11] настойчиво требуют пересмотра классификаций видов, способов и технологий печатания.

Терминология и классификация

Мы предлагаем отказаться в дальнейшем от терминов «виды печати» и «способы печати» и применять при классификации только один термин — «технология печатания». Виды, способы и технологии печати часто воспринимаются как синонимы. У одного и того же автора можно встретить термины «вид офсетной печати», «способ офсетной печати» и «технология офсетной печати». Термин «цифровая печать» многие авторы определяют как «способ цифровой печати», «технология цифровой печати» и просто «цифровая печать», считая, что это одно и то же.

Термин «способ печати» использован нами как обозначение базовой структуры печатной формы — взаимного расположения печатных и пробельных элементов на формном материале. Это сохраняет традиции классификации по признаку (критерию) структуры печатной формы и подчеркивает преемственность расширенной классификации, которая будет описана ниже.

Мы заменили термин «печать» на «печатание», так как последний термин относится только к технологиям печати и не связан со вторым значением термина «печать» в значении «пресса», «печатное издание», «печатные средства массовой информации».

Термин «технология печатания» объединяет в единое целое материалы, структуры и взаимодействия печатной формы, красящего вещества, печатной системы и запечатываемой поверхности, условия выполнения и контроля процесса печатания, качество и вид печатной продукции.

Многие применяемые в настоящее время технологии печатания по существующей классификации неразличимы; зачастую они просто сливаются, например «флексография» и «высокая печать с фотополимерных форм» или «шелкография», «ризография» и «трафаретная печать». Из­за этого возникает неопределенность и непонимание. В таких случаях требуется обязательное уточнение, иначе не миновать определенных сложностей.

Думается, не следует использовать термин «технология» собственно в названии технологии. Например, вместо термина «технология плоской офсетной печати» стоит употреблять более простые термины: «плоская офсетная печать» или «офсетная печать с увлажнением», «плоская офсетная печать без увлажнения», «типоофсет» или «офсетная печать с форм высокой печати». Иногда «типоофсет» называют «сухим офсетом», что приводит к неопределенности, поскольку сухим офсетом можно назвать и тампопечать, и плоскую офсетную печать без увлажнения, и орловскую печать.

Хотелось бы, чтобы полиграфисты относились к выбору и употреблению терминов предельно внимательно.

Классификационная схема

Классификационная схема

В начало В начало

Технология печатания

В процессе печатания можно выделить три составляющие:

• печатная форма с изображением текста и/или иллюстрации;

• собственно процесс переноса изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность с использованием печатной системы и красящего вещества, которое в некоторых технологиях может отсутствовать;

• запечатываемая поверхность со своей структурой, цветом, формой и пр.

Схематично процесс печатания показан на рисунке. В предложенной схеме печатная форма, перенос изображения и запечатываемый материал приняты как три базовых признака (критерия) классификации. При этом каждый из них включает по три вспомогательных критерия, которые призваны сделать классификацию однозначной и четко разделить все существующие технологии печатания.

Эти дополнительные критерии и станут предметом дальнейшего рассмотрения.

В начало В начало

Критерии классификации печатных форм

1. Материал печатной формы. Этот критерий призван конкретизировать, на каком именно материале создаются печатающие и пробельные элементы. Таким материалом может быть, например, дерево (ксилография), гарт (высокая печать с металлических стереотипов), алюминий (плоская офсетная печать), камень (литография), медь (глубокая растровая печать), коллоид (фототипия).

2. Структура печатных и пробельных элементов (способ печати по традиционной классификации * ). Под структурой печатных и пробельных элементов понимается их взаимное расположение в пространстве, форма и особенности. Например, углубленные, одинаковые по глубине и разные по форме печатающие элементы (глубокая автотипия); хаотично расположенные в одной плоскости с пробельными элементами печатающие элементы с одинаковой формой и площадью (плоская офсетная печать со стохастическим растром); печатающие элементы в виде ячеек одинаковой формы и разной глубины (глубокая пигментная растровая печать).

3. Процесс изготовления печатной формы — гравирование, травление, рисование и др.

* В зависимости от взаимного расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме различают четыре базовых (основных) способа: высокий, глубокий, плоский и трафаретный:

• высокий — печатающие элементы лежат в одной плоскости выше пробельных;

• глубокий — печатающие элементы находятся ниже пробельных, при этом пробельные элементы лежат в одной плоскости и образуют единую «дырчатую» поверхность;

• плоский — печатающие и пробельные элементы лежат в одной плоскости и разделяются по своим физико-химическим свойствам (гидрофильные и гидрофобные — олеофильные);

• трафаретный — печатающие элементы создаются на тонком формном материале в виде небольших отверстий, через которые проходит краска.

В начало В начало

Критерии классификации процессов переноса изображения на запечатываемую поверхность

1. Красящее вещество — печатная краска (высокая и офсетная печать), чернила (струйная печать), тонер (электрофотография), лак (лакирование), фольга (тиснение фольгой), отсутствие красящего вещества (блинтовое и конгревное тиснения, гренирование, брайлевская печать) и др.

2. Структура печатной системы. Этот критерий указывает на характеристики и особенности печатного оборудования: станок или печатная машина («резина к резине», ярусное или линейное построение, перфектор, однокрасочная, с лаковой секцией, с сушильным устройством…), построение печатного аппарата (трехцилиндровое, планетарное…), тип красочного аппарата (система валиков, ракельный, инжекторный…), тип увлажняющего аппарата (с чехлами, спиртовой, совмещенный…), тип питающей системы (самонаклад или рулонная зарядка), тип листопередающей системы (цилиндры, скелетоновый цилиндр, цепной транспортер…), тип приемного устройства (листовой выклад в стапель, рулонное устройство, транспортер…) и др.

3. Перенос изображения — прямой или косвенный (офсетное полотно, тампон), под давлением, при касании или без контакта и др.

В начало В начало

Критерии классификации запечатываемого материала

1. Материал (вещество) — бумага, картон, фольга, дерево, жесть, готовые промышленные изделия (ампулы, осветители, шкалы, циферблаты…), готовые природные продукты (куриные яйца)
и др.

2. Структура запечатываемой поверхности или самого материала — глянцевая, матовая, тисненая, невпитывающая краску, пористая, многослойная (гофрокартон, самоклеящиеся материалы, металлизированная бумага) и др.

3. Процесс образования (закрепления) печатных элементов на оттиске — прилипание, УФ­излучение, впитывание, инфракрасное излучение, охлаждение
и др.

Классификационная таблица

Технология печатания

Печатная форма

Перенос изображения (текста и/или иллюстраций)

Запечатываемая поверхность

Материал

Структура (способ печати)

Изготовление

Красящее вещество

Структура печатной системы

Перенос изображения

Материал (вещество)

Структура поверхности (материала)

Образование печатных элементов

Ксилография

Дерево

Высокий

Гравирование

Краска высокой печати

Станок

Давление

Бумага, картон

Глянцевая, матовая,
тисненая

Впитывание, полимеризация

Металлография

Металл

Глубокий, безрастровый

Гравирование, травление

Густая, липкая краска

Станок, печатная машина

Давление

Бумага

Глянцевая, матовая

Рельеф, липкость краски

Плоская офсетная печать без увлажнения

Двух- или многослойный материал на алюминиевой основе

Плоский

Травление

Краска офсетной печати

Офсетная машина без увлажняющего аппарата с терморе-гулированием красочного аппарата

Офсетное полотно, давление

Бумага

Глянцевая, матовая

Полимеризация

Флексография

Эластомер

Высокий

Травление

Жидкая краска

Ракельный красочный аппарат

Давление

Любой плоский

Любая

Впитывание, испарение растворителя, полимеризация

Тампонная печать

Металл, полимер

Глубокий

Гравирование, травление

Жидкая краска

Ракельный красочный аппарат

Тампон, давление

Любой

Структура и форма любые

Испарение растворителя

Типо­офсет

Металл, полимер

Высокий

Любой

Густая краска

Офсетная машина с отключенным увлажнением

Офсетное полотно, давление

Бумага, картон

Глянцевая, матовая,
тисненая

Впитывание, полимеризация

Струйная печать

Любой

Трафаретный

Реверсивная система

Чернила

Матрица дюз

Струей, каплями, бесконтактная печать

Любой

Любая

Впитывание, испарение растворителя, полимеризация

В начало В начало

Классификационная таблица

На основе приведенной таблицы можно классифицировать любые технологии печатания независимо от времени их появления: уже практически неиспользуемые в настоящее время, активно применяемые в полиграфической промышленности и даже те технологии печатания, которые только появятся завтра по велению рынка или фантазии изобретателей.

Из­за ограниченности объема публикации в классификационной таблице приведены в качестве примера только отдельные технологии печатания. Эта таблица никогда не может быть заполнена до конца — она всегда будет оставаться открытой для новых технологий, в том числе и неизвестных в настоящее время.

Мы полагаем, что даже в своей узкоспециализированной области нельзя знать всё, но, предлагая данную классификацию, пытаемся дать универсальный инструмент описания различных вариантов технологий печатания.

 

 

Список литературы

1. Ванников А., Уарова Р., Чуркин А. Основы цифровой печати. М.: МГУП, 2006.

2. Чарльзворт К. Цифровое будущее// PrintWeek. 2006. № 16. С. 44, 45.

3. Киппхан Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. М.: Springer; МГУП, 2003.

4. Лапатухин В. Способы печати. Проблемы классификации и развития. М.: Книга, 1976.

5. Миклашевский С., Алямовская Г., Лапатухин В., Пельтинович Н. Направление развития основных способов печати//Проблемы технологии полиграфии. М.: Книга, 1967. С. 185-211.

6. Полянский Н. Основы полиграфического производства. М.: Книга, 1991.

7. Попов В. Общий курс полиграфии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1952.

8. Фрэнк Р. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006.

9. Стефанов С., Фидель В. Полиграфия как сумма технологий. М.: Унисерв, 2006.

10. Толивер-Нигро Х. Технологии печати. М.: ПринтМедиа центр, 2006.

11. Ценные бумаги и способы их печати//Полиграфия. 2006. № 1.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства