КомпьюАрт

11 - 2006

Накладной декор для стилизации гравировки. Часть 2. Античные, средневековые и кельтские стилизации

Владимир Чуфаровский

Некоторые возможности современных трактовок пластического наследия древних времен

По античным образцам

Декор на средневековом материале

Гравировальный декор по кельтским темам

Некоторые старые рецепты декорирования

Вновь о гравировальных стилизациях

В первой части статьи (см. КомпьюАрт № 10’2006) были рассмотрены стилизации гравировального декора, реализованные в основном
по насыщенным начертаниям известных образцов наборной антиквы. Прикладная значимость этих материалов заставила автора даже
в чем-то пренебречь старой доброй академической традицией вести изложение в ретроспективном ключе. Впрочем, в первой части статьи декларировалось намерение расширить рамки рассмотрения.

Некоторые возможности современных трактовок пластического наследия древних времен

Вопрос о времени появления в рукописных памятниках первых образцов пластических решений до сих пор является дискуссионным. Поскольку обсуждаемые нами проблемы носят в первую очередь прикладной характер, обсуждать точную научно аргументированную датировку этого феномена вряд ли имеет смысл. Наиболее ранний пример такого рода, встречавшийся автору этих строк, — греческая рукописная книга, созданная на рубеже VI­VII веков, в инициальных формах которой было применено такое популярное пластическое решение, как теневой декор. Этот памятник принадлежит синайскому монастырю св. Екатерины, и из­за запрета на съемку сфотографировать данные фрагменты не удалось. В связи с этим можно отметить, что подобную отделку сейчас может получить даже школьник, выбрав в меню «Формат» пакета MS Word пункт «Шрифт», после чего ему останется отметить опцию «С тенью» (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Как уже отмечалось в первой части статьи, многие приемы старого ручного пластического декорирования в последующие времена были воссозданы и переосмыслены на базе техник гравировки по дереву и по металлу. Там же (КомпьюАрт № 10’2006, например рис. 2, 18­29) приводятся образцы стилизаций, многие из которых связаны со старыми методиками ручной подгравировки (handtooling) крупнокегельного антиквенного набора. В лучших книжных памятниках минувших веков можно найти образцы применения данных техник и в титульных, и в инициальных элементах набора. Более того, можно встретить иные варианты использования таких методик не только на антикве, но и на других типографических образцах, в частности в версальной и готической графике.

Рис. 2

 

Прикладной характер данной статьи исключает возможность пространного рассмотрения исторических образцов, однако некоторые исторические примеры следует процитировать хотя бы кратко. С их помощью можно будет создать представление о некоторых значимых образцах оформительского искусства, многие из которых впоследствии стали своеобразной идейной базой для граверов, творивших уже в пост­ренессансные времена. Более того, художники книги уже в ХХ веке (в том числе, конечно, и отечественные), создавая лучшие свои работы, подчас обращались именно к рукописным первоисточникам.

Дизайнерам известен такой воистину эталонный памятник книжного искусства, как «Роскошный часослов герцога Беррийского» (1408­1409), хранящийся в нью­йоркском музее «Метрополитен». На рис. 2 приведена фотография одной из страниц этого знаменитого манускрипта, содержащей молитву к Святой Троице. Дизайнеры обратят внимание на достоинства макета, где фоновые и бордюрные элементы органически скомпонованы с текстом и рисунками. Как тут не отметить, что в современных условиях даже в тираже можно получать такие результаты, которые были практически недоступны лучшим мастерам далекого прошлого, поскольку ныне практикующие дизайнеры могут, например, варьировать прозрачность фоновых и обрамляющих элементов. Более того, сочетание черного текста с типографическими отделочными элементами и цветными рисунками стало обыденным явлением даже для таких изданий, как газеты.

По античным образцам

Хотя данная статья тематически связана с предыдущей публикацией, в методическом аспекте она имеет несколько иную направленность — далее будет сделана попытка рассмотреть в антологическом ключе возможность применения гравировальных техник к различному графическому материалу.

Очевидно, что далеко не весь материал, содержащийся в древних эпиграфических и палеографических памятниках, может стать основой для нынешних акцидентных стилизаций. Более того, отнюдь не все созданные по этим темам акцидентные гарнитуры могут рассматриваться как исходный материал для разработки на их базе шрифтов с гравировальным декором. По этой причине иногда приходится создавать оригинальные разработки пластического характера, рисунок которых изначально содержит в себе такое декорирование. Попытаемся подтвердить этот тезис несколькими примерами, корреспондирующимися с античным материалом.

Хотя исследователи эллинской эпиграфики классифицируют несколько видов древнегреческого письма, в акцидентных применениях наиболее популярными остаются милетские темы. Для этого типа античного письма характерен сугубо геометричный рисунок, и, возможно, именно это предопределяет частое использование соответствующих стилизаций. Некоторые из них, очевидно, были изготовлены за какие­то 20­30 минут на базе стандартных графических примитивов (отметим, что в этом нет ничего дурного или ущербного). Поскольку данный тип графики известен едва ли не каждому дизайнеру, цитировать здесь такие исторические примеры нет необходимости. Вместо этого рассмотрим несколько стилизаций, выполненных с применением оригинального гравированного шрифтового материала (рис. 3­6).

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Пример, представленный на рис. 3, демонстрирует наложение гравировального декора на исходный шрифт, на базе которого формировался верхний текстовый фрагмент. Аналогичным образом может быть получен и шрифт, показанный на рис. 4, в котором применено полостное или, как еще говорят, инлайн­декорирование. Очевидно, что имитация гравировки вполне достойно смотрится в обоих случаях. Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что геометризованные и угловатые базовые графические структуры хорошо сочетаются с поштриховыми белыми выборками. Чтобы приведенные примеры оставляли целостное впечатление, для обрамления был применен простой меандровый орнамент, который раньше часто называли алагреком.

Иной вариант имитации гравировальных выборок — декор типа «колледж» — использован в акцидентных стилизациях, представленных на рис. 5. В следующем примере применен несколько более трудоемкий в исполнении шрифтовой материал (рис. 6).

При подборе материала для последних четырех примеров автор стремился подчеркнуть, что владение даже элементарными техниками накладного декора позволяет получить весьма привлекательную акцидентную графику на базе шрифтов достаточно простого рисунка. При этом примененное декорирование в значительной степени нейтрализовало этнические особенности графической первоосновы, а поэтому данные шрифтовые структуры вполне можно использовать в самых разных областях, а не только в рекламе туристических маршрутов и греческих вин.

Современные эстетические воззрения позволяют создавать концептуальные шрифтовые стилизации, в которых те или иные древние графические темы могут применяться уже не как первооснова, а скорее как мотивация дизайнерской разработки (рис. 7). С первого взгляда может показаться, что приведенный на рис. 7 шрифтовой материал весьма сложен, однако на самом деле это не так, поскольку графика такого рода может быть легко построена с помощью имеющейся практически в каждом векторном редакторе опции наложения на экран сетки.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Если графика рис. 7 весьма условно может быть корреспондирована с палеографическими памятниками античных времен, то следующие графические примеры (рис. 9­12) такие прообразы имеют. Чтобы убедить в этом читателей, процитируем сначала несколько латинских памятников рустического и квадратного капитального письма IV­V веков (рис. 8). Характерной особенностью данного вида письма являются скошенные засечки1. В следующих трех примерах представлены шрифтовые стилизации, навеянные этими историческими образцами.

При рассмотрении как гравированного, так и негравированного графического материала, приведенного на рис. 9, важно обратить внимание на начертания букв «В», «С», «Р», «О» и «Ы». Рисунок этих букв дает образцы стилизаций с так называемым составным дуктом. При таком способе построения букв, как правило, не использовалась безотрывная техника начертания. Например, буква «О» составлялась из двух стыкующихся штрихов.

Более свободный подход к построению стилизаций по темам римского капитального письма иллюстрирует рис. 10, где связь с традициями древней манеры письма реализована в основном через скошенные засечки. В следующем примере (рис. 11) применен еще более формальный подход, связанный с традициями позднего модерна. В геометризованном неконтрастном рисунке знакового ряда этих шрифтов лишь скошенные засечки способны указать на связь их с античным капитальным письмом.

В трех последних примерах автор, движимый намерением популяризировать гравировальные методики накладного декорирования, выбирал самые простые для реализации технические приемы. При использовании чуть более сложных методик могут быть получены иные пластические эффекты.

Рис. 11

Рис. 12

На рис. 12 представлен весьма неоднородный материал. В частности, несколько выпадают из общей композиции два объемных знака «Б» и «Ц», стилизующие эпиграфический материал римских имперских времен. Следует уточнить, что более полно этот шрифтовой материал был приведен в несколько ином контексте в первой части статьи (КомпьюАрт № 10’2006, рис. 14). Отметим, что пластическая методика, создающая объемные эффекты в слове «БИЗАНТИНА» (начертание гарнитуры Algerian, латинская первооснова которой разработана фирмой URW в 1984 году), также реализуется в техниках накладного гравировального декора. Кстати, эти приемы в своей первооснове имеют все то же ручное рисованное затенение.

Рис. 13

Наиболее пытливые читатели могут задать вопрос: какое отношение имеет эта, судя по названию, связанная с североафриканским графическим наследием гарнитура Algerian к античным шрифтовым стилизациям? Ответ на него может дать рис. 13, на котором приведен фрагмент интерьера с библейским сюжетом из церкви Сан­Витале, возведенной в Равенне в 532­547 годах.

На этом рассмотрение возможностей применения гравировального накладного декора по темам, связанным с античным периодом, завершается. Далее в большинстве европейских стран (исключая Византию) наступил период, который очень многие историки называют «темным» Средневековьем (Dark ages), причем завершились эти процессы общекультурного упадка только в готические времена.

Декор на средневековом материале

В V­VI веках начинается широкое распространение унциального и полуунциального письма. Эти виды письма были довольно подробно рассмотрены в статье, опубликованной в КомпьюАрт № 1’2006. Следует отметить, что большинство стилизаций унциальной графики имеет малую насыщенность, что создает определенные проблемы для построения на их основе гравированных стилизаций. Осложняет нашу задачу и то обстоятельство, что текучие криволинейные формы унциальной графики по определению не могут быть благодатными объектами для лаконичных и легко воспроизводимых на практике накладных гравировальных отделок. Тем не менее некоторые варианты рассматриваемого вида декорирования применить все­таки можно.

Рис. 14

Рис. 15

На рис. 14 представлена оригинальная кириллическая локализация гарнитуры AmricanUncial, разработанной в 1980­х годах немецкой фирмой URW. Нижняя строка набрана начертанием этой гарнитуры, в рисунке которой простое гравировальное аутлайн­декорирование сочетается с последующим субтрактивным наложением этих букв на подложку.

В следующем примере (рис. 15) использованы более простые методики построения гравировальных стилизаций. Базой для них послужила оригинальная кириллическая версия одной из интереснейших современных унциальных стилизаций — гарнитуры Minska фирмы ITC (1997). В рассматриваемой стилизации отсутствуют прописные буквы, что полностью соответствует традициям того времени, при этом знаковый состав гарнитуры Minska ITC содержит альтернативный набор знаков. Очевидно, что современный достаточно жесткий рисунок шрифта (геометризованная графическая первооснова лишь тематически связана с унциальной темой) позволил успешно применить гравировальное декорирование.

Рис. 16

На рис. 16 представлен пример декорирования оригинальной кириллической версии другой унциальной стилизации — гарнитуры Korigan ITC (1997). В рассматриваемом случае была использована точечная разновидность накладного декорирования. Этот вариант декора, как и сам унциальный материал, также связан с рукописным наследием раннего Средневековья. Примененная отделка, будучи достаточно лаконичной, позволяет связать данную стилизацию с актуальной в современном графическом дизайне кельтской темой.

Поясним последний тезис. Действительно, ирландские фольклорные темы сейчас весьма популярны — они часто прослеживаются в набивных рисунках на футболках и даже в вышивках на джинсах. Поскольку в старых рукописных памятниках используются несколько иные, более ранние варианты кельтского декора, то приведем сводный пример палеографических памятников этой островной, или, как еще говорят специалисты по палеографии, инсулярной школы. На рис. 17 приведены фрагменты Линдисфанского молитвенника (слева) и Веспасиановой псалтири (справа). В тексте созданного в монастыре православных кельтов Линдисфанского молитвенника (кон. VII века), написанного местной разновидностью полуунциального письма с характерным для этой стилистики «дуговым» начертанием буквы «а», обращает на себя внимание точечное орнаментализированное декорирование. Фактически тот же, только несколько более развитый вариант декорирования этого типа использован в фрагменте Веспасиановой псалтири. Завитковые графические структуры, характерные для правого фрагмента рис. 17, также используются в современных техниках типографического декорирования и весьма эффектно смотрятся в геометризованных шрифтовых стилизациях.

Рис. 17

Представленная на рис. 17 островная техника декоративной отделки текста широко распространилась по монастырским скрипториям ирландскими монахами, которые искали на континенте прибежища сначала от саксонских, а потом и от норманнских опустошительных набегов. В последующие века эти методики декорирования применялись также в ксилографических и медно­гравировальных техниках. Именно к этим более поздним образцам реализации гравировальных техник восходит шрифтовой материал, приведенный на рис. 18. Графической первоосновой для кириллического шрифтового материала послужила гарнитура Kismet LT, впервые вошедшая в каталоги Linotype в 1993 году и доработанная в 2000­м. В данном шрифте наличествует и полнокомплектный знаковый ряд прописных букв, однако этот пример будет рассмотрен далее (см. рис. 35).

Гравировальный декор по кельтским темам

Обширной областью, где можно использовать не только простые, но и самые изысканные формы орнаментального декорирования, являются кельтские стилизации. Данная тематика, имея первооснову в VI­VII веках, далеко выходит за временные рамки Средневековья, поскольку кельтские темы оказались весьма востребованы в современных шрифтовых разработках и нашли широкое применение в сегодняшней дизайнерской практике.

По стечению обстоятельств кельтская типографическая тема в отечественной периодике не рассматривалась, хотя в какой­то мере данная тема была затронута в прошлогодних публикациях в КомпьюАрт (№ 8­10’2005). Однако тогда предпринятое рассмотрение касалось в первую очередь генезиса готического и минускульного письма.

Рис. 18

 

Рис. 19

Хотя все представленные выше стилизации и исторические примеры были даны в один цвет, в текстах реальных документов, даже в самых старых источниках, уже использовались два цвета. Сам текст, как правило, писался черными «кельтскими» чернилами, а декорирование, в первую очередь рассматриваемый здесь точечный декор, делалось в основном красным цветом. Вместе с тем для начальных листов ирландских манускриптов (титульные страницы как таковые появились только в 1474 году) использовался совершенно уникальный декор (рис. 19), который до сих пор вызывает восхищение у любителей книги. Например, вышеупомянутый Линдисфармский молитвенник и несколько более поздняя «Книга Кельтов» (The Book of Kells) причисляются к признанным шедеврам мирового книжного искусства.

В последующие годы в результате взаимодействия культур кельтов и саксонских, а впоследствии и нормандских завоевателей Британских островов появились иные, также весьма интересные памятники. Более того, кельтскими монахами и их учениками в скрипториях европейских монастырей было создано немало рукописных книг, которые стали объектами изучения не только палеографов, но и дали немало интересных идей для графического дизайна. Именно поэтому автор этих строк счел необходимым более подробно рассмотреть кельтский декор.

Рис. 20

 

Рис. 21

Сначала вернемся к тематике, связанной с точечным декорированием. На рис. 20 приведен материал, очевидно, преемственный графике палеографических цитат рис. 19. Несколько иной вариант накладного точечного декорирования представлен на рис. 21. Графическим прообразом оригинальных кириллических форм выбранного для этого рисунка шрифта является разработка IrishText LT фирмы Linotype (1997). В следующем примере (рис. 22) использована оригинальная кириллическая версия гарнитуры Studz фирмы Adobe.

Рис. 22

 

Рис. 23

 

Рис. 24

Графика рис. 23 многим читателям покажется знакомой. Представленный шрифт, тематически связанный со старым кельтским наследием, является своеобразной мистической фантазией на эти темы. Этот пример демонстрирует иные варианты точечного декорирования, которое может быть не только «в горошек». Отметим, что на самом деле такое декорирование в его гравировальных вариантах идеальных круговых точек никогда не давало, в чем можно убедиться, попрактиковавшись в резцовых техниках, например, по металлу.

Рис. 24 демонстрирует несколько более общие примеры накладного декорирования точечного типа, завершая изложение этого вопроса.

Вернемся к уже рассматривавшимся ранее, стилистически более нейтральным стилизациям поштриховых гравировальных выборок. Для рис. 25 использован оригинальный кириллический материал, созданный на базе стилизации Moonglow фирмы Adobe. Следует отметить, что для ряда букв намеренно применены ортодоксальные варианты их альтернативных начертаний, корреспондирующиеся с кельтскими рукописными памятниками. Иначе шрифт выглядел бы как акцидентная гарнитура вполне современного рисунка.

Рис. 25

 

Рис. 26

Следующий пример (рис. 26) имеет более выраженную связь со средневековой первоосновой. Для него использована оригинальная кириллическая графика, созданная на базе гарнитуры Aquitaine фирмы Adobe. Данный пример демонстрирует своеобразный симбиоз кельтских традиций и ломбардских инициальных графических форм. На первый взгляд, если учесть чисто географический фактор, такая связь может показаться парадоксальной, но здесь нет никаких странностей и противоречий. Достаточно напомнить, например, что одна из самых известных скрипторий раннего Средневековья в североитальянском монастыре Баблио была основана ирландским монахом св. Колумбаном. При этом в других обителях Ломбардии и Тосканы подвизалось много других монахов­писцов, бывших этническими кельтами. К сожалению здесь не представляется возможным дать дополнительные примеры декорированных ломбардских версальных структур. Этот методически важный и весьма интересный в графическом отношении материал требует отдельного рассмотрения, а пока просто сошлемся на прошлогоднюю публикацию в КомпьюАрт (№ 7’2005).

Генезис кельтской графической традиции дал впоследствии немало очень интересных в акцидентном отношении результатов. Для того чтобы конкретизировать этот тезис, приведем еще два примера. Вторая строка рис. 27 демонстрирует едва ли не самый простой и доступный аутлайн­вариант гравировального декорирования, но акцидентное звучание этому фрагменту дают этнические корни графической первоосновы. Текст «Стильный Винный Бар» набран шрифтом, созданным на основе гарнитуры Cult фирмы Linotype. Отметим, что данная стилизация связана с традицией сжатого и угловатого бытового письма на гэльском языке, до сих пор широко распространенного в кельтских этносах Британских островов.

Рис. 27

 

Рис. 28

 

Рис. 29

С приведенным примером методически связан рис. 28. В тексте «МакЛарен» применен широко распространенный вид гравировальной отделки, который у нас часто называют «Колледж».

Наряду с простыми и общедоступными вариантами гравировального декорирования следует привести несколько более сложных примеров. Рис. 29 демонстрирует образец стилизации поштриховой орнаментальной гравировки, которая использовалась кельтами не только в быту, но и в различных архитектурных формах. Следует признать, что такая графика, безусловно, весьма сложна в разработке.

Более простое решение на базе ранее рассмотренных камейных методик (КомпьюАрт № 7­8’2006) представлено на рис. 30. В данном примере, чтобы избежать своеобразного графического «пережима», на камейную подложку накладывались буквы пусть и не ультрасовременного, но относительно нейтрального рисунка.

Рис. 30

 

Рис. 31

 

Рис. 32

 

Рис. 33

Термин «пережим» был здесь употреблен не случайно. Он вполне может быть применен к шрифтовым конструкциям, представленным на рис. 31. Конечно, эта графика вряд ли найдет широкое акцидентное применение, однако в ее потенциале для эксклюзивных дизайнерских разработок сомневаться не приходится.

Преимущественно демонстрационный характер носят и следующие два примера (рис. 32 и 33). Конечно, шрифтовые конструкции, воспроизведенные на этих рисунках, расчитаны в основном на инициальное применение.

Рис. 34

Рис. 34 представлен в основном для того, чтобы создать логическое завершение британской темы. Обильно украшенная растительным декором первооснова для данной гравированной шрифтовой стилизации не может иметь прямого отношения к памятникам кельтского письма, поскольку относится к периоду правления королевы Виктории. Безусловно, акцидентные шрифтовые материалы, созданные на базе графического наследия этой эпохи, требуют отдельного рассмотрения. Это весьма непростая задача, так как, по мнению автора, их следует рассматривать в прямой связи с российским наследием тех же времен. Ведь примерно в то же время, то есть в последней трети XIX века, издательское дело бурно развивалось и в Российской империи, чему осталось немало интереснейших в плане типодизайна материалов.

К сожалению, в эту статью не вошел материал, связанный с таким благодатным объектом применения гравировального декора, как ломбардская версальная графика. Хотя в первой части статьи (КомпьюАрт № 10’2006, рис. 1) были приведены два полиграфических инициальных фрагмента, украшенных богатым гравировальным декором, — этого, безусловно, недостаточно. С учетом значимости упомянутой темы, анонсируя ее возможное продолжение, завершим раздел двумя примерами.

Рис. 35

На рис. 35 приведен текстовый фрагмент с прописными буквами для гарнитуры Kismet LT (см. также рис. 18). Необходимо отметить, что шрифтовой проект Kismet весьма интересен с концептуальной точки зрения, поскольку, стилизуя различные темы модерна конца XIX века, может корреспондироваться и с завитковыми формами знаменитых кельтских манускриптов (см., например, рис. 17 и 19), и с ломбардскими версалами, и с темами Востока. Шрифтовой материал рис. 35, в свою очередь, преемственен космополитической викторианской акцидентной практике, поскольку экономическое процветание Великобритании привлекало в эту страну лучших мастеров металлогравировки.

Рис. 36

Следующий пример (рис. 36) содержит образцы инициального материала, относящегося к рубежу XIX­XX веков. Стилистическая связь этой графики с ломбардскими версалами совершенно очевидна. В изданных в дореволюционной России книгах можно при желании найти образцы такой графики. Это совершенно неудивительно, поскольку лучшие русские художники того времени были высокообразованными людьми. Естественно, на высоте положения были и лучшие российские граверы. Хотя в КомпьюАрт уже публиковались материалы, связанные с версальной графикой (см. № 7’2005), тема заслуживает того, чтобы еще раз вернуться к ней в прикладном аспекте, связанном с применением гравировального декорирования, что автор и надеется сделать.

Некоторые старые рецепты декорирования

Сначала попытаемся более тесно связать пусть и оригинальные, но несколько специфические формы кельтской графики и декора с обиходными задачами. Именно по­этому приведем простой пример, скомпонованный на вполне современном материале. Хотя исходная графика букв рис. 37 с кельтами никоим образом не связана, однако с методической точки зрения эти шрифты вполне корреспондируются, например, с рис. 24 из предыдущего раздела. Более того, подобная современная акцидентная аранжировка старых идей и эффектна, и легко воспроизводима практически на любом запечатываемом материале.

Рис. 37

 

Рис. 38

Следующим вопросом данного сводного рассмотрения является растительное декорирование. Безусловно, в инициальной практике этот декор всегда дает хороший результат, однако трудоемок в разработке. К сожалению, в издательской практике образцы подобной графики по технико­экономическим причинам часто отвергаются. Иногда такой подход весьма сложно понять, поскольку многие знаменитые рукописные памятники содержат примеры технически простых решений. Рис. 38, иллюстрирующий последний тезис, содержит фрагмент Библии, созданной в середине IX века в аббатстве св. Мартина, где была одна из лучших в то время французских скрипторий. Попавший под обрез основной текст написан минускульным письмом, а инициал (буква «М») близок по строю к гуманистической антикве, которой, официально только предстояло появиться через несколько столетий. Для нашего рассмотрения важно убедиться в наличии накладного декора, который, как выясняется, уже в IX веке был ходовым оформительским приемом. Теперь, когда определился вопрос с идейными первоистоками, приведем вполне современный практический пример (рис. 39). Графическая общность представленного в верхней части рисунка материала с его рукописной первоосновой очевидна. Этот шрифт смотрится выигрышно и во многом перекликается с широко применявшимися в XIX веке металлогравировальными техниками. Отметим, что подобные образцы легко воспроизвести с помощью современных компьютерных техник — их создание фактически сводится к комбинированию буквенной графики и соответствующим образом подобранного политипажного материала. С учетом современных эстетических установок вполне возможно применение и таких сдержанных и контекстно­нейтральных графических форм, как в тексте «КАРНАВАЛ».

Рис. 39

Выделенный для данного раздела материал показывает, что и в архаичных с формальной точки зрения графических пластах всегда можно найти образцы, применимые для современной дизайнерской практики. Этот тезис тем более актуален, что техники компьютерного типодизайна позволяют создавать стилизации по самым разным графическим темам, которые, вообще говоря, могут и не иметь прямых прообразов. В числе таких шрифтовых разработок могут соседствовать гравировальные стилизации, созданные как на базе рассматривавшихся накладных приемов, так и с помощью более общих методик, восходящих к техникам ксилографии и металлографии.

Вновь о гравировальных стилизациях

Автор намеренно разбил последнюю часть статьи на два раздела, так как для каждой из них предназначался достаточно разноплановый материал, поэтому в заключение хочется остановиться на так называемых нерешенных вопросах. Здесь уже упоминалось о не вошедшем в данную cтатью материале по практике создания гравировальных стилизаций на основе версальной графики. Однако при рассмотрении материала в ретроспективном ключе трудно уйти от круга тем, связанных с гравировальными отделками по готическому материалу. Проиллюстрируем сказанное примером (рис. 40).

Рис. 40

 

Рис. 41

 

Рис. 42

Хорошо известно, что при всех акцидентных достоинствах готики этот вид каллиграфического материала контекстно чувствителен, что естественным образом ограничивает возможность его применения в практическом дизайне. Указанных недостатков лишены формы, основанные на гравированных стилизациях слитного (joined) и раздельного (unjoined) ручного письма, причем материалов по этой проблематике пока не было ни в периодике, ни в монографической литературе. О том, насколько выигрышным может быть такой графический материал, свидетельствует рис. 41.

Наконец, просто невозможно игнорировать прикладную значимость гравировальных стилизаций на базе шрифтов и орнаментальных структур, укорененных в исконно русском графическом наследии (рис. 42).

С учетом всех перечисленных обстоятельств автору остается надеяться, что провидение и редакция журнала дадут возможность такие материалы опубликовать.


*Следует отметить, что существуют также примеры созданных в резцовых техниках эпиграфических памятников, где засечки имеют такую же форму.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2006

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства