Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2007

Что статья без иллюстрации?..

Марго Григорян

Валентин Ткач считает, что современная журнальная иллюстрация, наверное, ближе к дизайну, чем к традиционному классическому искусству. Именно поэтому его творчество сочетает в себе элементы как графического дизайна, так и рисунка. А его работы на страницах таких изданий, как «КоммерсантЪ», «Плейбой», «Большой город», узнаются с первого взгляда.

КомпьюАрт: Как вы решили стать дизайнером и иллюстратором?

Валентин Ткач: Мои родители — художники­керамисты. Мы часто переезжали — с одного керамического завода на другой. На мой выбор профессии, конечно же, повлияли родители. Они стали для меня и первыми учителями. Рисовать я начал очень рано. Дома было много книг по искусству. Я все время что­то рисовал, лепил, занимался гравюрой, много времени проводил в родительской мастерской. C пяти лет участвовал в выставках — как у нас в стране, так и в международных.

Иллюстрации для журнала «Коммерсант-Деньги»

Иллюстрации для журнала «Коммерсант-Деньги»

КА: Насколько важную роль в вашем профессиональном развитии сыграло образование?

В.Т.: Сначала я окончил Абрамцевское художественно­промышленное училище по специальности художник­керамист, и, думаю, это дало мне много. Кроме обычных для всех учебных заведений академического рисунка, анатомии и скульптуры, там делался упор на изучение народного орнамента, росписи. Нам основательно и интересно преподавали историю искусств. Я получил возможность поработать с красной глиной, освоил роспись по эмали и по фарфору. В училище работал сильный педагогический коллектив, практически все преподаватели были самобытными, интересными художниками.

Занимаясь в училище, я много рисовал для себя. В основном это была графика — рисунки пером и акварелью. Участвовал в выставках, были и персональные выставки. Я хотел стать профессиональным иллюстратором. Сразу после защиты диплома в училище я уехал в Москву, чтобы продолжить обучение в «Полиграфе» (ныне Московский государственный университет печати. — Прим. ред. ). Поступая туда, я, как и большинство абитуриентов, думал, что буду книжным иллюстратором. Но в институте я узнал, что есть такая профессия, как дизайнер. Мы много занимались композицией издания, шрифтами, каллиграфией, изучали полиграфическую технологию. С третьего курса я уже начал работать дизайнером.

КА: Как бы вы сами охарактеризовали тот стиль, в котором работаете?

В.Т.: Трудно сказать, в каком стиле я работаю. Скорее всего, его можно назвать журнальным. Главное — это смешение элементов. Когда я начал заниматься коммерческой иллюстрацией, то выполнял работы полностью в векторной программе. Мне очень нравились холодность, чистота и ясность, получающиеся при использовании только четкой линии и лаконичных цветовых пятен. Я поклонник программы Adobe Illustrator. Преодоление материала помогает находить новые решения. Сейчас моя техника, конечно, более разнообразна: люблю совмещать рисование вручную с элементами компьютерной графики; использую фактуры; иногда, рисуя, применяю фотографию. Обычно стараюсь найти что­то подходящее для издания, по заказу которого работаю. Хотелось бы, чтобы зритель, пролистывая журнал, хоть на несколько секунд остановил свой взгляд на моей иллюстрации. Стараюсь больше экспериментировать. Много изучаю работы современных актуальных художников. Современная журнальная иллюстрация, наверное, ближе к дизайну, чем к традиционному классическому искусству.

Иллюстрации для книги «Zоо»

Иллюстрации для книги «Zоо»

КА: С чего начиналась ваша карьера в дизайне и иллюстрации?

В.Т.: На третьем курсе я устроился на работу в дизайн­студию, что было совсем неплохо для начала. Поскольку я рисовал всегда, то трудно сказать, когда, собственно, началась моя карьера в этой области. Первой серьезной работой стало сотрудничество с журналом «КоммерсантЪ». В моем дизайнерском портфолио были книжные иллюстрации, выполненные в институте, и несколько разнообразных компьютерных рисунков. Анатолий Гусев, арт­директор издательского дома «КоммерсантЪ», заинтересовался моими работами и предложил мне сделать иллюстрацию. Я несколько удивился, так как становиться иллюстратором в мои планы тогда не входило, но решил попробовать. Я нарисовал иллюстрацию в векторной программе, чтобы технически отличаться от других художников издания, и она понравилась. Процесс оказался очень увлекательным! Это был весьма интересный проект.

Работая над иллюстрациями для энергичного делового издания «Деньги», я постепенно нашел тот стиль, который подходил изданию по духу. В тот момент мне очень нравилась графика 20­30 годов ХХ века — агитационный фарфор, работы Сергея Чехонина и плакаты в стиле арт деко французского графика А.М.Кассандра. Темы иллюстраций всегда были неожиданны, стиль текстов довольно агрессивный — и я старался создавать соответствующие иллюстрации. Сначала я делал предварительный набросок, из которого было ясно, какой будет композиция, как я планирую размещать иллюстрацию на развороте. Вместе с дизайнером мы придумывали каждый разворот — это был плод совместного труда. Мое сотрудничество с этим журналом длилось почти четыре года, и за это время я многому научился.

Иллюстрации из серии по мотивам «Счастливых дней» Сэмюэля Беккета

Иллюстрации из серии по мотивам «Счастливых дней» Сэмюэля Беккета

КА: Вы позиционируете себя и как дизайнера, и как иллюстратора. Как вам удается совмещать эти две профессии?

В.Т.: Иллюстрация — более свободная стихия. Дизайнерский опыт помогает воспринимать иллюстрацию не как отдельную картинку, а как элемент дизайна. Получая новый заказ, всегда думаешь, как сделать его интересным для себя. Если это интересно тебе, то будет интересно и зрителю. А как дизайнер я люблю работать над знаками, логотипами и фирменными стилями.

КА: Что вам нравится больше?

В.Т.: Возможность совмещать обе профессии.

КА: А кто ваши заказчики?

В.Т.: Обычно это московские журналы. Я рисовал для таких изданий, как «КоммерсантЪ­Деньги», «Секрет фирмы», «Плейбой», «Большой город», Building Commercial, «Телефон», «Собака.ru», Russian Digital, а также делал иллюстрации для годовых отчетов, буклетов, календарей.

КА: Как вы находите своих заказчиков?

В.Т.: Обычно заказчики приходят сами. Кто­то видит мои работы в других изданиях. Но обычно все происходит в Интернете. У меня есть свой web­сайт (hhtp://www.tkach.ru), а также я являюсь членом сообщества «Цех иллюстраторов» (http://www.tzeh.ru), благодаря которому нашел некоторых заказчиков.

КА: Над какими заказами вам больше всего нравится работать?

В.Т.: Где можно и нужно придумать историю. Когда есть возможность для экспериментов, для применения новых приемов в иллюстрации, которых я еще никогда не пробовал; когда можно повлиять на дизайн полосы или разворота; когда есть взаимопонимание между тобой и арт­директором. Интересно решать новые неожиданные задачи. Стараюсь делать работы и для себя, что помогает взглянуть и на заказную работу новыми глазами. Участвую в некоммерческих проектах, таких как NEW PORKER, ANTI. Это иллюстрации для некоммерческого проекта Zoo. Мы с «Цехом иллюстраторов» придумали, нарисовали и напечатали книгу, состоящую из картинок про выдуманных животных. Я рисовал иллюстрации, взяв за основу «Книгу выдуманных существ» Хорхе Луиса Борхеса. Недавно сделал серию по мотивам «Счастливых дней» Сэмюэля Беккета.

Открытка «Брежнев-aLive»

Открытка «Брежнев-aLive»

КА: Есть ли в вашем портфолио какой­то заказ, работа над которым запомнилась вам больше остальных?

В.Т.: Это всегда последняя работа. Еще помнишь все переживания и эмоции, связанные с нею.

КА: Есть ли какие­то определенные цветовые сочетания, с которыми вам особенно нравится работать?

В.Т.: В графике цвет менее важен, чем тоновое сочетание — контраст черного и белого. Цвет несет некую эмоциональную окраску. Я люблю работать с сочетаниями черного с каким­нибудь одним ярким цветом — красным, желтым, оранжевым. Поскольку иллюстрация является графикой, то цвет здесь вторичен. Любое энергичное цветовое сочетание может сработать. Гамму и оттенки можно поменять в течение минуты, в моих иллюстрациях линия и тон играют более важную роль.

КА: Над каким проектом вы работаете в настоящее время?

В.Т.: Над несколькими — это иллюстрации для двух журналов. А когда есть время, возвращаюсь к своим творческим работам, но рассказывать о них пока не буду. Сделаю — покажу ( улыбается ).

КА: Часто приходится слышать о том, что в России заказчики не всегда ведут себя корректно, навязывая дизайнерам и иллюстраторам свой далеко не всегда профессиональный вкус и чувство стиля. Приходилось ли вам сталкиваться с подобным?

В.Т.: В моем случае заказчики — арт­директора журналов. Обычно мы находим общий язык. Для рекламных агентств я рисую редко.

КА: Что бы вы посоветовали своим коллегам, которые сталкиваются с такой проблемой? Как избежать давления со стороны некомпетентных в области дизайна клиентов, одновременно не потеряв заказ?

В.Т.: Иногда лучше потерять заказчика, чем сделать неинтересную работу. Пару раз я делал то, что мне совсем не хотелось, но было уже поздно уходить из проекта. Я помню эти работы до сих пор, и это не лучшие мои воспоминания.

КА: Как вы считаете, каковы отличительные черты современного российского графического дизайна?

В.Т.: Мне кажется, что наиболее яркие работы в дизайне могут быть сделаны в рамках культурных проектов: оформления музыкальной продукции, плакатов, флаеров на концерты, театральных афиш. Здесь обычно дается больше свободы дизайнеру. Если в стране будет больше культурных событий и государство будет их финансировать, то дизайн будет активно и интересно развиваться. Все упирается в деньги — желающих и умеющих хорошо работать в нашей стране очень много.

Иллюстрация для Russian Digital

Иллюстрация для Russian Digital

КА: Над чем бы вам хотелось поработать в будущем?

В.Т.: Лучше не загадывать и не зарекаться. Я много работал с деловыми изданиями и, конечно, буду продолжать и дальше. Но хотелось бы расширить круг заказчиков — пусть это будут разные журналы: глянец и гламур, мужские журналы, научно­популярные, политические. Хотел бы создать что­нибудь в области книжной иллюстрации. Главное — чтобы интересно было работать!

КомпьюАрт 2'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства