В каком банке лежат изображения?
В КомпьюАрт № 6’2006 мы говорили о банках бесплатных изображений. Конечно, ничего зазорного в бесплатном использовании растровых и векторных изображений нет, особенно если приходится делать некоммерческий проект, однако бесплатные фотобанки не бездонны, а спрос на иллюстративный материал растет постоянно. В результате в один прекрасный момент вы обнаруживаете когдато использованную вами картинку в рекламе другого товара или услуги. Вот тогда встает вопрос о поиске «незатасканных» изображений.
Конечно, если бюджет позволяет, можно нанять профессионального фотографа и заказать эксклюзивную съемку нужного сюжета. В этом случае можно быть уверенным, что подобное изображение никто, кроме вас, не использует. Однако заказная фотосъемка стоит недешево. Как быть, если изображения требуются постоянно, а бюджет не позволяет нанимать профессионального фотографа? Именно для таких случаев существуют фотобанки. Где их искать и как выбирать? Надеюсь, ответ вы найдете в данном обзоре.
В процессе написания этого материала автор провел опрос среди фотографов, активно сотрудничающих с фотобанками, и дизайнеров, которые по роду деятельности регулярно занимаются подбором изображений. Мнения тех и других не во всем совпадают, что, на мой взгляд, вполне нормально.
Микростоки
Дизайнеры, у которых есть небольшой бюджет и желание подобрать для работы болееменее оригинальные изображения, в первую очередь обращают внимание на микростоки (микропейментовые фотобанки). Как и все остальные фотобанки, микростоки обеспечивают удобство поиска изображений и гибкую систему приема платежей, при этом цены на изображения относительно невысоки.
Следует признать, что, несмотря на предварительный отбор фотографий экспертами микростоков, качество подавляющего большинства изображений весьма низкое. Фотографы, сотрудничающие с микростоками, конечно, могут со мной поспорить, но эти споры обычно прекращаются сразу после того, как их изображение оказывается на готовой полиграфической продукции. В результате дизайнерам приходится всеми правдами и неправдами устранять «косяки» фотографов. Справедливости ради надо отметить, что качество работ отечественных фотографов, которые выставляются в микростоках, заметно выше, нежели у их зарубежных коллег.
Возникает вопрос: раз качество невысокое, то, может, и не стоит пользоваться дешевыми изображениями? Отнюдь. Просто нужно потратить некоторое время на поиск среди посредственных фотографий той жемчужины, которая украсит ваш макет.
Допустим, вы уже знаете, какого рода изображение вам нужно, и решили приобрести фотографии. Какой микросток выбрать? Тут мнения отечественных фотографов и дизайнеров расходятся. Среди фотографов наиболее популярными являются Shutterstock, Istockphoto и Fotolia. Дизайнеры же считают, что изображения лучше приобретать на Dreamstime и Stockxpert.
К сожалению, хороших отечественных микростоков пока нет, поэтому нашим фотографам и дизайнерам приходится работать с зарубежными ресурсами.
Shutterstock (http://www.shutterstock.com)
Один из крупнейших микростоков. Содержит примерно 1,5 млн изображений, к которым еженедельно добавляется от 10 до 20 тыс. новых изображений. Хороший уровень продаж с упором на новые работы. Требователен к шумам и фокусировке. На нем можно продать и купить растровые изображения (фото, иллюстрации, 3D), векторные изображения, а также flash и видеоролики. Размер растровых изображений — от 4 Мпикс. Основа бизнесмодели проекта — продажа изображений по подписке: покупатель может платить от 160 долл. в месяц до 1600 долл. в год и загружать до 25 понравившихся изображений в день.
Shutterstock
Istockphoto (http://www.istockphoto.com)
Cтарейший и один из крупнейших микростоков. Принимает и продает фотографии, векторные иллюстрации, flash и видеоролики. Размер растровых изображений — от 2 Мпикс. Продажи осуществляются поштучно по цене от 1 до 15 долл. — в зависимости от размера покупаемого изображения.
Istockphoto
Fotolia (http://www.fotolia.com)
Молодой и быстрорастущий микросток, который отличается невысокими требованиями к сюжету и техническому качеству работ. Принимает и продает только растровые изображения (фото, иллюстрации, 3D). Продажи осуществляются поштучно по цене от 1 до 3 долл. в зависимости от размера изображения.
Fotolia
Dreamstime (http://www.dreamstime.com)
По разным данным, Dreamstime занимает 3е или 4е место по продажам среди микростоков. Это единственный микросток, принимающий для продажи RAWфайлы, а также векторные иллюстрации, сохраненные в любой версии самых распространенных форматов (AI, EPS, CDR). Размер растровых изображений — от 3 Мпикс. Продажи осуществляются поштучно — от 40 центов или по подписке — от 140 долл. в месяц с возможностью загрузки до десяти изображений в день.
Dreamstime
Stockxpert (http://www.stockxpert.com)
Активно развивающийся микросток. Принимает и продает растровые (фото, иллюстрации, 3D) и векторные изображения. Продажи осуществляются поштучно по цене от 1 до 10 долл. в зависимости от размера изображения.
Традиционные фотобанки
Рано или поздно наступает момент, когда дизайнер осознает, что качество изображений в традиционных фотобанках стоит тех денег, которые за них просят. Здесь уже совсем необязательно обращаться к зарубежным источникам. В России давно сложился рынок высококачественных изображений. К плюсам отечественных банков можно отнести удобство оплаты.
Ведущие позиции на российском рынке занимают следующие фотобанки: Fotobank, «Росфото», «ПрофиИмидж», «Русский взгляд», PhotoXpress и «Геофото».
Fotobank (http://www.fotobank.ru)
Fotobank — профессиональное фотоагентство, предоставляющее права на использование фотоизображений и видеофрагментов. Основным партнером Fotobank является Getty Images, Inc. — один из крупнейших зарубежных фотобанков. Также Fotobank представляет коллекции Stockfood, Flowerphotos, Bridgeman Art Library, Anzenberger и др. Кстати, известные бренды далеко не всегда являются гарантией хорошего качества. На профессиональных форумах нередко появляются жалобы на качество изображений того же Getty Images, Inc…
Fotobank
Росфото (http://www.rosfoto.ru)
Коллекция фотобанка «Росфото» включает более 50 тыс. высококачественных фотографий. Еще недавно этот фотобанк очень динамично развивался, однако в последнее время, по отзывам как покупателей изображений, так и фотографов, с ним стало трудно работать. Может, это временный спад, а может быть, изменилась внутренняя политика — пока сказать сложно.
Росфото
Профи-Имидж (http://www.profimages.ru)
Коллекция фотобанка «ПрофиИмидж» включает около 30 тыс. изображений. В настоящее время «ПрофиИмидж» является, пожалуй, наиболее динамично развивающимся российским фотобанком.
Профи-Имидж
Русский взгляд (http://www.russianlook.ru)
Это агентство широко известно среди новостных СМИ. К продаже предлагаются изображения не только из собственной коллекции, но и из банков многочисленных фотоагентствпартнеров. По отзывам, несмотря на высокое качество коллекции, невнятная политика по отношению к потенциальным покупателям не позволяет этому фотобанку стать лидером на российском рынке.
Русский взгляд
PhotoXpress (http://www.photoxpress.ru)
PhotoXpress — агентство новостной (архивной) репортажной и стоковой фотоинформации. Этот ресурс характеризуется хорошим соотношением «цена/качество/оперативность».
Геофото (http://www.geophoto.ru)
Этот фотобанк специализируется исключительно на фотоснимках природы, животных, птиц и т.п. На момент написания обзора архив банка состоял из более чем 20 тыс. снимков. Из всех перечисленных выше российских банков в «Геофото» качество фотографий самое низкое. Из плюсов можно отметить полное описание фотографий и подбор ключевых слов.
Геофото
* * *
Подводя итог обзора, хочется отметить достоинства и недостатки микростоков и традиционных фотобанков. Плюсы микростоков — это низкая цена, большой выбор (количество фотографий на крупных стоках исчисляется миллионами), возможность быстро оплатить и скачать понравившееся изображение. В минусе — низкое качество, что неудивительно, ведь основными поставщиками фотографий в микростоки являются любители со всего света, которым стало по карману приобретение болееменее приличной «цифромыльницы».
К плюсам традиционных фотобанков относится высокое качество фотографий, которое жестко контролируется редакторами банков, а также возможность приобретения снимков большого размера (поставщиками изображений зачастую являются профессиональные фотографы со среднеформатной и форматной техникой). Основной минус — высокие цены, изза чего услуги отечественных фотобанков недоступны авторам малобюджетных проектов.