КомпьюАрт

3 - 2007

Начало частного книгопечатания в России

А.Ю. Самарин, докт. ист. наук

Статистические исследования в сфере книжного дела, проведенные в последние годы, показывают, что в настоящее время негосударственные структуры составляют основу издательской системы России. На их долю приходится более 2/3 названий выпускаемых книг и брошюр и около 90% совокупного тиража. Однако путь к возникновению частного российского книгоиздания был долгим. Начиная с середины XVI века, когда в Московском государстве появилось книгопечатание, на протяжении более чем двух веков на территории России функционировали только государственные типографии.

Конечно, ростки частнопредпринимательской деятельности иногда пробивались, несмотря на строгий государственный контроль. Так, историки спорят по поводу статуса Верхней типографии (1679­1683), организованной под руководством писателей и просветителей Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева. Есть мнение, что работавшая в петровское время (с 1705 года) Гражданская типография В.А.Киприанова являлась первым опытом частного издательского дела, хотя основную часть ее печатной продукции составляли учебные пособия для государственных учебных заведений, оплачиваемые из казны.

Изготовление бумаги. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Изготовление бумаги. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

В послепетровское время частная инициатива в книжном деле проявлялась в форме заказов на отдельные издания, поступавших от авторов и переводчиков и выполнявшихся в государственных типографиях (Академии наук, Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, Московского университета и др.).

Многолетняя монополия государства на владение печатным станком закончилась 1 марта 1771 года, когда появился сенатский указ «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт­Петербурге вольной типографии и словолитной, для иностранных языков». В нем говорилось, что, получив прошение иноземца, словолитного мастера Иоганна Михеля Гартунга «о дозволении ему завести здесь вольную Типографию и словолитное художество», а также соизволение Екатерины II положительно решить этот вопрос, Сенат нашел это «делом нужным и для общества полезным». А потому дал разрешение открыть И.М. Гартунгу частную типографию «для печатания на иностранных языках книг и других сочинений», а при ней словолитную мастерскую для изготовления шрифтов. Правда, деятельность типографии была ограничена рядом условий. И.М. Гартунг мог печатать книги на всех иностранных языках, а «на российском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было». Вся издательская продукция должна была проходить через цензуру, которую для книг должна была осуществлять Академия наук, а для объявлений — полиция. Таким образом, должны были быть пресечены попытки выпуска изданий, «кои противны либо Христианским законам, или Правительству, или же добронравию». Нарушение данных условий грозило конфискацией отпечатанной продукции и лишением привилегии.

В области изготовления шрифтов И.М. Гартунгу дозволялось «всякие литеры, как Российские, так и иностранные лить, и в России продавать свободно во все казенные Типографии, а не кроме сих мест».

Важным обстоятельством следует считать тот факт, что в документе особо оговаривалось: привилегия И.М. Гартунгу «не может препятствовать другим в заведении во всякое время таковых же приватных Типографий, а оставляется каждому воля равномерно приобретать право, какое сим Ее Императорского Величества указом и самому ему, Гартунгу, дано». Следовательно, оговаривалась принципиальная возможность появления новых частных типографий 1.

О Иоганне Михаеле (Михеле) Гартунге как первом владельце частной типографии в России упоминается практически во всех обобщающих трудах и учебниках по истории книги, а также во многих научных статьях. Однако о его личности и судьбе известно до обидного мало. Мы не найдем сведений о нем не только в общих энциклопедиях, но и в специализированных справочных изданиях: энциклопедическом словаре «Книговедение» (М., 1982), энциклопедии «Книга» (М., 1999), энциклопедии «Немцы России» (Т. 1. М., 1999). Не знаем мы и каким был облик первого частного типографа России, поскольку до нас не дошел его портрет.

Книгопечатание. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Книгопечатание. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Правда, исследовательнице С.Р. Долговой удалось найти и опубликовать прошение И.М. Гартунга к Екатерине II от 20 мая 1771 года, в котором он благодарил за разрешение завести частную типографию и просил ссуду в 6 тыс. руб. на 10 лет для ее обустройства. В прошении, в частности, говорилось, что И.М. Гартунг намерен «в России остаться и свою фамилию из Майнца сюда вывезти». Из этого свидетельства С.Р. Долгова сделала вывод, что «Гартунг – уроженец Майнца, одного из старейших немецких городов, известного как родина изобретателя книгопечатания Гутенберга» 2.

Автору настоящей статьи посчастливилось обнаружить в Российском государственном архиве древних актов новые материалы о деятельности И.М. Гартунга в России 3. Из них, в частности, следует, что до заведения собственного полиграфического предприятия он работал мастером словолитного дела в Сенатской типографии.

В XVIII веке Сенат являлся в России высшим государственным органом по делам законодательства, управления и суда. В 1721 году в Петербурге при нем была создана специальная типография, а в 1728­м особая Сенатская типография появилась и в Москве. Эти типографии представляли особое явление в издательской сфере России XVIII века. По образному выражению историка Д.Д. Шамрая, они были «механизированной частью канцелярии, по­скольку печатали текущие указы, паспорта и т.п.». Объемы работ были весьма значительными, ведь указ от 17 марта 1764 года «О признании публикуемых указов действительными, когда они будут печатные» вводил обязательность печатной формы распространения всех законодательных актов. Помимо указов, манифестов и других законодательных материалов, в Сенатских типографиях печатались штаты учреждений, формуляры делопроизводственных документов, паспорта, патенты, объявления казенных учреждений и частных лиц и др. Кроме того, здесь производилось изготовление гербовой бумаги и печатание бумажных денег (ассигнаций).

Переплетение книг. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Переплетение книг. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Большие объемы ежегодно выпускаемой печатной продукции требовали постоянного обновления шрифтового хозяйства, которое быстро изнашивалось из­за интенсивного использования. В связи с этим руководство Сената стремилось заполучить в типографию лучших мастеров словолитного дела из Европы. Так, в 1767 году здесь служили два выходца из Англии — Осип Симкенс и Иоганн Ульрих Наттер. Однако довольно быстро выяснилось, что они не знают основ создания шрифтов и даже не умеют варить гарт (сплав для их изготовления). И вот тогда, в августе 1767 года, в Сенатской типографии объявился «словолитного художества мастер Яган Гартунк», прибывший незадолго до этого в Россию, который обещал изготовить из казенных материалов до 100 пудов гарту, взяв за его производство по два рубля за пуд. Приготовленный Гартунгом к 3 сентября 1767 года сплав оказался высокого качества, а потому он решил проситься на постоянную службу в Сенатскую типографию.

Прошение И.М. Гартунга было очень кстати, поскольку мастер О. Симкенс совершенно не выполнял своих обязанностей. В рапорте от 15 октября 1767 года обер­прокурор М.Ф. Соймонов сообщал генерал­прокурору Сената А.А. Вяземскому, что «словолитец Симкенс не только ничего не делает, но и в словолитную редко является палату», а тем временем в типографии может оказаться недостаток в шрифтах, поскольку, например, «самонужнейшей азбуки, называемой миттель, литер набором не более четырех листов осталось». Соймонов предлагал принять И. Гартунга в типографию на место О. Симкенса.

Несмотря на очевидную профессиональную непригодность, О. Симкенс не пожелал оставить свое место без борьбы, а потому по его настоянию между ним и И. Гартунгом был проведен своеобразный конкурс. Образцы сплава, изготовленные обоими мастерами, были направлены на экспертизу в Академию наук. Из нее 13 декабря 1767 года было получено письменное свидетельство, подтверждавшее качество работы И. Гартунга, а «Симкенсова ж варения литерной состав признан совсем не годным».

Словолитец. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Словолитец. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

После еще двух месяцев проволочек, 25 февраля 1768 года, генерал­прокурор Сената А.А. Вяземский подписал приказ об увольнении О. Симкенса из Сенатской типографии и зачислении на его место И. Гартунга. В тот же день с ним был заключен контракт на четыре года. По нему он был обязан обеспечивать все потребности Сенатской типографии в шрифтах, обучать словолитному делу русских учеников, соблюдать правила пожарной безопасности во время работы. За труды ему полагалось жалованье в 350 руб., а также «на житье две камеры с казенными дровами и свечами».

Из различных документов, появившихся в ходе определения И.М. Гартунга в Сенатскую типографию, можно выявить новые факты из его биографии. Так, в одном из доношений директора Сенатской типографии С.С. Волчкова он характеризуется как «цесарец», то есть подданный Священной Римской империи. Эту информацию дополняет один из рапортов обер­прокурора Сената М.Ф. Соймонова, в котором говорится, что И.М. Гартунг «сказывает», что в искусстве словолитного дела он «упражнялся тринадцать лет в собственной типографии Римского императора, откуда и аттестат имеет». Сам И.М. Гартунг сообщает о себе: «Художеству своему обучался я у искуснейших мастеров, и во оном упражняюсь двадцать четыре года в чем и свидетельствован».

О том, насколько успешной была работа И.М. Гартунга в Сенатской типографии, можно судить по рапорту корректора Василия Троепольского от 10 июля 1770 года. В нем говорится: «Но как в два года почти с половиною им вылито российских литер только три да французских один шрифт, а ученики только знают лить и литеры чистить, а матризы пробивать и гарт варить, что всего нужнее, совсем не умеют, то не соблаговолено ли будет как ему Гартунгу, так и пуансонному мастеру Наттеру (ибо и сей в обучении никакого успеха не имеет) оставшее по контракту время употребить как можно на обучение всего того, чем они контрактом обязались, данных им учеников, так же и на вылитие других российских литер гартов, а для лучшего усмотрения их успеха подавали б они каждой месяц в типографию репорт, что ими сделано».

В итоге появился строгий приказ А.А. Вяземского от 23 июля 1770 года, предписывавший брать с И. Гартунга еженедельные рапорты о проделанной работе.

 

Окончание в следующем номере


1 Одну из последних публикаций полного текста указа см.: Русская журналистика в документах: История надзора. М., 2003. С. 46-47.

2 Долгова С.Р. О первых владельцах частных типографий в России (И.М. Гартунг и И.К. Шнор) // Книга: Исследования и материалы. М., 1976. Сб. 32. С. 178-179.

3 Самарин А.Ю. 1) Новые документы о первом владельце частной типографии в России И.М. Гартунге // Федоровские чтения, 2005. М., 2005. С. 517-528; 2) Первая в России частная типография И.М. Гартунга // Книга: Исследования и материалы. М., 2006. Сб. 85. С. 187-200.

КомпьюАрт 3'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства