КомпьюАрт

4 - 2007

Стандарт JDF — очередной шаг к автоматизации производства

Дмитрий Болдецов

История создания и развития

Структура JDF

Принцип работы билета заданий

Заключение

Стандарт JDF (Job Definition Format) подготовлен с учетом опыта в области автоматизации, накопленного полиграфической индустрией за годы работы с форматами Portable Job Ticket Format (PJTF) и CIP3 Print Production Format (PPF), и позволяет реализовать обмен информацией между JDF-совместимым оборудованием.

История создания и развития

В 1985 году компания Adobe вывела на рынок язык описания страниц PostScript, открывший новую эру настольного издательства — Desktop publishing. До появления PostScript каждый производитель оборудования или приложений предлагал собственные закрытые системы, которые трудно было совместить друг с другом. PostScript решил эти проблемы раз и навсегда, так как является аппаратно­независимым.

С появлением на свет стандарта PDF развитие систем и технологий вышло на новый уровень. Документ, созданный на любой платформе, будь то UNIX или Mac OS, теперь можно просматривать на разных машинах в его первозданном виде. В наши дни PDF­документы служат передаточным звеном между двумя технологическими цепочками.

Стандарт JDF пошел еще дальше. Он, как PostScript и PDF, не привязан к решениям производителей, но, в отличие от них, является полностью открытым стандартом. В его основе лежит язык описания данных XML. JDF представляет собой международный стандарт, разработанный консорциумом производителей с целью облегчить взаимодействие разных систем и приложений.

На выставке drupa 2000 четыре компании — члены консорциума CIP3: Adobe, Agfa, Heidelberg и MAN Roland — выступили с предложением ввести стандарт JDF. Дальнейшая разработка данного формата была передана консорциуму CIP3, который в связи с этим был реформирован в открытую общественную организацию и переименован в CIP4 (добавлена еще одна буква P, означающая Processes). Теперь его полное название — International Cooperation for Integration of Processes in Prepress, Press and Postpress. В CIP4 входят не только крупные производители, но и небольшие компании (разработчики, консультанты, издательства и др.), желающие внести свою лепту в разработку стандарта JDF. Сегодня в CIP4 более 300 членов. Спецификация JDF описывает около ста процессов, а также их входные и выходные ресурсы: 31 процесс относится к допечатной подготовке, 3 — к печати, 47 — к послепечатной обработке, 11 — к общим операциям — и включает более 190 отдельных ресурсов и их атрибутов.

В начало В начало

Структура JDF

Подробное описание стандарта можно найти на веб­сайте консорциума CIP4 (http://www.cip4.org). В насто ящий момент последняя версия стандарта — 1.3. Мы не будем вдаваться в тонкости всей спецификации, насчитывающей порядка 800 страниц, а рассмотрим только ключевые понятия и определения — такие, как заказ на печать, билет заданий, технологический процесс, автоматическая система управления предприятием АСУП (Management Information System, MIS), формат сообщений о заданиях JMF (Job Messaging Format) и описание возможностей устройства.

Заказ на печать

Заказ на печать поступает от клиента и служит основанием для начала работы.

Билет заданий JDF

Билет заданий JDF содержит совокупность данных по заказу и событиям, которые проходят через весь технологический цикл изготовления заказа. В данных может находиться самая разная информация — координаты клиента, стоимость заказа, необходимое количество бумаги и пр. События описывают время начала и конца каждого процесса, потребляемые или получаемые ресурсы, данные об итоговом состоянии процессов и об ошибках.

Билет заданий описывает технологические процессы, которые должен пройти заказ, чтобы на выходе получилась заказанная клиентом продукция. Каждый процесс имеет входные и выходные данные — ресурсы. Они могут быть представлены в виде материалов (например, пластин или красок) и параметров (например, печать в пять красок — CMYK+бронза). Как правило, результаты одного процесса обычно становятся входными ресурсами для другого. Например, результатом на выходе CtP служит готовая форма, которая поступает в печатную машину в качестве входного ресурса.

Структуру изготовления заказа можно представить в виде иерархического дерева (рис. 1), а билет заданий JDF служит своего рода проводником по ней. Билет состоит из одного или нескольких JDF­узлов, описывающих соответственно один или несколько процессов.

Структура JDF-задания

Рис. 1. Структура JDF-задания довольно проста: файл состоит из иерархии узлов (nodes), каждый из которых описывает либо составную часть задания (например, обложку или блок), либо процедуру, необходимую для ее выполнения (например, вывод диапозитивов или брошюрование): 1 — книга; 2 — обложка; 3 — блок; 4 — производство обложки; 5 — производство цветных тетрадей; 6 — производство черно-белых тетрадей; 7, 8, 9 — процедуры изготовления обложки; 10 — процедуры послепечатных работ; 11 — обработка на РИП цветных тетрадей; 12 — вывод диапозитивов цветных тетрадей; 13 — печать цветных тетрадей; 14 — процедуры послепечатных работ цветных тетрадей; 15 — обработка на РИП черно-белых тетрадей; 16 — печать черно-белых тетрадей на цифровой машине; 17 — брошюровка книги

Технологический процесс

Технологический процесс предполагает применение агента, контроллера, устройства, машины и АСУП/MIS.

Агент — программное обеспечение, создающее или редактирующее билет заданий JDF (в качестве агента может выступать даже простой текстовый редактор). Агенты добавляют узлы к существующим работам, а также изменяют их.

Контроллер — оборудование с поддержкой JDF, управляющее машинами и другими контроллерами.

Устройство — компонент с программным обеспечением, встраиваемый в оборудование или стоящий отдельно. Устройство может контролировать машину через электронный канал и обязательно должно быть JDF­совместимым. Оно отдает подключенной машине команду на выполнение операции, указанной в JDF­узле билета заданий.

Машина — оборудование, разработанное для выполнения физических операций, например цифровая печатная машина или растровый процессор.

АСУП (автоматизированная система управления производством) / MIS (Management Information Systems) — это центр управления техпроцессами. Она контролирует процесс прохождения печатного заказа, одновременно обрабатывая множество билетов заданий. Билеты при помощи контроллеров рассылаются на конкретные устройства. Каждое устройство обрабатывает процесс, описанный в JDF­узле, в результате чего подсоединенная к нему машина выполняет указанное действие. Обработав один узел, устройство добавляет событие к контрольному элементу AuditPool данного узла. Информация в AuditPool служит для контроля за выполнением печатного заказа и поиска ошибок, а также для анализа качества выполнения заказа.

В АСУП может быть реализована возможность обмена сообщениями между устройствами через формат сообщений заданий — JMF (Job Messaging Format) — рис. 2. Посредством сообщений АСУП позволяет звеньям производственной цепи общаться между собой на общем языке, а сотрудник, который следит за состоянием заказа, может получить информацию о ходе выполнения работы, причем в виде полного подробного отчета: «Идет вывод пятой пластины на CtP. Всего в задании 50 пластин. Средняя производительность — 10 пластин в час». Сообщения JMF отправляются по протоколу Hyper Text Transfer Protocol (HTTP) или передаются через горячую папку.

Рис. 2. Схема взаимодействия контроллеров и устройств

Рис. 2. Схема взаимодействия контроллеров и устройств

Описание возможностей устройства

Под описанием возможностей устройства подразумевается представление в цифровом виде технических возможностей оборудования. Например, фотовыводное устройство имеет формат А2 и максимальную линиатуру 175 lpi. Если отправить на него документ А1 с линиатурой растра 200 lpi, то он не сможет корректно выполнить JDF­узел (вывести файл), так как для него требуются больший формат оборудования и другая линиатура, не поддерживаемые устройством.

В начало В начало

Принцип работы билета заданий

На этапе открытия заказа на печать оператор инициирует билет заданий JDF в системе АСУП (его можно также получить непосредственно от заказчика или от репроцентра вместе с PDF­файлом). Изначально билет может содержать только общие сведения о заказе без детализированной информации о процессах, необходимых для получения печатной продукции, такие как тираж, бумага на блок и обложку, формат издания и т.п. Все процессы и свойства заказа кодируются специальными операторами с атрибутами, имеющими определенное числовое значение.

По мере прохождения цепочки заказа по звеньям производственной цепи его описание будет обрастать технологическими подробностями: параметрами спуска полос, данными об обрезном формате, спецификацией фальцовки и т.д.

В начало В начало

Заключение

Безусловно, с выходом стандарта JDF у полиграфистов появилась возможность вывести предприятие на принципиально новый уровень управления. Причем целью JDF является объединение не только допечатных, печатных и послепечатных процессов, но и подключение систем CRM и ERP, не имеющих непосредственного влияния на технологический цикл производства. Пожалуй, JDF поможет достичь большего прогресса в этом вопросе, чем когда­то удалось PostScript и PDF, — ведь речь идет об автоматизации не только одного участка, а всего предприятия.

Планомерный переход на JDF­совместимое оборудование уже начался. Об этом можно судить по количеству инсталляций. Процесс перехода на новые рельсы будет долгим и завершится только через 10­15лет, когда предприятия полностью сменят оборудование.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2007

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства