Взгляд изнутри на российскую команду Adobe
В сентябре прошлого года на российский рынок вышел один из мировых лидеров программного обеспечения — компания Adobe Systems. В течение пяти месяцев наша редакция внимательно следила за работой ее российского представительства: мы посещали всевозможные встречи, семинары и другие мероприятия. Наконец мы договорились с командой представительства о встрече и подготовили для них 15 наиболее интересных, на наш взгляд, вопросов. Во время непринужденной беседы на наши вопросы ответили глава представительства Павел Черкашин, заместитель главы представительства Ольга Мананникова и директор по продажам Александр Потапов.
1. Что удалось сделать с момента открытия филиала? Интересны цифры (количество реселлеров, проданных коробок) и их динамика.
Павел Черкашин: Мы сконцентрировали усилия на развитии партнерской сети — привлекли и обучили новых реселлеров, а также провели курсы по повышению квалификации для работающих сотрудников. Хочу отметить, что их число увеличилось с нескольких десятков до 300 человек. Что касается продаж, то пока сложно дать оценку в абсолютных цифрах. С 2005 года общий рост составлял порядка 100% в год, а по некоторым позициям — до 200%. Надеемся, что такая динамика сохранится и в нынешнем году.
2. Какова стратегия филиала на этот год — будете делать упор на корпоративных клиентов или на потребительский сектор?
Александр Потапов: У нас два равнозначных приоритета: продвижение платформы интеллектуального документооборота и традиционной для Adobe линейки продуктов для дизайна и издательского бизнеса. Ну и, конечно же, мы приступаем к освоению потребительского рынка.
3. Российский рынок ПО очень специфичен вследствие высокого уровня пиратства. Каким образом вы планируете привлекать и удерживать своих пользователей?
П.Ч.: Мы стараемся действовать по принципу кнута и пряника, причем пока что концентрируемся на второй составляющей ( улыбается).
Например, сейчас мы размещаем билборды о вреде пиратского ПО в Москве и в других крупных городах России, причем в специфических местах: рядом с «Горбушкой» и с другими популярными точками продаж пиратского ПО. Они выполнены в юмористическом стиле и воздействуют на человека на уровне положительных эмоций. Стараемся делать упор на преимущества легального ПО, главными из которых являются локализованная документация на русском языке, стабильность работы и всесторонняя поддержка. Для многих групп пользователей устанавливаем скидки, доходящие порой до 90%.
4. На мой взгляд, одно из конкурентных преимуществ легального ПО — это всесторонняя поддержка пользователей, в первую очередь по горячей телефонной линии и по Интернету. Есть ли планы по открытию helpdesk?
Ольга Мананникова: В первую очередь мы собираемся организовать онлайнподдержку. Что касается горячей телефонной линии, то она будет организована в течение этого года. Пока что право на поддержку мы предоставляем нашим дистрибьюторам. Корпоративные клиенты получают поддержку на контрактной основе. Повторю еще раз: рано или поздно полноценный helpdesk обязательно заработает.
5. Какой продукт от Adobe продается сегодня на российском рынке лучше всего? Прослеживаются ли какието ярко выраженные тенденции по отдельным позициям?
А.П.: Безусловными хитами продаж являются Photoshop, Creative Suite и Acrobat. Увеличение продаж Acrobat в последние месяцы растет лавинообразно. Я считаю, что это вызвано несколькими причинами. Вопервых, культура ведения документооборота в последнее время выросла вместе с его объемом и перешла на новый уровень. Вовторых, пользователи, осознав всю мощь связки Acrobat + Live Cycle, убедились, что на этой платформе действительно можно организовать полноценное и относительно недорогое решение. В некоторых страховых и государственных компаниях оно стало внутренним стандартом.
Продукты, ориентированные на разработку вебконтента и видеомонтажа, также имеют ярко выраженную тенденцию роста спроса. Эти линейки уже давно зарекомендовали себя в кругу профессионалов как надежные решения.
6. Компания Adobe за пределами России активно ведет издательскую деятельность. В ее арсенале такие уважаемые издания, как Photoshop User, Layers, Proxy, Illustrator Techniques. Планируется ли выпуск русскоязычной версии этих изданий?
О.М.: Да, конечно. Пока мы сотрудничаем с несколькими авторитетными периодическими изданиями для профессионалов. В них публикуются тематические разделы, полностью посвященные технологиям и продуктам Adobe Systems. В «Паблише» — Abobe Magazine, в «КомпьюАрте» — Adobe Art, в издательском доме Mediasign — сборник уроков по Photoshop. По сути, эти разделы представляют собой журнал в журнале.
С ростом числа пользователей вероятность появления журнала от Adobe довольно высока. Но это не означает, что мы откажемся от партнерства с нашими коллегами в будущем. Поверьте, у компании столько интересных ноухау и продуктов, что с лихвой хватит на несколько журналов.
7. У компании Adobe есть программа сертификации специалистов Adobe Certified Expert (ACE). Расскажите, пожалуйста, о ней.
П.Ч.: Существует три уровня программы: Single Product Certification, Specialist Certification и Master Certification. Первый из них — Single Product Certification — подтверждает уровень знаний по одному продукту Adobe. Для получения статуса ACE необходимо сдать экзамен по любому продукту компании Adobe из числа доступных в настоящее время: Acrobat Professional, Illustrator, Photoshop, Adobe InDesign, GoLive, After Effects или Premiere Pro.
Сертификация Specialist Certification направлена на подтверждение уровня знаний в определенной области: допечатная подготовка (Print Specialist), Интернет (Web Specialist) или видео (Video Specialist). Для получения статуса ACE Specialist необходимо сдать три экзамена по выбранной специализации.
Master Certification подтверждает уровень знаний по комплексным программным пакетам Adobe. Для получения сертификата ACE Master необходимо сдать экзамены по всем продуктам, входящим в пакет. Сегодня статус Master доступен по Adobe Creative Suite и включает сдачу экзаменов по Acrobat, GoLive, Illustrator, InDesign и Photoshop.
8. Есть ли в России авторизованный центр сертификации?
О.М.: В России два авторизованных центра сертификации по программе ACE: Академия ЛАНИТ и центр «Специалист» при Бауманском техническом университете. У академии развитая региональная сеть, есть свои региональные компании в Хабаровске, Нижнем Новгороде и в других городах. Любой желающий может заказать тест и пройти его в своем городе.
9. Какова цена и ценность сертификата?
П.Ч.: Стоимость одной попытки сдачи экзамена — 170180 долл. (в зависимости от тестового центра). Экзамены Adobe представляют собой компьютерные тесты на английском языке. Использование какойлибо литературы при сдаче экзамена запрещено. В каждом тесте от 60 до 90 вопросов с вариантами ответов. Экзамен длится от одного до двух часов. Результат экзамена становится известен сразу.
Сдача сертификационных тестов от Adobe — отличный способ повысить свои знания и подтвердить высокий уровень квалификации, что, несомненно, повысит самооценку профессионала, а также положительно скажется на его стоимости на рынке труда.
10. Какие преимущества получает участник этой программы?
О.М.: Повышается доверие клиентов и работодателей — к вам относятся как к высококвалифицированному специалисту и пользователю программного обеспечения Adobe. Вообще, прохождение тестов и сертификации — это многолетняя мировая практика подтверждения квалификации специалиста. Любой человек, претендующий на звание профессионала, должен проходить регулярную проверку знаний.
11. Многие софтверные компании активно поддерживают образовательные программы. Какие планы у российского представительства Adobe?
А.П.: Мы запускаем две программы. Первая — в поддержку студентов и школьников старших классов, в рамках которой можно будет приобрести локализованную версию Creative Suite 2.3 с 90процентной скидкой. Вторая программа подразумевает поставку наших продуктов учебным центрам — тоже со скидкой, доходящей до 90%.
12. 18 февраля состоялась мировая премьера продукта для фотографовпрофессионалов Abobe Lightroom. Каковы перспективы этого пакета в России? Будет ли он локализован? Если да, то когда?
П.Ч.: Продукт в течение года находился в открытом доступе на стадии бетатестирования и привлек большое внимание. Более 500 тыс. профессиональных фотографов со всего мира участвовали в его разработке. Безусловно, в России он тоже набирает обороты. Однако, к сожалению, в ближайшее время его локализация не планируется.
13. Каким образом осуществляется обратная связь с пользователями, касающаяся локализации ваших продуктов? Существуют ли бетатестеры локализованных версий в России?
О.М.: С момента выхода локализованной 8й версии Adobe Acrobat мы запустили программу по поддержке бетатестеров. Заинтересованный специалист может прислать заявку по электронной почте или обратиться в наш офис и стать бетатестером одного из продуктов, взяв на себя определенные обязательства. В России пока несколько десятков бетатестеров, и мы надеемся, что их число будет расти.
14. Adobe после поглощения Macromedia получила доступ к технологиям Flash, который сегодня стал практически стандартом дефакто в вебмультимедиа. Как вы считаете, какое влияние окажет Flash на очередную версию Adobe Acrobat? В 8й версии мы увидели сервис Acrobat Connect, по сути — это Macromedia Breeze.
П.Ч.: Общая стратегия компании по развитию стандарта PDF направлена на постепенное внедрение технологии Flash в Acrobat и называется Engagement (вовлечение. — Прим. ред.). Суть технологии заключается в объединении сторонних приложений и устройств, основанных на Flash, в единое информационное пространство. Влияние технологии Flash от версии к версии будет только увеличиваться.
15. Как выглядит российский рынок ПО по сравнению с восточноевропейским?
А.П.: Российский софтверный рынок по сравнению с рынком Восточной Европы еще очень молод. Люди, продающие наши продукты, порой не обладают необходимым уровнем знаний для раскрытия всех конкурентных преимуществ. В особенности это касается региональных компаний. Покупатели тоже очень часто не имеют представления обо всех возможностях ПО. Зрелость рынка — вопрос времени и наших усилий.
Беседу провел Дмитрий Болдецов