КомпьюАрт

5 - 2007

Новый фактор на букву «Н»

Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru), генеральный директор типографии «Арес»

Смотрят на цифры, а не на объяснения

Смешные зарплаты — это совсем не смешно

В сухом остатке

Вопрос. Каков в настоящее время размер НДС и налога с продаж?
Ответ. Типографии налогов не платят.

Из ответов одного соискателя
на должность менеджера по продажам
на вопросы анкеты с сайта printing.ru

Бытует мнение, что экономика типографии — дело достаточно простое. Предприятие продает время работы оборудования (или приладки­прогоны, что одно и то же) и при этом имеет более или менее фиксированные статьи расходов: аренда, зарплата, амортизация и ремонт машин, логистика…

Самый простой бизнес­план из встречавшихся мне за последнее время был изложен устно одним молодым владельцем типографии. Звучал он следующим образом: «Занимаю денег, покупаю б/у Speedmaster формата А1; печатаю по самым низким ценам, скажем по 1000 долл. за смену; при круглосуточной работе выходит тысяч 50­60 в месяц; расходов тысяч на 20, не больше (остальное — доходы); за год расплачиваюсь с долгами; потом работаю в прибыль года три­четыре, зарабатываю миллион, продаю машину и ухожу на покой». Простенько и со вкусом, не правда ли?

Анализируя подобные «бизнес­планы», легко заметить следующую интересную особенность: в перечне расходных статей почти никогда не фигурируют налоговые выплаты. Очевидно, по мнению многих полиграфистов, они настолько незначительны, что ими можно пренебречь.

Однако тем, кто так считает, в ближайшее время предстоит столкнуться с проблемами, которые, как минимум, внесут существенные коррективы в их представления об экономике типографии, а возможно, будут иметь и куда более серьезные последствия. Речь идет о новом подходе к налоговым отчислениям предприятий, который де­факто практикуется соответствующими органами с середины прошлого года. Хотите вы того или нет, но этот подход будет применен и к вашей типографии. А если ваш бизнес­план таких расходов не предусматривает – тем хуже для вас.

Смотрят на цифры, а не на объяснения

Первое, на что обращают внимание налоговики, — это общий размер налоговых отчислений в сравнении с выручкой предприятия. Если налогов платится мало, менее 10% от выручки, то для налоговых органов это недвусмысленный сигнал. При этом, как ни прискорбно, никакие отраслевые особенности в расчет не принимаются. Предприятия создаются и существуют с целью извлечения прибыли, а прибыльное предприятие должно платить налоги — именно этой посылкой всегда руководствуются налоговики.

Предприятие может попасть под подозрение, если при существенном росте выручки его налоговые отчисления не изменяются или возрастают незначительно. Еще один сигнал — если в декларациях по НДС размер вычетов превышает 95% от начисленного налога. Для налоговиков это ясное свидетельство того, что компания использует незаконные схемы ухода от налогообложения.

Типографиям, для которых характерны вышеперечисленные признаки, следует ожидать неминуемой налоговой проверки. При этом проверяющие будут стараться выявить завышение себестоимости, случаи оплаты несуществующих товаров, работ и услуг.

Какой бы стройной и непротиворечивой ни была ваша учетная политика, в каком бы безупречном порядке ни находилась бухгалтерия, какие бы объяснения вы ни выдвигали и на какие бы трудности ни ссылались — если налогов платится мало, штрафы практически неизбежны. Поверьте на слово!..

В начало В начало

Смешные зарплаты — это совсем не смешно

Одно из главных направлений, по которым действуют налоговые органы, — это борьба за легализацию зарплат. Еще в прошлом году при большинстве налоговых инспекций всех уровней были созданы специальные комиссии, контролирующие уровень заработной платы на подведомственных предприятиях. Их задача — выявление предприятий, предположительно занижающих расходы на зарплату.

Налоговые органы анализируют уровень выплачиваемой зарплаты, указанный в налоговой отчетности предприятий. Его сравнивают с официальными средними величинами, отраслевыми (средний уровень зарплат по отрасли или по виду деятельности) или территориальными (уровень прожиточного минимума для конкретного региона). Если зарплата на предприятии существенно ниже официальных показателей, оно автоматически привлекает к себе пристальное внимание налоговых органов.

Под подозрение могут попасть организации, для которых характерен существенный разрыв между оплатой труда руководства и остальных сотрудников. В этом случае налоговики предполагают, что руководителям фактически начисляют зарплату остальных работников, используя низкие ставки регрессивной шкалы единого социального налога. Понятно, что противоположный вариант — когда начальство получает так же мало, как и остальные, — будет расцениваться как не менее сомнительный.

Начиная с этого года московские комиссии по легализации затрат намерены систематически определять среднеотраслевые показатели по заработной плате. В качестве источников используются объявления о найме на работу и сайты вакансий, статистические данные, сведения из общей базы налогоплательщиков. Эти показатели станут основными ориентирами для налоговиков. Остается лишь надеяться, что они будут соответствовать реальности.

Поводом для пристального внимания проверяющих может стать письмо от недовольного сотрудника предприятия. Обычно такие письма приходят от недавно уволившихся (или уволенных) работников, недовольных действиями руководства. Если автора письма удается установить, налоговые органы вызывают его для подробной беседы и, в случае серьезных нарушений со стороны работодателя, начинают действовать.

В начало В начало

В сухом остатке

Какие последствия все это может иметь для нашего рынка? Конечно, в сегодняшней непростой ситуации любое дополнительное бремя, ложащееся на плечи типографий, делает их жизнь еще более сложной. Когда маржа минимальна, любое увеличение расходов, даже не очень значительное, может превратить прибыльное предприятие в убыточное. Однако большинство серьезных типографий и без понуканий со стороны налоговиков неуклонно движутся в направлении упорядочения своей финансовой и налоговой дисциплины.

Нововведения ударят прежде всего по маргиналам — тем, кто привык работать «в черную» и именно на этом основывает свою ценовую политику. В течение долгого времени именно они своим бессмысленным демпингом разрушали рынок печатных услуг, не давая ему нормально развиваться. Тенденцией последних лет стал массовый уход таких типографий с рынка, и это не может не радовать. Новые методы работы налоговиков еще больше осложнят маргиналам жизнь.

Пора делать выбор: выходить из тени и начинать работать по всем правилам или вообще уходить. Иначе за вас этот выбор сделает кто­нибудь другой, и почти наверняка результат вам не понравится.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства