Токен: 2SDnjdcciqw

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

Токен: 2SDnjeZdLGq

Рекламодатель: ИП Печенюк Марина Александровна

ИНН/ОГРНИП: 391501720367/314392603600110

Сайт: https://stanber.com

Токен: 2SDnje5G9Yd

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjdoFnEm

Рекламодатель: ООО «Сервисный центр 21-й век»

ИНН/ОГРН: 7743104002/1157746516223

Сайт: https://www.lrt.ru

КомпьюАрт

5 - 2007

Зрение человека и экран компьютера

Стефан Стефанов

Глаз, солнце и плоды цивилизации

Как спасти глаза?

Будь не солнечен наш глаз,
Кто бы солнцем любовался?
Гёте

Глаз, солнце и плоды цивилизации

Сопоставление человеческого глаза и солнца так же старо, как человеческая цивилизация. И это не только поэтический образ, ведь у человеческого зрения и солнечного света глубокие причинно­следственные связи. Греческий философ Плотин еще 2 тыс. лет назад писал: «Никогда бы глаз не смог воспринять солнце, если бы сам не был подобен солнцу».

Зрение является для человека одним из основных средств получения информации об окружающем мире, а потому развитие средств информации неразрывно связано с проблемами человеческого зрения. В глубокой древности появились рукописи, в XIX веке — кино, в первой половине XX века — телевидение, а в середине ХХ века — компьютеры. Полиграфия сделала книгу и периодические печатные издания массовым явлением, положив начало развитию средств массовой информации (СМИ). Развитие кино, а позже телевидения вызвало в обществе дискуссию о том, как эти СМИ влияют на глаза человека. Проблема стала еще более острой с появлением персональных компьютеров. Глаза у работающих за компьютером быстро уставали, начинали болеть, и зрение заметно ухудшалось. Для решения проблемы были разработаны защитные экраны и специальные очки, однако действенность этих средств остается крайне низкой.

Неэффективность мер по устранению последствий работы за монитором можно объяснить только фундаментальностью причин. Основная причина, вероятно, кроется в устройстве и в принципе работы экрана — в сильном свечении. Появление жидкокристаллических и плазменных экранов разных видов проблему не решает. Кардинальное же ее решение возможно в случае изменения принципа работы самого экрана.

Человеческий глаз — детище солнечного света. Человеческое зрение приспособлено к свету солнца, однако мы очень редко смотрим на солнце, поскольку днем свет от него очень яркий. В повседневной жизни человеку смотреть на солнце вовсе не нужно. Ориентиры в пространстве, пищу, друзей и врагов, орудия труда и плоды нашего труда — все многообразие окружающего нас мира мы воспринимаем в отраженном свете. С появлением искусственных источников света ситуация изменилась. Прямое восприятие источников света приобрело утилитарный характер: светофор, габаритные огни, предупредительные проблесковые источники, светящиеся рекламные тексты и изображения. Тем не менее человек способен напрямую воспринимать свет от такого источника недолго и только в том случае, если свет его не ослепляет. Человеческий глаз приспособлен к восприятию отраженного света, слабых свечений и ярких кратковременных проблесков источников света.

Книга и кино воспроизводят изображение в отраженном свете. Недостаток печатного изображения состоит в том, что оно должно постоянно находиться близко к глазу — на расстоянии 25± 15 см. В природе глаз непрерывно меняет точку восприятия в пространстве. При чтении расстояние всегда почти одно и то же, в результате глаза, конечно, устают. В кинотеатре глаз устает от мерцания изображения. Телевидение добавило к мерцанию прямой источник света. Экран компьютера объединил в себе все отрицательные стороны основанных на визуальном восприятии средств массовой информации (печатных изданий, кино и телевидения), став при этом и рабочим инструментом, и одним из средств досуга. Всё, к чему не приспособлен, точнее, для чего не предназначен человеческий глаз (зрение человека), сосредоточено в экране компьютера: близость источника информации, мерцание, прямое восприятие света от источника, восприятие без изменения точки обзора, многочасовая и ежедневная работа за монитором.

Современный человек, особенно городской, стал заложником компьютера, телевизора, и не только. Он уже даже в транспорте читает электронные книги и не отрывает глаза от экрана мобильного телефона. Современный человек видит мир с экрана и теряет при этом не только зрение, но и ощущение реальности событий и мира в целом.

В начало В начало

Как спасти глаза?

Ответ на вынесенный в заголовок вопрос достаточно очевиден — нужен экран, работающий в отраженном свете. Причем это не утопия, а реальность! Сегодня уже создана черно­белая электронная бумага, а ведь это тот же экран, работающий в отраженном свете! Представьте себе решетку (упаковку) с куриными яйцами, причем одна половина каждого яйца будет белой, а вторая — черной. Когда яйца в упаковке одинаково повернуты, то вся ее поверхность будет белой или черной. Однако если хотя бы несколько яиц повернуто по­разному, то получается черно­белое изображение.

Конечно, 30 яиц в стандартной упаковке — это всего лишь наглядная модель структуры электронной бумаги. В действительности ячеек в электронной бумаге гораздо больше и размеры их существенно меньше, а вместо яиц в них находятся микроскопические шарики. Управляющая система — компьютер — должна только поворачивать шарики, чтобы на экране возникали текст, выворотка или штриховая иллюстрация. Однако для того, чтобы их увидеть, необходимо наружное освещение, как и при чтении книги.

Такие похожие на коврики экраны уже созданы. Сегодня речь идет о цвете. И в технической литературе уже появились публикации о принципах создания цветной электронной бумаги, где изображения создают не шарики (они инерционны и слабо чувствительны к управляющему сигналу), а жидкости типа «вода — масло». Под воздействием управляющего сигнала компьютера меняются молекулярные силы натяжения и на поверхность ячейки всплывают или одна, или вторая жидкость либо две сразу в разном соотношении — от 0 до 100%. Таким образом, в одной ячейке можно создать все оттенки серого — от белого до черного. Все как на полиграфическом оттиске — белая бумага, растровые элементы от 2 до 98% (на мелованной бумаге в офсетной печати) и плашка (100% краски).

Для получения широкого цветового охвата необходимы как минимум четыре ячейки, работающие как одно целое. Фактически требуется аналог растровой четырехточечной структуры из желтого, пурпурного, голубого и черного элементов на полиграфическом многокрасочном оттиске. Конечно, буквальный перенос идеи с четырехкрасочного оттиска (CMYK) на электронную бумагу — плохое и наивное решение. Трудно будет получить хороший белый или черный цвет, хотя в балансе желтая, пурпурная и голубая краски дают достаточно хороший серый в большом интервале. На вертушке Максвелла красный, зеленый и синий с черным пятном в центре при вращении дают белый цвет. Однако, наверное, необходимо будет вводить мерцание, что плохо. Вероятно, можно будет использовать четыре ячейки с другими сочетаниями цветов: черный/белый, желтый/синий, пурпурный/зеленый и голубой/красный. В этом случае, в первом приближении, все должно получиться, может быть, даже без применения мерцания.

При использовании электронной бумаги в качестве экрана компьютера зрение пользователей будет спасено. Причем это позволит решить и фундаментальную проблему полиграфии — достичь соответствия экранной цветопробы полиграфическому оттиску.

* * *

Изложенные в настоящей заметке предложения — всего лишь «сырые» идеи без какой бы то ни было экспериментальной проверки. Но кто бы ни решил проблему создания работающих в отраженном свете экранов — выиграют от этого все: и компьютерщики, и полиграфисты, и, что особенно важно, наше зрение, для которого будут созданы оптимальные условия.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства