Сервисное обслуживание допечатного оборудования
Пользователи устаревшего оборудования
Пользователи нового оборудования
Допечатные технологии и оборудование в последние два десятилетия стали, пожалуй, наиболее динамично развивающимся сегментом полиграфического рынка. Казалось бы, еще совсем недавно в типографиях выклеивали макеты публикаций с последующей пересъемкой и прочими прелестями допечатных процессов дофотонаборной эры. Появление фотонаборных автоматов привело к значительному упрощению процесса подготовки публикаций к печати. Сократилось время, необходимое для того, чтобы информация оказалась перенесенной на офсетную пластину, упростилась процедура подготовки изображений к печати, стало легче обнаруживать и исправлять ошибки еще до того, как печатная машина выдаст первый оттиск. И это далеко не все преимущества фотонаборов.
Неоспоримые достоинства фотонаборной техники, наряду с внедрением настольных издательских систем открытой архитектуры, обусловили рост препресссегмента полиграфической отрасли в целом. Благодаря относительной дешевизне фотонаборных автоматов начального уровня (капстановые устройства ECRM, Ultre и др.) на полиграфическом рынке возникло множество мелких препрессбюро, основным бизнесом которых был вывод фотоформ «на сторону». Средние и крупные типографии, а также препрессбюро, хозяева которых сумели правильно организовать производственный процесс, приобретали более серьезную технику — устройства с внутренним или внешним барабаном от таких производителей, как AGFA, Heidelberg, Screen и др.
Около 10 лет назад парк фотонаборной техники в нашей стране практически полностью состоял из нового оборудования. Случаи приобретения подержанной техники на вторичном рынке были крайне редки, в том числе и потому, что б/уоборудования, с которым его хозяева желали бы расстаться, попросту не было.
C появлением фотонаборных автоматов в типографиях и препрессбюро возникла необходимость в сервисном сопровождении этого оборудования, поскольку для обеспечения работоспособности новой техники было уже недостаточно навыков и знаний штатного технического персонала. Естественно, основную нагрузку по техническому сопровождению установленного оборудования несли компаниипоставщики, в редких случаях — непосредственно представители фирм — производителей фотонаборной техники. На первых порах техническая поддержка оборудования была необременительна для предприятий, поскольку практически полностью производилась в рамках гарантийного сопровождения техники.
В конце 90х годов на смену фотонаборным автоматам пришли устройства прямого экспонирования на специальные офсетные пластины — системы CtP. Их внедрение в производство продолжается и в настоящее время, причем процесс этот идет довольно медленно. Тому есть множество причин — одни более явные, другие до сих пор служат поводом для бурных дискуссий между поставщиками оборудования и теми, для кого это оборудование предназначается. Тем не менее факт остается фактом: несмотря на преимущества технологии CtP в плане качества получаемых на выходе печатных форм, у этой технологии есть также и ряд весьма серьезных для конечного пользователя недостатков. Это и дороговизна оборудования в сравнении с фотонаборными автоматами, и чехарда с технологиями и используемыми расходными материалами, и повышенные требования к соблюдению параметров технологического процесса при производстве печатных форм — перечень можно продолжать. Производители систем CtP работают над устранением недостатков и совершенствованием своего оборудования, но, к сожалению, ничто в этом мире не делается моментально. Все это привело к тому, что переход от фотонаборов к CtP несколько затянулся.
В настоящее время парк российского допечатного оборудования не столь однообразен, как в пору появления фотонаборных автоматов. Продолжают работать фотонаборы, приобретенные еще у таких «монстров» отечественного полиграфического рынка, как «Софт Юнион» или «Интермикро» (сами эти компании давно уже стали достоянием истории, а фотонаборные автоматы с их наклейками продолжают исправно экспонировать фотопленку на радость своим хозяевам). Множество больших и средних типографий и дизайнбюро идут в ногу со временем и используют в своей работе недавно приобретенные устройства CtP. Наконец, есть достаточно большое количество организаций, вышедших на полиграфический рынок относительно недавно и использующих приобретенное с рук оборудование (в основном фотонаборы). Замечу, что пути, которыми попадает в такие организации техника, разнообразны и зачастую весьма сложны. Ктото предпочитает иметь оборудование, работу которого он видел своими глазами, ктото приобретает технику из США или Европы, потому что «только там есть настоящий сервис», ктото покупает кучу металлолома, потому что «оно еще вчера работало» и покупателю сказали, что за смешную сумму можно все «это» починить и сделать практически новым.
Чем сложнее становится используемая техника, тем очевиднее необходимость в сервисном сопровождении оборудования. Желательно, чтобы обслуживание это было профессиональным и являлось превентивным по назначению, то есть в первую очередь направленным на предупреждение появления неисправности. Рассмотрим подробнее, каким может быть сервисное обслуживание техники для каждой из перечисленных групп пользователей оборудования.
Пользователи устаревшего оборудования
К этой группе относятся в основном организации, купившие комплект для вывода фотоформ во времена расцвета этой технологии и продолжающие до сих пор эксплуатировать однажды приобретенную технику. В такой организации давно уже отстроены все технологические процессы, а персонал был проинструктирован еще во время пусконаладочных работ инженерами фирмыпоставщика. Даже если работающие в узлах технологической цепочки люди успели несколько раз поменяться, новые сотрудники, приходя на свое рабочее место, получили исчерпывающие инструкции, а может быть, и поработали под присмотром более опытных товарищей. Со времени, когда оборудование находилось на гарантийном обслуживании, изучены его слабые и сильные стороны, составлен список деталей и узлов, которые часто выходят из строя, имеется небольшой комплект наиболее критичных для обеспечения его работоспособности запасных частей.
Основной проблемой для таких организаций является то, что, к сожалению, их оборудование устаревает — как морально, так и физически. Компанияпроизводитель закончила выпуск данного типа фотонаборных автоматов; срок, в течение которого производитель гарантирует на своем складе наличие запасных частей, истекает или уже истек, а число инженеров, способных починить данную модель, стремится к нулю. По этим причинам требуются все более серьезные материальные затраты на поддержание установленной техники в работоспособном состоянии.
Сервисное обслуживание таких организаций, как правило, заключается в обеспечении компании запасными частями и расходными материалами, а также в выездах инженеров сервисного центра по заявке заказчика. Идеальным вариантом для подобной компании было бы заключение сервисного договора, по условиям которого специалисты сервисного центра приезжали бы не только на устранение поломок техники, но и с целью проведения периодического профилактического сервисного обслуживания согласно регламенту, установленному производителем. Существуют контракты, в рамках которых сервисный центр обязуется хранить на своем складе запасные части, предназначенные исключительно для оборудования заказчика, заключившего договор. Организации, для которых простой оборудования недопустим, могут заключить договор на срочное обслуживание, в соответствии с которым сервисный центр обязуется организовать выезд специалиста в строго оговоренный срок. Для Москвы этот срок, как правило, не превышает часа, в случае же, если техника установлена в другом городе, выезд инженера производится в течение суток с момента получения заявки. Однако все эти варианты, за редким исключением, остаются нереализованными, поскольку далеко не каждый руководитель предприятия решится тратить деньги «на будущее», имея в распоряжении исправно работающее оборудование. В результате в случае внезапного выхода из строя техники такие клиенты вынуждены сначала ожидать приезда сервисинженеров, которым приходится перекраивать свой и без того плотный график, а потом еще ждать поставки запасной части взамен вышедшей из строя. Поскольку запасная часть заказывается незаблаговременно, время простоя участка фотовывода увеличивается просто катастрофически.
Пользователи нового оборудования
К этой группе относятся компании, купившие устройство CtP. Компании, располагавшие до этого фотонаборами, как правило, вынуждены полностью перестраивать технологический процесс (из цепочки выпадает участок монтажа фотоформ, добавляется участок контроля качества офсетных пластин и т.д.); те же, кто фотонаборами не располагал, отстраивают процесс допечатной подготовки «с нуля». В любом случае персонал участка допечатной подготовки нуждается в обучении работе с новым оборудованием. То, насколько эффективно будет потом работать приобретенная техника, напрямую зависит от того, насколько качественно инженеры сервисного центра выполнят свою работу по пусконаладке комплекса и обучению персонала.
В течение гарантийного срока эксплуатации техники основной заботой технического персонала типографии является выполнение всех рекомендаций сервисного центра по регламентному обслуживанию CtP. В этом случае ремонт оборудования производится в рамках гарантийного обслуживания и не приводит к дополнительным финансовым затратам со стороны пользователя.
Задача сервисного центра при обслуживании подобного заказчика сводится к организации периодического профилактического обслуживания оборудования, направленного на сокращение вероятности поломки и простоя техники, а также на сокращение времени устранения неисправности, если поломка все же произошла. Важно также организовать постоянную поддержку операторов заказчика по решению проблем, возникающих в процессе эксплуатации техники, пока операторы до конца ее не освоили. По окончании гарантийного срока сервисный центр, как правило, предлагает клиенту заключить договор на постгарантийное обслуживание техники. Будет ли заключен контракт на постгарантийную поддержку, напрямую зависит от того, насколько эффективной оказалась техническая поддержка компании в период гарантийного обслуживания, ведь заказчик может найти себе другого сервисного партнера.
Пользователи б/у-оборудования
Самыми проблемными в плане организации сервисной поддержки оборудования являются компании, приобретающие подержанную технику. В случае с новым оборудованием либо оборудованием неновым, но приобретавшимся когдато как новое по крайней мере известно, что оно изначально было работоспособным и его технические характеристики соответствовали тем, что были заявлены заводомизготовителем. Если же сервисному центру предлагается взять на обслуживание подержанное оборудование, приобретенное не у производителя, а «с рук», то соответствие технических характеристик когдато заявленным никто гарантировать не может. Персонал в такой организации, как правило, имеет смутное представление о закупленном оборудовании и о том, каким образом на нем нужно работать.
Таким образом, первая задача, которая в данном случае стоит перед инженерами сервисного центра, — оценить предлагаемую к обслуживанию технику на предмет возможности ее успешного запуска. Затем необходимо установить оборудование и заставить его заработать. Следующая задача — наладить работу оборудования в соответствии с заявленными техническими характеристиками или хотя бы максимально приблизить параметры устройства к таким характеристикам, которые позволили бы получать на выходе приемлемые результаты. Затем необходимо провести инструктаж персонала, который будет работать на установленной технике. И только после этого можно приступать к решению задач, аналогичных тем, которые стоят при обслуживании организаций первого типа, а именно: обеспечение компании запасными частями и расходными материалами, консультации персонала заказчика по вопросам работы с оборудованием и поддержание техники в работоспособном состоянии. Задача осложняется тем, что компания, приобретающая подержанную технику «с рук», как правило, весьма ограничена в денежных средствах и приведение оборудования в работоспособное состояние может растянуться во времени.
* * *
Современные полиграфические предприятия используют разнообразную технику, отличающуюся как по функциональному назначению, так и по степени ее износа. Объединяет этот разнообразнейший машинный парк одно: выход из строя одного устройства может привести к остановке всего производства и к большим финансовым потерям компании. Для того чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить оборудование надежной сервисной поддержкой. Правильный выбор сервисного партнера может сэкономить предприятию значительные денежные средства, которые впоследствии можно будет направить на дальнейшее развитие производства, что, в свою очередь, послужит упрочению его положения на полиграфическом рынке.