Дизайнер в типографии — штатный сотрудник или фрилансер?
Еще несколько лет назад дизайн и верстка были стандартными составляющими набора услуг, предоставляемых любой типографией. Достаточно вспомнить выражение «от дизайна до тиража», которое можно было встретить едва ли не в каждой рекламе полиграфических услуг.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Наличие дизайнерского отдела (или, по крайней мере, дизайнера в штате) остается обязательным лишь для небольших типографий — салонов оперативной печати (кстати, выполняемый ими дизайн, как правило, весьма невысокого уровня). А вот типографии покрупнее зачастую предпочитают обходиться без дизайна, ограничиваясь исключительно допечатной подготовкой готовых оригиналмакетов.
Чем это объясняется? Дело в том, что сегодня серьезные клиенты все реже заказывают дизайн в типографиях. Прежде всего это касается книжножурнальной продукции, когда создание макета является плодом работы большого коллектива и явно выходит за рамки возможностей препрессотдела типографии. Но и в проектах меньшего масштаба, например рекламных, заказчики предпочитают выполнять дизайн и верстку силами штатных дизайнеров или обращаются в специализированные дизайнбюро.
В принципе, это вполне логично, ведь креативный дизайн — это не только полет фантазии, но и сложный технологический процесс, требующий соответствующей организационной структуры: от менеджера проектов до артдиректора и собственно дизайнера. Создавать такую структуру в типографии сложно, да и накладно. Вот и получается, что каждый должен заниматься своим делом: дизайнбюро — творить, типография — печатать.
Такто оно так, но все эти умозрительные построения рушатся, как только в типографию приходит крупный клиент, которому нужно именно все под ключ — «от дизайна до тиража». Или даже не приходит, а руководство типографии просто размышляет, что будет, если он возьмет да и придет?
Два пути к счастью
Есть два варианта организации разработки дизайна (третий вариант — просто отказаться от заказа или предложить сделать макет в другом месте — мы рассматривать не будем).
Вариант первый: все же иметь в штате дизайнера (а может быть, и не одного) и мириться с накладными расходами в ожидании крупного клиента, по мнению которого типография, способная разрабатывать макеты, имеет явное конкурентное преимущество перед типографиями, подобной услуги не предоставляющими.
Вариант второй: упразднить дизайнеровбездельников, а в случае возникновения потребности в дизайне заняться аутсорсингом — иначе говоря, обратиться к сторонним подрядчикам.
Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.
Естественно, первый из них куда надежнее: вот он, штатный дизайнер, — всегда на виду, всегда под рукой. Да и сделать оригиналмакет своими силами гораздо солиднее, чем посылать заказчика «на сторону». Главный недостаток этого пути — значительные и зачастую неоправданные накладные расходы.
О втором варианте стоит рассказать подробнее. В качестве сторонних подрядчиков в такой ситуации выступают, как правило, фрилансеры — частные дизайнеры, работающие на условиях подряда. Преимущества сотрудничества с ними очевидны. Вопервых, гибкость: в каждом конкретном случае типография имеет возможность решать, кого нанять. Вовторых, экономичность: не нужно платить зарплату, а кроме того, что немаловажно, фрилансер работает на своей территории и на своем оборудовании.
Но наряду с преимуществами у этого подхода есть целый ряд недостатков. Самый главный из них — это ненадежность. Ведь кто такой фрилансер? Как правило, это дизайнер, который гдето работает на постоянной основе и время от времени выполняет сторонние заказы (зарабатывать на жизнь одним фрилансом для большинства дизайнеров — мечта, увы, недостижимая). А это означает, что временной ресурс фрилансера невелик: вечера, переходящие в ночи, да выходные дни — и состоит он из часов, которые обычно посвящают семье, отдыху и хобби. Стоит случиться чемуто непредвиденному дома или на работе — и фрилансер может быть начисто выбит из обычного ритма. Вот и получается, что, отдавая заказ на сторону, типография всякий раз должна опасаться, что сроки будут сорваны или, того хуже, заказ вообще не будет выполнен. К тому же даже вполне надежный и обязательный фрилансер может быть в самый ответственный момент загружен другим заказом.
Снижать риски можно, сотрудничая сразу с несколькими субподрядчиками. Но и этот способ не решает проблемы — прежде всего потому, что таким образом типография уменьшает объем и частоту заказов для каждого из фрилансеров. Мотивация, заинтересованность в сотрудничестве с таким клиентом у них падает, а без этого в таком деле может вообще ничего не получиться.
Альтернативой работе с фрилансерами может быть сотрудничество с дизайнбюро. Это более надежный, хотя и значительно более дорогой вариант. При ближайшем рассмотрении большинство дизайнбюро представляют собой небольшую группу фрилансеров (или, что хуже, диспетчерский узел, привлекающий фрилансеров и живущий на марже), так что минусы здесь те же самые.
Как же быть?
Выбирая из двух рассмотренных выше вариантов, необходимо учитывать многие обстоятельства. Например, может сложиться так, что один из основных заказчиков типографии привык разработку оригиналмакетов заказывать у нее. Тут уж ничего не поделаешь — выгодно это или нет, а без дизайнера такой типографии не обойтись.
Остальным я бы посоветовал следующее: тщательно подсчитать все накладные расходы на содержание дизайнера (или, например, отдела верстки). Методику подсчета я рассматривать не буду за неимением места. Затем оценить совокупный объем имеющихся заказов на дизайн и верстку и их стоимость по действующим расценкам типографии. Умножить эту стоимость на коэффициент роста, соответствующий ожидаемому общему росту объема заказов типографии на достаточно длительный период (например, на год). И если полученная стоимость будущих заказов на дизайн и верстку окажется хотя бы на треть больше накладных расходов — нанимать (или оставлять) штатного дизайнера. Если же нет — упразднить отдел и налаживать сотрудничество с фрилансерами или вообще отказаться от таких заказов.
По моему опыту, средние и крупные типографии сегодня все чаще выбирают второй вариант.