Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2007

Дизайнер в типографии — штатный сотрудник или фрилансер?

Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru), генеральный директор типографии «Арес»

Два пути к счастью

Как же быть?

Еще несколько лет назад дизайн и верстка были стандартными составляющими набора услуг, предоставляемых любой типографией. Достаточно вспомнить выражение «от дизайна до тиража», которое можно было встретить едва ли не в каждой рекламе полиграфических услуг.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Наличие дизайнерского отдела (или, по крайней мере, дизайнера в штате) остается обязательным лишь для небольших типографий — салонов оперативной печати (кстати, выполняемый ими дизайн, как правило, весьма невысокого уровня). А вот типографии покрупнее зачастую предпочитают обходиться без дизайна, ограничиваясь исключительно допечатной подготовкой готовых оригинал­макетов.

Чем это объясняется? Дело в том, что сегодня серьезные клиенты все реже заказывают дизайн в типографиях. Прежде всего это касается книжно­журнальной продукции, когда создание макета является плодом работы большого коллектива и явно выходит за рамки возможностей препресс­отдела типографии. Но и в проектах меньшего масштаба, например рекламных, заказчики предпочитают выполнять дизайн и верстку силами штатных дизайнеров или обращаются в специализированные дизайн­бюро.

В принципе, это вполне логично, ведь креативный дизайн — это не только полет фантазии, но и сложный технологический процесс, требующий соответствующей организационной структуры: от менеджера проектов до арт­директора и собственно дизайнера. Создавать такую структуру в типографии сложно, да и накладно. Вот и получается, что каждый должен заниматься своим делом: дизайн­бюро — творить, типография — печатать.

Так­то оно так, но все эти умозрительные построения рушатся, как только в типографию приходит крупный клиент, которому нужно именно все под ключ — «от дизайна до тиража». Или даже не приходит, а руководство типографии просто размышляет, что будет, если он возьмет да и придет?

Два пути к счастью

Есть два варианта организации разработки дизайна (третий вариант — просто отказаться от заказа или предложить сделать макет в другом месте — мы рассматривать не будем).

Вариант первый: все же иметь в штате дизайнера (а может быть, и не одного) и мириться с накладными расходами в ожидании крупного клиента, по мнению которого типография, способная разрабатывать макеты, имеет явное конкурентное преимущество перед типографиями, подобной услуги не предоставляющими.

Вариант второй: упразднить дизайнеров­бездельников, а в случае возникновения потребности в дизайне заняться аутсорсингом — иначе говоря, обратиться к сторонним подрядчикам.

Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Естественно, первый из них куда надежнее: вот он, штатный дизайнер, — всегда на виду, всегда под рукой. Да и сделать оригинал­макет своими силами гораздо солиднее, чем посылать заказчика «на сторону». Главный недостаток этого пути — значительные и зачастую неоправданные накладные расходы.

О втором варианте стоит рассказать подробнее. В качестве сторонних подрядчиков в такой ситуации выступают, как правило, фрилансеры — частные дизайнеры, работающие на условиях подряда. Преимущества сотрудничества с ними очевидны. Во­первых, гибкость: в каждом конкретном случае типография имеет возможность решать, кого нанять. Во­вторых, экономичность: не нужно платить зарплату, а кроме того, что немаловажно, фрилансер работает на своей территории и на своем оборудовании.

Но наряду с преимуществами у этого подхода есть целый ряд недостатков. Самый главный из них — это ненадежность. Ведь кто такой фрилансер? Как правило, это дизайнер, который где­то работает на постоянной основе и время от времени выполняет сторонние заказы (зарабатывать на жизнь одним фрилансом для большинства дизайнеров — мечта, увы, недостижимая). А это означает, что временной ресурс фрилансера невелик: вечера, переходящие в ночи, да выходные дни — и состоит он из часов, которые обычно посвящают семье, отдыху и хобби. Стоит случиться чему­то непредвиденному дома или на работе — и фрилансер может быть начисто выбит из обычного ритма. Вот и получается, что, отдавая заказ на сторону, типография всякий раз должна опасаться, что сроки будут сорваны или, того хуже, заказ вообще не будет выполнен. К тому же даже вполне надежный и обязательный фрилансер может быть в самый ответственный момент загружен другим заказом.

Снижать риски можно, сотрудничая сразу с несколькими субподрядчиками. Но и этот способ не решает проблемы — прежде всего потому, что таким образом типография уменьшает объем и частоту заказов для каждого из фрилансеров. Мотивация, заинтересованность в сотрудничестве с таким клиентом у них падает, а без этого в таком деле может вообще ничего не получиться.

Альтернативой работе с фрилансерами может быть сотрудничество с дизайн­бюро. Это более надежный, хотя и значительно более дорогой вариант. При ближайшем рассмотрении большинство дизайн­бюро представляют собой небольшую группу фрилансеров (или, что хуже, диспетчерский узел, привлекающий фрилансеров и живущий на марже), так что минусы здесь те же самые.

В начало В начало

Как же быть?

Выбирая из двух рассмотренных выше вариантов, необходимо учитывать многие обстоятельства. Например, может сложиться так, что один из основных заказчиков типографии привык разработку оригинал­макетов заказывать у нее. Тут уж ничего не поделаешь — выгодно это или нет, а без дизайнера такой типографии не обойтись.

Остальным я бы посоветовал следующее: тщательно подсчитать все накладные расходы на содержание дизайнера (или, например, отдела верстки). Методику подсчета я рассматривать не буду за неимением места. Затем оценить совокупный объем имеющихся заказов на дизайн и верстку и их стоимость по действующим расценкам типографии. Умножить эту стоимость на коэффициент роста, соответствующий ожидаемому общему росту объема заказов типографии на достаточно длительный период (например, на год). И если полученная стоимость будущих заказов на дизайн и верстку окажется хотя бы на треть больше накладных расходов — нанимать (или оставлять) штатного дизайнера. Если же нет — упразднить отдел и налаживать сотрудничество с фрилансерами или вообще отказаться от таких заказов.

По моему опыту, средние и крупные типографии сегодня все чаще выбирают второй вариант.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства