КомпьюАрт

4 - 2007

Накладной декор для стилизации гравировки. Часть 6. Прорезные техники декорирования

Владимир Чуфаровский chufar@tm-net.ru

Прорезное декорирование и Inline-акциденция

Прорезной декор: генезис, практика и перспективы

Прорезная гравировка для кириллицы

Прорезной, разрезной декор и практика новых времен (вместо заключения)

Еще в начале прошлого века никто не стремился к обособлению прорезных техник гравировального декора.
Более того, тогда передним краем акциденции была шрифтовая графика, следующая эстетическим установкам ар нуво.
Однако уже к концу 20-х годов данные методики становятся популярными и начинают широко применяться не только в акциденции в стиле ар деко, но и в существенно более лаконичной функционалистской типографике.
По стечению обстоятельств прорезные техники гравировального декорирования, равно как и корреспондирующиеся с ними шрифтовые стилизации, практически не описаны в отечественной специальной литературе. Для того чтобы в какой-то мере исправить данную ситуацию, и была написана эта статья.

Прорезное декорирование и Inline-акциденция

Сразу оговоримся, что само понятие «прорезной декор» не является аналогом какого­то зарубежного термина, а, вероятно, основывается просто на практической деятельности российских граверов рубежа XIX­XX веков. В данном случае «прорезной» или даже «сквозной» может означать, что резецштихель проходит основной вертикальный штрих буквы, например буквы «И», сверху донизу по вертикали, фактически делая в нем прорезь.

Как и любой предмет, основанный на художественной практике, типографика не может быть втиснута в однозначные классификационные рамки. Возможно, именно поэтому в зарубежных монографиях и шрифтовых каталогах данный вид гравировального декора, как правило, не обособлен.

Довольно часто в зарубежных источниках шрифты с вертикальными сквозными гравировальными выборками относят к классификационной категории Inline. Таков шрифт Elegant Grotesque Inline (рис. 1), разработанный в конце 20­х годов прошлого века фирмой Stempel. На иллюстрации видно, что гравировальная выборка идет сверху донизу и буквально прорезает буквы. Тем не менее к этой же категории причисляют и шрифты, сквозных гравировальных выборок не имеющие. Например, многим практикам хорошо известен шрифт ITC Stenberg Inline, у которого прорезной декор как таковой отсутствует (рис. 2). Эта стилизация, разработанная в 1997 году Тагиром Сафаевым по темам, характерным для российского конструктивизма 20­х годов, была лицензирована у компании ParaType известным шрифтовым вендором ITC.

Рассмотренные примеры никоим образом не противоречат друг другу, лишь подтверждая высказанный тезис про отсутствие жесткой классификационной регламентированности. Во избежание такой терминологической неоднозначности многие авторитетные поставщики подчас были вынуждены по­разному именовать различные начертания даже весьма известных гарнитур. Так, на рис. 3 представлены образцы трех начертаний классической функционалистской гарнитуры Erbar, в каждом из которых на черной поверхности знаков сделаны белые выборки. В верхней части рисунка находится фрагмент, где белого больше всего, а поэтому в привычном понимании здесь использован достаточно характерный вариант контурного (Outline) декорирования. В средней части рисунка приведен образец прорезного декорирования, а внизу — пример тонкой гравировальной выборки. Как следует из рисунка, каждый из этих шрифтов назван по­разному.

Приведенные примеры поясняют, почему в заглавии статьи не использован достаточно известный и для многих даже привычный англоязычный термин Inline, а вместо него применяется понятие «прорезная гравировка».

В нескольких предыдущих номерах КомпьюАрт (см. № 10­12’2006 и № 1­3’2007) рассматривались различные варианты гравировальных выборок, реализуемых на шрифтах различных типов, однако шрифтовые стилизации, основанные на имитации сквозных техник гравирования, практически не анализировались. Как уже указывалось, данная тема в отечественных публикациях не затрагивалась. Более того, систематичное рассмотрение этой проблематики не предпринималось и в зарубежных источниках. Именно поэтому обзор полезно начать с истории вопроса.

В начало В начало

Прорезной декор: генезис, практика и перспективы

Необходимо уточнить, что прорезные методики гравировального декорирования, в принципе, не могут рассматриваться как некая техническая новинка в типографической практике, появившаяся на рубеже XIX­XX веков. По понятным причинам автор не будет пытаться назвать здесь точную дату того, когда и где такие гравировальные методики появились, однако есть все основания считать, что фактически они были ровесниками ксилотипии. При этом совершенно органичным был переход этих методик и в медногравировальные техники, причем они применялись фактически во всей Европе, включая, естественно, и Россию. В подтверждение сказанного приведем два примера.

Хотя материал рис. 4 относится к середине XIX века и корреспондируется с викторианской эпохой, при желании можно найти и более ранние образцы подобного рода графики, в том числе и выполненные в континентальной Европе.

На рис. 5 приведен фрагмент титульного листа одного из российских изданий 1841 года. Данный пример демонстрирует и декорированный русский египетский шрифт, и, что не менее важно, русскую гравированную стилизацию готического шрифта. Весьма интересно, что здесь мы сталкиваемся с простым линейным горизонтальным прорезным декором.

Приводя примеры, относящиеся к XX столетию, совершенно естественно будет вначале обратиться к акцидентным образцам, укорененным в антикве (рис. 6­8).

В подборке, представленной на рис. 6, самой известной является гарнитура Colonna фирмы Monotype. Данная разработка, по­видимому, может быть причислена к эталонным образцам гравированной антиквы с прорезным декором. Во всех символах этого шрифта последовательно выдерживается один и тот же стилевой подход, при котором разрезной декор реализован не только на строго вертикальных, но и на округлых штрихах (например, «B», «C», «D», а также «b» «c» и «d»). Более формально рассматриваемая методика применена в других фрагментах рисунка, причем в последнем образце декорирован шрифт наклонного начертания.

Рассмотренный пример логично дополнить так называемой ленточной антиквенной графикой. Данная разновидность шрифтов появилась еще в викторианские времена и занимала своеобразную промежуточную нишу между антиквой и гротесками. В качестве характерных примеров ленточной антиквенной графики чаще всего приводят гарнитуры Britanic URW и Optima LT, но поскольку у них не существует гравированных начертаний, то для следующей цитатной подборки придется использовать другие шрифты (рис. 7). Эти шрифты имеют небольшие засечки, которые во втором случае настолько малы, что были охарактеризованы весьма образным английским оборотом Serifes are minute. В представленном примере прорезной декор используется как нейтральная методика, которая никоим образом не диссонирует с благородной античной графической первоосновой, однако любому практику понятно, что гравировка все­таки более выигрышна для насыщенного шрифтового материала. Этот очевидный факт демонстрируется следующим примером.

В разработках, представленных на рис. 8, использовано характерное для эстетических предпочтений 30­х годов лаконичное декорирование, хотя сам рисунок шрифтов в первую очередь ассоциируется с викторианским наследием последней трети XIX века. Тем не менее безотносительно к графической природе этих трех образцов акцидентные достоинства использованных прорезных техник гравировки совершенно очевидны.

Перед тем как перейти к материалу, уже полностью связанному с новыми эстетическими традициями, характерными для 20­х и 30­х годов прошлого века, приведем еще один цитатный пример, однозначно связанный с типографической практикой раннего викторианства (рис. 9). Хотя базирующийся на так называемой египетской стилистике шрифт Pharaon был разработан в начале
30­х годов прошлого века, его рисунок по существу следует образцам британских брусковых шрифтов, широко применявшихся почти на 100 лет раньше. Главным же отличием представленной гарнитуры является сквозной гравировальный декор. Здесь следует отметить, что французские разработчики шрифта Pharaon создали также и негравированные его версии. Более того, в период с 1910­го по 1935 год многие известные в то время поставщики шрифтовой продукции создали более десятка гарнитур на «египетскую» тему, и в большинстве случаев они были существенно более геометризованными, чем их прототипы XIX века. Об этих разработках подробнейшим образом рассказывается в написанном Владимиром Ефимовым первом томе издательского проекта ParaType «Великие шрифты», поэтому для данной публикации необходимо было привлечь графический материал, в какой­то степени дополняющий это прекрасное издание.

Принципиально важно подчеркнуть, что графические особенности, обусловившие больш ую жесткость и отчетливо выраженный геометризм упомянутых разработок, были отнюдь не частным проявлением некой моды на шрифтовой новодел по египетским темам. На самом деле они отражали развитие новых эстетических тенденций, поскольку в этот же период разрабатывались такие геометризованные шрифты, как, например, Futura и уже упоминавшийся здесь Erbar, а также появилась целая плеяда типографических новаций в стиле ар деко.

Если рис. 10 демонстрирует образцы разработок, в начертании которых используются засечки, то на рис. 11 представлены шрифты без засечек. Приведенные образцы наглядно демонстрируют достоинства техник прорезного гравировального декорирования. Отметим, что все цитированные на рис. 10 и 11 шрифты созданы в период с 1928­го по 1935 год.

Практически в это же время шрифтоначертания с прорезным декором создавались в Европе и на базе наборных шрифтов (рис. 12­15).

На рис. 12 представлена известная гарнитура 30­х годов Nobel Grotesque. При компоновке этого примера в него был включен фрагмент с негравированным алфавитным набором знаков. Интересно, что гарнитура Nobel Grotesque по рисунку во многом близка к шрифту Erbar, причем сама эта разработка была вызвана к жизни успехом, который имел в те годы шрифт Якоба Эрбара. По этой причине и одно из начертаний Nobel Grotesque было решено сделать гравированным, причем в нем также был применен прорезной декор.

В 30­е годы ХХ века прорезное декорирование обладало устойчивой популярностью, поэтому неудивительно, что наделенные такой отделкой начертания включались в состав многих шрифтовых разработок. Изящнейший вариант прорезного декорирования применил известный в Европе каллиграф и дизайнер Рудольф Кох при разработке гарнитуры Kabel (рис. 13), известной в нашей стране по каталогам фирмы ParaType.

Гарнитура в более пластичной стилистике, чем функционалистские Erbar, Futura и Kabel, была создана в 30­е годы известным английским дизайнером Эриком Гиллом. Хотя она не вызвала в Европе таких концептуалистских восторгов, как все та же Futura, сейчас, по прошествии многих лет, ее значимость отнюдь не стала меньше. Даже можно сказать, что именно этот шрифт во многом катализировал появление широко известной и популярной гротесковой гарнитуры Адриана Фрутигера. Эрик Гилл счел необходимым включить в свою гарнитуру также и отчетливо акцидентные начертания, для двух из которых был использован прорезной гравировальный декор (рис. 14).

Совершенно очевидно, что с формальной точки зрения гравировальные методики не имели (и не имеют) противопоказаний, а успех той или иной разработки определяется в первую очередь талантом художника. Поэтому множественное прорезное декорирование в 30­е годы применялось не только для шрифтов в стиле ар деко (рис. 10 и 11), но и в разработках функционалистского толка (рис. 15). При этом многие дизайнеры, подобно Эрику Гиллу, в новом качестве использовали такие с формальной точки зрения отнюдь не авангардные подходы, как камейные техники (рис. 16).

Приведенные цитаты из творчества таких известных дизайнеров, как Яков Эрбар, Рудольф Кох и Эрик Гилл, наглядно доказывают значимость акцидентных разработок, которые способствуют раскрепощению творческой фантазии художника. В последней иллюстрации этого раздела (рис. 17) приведем фрагменты работ еще одного известного европейского шрифтового дизайнера и каллиграфа — А.Дрешера.

Для полноты картины можно было бы рассмотреть применение прорезного гравировального декорирования к тем шрифтам, которые в 30­е годы были особенно модными. Совершенно естественно при этом было бы обратиться к гарнитуре, которую ее разработчик Пауль Реннер считал тогда шрифтом социалистического будущего, то есть к шрифту Futura. По мнению автора этой статьи, только стечение обстоятельств помешало разработке варианта этого шрифта с прорезным декором, в то время как начертание Futura Inline было создано. Не существует никаких ограничений и к тому, чтобы рассмотреть возможности применения прорезного гравировального декорирования к нашумевшим в 30­е годы концептуальным разработкам Курта Швитерса и Макса Бухартца. Однако этого здесь сделано не будет, поскольку реальная издательская практика давно сама разрешила этот вопрос — упомянутые шрифтовые разработки в реальной типографической практике фактически провалились и стали просто достоянием истории. Для самых дотошных читателей стоит упомянуть о гарнитуре Kombinette, разработанной в 1932 году фирмой Ludwig & Mayer. В этой гарнитуре прорезной декор реализовался на графических структурах, преемственных концептуалистскому шрифту Bauhaus.

Завершая раздел, еще раз заметим, что, хотя большинство из цитированных здесь примеров было создано в период с середины 20­х по начало 30­х годов прошлого века, акцидентные возможности обсуждавшихся техник достаточно очевидны, а потому нет никаких оснований относиться к ним, как к своеобразным памятникам ушедших эпох. Техники прорезного декора остаются востребованными до сих пор, совершенствуясь и видоизменяясь уже в современных нам эстетических реалиях. Остается только сожалеть, что в нашем отечестве таких шрифтов очень мало (в первую очередь на память приходят гарнитуры Dublon и Lidia, поставляемые компанией ParaType). Для того чтобы продемонстрировать возможности рассматриваемых техник на кириллическом материале и тем самым в какой­то степени привлечь внимание коллег­дизайнеров к этой тематике, соответствующий материал сведен в следующий раздел.

В начало В начало

Прорезная гравировка для кириллицы

В начале статьи автор намеренно старался привести по возможности широкий спектр цитатных примеров с тем, чтобы показать, что техники прорезного декорирования могут применяться к самому разному графическому материалу. Поэтому задача данного раздела состоит не только в том, чтобы на образцах реальных кириллических шрифтов прокомментировать использованные цитаты, но и в том, чтобы расширить рамки рассмотрения, связав его с современными разработками.

Для первого примера (рис. 18) выбраны шрифты Colonna MT и Ignatiu ICG. При том что достоинства гарнитуры Colonna MT обсуждать не приходится — она давно входит в каталоги Monotype, автор не скрывает своей симпатии ко второму шрифту. Очевидно, что приведенный пример дает достаточно традиционные трактовки стилизаций гравировального декора.

Обратимся к несколько более современной разработке на примере гарнитуры Viva фирмы Adobe (рис. 19). Масштаб шрифта пришлось увеличить, чтобы продемонстрировать оригинальную переменную по ширине гравировальную выборку. Данный шрифт интересен также и тем, что создан по изобретенной Adobe технологии Multiple Master. Возможности этой технологии по модификации шрифта иллюстрирует рис. 20, на котором видна управляющая панель программы Adobe Illustrator — с ее помощью пользователь может подбирать нужную ему ширину (Width) и насыщенность (Weight) шрифта.

По­своему перекликается с предыдущими двумя рисунками первая гарнитура следующего примера (рис. 21), поскольку в ней применены сквозные гравировальные выборки сложной конфигурации. При этом укорененность стилизации фрагмента «ГРАВЕР КОРОЛЕВЫ» в материале почти двухвековой давности достаточно очевидна. Прообраз гарнитуры, использованной в нижней части рисунка, легко угадывается, если обратиться к рис. 5. На том же рисунке можно найти прототип одного из шрифтов, выбранного для следующего примера (рис. 22). Второй приведенный на этом рисунке шрифт является уже совершенно современной разработкой, в которой очевидно влияние стилистики Rough & Durty, однако в первооснове лежит все тот же прорезной декор.

Показанный на рис. 7 изысканный образец гравированного шрифтового материала трудно оставить без комментария, а потому приведем еще одну антиквенную распечатку (рис. 23).

К сожалению, далеко не все оригинальные шрифтовые разработки 30­х годов переведены в цифровой вид, и автору не удалось ни в одном каталоге найти цифровую версию гарнитуры Pharaon. Поэтому для демонстрации возможностей прорезного декорирования египетских шрифтов приведем оригинальную авторскую разработку (рис. 24).

В силу высоких акцидентных свойств, присущих гравированной шрифтовой графике ар деко, естественным будет прокомментировать и соответствующие цитатные примеры, приведенные в предыдущем разделе статьи. К сожалению, цифровых версий шрифтов, представленных на рис. 11, обнаружить не удалось, по­этому на рис. 25 показаны оригинальные стилизации на темы раннего ар деко. На рис. 26 представлены оригинальные кириллические шрифты без засечек, прообразы которых можно найти на рис. 12. Отметим, что автор счел возможным почти не отступать от рисунка гарнитуры Atlas, в то время как конфигурацию знаков шрифта Capitol пришлось изменить более значительно. Поэтому буквы были еще и просветлены с помощью дополнительных гравировальных выборок.

Не цитировавшийся ранее графический материал приведен на рис. 27. Данный пример графически неоднороден, поскольку в него вошли сильно различающиеся по рисунку гарнитуры, причем представленный в верхней части иллюстрации более компактный шрифт непосредственно связан с североамериканскими типографическими трактовками тем ар деко конца 50­х — начала 60­х годов. Второй шрифт может быть корреспондирован с предвоенными графическими поисками европейских дизайнеров. Своеобразие этой гарнитуры, в частности, состоит в том, что она представляет собой микст, где неординарно проявилась не только стилистика ар деко, но и среднеевропейские функционалистские традиции. Интересно отметить, что в итоговом програвированном варианте шрифт зрительно тяготеет даже к трафаретному дизайну, который, кстати, стал активно развиваться в те же 30­е годы.

Продолжая последовательность цитатных примеров, рассмотрим несколько наборов шрифтов, связанных главным образом с функционалистской эстетикой довоенных времен (рис. 28­30).

Представленные на рис. 28 гарнитуры несколько различаются по стилистике. Прототипом для кириллического шрифта верхней части рисунка послужил шрифт Odessa, созданный почти 20 лет назад фирмой Letraset. Сравнив эту графику с материалами, приведенными на рис. 3 и 13, можно заключить, что разработка Letraset может быть непосредственно корреспондирована с функционалистской типографикой 30­х годов. В нижней части рис. 28 представлен шрифт, основанный на сравнительно недавней разработке фирмы Linotype — Banjoman Open. Он напрямую не связан с какой­то конкретной гарнитурой, созданной на рубеже 20­30­х годов, а является вольной стилизацией, в которой прослеживаются темы позднего ар деко и функционалистской графики довоенных времен.

Рис. 29 демонстрирует оригинальные титульные разработки, темами для которых послужили шрифты Futura, Avant Garde и Eurostyle. Хотя изначально они не имели гравированных версий, однако, как это следует из рисунка, у них могут быть хорошие акцидентные перспективы. Этому, в частности, может способствовать то, что сама гравировальная полостная выборка сделана автором здесь такой, чтобы эти шрифты можно было уверенно воспроизвести не только в крупных, но и в средних кеглях.

Рис. 30 также содержит авторский материал — титульные шрифты достаточно современного геометризованного рисунка.

Хотя для вышеприведенных гарнитур ар деко уже применялась множественная (multipath) гравировка, скомпонуем два дополнительных примера (рис. 31 и 32) с графически более сложным материалом, где по задумке автора должны сочетаться графические находки 30­х годов (см., например, рис. 15) и уже вполне современные стилистические веяния. Конечно, такие шрифты отличаются повышенной сложностью разработки, поэтому даже у таких поставщиков шрифтовой продукции, как Adobe, Monotype, Linotype или Bitstream, гарнитур подобного рода совсем немного. К сожалению, ни одной из них к моменту написания статьи автору получить не удалось, поэтому не оставалось ничего другого, как воспользоваться собственными незавершенными разработками. При этом надо признать определенную графическую преемственность шрифта, которым набран текстовый фрагмент «Я УВЕРЕН…», с гарнитурой Prisma (см. рис. 18). Впрочем, в контексте данной статьи принципиально важным является то, что рассматриваемая методика декорирования и в данном случае вновь доказала свою акцидентную эффективность.

Приведем теперь два не столь сложных в графическом отношении примера, где прорезное декорирование выполнено во многом подобно тому, как это реализовано в цитатных примерах на рис. 5, 8 и 17. С методической точки зрения автору было важно показать доступность рассматриваемых методик практически для любого отечественного дизайнера, а потому для рис. 33 использованы оригинальные шрифты, негравированные аналоги которых есть едва ли не у каждого дизайнера.

В этом месте следует указать на то, как можно на практике выполнить прорезные гравировальные выборки. Те читатели, которые еще не накопили достаточного опыта работы в области векторной графики, могут найти в Интернете встраиваемые модули (PlugIns) к Adobe Illustrator, которые позволяют делать всевозможные вырезки из контуров. При использовании указанных средств совсем необязательно наличие у пользователей знаний о выборе направления обхода контуров, их разрыве и вычитании. Более того, практически любой мой коллега, освоив буквально за день методики создания прорезей, сможет с помощью графических примитивов самостоятельно получить результат, подобный графике из нижней строки рис. 33. При этом не требуется глубокого знания ни шрифтовых форматов, ни специфики работы с Fontographer или FontLab — надо выполнить максимум три действия: набрать нужный фрагмент текста и перевести его в кривые; сделать прорезное декорирование и, наконец, с помощью графических примитивов придать эксклюзивный характер полученной графике, создав «врезанную рамку», подобно тому, как это сделано в последней строке рис. 33.

Следует обратить внимание читателей на то, что такие встраиваемые модули позволяют создавать подобие множественных гравировальных выборок с заранее выбранным шагом, в том числе не только по горизонтали, но и под заранее заданным к ней углом (рис. 34).

Можно вспомнить, что еще в самом начале 90-х годов американскими программистами, многие из которых сотрудничали с Letraset, были разработаны программные продукты (как для Мас, так и для РС), с помощью которых можно было реализовать даже сложный прорезной декор типа того, что использован в последней строке рис. 34. По стечению обстоятельств эти разработки не были продолжены, и их версии для новейших версий Mac OS и Windows не созданы.

Завершим комментирование исторических цитат двумя примерами, связанными с камейными техниками (рис. 35 и 36). Использованный в верхней части рис. 35 шрифт был получен в два приема: сначала исходный набор конструктивистских символов был инвертирован и помещен на подложки, а затем была реализована имитация горизонтальных гравировальных выборок. Аналогичным образом создавался и второй шрифт — с той лишь разницей, что выборки делались по вертикали, а затем буквы были просто придвинуты друг к другу, чтобы создать подобие того, что еще в конце 20­х годов было сделано Эриком Гиллом (см. рис. 14).

Несколько более сложный в техническом отношении материал приведен на рис. 36. Тем не менее большинство читателей теперь смогут самостоятельно разобраться, как были сформированы эти фрагменты.

Завершая раздел, следует сделать важное замечание. Оно необходимо потому, что процитированные в предыдущем разделе статьи примеры из практики 20­х и 30­х годов касаются не только конкретно взятого исторического периода. Данные цитаты непосредственно связаны с эстетическими новациями того времени, когда были пересмотрены многие казавшиеся долгое время незыблемыми типографические каноны. К числу этих неписанных традиций относится и бережное отношение к контурам знаков, разрезать и разрывать которые было, в общем­то, не принято. Широкая идейная основа рассмотренных методик позволила еще в довоенное время создать реальные образцы эстетически обновленной и раскрепощенной типографики. Эти разработки, ставшие достоянием истории, не потеряли своей актуальности и сегодня, войдя в современные типографические справочно­энциклопедические издания. Автору хотелось показать, что эта графика в большинстве своем может быть применена и в современной отечественной практике.

К числу значимых акцидентных шрифтовых разработок с прорезанными и разорванными контурами знаков необходимо отнести также и трафаретные (стэнсильные) гарнитуры и псевдорельефные шрифты. Кстати, одна первых разработок такого типа, созданная под руководством все того же Эрика Гилла, а именно Gill Shadow №1, была приведена на рис. 14. Каждая из упомянутых типографических новаций 30­х годов, в силу их значимости для практики современного типодизайна, заслуживает не краткого, а отдельного рассмотрения, которое автор хотел бы произвести. Чтобы не быть голословным, завершим раздел примером шрифтов такого типа (рис. 37), графика которых непосредственно связана с эстетическими открытиями 30­х годов.

В начало В начало

Прорезной, разрезной декор и практика новых времен (вместо заключения)

Современные инструментальные средства открыли перед художниками­дизайнерами новые возможности реализации творческих задач — в любых стилях и направлениях. Естественно, что техники прорезной гравировки не стали исключением. Вопрос в том, что в идеальном случае авангардные привязанности дизайнера должны быть надежно подкреплены его техническими возможностями. Впрочем, в свое время эта простая истина была непреложным правилом и в германском Баухаузе и в нашем Вхутемасе, где даже не самые талантливые люди могли получить и получали надежные основы ремесла.

К сожалению, очень многим нашим практикам от дизайна подчас не хватает такой общей профессиональной подготовки. В связи с этим автор не может и не хочет здесь высказывать никаких конкретных рекомендаций и уповает на то, что любовь к своей профессии способна в конечном счете помочь во всем, в том числе приобрести те знания и технические навыки, которые в процессе обучения получить не удалось.

На последних в данной статье иллюстрациях (рис. 38 и 39) приводятся два в чем­то даже полярных образца того, как в новое время в новом качестве могут реализоваться техники, фигурально выражаясь, произросшие из ручного гравировального декора. Рис. 39 демонстрирует образец своеобразного типографического коллажа, выполненного с привлечением прорезных техник. Конечно, свободным владением подобными техническими приемами пока могут похвастаться далеко не все дизайнеры. А что касается прорезного декора как такового, то он теперь не гравируется, а стилизуется…

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства