Рынок региональных газет
Структура массива газет по типу изданий
Обеспеченность населения газетной продукцией
Структура массива газет по периодичности выхода в свет
Структура массива газет по тематическому содержанию
Развитие газетного полиграфического производства обусловлено и неразрывно связано с развитием рынка газетной периодики. Ситуацию на мировом рынке газетной периодики Всемирная газетная ассоциация WAN оценивает следующим образом1:
- по всему миру газетные тиражи растут, как и число новых изданий. За последние пять лет глобальный тираж газет увеличился на 9,95% (только за 2005 год — на 2,36%), а количество издаваемых ежедневных газет впервые в истории превысило 10 тыс.;
- ежедневно продается более 450 млн экземпляров газет;
- платные газеты читают более 1,4 млрд человек;
- совокупный тираж бесплатных ежедневных газет вырос за пять лет более чем вдвое.
Даже в Северной Америке и Европе, где преобладают негативные прогнозы в отношении газетной отрасли, тиражи и количество изданий растут. По свидетельству главы WAN Тимоти Болдинга, газеты — это глобальный бизнес с объемом продаж в размере 180 млрд долл., причем на газеты приходится больше рекламы, чем на радио, наружные носители, кинотеатры, журналы и Интернет вместе взятые. За последние пять лет в газетные технологии было инвестировано более 6 млрд долл., а совокупный штат отрасли насчитывает почти 2 млн человек.
В целом нынешнее положение газетной периодики в мире и ее ближайшие перспективы выглядят вполне оптимистично. Менее позитивны оценки российского газетного рынка, высказанные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям: физические объемы газет, их доходы от реализации и рекламы в 2006 году выросли, а тираж сократился и составил чуть более 8 млрд экземпляров. Поэтому проблема повышения интереса к газетам продолжает оставаться актуальной2.
Оценка состояния российской региональной периодической печати, в частности газетной периодики,
осложняется отсутствием надежной исходной информации. Существующая заявительная система регистрации СМИ не гарантирует, вопервых, того, что после регистрации газета вообще станет печататься, а вовторых, что ее истинные параметры будут отвечать заявленным. Достоверность статистических данных о рынке прессы, как отмечает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям3, является серьезной проблемой.
Однако за неимением другой следует использовать имеющуюся информацию, чтобы составить представление о направлении развития газетной полиграфии, не оставляя, конечно, без внимания значительные допуски на исходные данные.
Задача предлагаемого исследования состоит в том, чтобы определить значения некоторых характеристик газетных изданий, которые можно было бы использовать в качестве ориентиров при моделировании газетных полиграфических производств, чья продукция рассчитана на распространение в пределах одного или нескольких смежных административнотерриториальных образований. Информационной основой работы служат сведения о регистрации газет соответствующими полномочными федеральными и территориальными органами.
Структура массива газет по типу изданий
Газетные издания делятся на два типа: центральные и региональные. Под центральными понимаются издания, которые в регистрационном свидетельстве заявлены как распространяющиеся по всей территории Российской Федерации или по территориям нескольких регионов. К региональным относятся издания, географические границы распространения которых не выходят за пределы границ соответствующих административнотерриториальных образований.
Анализ структуры совокупности зарегистрированных газет по регионам иллюстрирует рис. 1.
Рис. 1. Удельный вес региональных СМИ в общем числе зарегистрированных газет
Следует отметить, что заявленный при регистрации «центральный» статус некоторых газет есть следствие тщеславия их заявителей. Тем не менее подавляющее большинство тех, кто подал заявку на регистрацию СМИ, живет в реальном мире и мыслит вполне адекватно. Поэтому в номенклатуре зарегистрированных изданий газет закономерно преобладание с региональной пропиской. Диапазон удельного веса региональных газет простирается от 85,6 до 96,5%, если говорить о федеральных округах в целом. Внутри федеральных округов практически по всем субъектам Российской Федерации наблюдается примерно та же картина. Исключение составляют автономные округа (ХантыМансийский, ЯмалоНенецкий, Агинский, Бурятский, Таймырский (ДолганоНенецкий), Эвенкийский и Чукотский), а также Камчатская область, где не зарегистрировано ни одного общероссийского издания. Другой полюс образуют области вокруг столиц Поволжья и Сибири (Нижнего Новгорода и Новосибирска), а также ряд областей Центрального федерального округа (Владимирская, Рязанская, Орловская и Смоленская), где удельный вес региональных изданий оказался меньше, чем указанные 85,6%. В среднем удельный вес региональных изданий в газетном ассортименте регионов составляет около 92%.
Насколько производственнотехнологические характеристики центральных и региональных изданий различаются между собой, по регистрационным материалам определить невозможно, поэтому в дальнейшем они будут рассматриваться совместно. Кроме того, в последующем анализе сведения об автономных округах объединены с информацией по тем регионам, с которыми они связаны исторически, а также с которыми прошло или предполагается их объединение.
Обеспеченность населения газетной продукцией
Под обеспеченностью населения газетной продукцией понимается число названий газет, разовый тираж газет и годовой тираж газет в расчете на определенное количество жителей. Поскольку сведения о регистрации печатных СМИ содержат не всю указанную выше информацию, а имеющиеся в регистрационных материалах данные носят предположительный характер, то и показатели обеспеченности населения газетной продукцией следует рассматривать как потенциально возможные. Однако, несмотря на «виртуальность» этих показателей, регионы можно сравнивать между собой, так как условия регистрации СМИ для всех территорий одинаковы.
Показатели обеспеченности населения газетной продукцией по числу названий зарегистрированных газет (по состоянию на начало 2007 года) приведены в табл. 1. Для удобства восприятия расчет выполнен на 100 тыс. жителей. По разным причинам из общего перечня регионов исключены Москва, СанктПетербург, Московская и Ленинградская области, а также Чеченская республика.
Рис. 2. Обеспеченность населения газетной продукцией
Обеспеченность газетной продукцией населения разных федеральных округов иллюстрирует рис. 2. По этому показателю округа подразделяются на две группы: в Южном, Сибирском, Приволжском и Центральном округах значения показателя близки друг к другу и одновременно меньше средней величины, вычисленной по всей совокупности регионов; в Дальневосточном же, Уральском и СевероЗападном округах близкие по величине показатели обеспеченности превышают среднее значение.
С целью выяснения, насколько сильно округа различаются по показателям обеспеченности населения газетной продукцией, проведена статистическая оценка различия средних значений указанных показателей с использованием tкритерия. Вычисление его расчетной величины производится по формуле:
tрасч = abs(xsri – xsrj)/((σi2/ni + σj2 /nj)1/2),
где: tрасч — расчетное значение
tкритерия; i, j — индексы регионов (i≠j); xsri, xsrj — средние значения показателя обеспеченности населения газетной продукцией в iм и jм округах; σi , σj — средние квадратические отклонения показателей по iму и jму округам; ni, nj — количество регионов в iм и jм округах. Расчетная величина tкритерия сравнивается с табулированным значением t табл при степенях свободы f = ni + nj – 2. Если tрасч > tтабл, это означает, что средние значения показателей по округам существенно отличаются друг от друга. В противном случае различия в значениях показателей считаются статистически неподтвержденными.
Таблица 2. Проверка существенности различия показателей обеспеченности населения газетной продукцией по федеральным округам
Федеральный округ |
Центральный |
Северо-Западный |
Приволжский |
Южный |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Центральный |
|
22 |
28 |
26 |
18 |
26 |
21 |
Северо-Западный |
2,648 |
|
20 |
18 |
10 |
18 |
13 |
Приволжский |
0,243 |
2,164 |
|
24 |
16 |
24 |
19 |
Южный |
0,473 |
1,965 |
0,198 |
|
14 |
22 |
17 |
Уральский |
3,604 |
0,251 |
2,569 |
2,281 |
|
14 |
9 |
Сибирский |
0,361 |
2,140 |
0,139 |
0,074 |
2,611 |
|
17 |
Дальневосточный |
1,553 |
0,005 |
1,374 |
1,259 |
0,148 |
1,326 |
|
Результаты проверки приведены в табл. 2. Под диагональю таблицы находятся расчетные значения tкритерия, над диагональю — соответствующие им значения степеней свободы. В целом с вероятностью не менее 95% подтверждается отличие двух указанных групп друг от друга и сродство внутри групп. Только по Дальневосточному федеральному округу вероятность ошибки при констатации отличия его показателя обеспеченности газетной продукцией от аналогичных показателей Южного, Сибирского, Приволжского и Центрального округов достигает 1525%.
Результаты оценки обеспеченности населения газетной продукцией следует учитывать при формировании модельной загрузки предприятий, расположенных в тех или иных федеральных округах Российской Федерации.
Таблица 1. Обеспеченность населения газетной продукцией
Название региона |
Население региона, тыс. чел. |
Число зарегистрированных газет |
Число названий на 100 тыс. жителей |
||||
Центральные |
Региональные |
Всего |
Центральные |
Региональные |
Всего |
||
Белгородская область |
1499,1 |
34 |
240 |
274 |
2,27 |
16,01 |
18,28 |
Брянская область |
1395,4 |
34 |
196 |
230 |
2,44 |
14,05 |
16,48 |
Владимирская область |
1557,7 |
84 |
220 |
304 |
5,39 |
14,12 |
19,52 |
Воронежская область |
2393,4 |
63 |
413 |
476 |
2,63 |
17,26 |
19,89 |
Ивановская область |
1176,2 |
22 |
229 |
251 |
1,87 |
19,47 |
21,34 |
Калужская область |
1048,4 |
41 |
188 |
229 |
3,91 |
17,93 |
21,84 |
Костромская область |
758,4 |
6 |
133 |
139 |
0,79 |
17,54 |
18,33 |
Курская область |
1269,0 |
16 |
179 |
195 |
1,26 |
14,11 |
15,37 |
Липецкая область |
1220,0 |
12 |
170 |
182 |
0,98 |
13,93 |
14,92 |
Орловская область |
875,7 |
18 |
80 |
98 |
2,06 |
9,14 |
11,19 |
Рязанская область |
1239,4 |
42 |
160 |
202 |
3,39 |
12,91 |
16,30 |
Смоленская область |
1083,8 |
86 |
182 |
268 |
7,94 |
16,79 |
24,73 |
Тамбовская область |
1224,4 |
20 |
141 |
161 |
1,63 |
11,52 |
13,15 |
Тверская область |
1531,0 |
23 |
279 |
302 |
1,50 |
18,22 |
19,73 |
Тульская область |
1665,3 |
22 |
203 |
225 |
1,32 |
12,19 |
13,51 |
Ярославская область |
1373,1 |
48 |
311 |
359 |
3,50 |
22,65 |
26,15 |
Центральный ФО |
21 310,3 |
571 |
3324 |
3895 |
2,68 |
15,60 |
18,28 |
Архангельская область |
1414,7 |
51 |
381 |
432 |
3,61 |
26,93 |
30,54 |
Вологодская область |
1290,8 |
36 |
221 |
257 |
2,79 |
17,12 |
19,91 |
Калининградская область |
940,4 |
18 |
336 |
354 |
1,91 |
35,73 |
37,64 |
Карелия Республика |
752,1 |
8 |
211 |
219 |
1,06 |
28,05 |
29,12 |
Коми Республика |
1106,5 |
8 |
195 |
203 |
0,72 |
17,62 |
18,35 |
Мурманская область |
966,3 |
31 |
209 |
240 |
3,21 |
21,63 |
24,84 |
Новгородская область |
702,7 |
8 |
115 |
123 |
1,14 |
16,37 |
17,50 |
Псковская область |
767,0 |
8 |
174 |
182 |
1,04 |
22,69 |
23,73 |
Северо-Западный ФО |
7940,5 |
168 |
1842 |
2010 |
2,12 |
23,20 |
25,31 |
Башкортостан Республика |
4080,2 |
39 |
444 |
483 |
0,96 |
10,88 |
11,84 |
Кировская область |
1542,1 |
24 |
343 |
367 |
1,56 |
22,24 |
23,80 |
Марий Эл Республика |
745,3 |
18 |
198 |
216 |
2,42 |
26,57 |
28,98 |
Мордовская Республика |
899,6 |
15 |
103 |
118 |
1,67 |
11,45 |
13,12 |
Нижегородская область |
3561,6 |
205 |
716 |
921 |
5,76 |
20,10 |
25,86 |
Оренбургская область |
2185,8 |
18 |
241 |
259 |
0,82 |
11,03 |
11,85 |
Пензенская область |
1489,7 |
15 |
194 |
209 |
1,01 |
13,02 |
14,03 |
Пермская область |
2903,7 |
35 |
613 |
648 |
1,21 |
21,11 |
22,32 |
Самарская область |
3242,1 |
86 |
810 |
896 |
2,65 |
24,98 |
27,64 |
Саратовская область |
2656,0 |
61 |
366 |
427 |
2,30 |
13,78 |
16,08 |
Татарстан Республика |
3760,9 |
51 |
310 |
361 |
1,36 |
8,24 |
9,60 |
Удмуртия Республика |
1608,0 |
36 |
351 |
387 |
2,24 |
21,83 |
24,07 |
Ульяновская область |
1425,1 |
19 |
257 |
276 |
1,33 |
18,03 |
19,37 |
Чувашская Республика |
1339,4 |
35 |
300 |
335 |
2,61 |
22,40 |
25,01 |
Приволжский ФО |
31 439,5 |
657 |
5246 |
5903 |
2,09 |
16,69 |
18,78 |
Астраханская область |
1006,3 |
6 |
160 |
166 |
0,60 |
15,90 |
16,50 |
Волгоградская область |
2615,9 |
25 |
476 |
501 |
0,96 |
18,20 |
19,15 |
Кабардино-Балкария Республика |
780,2 |
11 |
94 |
105 |
1,41 |
12,05 |
13,46 |
Карачаево-Черкессия Республика |
426,2 |
9 |
103 |
112 |
2,11 |
24,17 |
26,28 |
Краснодарский край |
4969,9 |
71 |
1 128 |
1 199 |
1,43 |
22,70 |
24,13 |
Адыгея Республика |
444,5 |
5 |
80 |
85 |
1,12 |
18,00 |
19,12 |
Дагестан Республика |
2199,9 |
12 |
300 |
312 |
0,55 |
13,64 |
14,18 |
Ингушетия Республика |
472,5 |
1 |
20 |
21 |
0,21 |
4,23 |
4,44 |
Калмыкия Республика |
299,2 |
5 |
79 |
84 |
1,67 |
26,40 |
28,07 |
Северная Осетия-Алания Республика |
676,3 |
7 |
89 |
96 |
1,04 |
13,16 |
14,19 |
Ростовская область |
4256,6 |
97 |
782 |
879 |
2,28 |
18,37 |
20,65 |
Ставропольский край |
2632,8 |
38 |
409 |
447 |
1,44 |
15,53 |
16,98 |
Южный ФО |
20 780,3 |
287 |
3720 |
4007 |
1,38 |
17,90 |
19,28 |
Курганская область |
1062,1 |
7 |
207 |
214 |
0,66 |
19,49 |
20,15 |
Свердловская область |
4511,2 |
43 |
1 154 |
1 197 |
0,95 |
25,58 |
26,53 |
Тюменская область |
3291,4 |
18 |
816 |
834 |
0,55 |
24,79 |
25,34 |
Челябинская область |
3604,7 |
40 |
783 |
823 |
1,11 |
21,72 |
22,83 |
Уральский ФО |
12 469,4 |
108 |
2960 |
3068 |
0,87 |
23,74 |
24,60 |
Алтайский край |
2601,0 |
16 |
362 |
378 |
0,62 |
13,92 |
14,53 |
Иркутская область |
2696,3 |
12 |
472 |
484 |
0,45 |
17,51 |
17,95 |
Кемеровская область |
2918,9 |
42 |
515 |
557 |
1,44 |
17,64 |
19,08 |
Красноярский край |
2996,1 |
44 |
680 |
724 |
1,47 |
22,70 |
24,16 |
Новосибирская область |
2702,5 |
119 |
628 |
747 |
4,40 |
23,24 |
27,64 |
Омская область |
2109,2 |
16 |
317 |
333 |
0,76 |
15,03 |
15,79 |
Алтай Республика |
205,2 |
2 |
44 |
46 |
0,97 |
21,44 |
22,42 |
Бурятия Республика |
1013,5 |
3 |
155 |
158 |
0,30 |
15,29 |
15,59 |
Тыва Республика |
310,6 |
1 |
44 |
45 |
0,32 |
14,17 |
14,49 |
Хакасия Республика |
572,4 |
1 |
133 |
134 |
0,17 |
23,24 |
23,41 |
Томская область |
1057,0 |
10 |
189 |
199 |
0,95 |
17,88 |
18,83 |
Читинская область |
1227,0 |
9 |
85 |
94 |
0,73 |
6,93 |
7,66 |
Сибирский ФО |
20 409,7 |
275 |
3624 |
3899 |
1,35 |
17,76 |
19,10 |
Амурская область |
974,6 |
16 |
254 |
270 |
1,64 |
26,06 |
27,70 |
Камчатская область |
376,9 |
0 |
195 |
195 |
0,00 |
51,74 |
51,74 |
Магаданская область |
225,6 |
3 |
44 |
47 |
1,33 |
19,50 |
20,83 |
Приморский край |
2109,2 |
28 |
572 |
600 |
1,33 |
27,12 |
28,45 |
Республика Саха (Якутия) |
981,3 |
3 |
181 |
184 |
0,31 |
18,44 |
18,75 |
Сахалинская область |
578,4 |
9 |
125 |
134 |
1,56 |
21,61 |
23,17 |
Хабаровский край |
1476,3 |
16 |
254 |
270 |
1,08 |
17,21 |
18,29 |
Дальневосточный ФО |
6722,3 |
75 |
1625 |
1700 |
1,12 |
24,17 |
25,29 |
В целом |
121 072,0 |
2141 |
22 341 |
24 482 |
1,77 |
18,45 |
20,22 |
Вычисленная по всем регионам, указанным в табл. 1, за исключением заметно выделяющихся значений по Республике Ингушетия и Камчатской области, средняя величина обеспеченности населения газетной продукцией равна 20 названиям на 100 тыс. жителей. Это резко контрастирует с данными Российской книжной палаты (РКП) — 5,3 названия на 100 тыс. человек4. Если регистрационные данные характеризуют степень амбициозности заявителей, не всегда совпадающую с их реальными возможностями, то данные РКП характеризуют степень законопослушности реальных издателей, увы, весьма далекую от цивилизованного уровня.
Проверка предположения о том, что амбициозность и законопослушность хоть както коррелируются друг с другом, показала, что какойнибудь заметной связи между ними нет. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированными последовательностями регионов, построенными по величине показателя обеспеченности населения газетной продукцией на основе регистрационных данных и данных РКП, хотя и статистически значим, но весьма невелик — всего 0,289. Фантасты и реалисты перед законом равны в том смысле, что в равной степени пренебрегают его нормами. Не исключено, что оценка Роспечати, свидетельствующая о регулярном выходе лишь примерно 52% из числа зарегистрированных газет5, вполне справедлива. Следовательно, степень законопослушности тоже находится на уровне 50%. Комуто эта цифра покажется недостаточной, а для когото она — примета явного прогресса в газетном бизнессообществе.
Структура массива газет по периодичности выхода в свет
По периодичности зарегистрированные газеты подразделяются на ежедневные (пять и более выходов в неделю), газеты с периодичностью выхода двачетыре раза в неделю, еженедельные газеты, газеты, выходящие дватри раза в месяц, и ежемесячные издания. Исходная информация по этому показателю помещена в табл. 3. Различия в общем количестве изданий, фигурирующих в табл. 1 и 3, обусловлены все тем же российским отношением к законодательству.
Таблица 3. Периодичность выхода газет в свет и тематическая направленность изданий
Название региона |
Периодичность выхода в свет |
Тематическая направленность изданий |
|||||||||
Всего |
Ежедневные |
2-4 раза в неделю |
Еженедельные |
2-3 раза в месяц |
Ежемесячные |
Всего |
Общественно-политические |
Рекламно-информационные |
Специализированные |
Досуговые |
|
Центральный ФО |
|||||||||||
Белгородская область |
168 |
3 |
30 |
104 |
14 |
17 |
179 |
67 |
49 |
41 |
22 |
Брянская область |
128 |
0 |
31 |
83 |
10 |
4 |
131 |
74 |
31 |
17 |
9 |
Владимирская область |
93 |
0 |
25 |
53 |
9 |
6 |
107 |
55 |
17 |
25 |
10 |
Воронежская область |
181 |
2 |
41 |
75 |
22 |
41 |
185 |
83 |
35 |
49 |
18 |
Ивановская область |
95 |
2 |
20 |
57 |
6 |
10 |
107 |
63 |
20 |
16 |
8 |
Калужская область |
121 |
3 |
25 |
74 |
9 |
10 |
150 |
65 |
28 |
48 |
9 |
Костромская область |
61 |
1 |
24 |
29 |
4 |
3 |
74 |
35 |
11 |
21 |
7 |
Курская область |
120 |
2 |
33 |
70 |
5 |
10 |
126 |
68 |
30 |
20 |
8 |
Липецкая область |
89 |
1 |
24 |
49 |
6 |
9 |
91 |
53 |
11 |
18 |
9 |
Орловская область |
87 |
1 |
28 |
45 |
3 |
10 |
90 |
45 |
19 |
16 |
10 |
Рязанская область |
89 |
0 |
19 |
60 |
6 |
4 |
91 |
54 |
19 |
15 |
3 |
Смоленская область |
94 |
2 |
29 |
50 |
4 |
9 |
107 |
59 |
10 |
27 |
11 |
Тамбовская область |
83 |
6 |
26 |
40 |
4 |
7 |
85 |
55 |
11 |
10 |
9 |
Тверская область |
132 |
8 |
19 |
71 |
13 |
21 |
169 |
80 |
21 |
56 |
12 |
Тульская область |
154 |
7 |
30 |
92 |
14 |
11 |
155 |
82 |
24 |
37 |
12 |
Ярославская область |
122 |
3 |
14 |
82 |
9 |
14 |
177 |
64 |
20 |
75 |
18 |
Сумма |
1817 |
41 |
418 |
1034 |
138 |
186 |
2024 |
1002 |
356 |
491 |
175 |
Удельный вес |
100,0 |
2,3 |
23,0 |
56,9 |
7,6 |
10,2 |
100,0 |
49,5 |
17,6 |
24,3 |
8,6 |
Северо-Западный ФО |
|||||||||||
Архангельская область |
181 |
6 |
29 |
127 |
14 |
5 |
206 |
90 |
52 |
47 |
17 |
Вологодская область |
144 |
2 |
30 |
82 |
13 |
17 |
173 |
71 |
37 |
43 |
22 |
Калининградская область |
124 |
6 |
2 |
84 |
2 |
30 |
158 |
76 |
32 |
44 |
6 |
Карелия Республика |
142 |
10 |
19 |
87 |
10 |
16 |
169 |
95 |
24 |
38 |
12 |
Коми Республика |
119 |
4 |
27 |
72 |
6 |
10 |
126 |
69 |
27 |
26 |
4 |
Мурманская область |
83 |
3 |
16 |
57 |
2 |
5 |
177 |
45 |
24 |
96 |
12 |
Новгородская область |
57 |
2 |
16 |
32 |
2 |
5 |
78 |
37 |
17 |
18 |
6 |
Псковская область |
77 |
5 |
23 |
41 |
6 |
2 |
89 |
60 |
8 |
14 |
7 |
Сумма |
927 |
38 |
162 |
582 |
55 |
90 |
1176 |
543 |
221 |
326 |
86 |
Удельный вес |
100,0 |
4,1 |
17,5 |
62,8 |
5,9 |
9,7 |
100,0 |
46,2 |
18,8 |
27,7 |
7,3 |
Приволжский ФО |
|||||||||||
Башкортостан Республика |
389 |
5 |
90 |
210 |
35 |
49 |
217 |
63 |
64 |
61 |
29 |
Кировская область |
71 |
4 |
9 |
44 |
10 |
4 |
193 |
80 |
30 |
73 |
10 |
Марий Эл Республика |
114 |
2 |
10 |
80 |
9 |
13 |
131 |
60 |
30 |
28 |
13 |
Мордовская Республика |
65 |
2 |
17 |
36 |
5 |
5 |
68 |
41 |
3 |
18 |
6 |
Нижегородская область |
369 |
3 |
65 |
207 |
47 |
47 |
559 |
199 |
107 |
202 |
51 |
Оренбургская область |
197 |
6 |
47 |
116 |
11 |
17 |
175 |
82 |
38 |
44 |
11 |
Пензенская область |
100 |
3 |
12 |
78 |
2 |
5 |
115 |
69 |
21 |
20 |
5 |
Пермская область |
327 |
6 |
45 |
206 |
30 |
40 |
424 |
155 |
72 |
158 |
39 |
Самарская область |
412 |
5 |
44 |
246 |
61 |
56 |
369 |
85 |
97 |
150 |
37 |
Саратовская область |
182 |
7 |
47 |
97 |
15 |
16 |
186 |
105 |
30 |
35 |
16 |
Татарстан Республика |
295 |
6 |
31 |
153 |
32 |
73 |
195 |
42 |
47 |
61 |
45 |
Удмуртия Республика |
250 |
2 |
42 |
151 |
35 |
20 |
253 |
108 |
55 |
64 |
26 |
Ульяновская область |
88 |
1 |
23 |
44 |
10 |
10 |
115 |
53 |
20 |
32 |
10 |
Чувашская Республика |
189 |
5 |
36 |
122 |
18 |
8 |
192 |
82 |
48 |
41 |
21 |
Сумма |
3048 |
57 |
518 |
1790 |
320 |
363 |
3192 |
1224 |
662 |
987 |
319 |
Удельный вес |
100,0 |
1,9 |
17,0 |
58,7 |
10,5 |
11,9 |
100,0 |
38,3 |
20,7 |
30,9 |
10,0 |
Южный ФО |
|||||||||||
Адыгея Республика |
23 |
2 |
10 |
8 |
0 |
3 |
30 |
26 |
2 |
2 |
0 |
Астраханская область |
77 |
2 |
12 |
47 |
11 |
5 |
95 |
48 |
16 |
22 |
9 |
Волгоградская область |
256 |
7 |
50 |
146 |
32 |
21 |
303 |
139 |
42 |
101 |
21 |
Дагестан Республика |
201 |
4 |
31 |
124 |
18 |
24 |
210 |
126 |
22 |
44 |
18 |
Ингушетия Республика |
10 |
1 |
0 |
4 |
1 |
4 |
15 |
7 |
4 |
4 |
0 |
Кабардино-Балкария Республика |
59 |
1 |
14 |
34 |
4 |
6 |
69 |
41 |
10 |
13 |
5 |
Калмыкия Республика |
53 |
4 |
15 |
26 |
2 |
6 |
58 |
32 |
2 |
14 |
10 |
Карачаево-Черкессия Республика |
36 |
0 |
7 |
22 |
5 |
2 |
40 |
31 |
3 |
4 |
2 |
Краснодарский край |
431 |
18 |
75 |
230 |
54 |
54 |
612 |
258 |
129 |
156 |
69 |
Ростовская область |
405 |
23 |
58 |
220 |
36 |
68 |
604 |
248 |
130 |
174 |
52 |
Северная Осетия-Алания Республика |
44 |
3 |
13 |
18 |
6 |
4 |
64 |
25 |
10 |
25 |
4 |
Ставропольский край |
175 |
8 |
35 |
102 |
21 |
9 |
242 |
110 |
38 |
65 |
29 |
Сумма |
1770 |
73 |
320 |
981 |
190 |
206 |
2342 |
1091 |
408 |
624 |
219 |
Удельный вес |
100,0 |
4,1 |
18,1 |
55,4 |
10,7 |
11,6 |
100,0 |
46,6 |
17,4 |
26,6 |
9,4 |
Уральский ФО |
|||||||||||
Курганская область |
61 |
2 |
10 |
35 |
6 |
8 |
103 |
29 |
18 |
49 |
7 |
Свердловская область |
568 |
11 |
63 |
333 |
75 |
86 |
731 |
282 |
113 |
268 |
68 |
Тюменская область |
468 |
13 |
61 |
300 |
45 |
49 |
538 |
226 |
118 |
142 |
52 |
Челябинская область |
380 |
12 |
35 |
253 |
41 |
39 |
530 |
175 |
83 |
230 |
42 |
Сумма |
1477 |
38 |
169 |
921 |
167 |
182 |
1902 |
712 |
332 |
689 |
169 |
Удельный вес |
100,0 |
2,6 |
11,4 |
62,4 |
11,3 |
12,3 |
100,0 |
37,4 |
17,5 |
36,2 |
8,9 |
Сибирский ФО |
|||||||||||
Алтай Республика |
30 |
2 |
1 |
22 |
2 |
3 |
32 |
29 |
1 |
2 |
0 |
Алтайский край |
164 |
1 |
52 |
78 |
13 |
20 |
214 |
117 |
42 |
45 |
10 |
Бурятия Республика |
91 |
0 |
22 |
54 |
7 |
8 |
103 |
61 |
13 |
19 |
10 |
Иркутская область |
349 |
8 |
43 |
216 |
35 |
47 |
356 |
178 |
57 |
87 |
34 |
Кемеровская область |
265 |
4 |
34 |
169 |
37 |
21 |
316 |
105 |
74 |
88 |
49 |
Красноярский край |
334 |
16 |
53 |
192 |
38 |
35 |
352 |
160 |
76 |
78 |
38 |
Новосибирская область |
354 |
4 |
22 |
220 |
40 |
68 |
430 |
131 |
117 |
131 |
51 |
Омская область |
147 |
2 |
26 |
87 |
19 |
13 |
171 |
67 |
31 |
52 |
21 |
Томская область |
101 |
5 |
16 |
54 |
17 |
9 |
124 |
48 |
31 |
35 |
10 |
Тыва Республика |
24 |
0 |
5 |
17 |
1 |
1 |
32 |
23 |
7 |
1 |
1 |
Хакасия Республика |
81 |
0 |
13 |
50 |
6 |
12 |
92 |
52 |
11 |
25 |
4 |
Читинская область |
69 |
1 |
13 |
37 |
8 |
10 |
70 |
29 |
14 |
23 |
4 |
Сумма |
2009 |
43 |
300 |
1196 |
223 |
247 |
2292 |
1000 |
474 |
586 |
232 |
Удельный вес |
100,0 |
2,1 |
14,9 |
59,5 |
11,1 |
12,3 |
100,0 |
43,6 |
20,7 |
25,6 |
10,1 |
Дальневосточный ФО |
|||||||||||
Амурская область |
113 |
4 |
21 |
69 |
14 |
5 |
120 |
64 |
15 |
29 |
12 |
Еврейская автономная область |
9 |
1 |
3 |
4 |
0 |
1 |
11 |
7 |
2 |
2 |
0 |
Камчатская область |
77 |
1 |
5 |
52 |
7 |
12 |
87 |
49 |
17 |
15 |
6 |
Магаданская область |
29 |
0 |
5 |
20 |
3 |
1 |
40 |
29 |
6 |
3 |
2 |
Приморский край |
241 |
9 |
36 |
137 |
33 |
26 |
365 |
130 |
50 |
139 |
46 |
Республика Саха (Якутия) |
134 |
5 |
36 |
71 |
12 |
10 |
154 |
84 |
36 |
22 |
12 |
Сахалинская область |
68 |
5 |
12 |
46 |
2 |
3 |
84 |
48 |
19 |
13 |
4 |
Хабаровский край |
104 |
2 |
15 |
67 |
9 |
11 |
126 |
46 |
30 |
36 |
14 |
Сумма |
775 |
27 |
133 |
466 |
80 |
69 |
987 |
457 |
175 |
259 |
96 |
Удельный вес |
100,0 |
3,5 |
17,2 |
60,1 |
10,3 |
8,9 |
100,0 |
46,3 |
17,7 |
26,2 |
9,7 |
Всего по регионам РФ |
|||||||||||
Сумма |
11 823 |
317 |
2020 |
6970 |
1173 |
1343 |
13 915 |
6029 |
2628 |
3962 |
1296 |
Удельный вес |
100,0 |
2,7 |
17,1 |
59,0 |
9,9 |
11,4 |
100,0 |
43,3 |
18,9 |
28,5 |
9,3 |
Рис. 3. Распределение газет по периодичности выхода в свет в разрезе федеральных округов
Структура регионального рынка газет в разрезе федеральных округов с точки зрения периодичности представлена на рис. 3. Здесь явственно прослеживается сходство федеральных округов по рассматриваемому показателю, что позволяет воспользоваться усредненными цифрами для описания структуры регионального газетного рынка по фактору периодичности. Эти усредненные цифры показаны на рис. 4, который иллюстрирует распределение зарегистрированных газет по заявленной периодичности по всей совокупности регионов.
Рис. 4. Распределение массива газет по периодичности выхода в свет, %
Преобладание еженедельных изданий, заметное присутствие на рынке ежемесячных газет и газет, выходящих дватри раза в месяц, — это характерные черты современного этапа развития российской периодики. Отличие именно региональных рынков состоит в большом удельном весе изданий, выходящих двачетыре раза в неделю. Это та часть газетного мира, которая существовала в советские времена и доказала свою жизнестойкость в последующие, очень нелегкие для местной прессы годы. Речь идет о районных и городских газетах, наиболее востребованных населением удаленных от столицы регионов.
Структура массива газет по тематическому содержанию
По тематическому содержанию газеты разделяются на общественнополитические, рекламноинформационные, специализированные по целевым сегментам потребителей и досуговые. Распределение газет по тематике представлено в табл. 3 и на диаграмме (рис. 5), построенной на основе данных всех регионов. О том, что такое распределение вполне правдоподобно, свидетельствует близость расчетных данных к цифрам, полученным при анализе экспозиции выставки периодических печатных изданий «Пресса2005»6. Цифры эти были такими: общественнополитические издания — 42%, рекламноинформационные издания — 17%, специализированные издания — 32%, досуговые издания — 9%. Хотя в сравнении с показателем периодичности различия между округами в данном случае более заметны, общее сходство все же преобладает (рис. 6). Это позволяет использовать в дальнейшем указанные на рис. 5 пропорции.
Анализ связи структуры массива зарегистрированных газет с региональными демографическими показателями
Естественно, федеральные округа в целом и каждый из регионов в отдельности обладают индивидуальной структурой газетного рынка, складывающейся под воздействием множества факторов. В настоящей работе была предпринята попытка выявить влияние на структуру газетного рынка, представленного зарегистрированными изданиями, таких демографических факторов, как плотность населения и доля административного центра в численности населения региона. Значения этих факторов выступали в качестве аргументов предполагаемых зависимостей. В роли функции выступали значения удельного веса газет той или иной тематики и значения удельного веса газет той или иной периодичности. Рассматривались линейная, параболическая и степенная зависимости. Наличие взаимосвязи между аргументом и функцией оценивалось коэффициентом детерминации, который показывает, какая часть вариаций функции объясняется вариациями аргумента. Максимальное значение коэффициента детерминации равно единице, или 100%. Если коэффициент детерминации меньше 5%, можно с полной уверенностью утверждать, что функция никак не связана с аргументом, а следовательно, существуют другие факторы, от которых зависит структура газетного рынка.
Результаты проверки представлены в табл. 4. Как выяснилось, демографические факторы в том виде, в каком они фигурировали в процедуре проверки, фактически никакого влияния на структуру газетного рынка ни по тематической направленности изданий, ни по периодичности их выхода в свет не оказывают. С одной стороны, это косвенно свидетельствует о том, что ассортимент газетной продукции формируется под воздействием какихто других факторов, возможно, напрямую с демографией не связанных. С другой стороны, структурные соотношения по регионам характеризуются достаточно высокой устойчивостью, что позволяет моделировать полиграфическое обеспечение газетного выпуска с помощью усредненных показателей, не опасаясь грубых ошибок.
1Цит. по сайту http://www.gipp.ru/opennews.php?id=16252.
2Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: Итоги 2006 года и перспективы развития (Межотраслевая конференция)/Материалы к докладу руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинского. — М. 2007. С. 12.
3Там же. С. 13.
4Печать Российской Федерации в 2005 году: Статистический сб. — М.: Российская книжная палата, 2006. С. 192-195.
5Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия... — М., 2007. С. 18.
6Ляхова О., Марченкова О. «Пресса-2005»: полиграфическая точка зрения//Полиграфия. 2005. № 1.