Токен: 2SDnjdcciqw

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

Токен: 2SDnjeZdLGq

Рекламодатель: ИП Печенюк Марина Александровна

ИНН/ОГРНИП: 391501720367/314392603600110

Сайт: https://stanber.com

Токен: 2SDnje5G9Yd

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjdoFnEm

Рекламодатель: ООО «Сервисный центр 21-й век»

ИНН/ОГРН: 7743104002/1157746516223

Сайт: https://www.lrt.ru

КомпьюАрт

7 - 2007

Рынок региональных газет

Евгений Марголин

Структура массива газет по типу изданий

Обеспеченность населения газетной продукцией

Структура массива газет по периодичности выхода в свет

Структура массива газет по тематическому содержанию

Развитие газетного полиграфического производства обусловлено и неразрывно связано с развитием рынка газетной периодики. Ситуацию на мировом рынке газетной периодики Всемирная газетная ассоциация WAN оценивает следующим образом1:

  • по всему миру газетные тиражи растут, как и число новых изданий. За последние пять лет глобальный тираж газет увеличился на 9,95% (только за 2005 год — на 2,36%), а количество издаваемых ежедневных газет впервые в истории превысило 10 тыс.;
  • ежедневно продается более 450 млн экземпляров газет;
  • платные газеты читают более 1,4 млрд человек;
  • совокупный тираж бесплатных ежедневных газет вырос за пять лет более чем вдвое.

Даже в Северной Америке и Европе, где преобладают негативные прогнозы в отношении газетной отрасли, тиражи и количество изданий растут. По свидетельству главы WAN Тимоти Болдинга, газеты — это глобальный бизнес с объемом продаж в размере 180 млрд долл., причем на газеты приходится больше рекламы, чем на радио, наружные носители, кинотеатры, журналы и Интернет вместе взятые. За последние пять лет в газетные технологии было инвестировано более 6 млрд долл., а совокупный штат отрасли насчитывает почти 2 млн человек.

В целом нынешнее положение газетной периодики в мире и ее ближайшие перспективы выглядят вполне оптимистично. Менее позитивны оценки российского газетного рынка, высказанные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям: физические объемы газет, их доходы от реализации и рекламы в 2006 году выросли, а тираж сократился и составил чуть более 8 млрд экземпляров. Поэтому проблема повышения интереса к газетам продолжает оставаться актуальной2.

Оценка состояния российской региональной периодической печати, в частности газетной периодики,
осложняется отсутствием надежной исходной информации. Существующая заявительная система регистрации СМИ не гарантирует, во­первых, того, что после регистрации газета вообще станет печататься, а во­вторых, что ее истинные параметры будут отвечать заявленным. Достоверность статистических данных о рынке прессы, как отмечает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям3, является серьезной проблемой.

Однако за неимением другой следует использовать имеющуюся информацию, чтобы составить представление о направлении развития газетной полиграфии, не оставляя, конечно, без внимания значительные допуски на исходные данные.

Задача предлагаемого исследования состоит в том, чтобы определить значения некоторых характеристик газетных изданий, которые можно было бы использовать в качестве ориентиров при моделировании газетных полиграфических производств, чья продукция рассчитана на распространение в пределах одного или нескольких смежных административно­территориальных образований. Информационной основой работы служат сведения о регистрации газет соответствующими полномочными федеральными и территориальными органами.

Структура массива газет по типу изданий

Газетные издания делятся на два типа: центральные и региональные. Под центральными понимаются издания, которые в регистрационном свидетельстве заявлены как распространяющиеся по всей территории Российской Федерации или по территориям нескольких регионов. К региональным относятся издания, географические границы распространения которых не выходят за пределы границ соответствующих административно­территориальных образований.

Анализ структуры совокупности зарегистрированных газет по регионам иллюстрирует рис. 1.

Рис. 1. Удельный вес региональных СМИ в общем числе зарегистрированных газет

Рис. 1. Удельный вес региональных СМИ в общем числе зарегистрированных газет

Следует отметить, что заявленный при регистрации «центральный» статус некоторых газет есть следствие тщеславия их заявителей. Тем не менее подавляющее большинство тех, кто подал заявку на регистрацию СМИ, живет в реальном мире и мыслит вполне адекватно. Поэтому в номенклатуре зарегистрированных изданий газет закономерно преобладание с региональной пропиской. Диапазон удельного веса региональных газет простирается от 85,6 до 96,5%, если говорить о федеральных округах в целом. Внутри федеральных округов практически по всем субъектам Российской Федерации наблюдается примерно та же картина. Исключение составляют автономные округа (Ханты­Мансийский, Ямало­Ненецкий, Агинский, Бурятский, Таймырский (Долгано­Ненецкий), Эвенкийский и Чукотский), а также Камчатская область, где не зарегистрировано ни одного общероссийского издания. Другой полюс образуют области вокруг столиц Поволжья и Сибири (Нижнего Новгорода и Новосибирска), а также ряд областей Центрального федерального округа (Владимирская, Рязанская, Орловская и Смоленская), где удельный вес региональных изданий оказался меньше, чем указанные 85,6%. В среднем удельный вес региональных изданий в газетном ассортименте регионов составляет около 92%.

Насколько производственно­технологические характеристики центральных и региональных изданий различаются между собой, по регистрационным материалам определить невозможно, поэтому в дальнейшем они будут рассматриваться совместно. Кроме того, в последующем анализе сведения об автономных округах объединены с информацией по тем регионам, с которыми они связаны исторически, а также с которыми прошло или предполагается их объединение.

В начало В начало

Обеспеченность населения газетной продукцией

Под обеспеченностью населения газетной продукцией понимается число названий газет, разовый тираж газет и годовой тираж газет в расчете на определенное количество жителей. Поскольку сведения о регистрации печатных СМИ содержат не всю указанную выше информацию, а имеющиеся в регистрационных материалах данные носят предположительный характер, то и показатели обеспеченности населения газетной продукцией следует рассматривать как потенциально возможные. Однако, несмотря на «виртуальность» этих показателей, регионы можно сравнивать между собой, так как условия регистрации СМИ для всех территорий одинаковы.

Показатели обеспеченности населения газетной продукцией по числу названий зарегистрированных газет (по состоянию на начало 2007 года) приведены в табл. 1. Для удобства восприятия расчет выполнен на 100 тыс. жителей. По разным причинам из общего перечня регионов исключены Москва, Санкт­Петербург, Московская и Ленинградская области, а также Чеченская республика.

Рис. 2. Обеспеченность населения газетной продукцией

Рис. 2. Обеспеченность населения газетной продукцией

Обеспеченность газетной продукцией населения разных федеральных округов иллюстрирует рис. 2. По этому показателю округа подразделяются на две группы: в Южном, Сибирском, Приволжском и Центральном округах значения показателя близки друг к другу и одновременно меньше средней величины, вычисленной по всей совокупности регионов; в Дальневосточном же, Уральском и Северо­Западном округах близкие по величине показатели обеспеченности превышают среднее значение.

С целью выяснения, насколько сильно округа различаются по показателям обеспеченности населения газетной продукцией, проведена статистическая оценка различия средних значений указанных показателей с использованием t­критерия. Вычисление его расчетной величины производится по формуле:

tрасч = abs(xsri – xsrj)/((σi2/ni + σj2 /nj)1/2),

где: tрасч — расчетное значение
t­критерия; i, j — индексы регионов (i≠j); xsri, xsrj — средние значения показателя обеспеченности населения газетной продукцией в i­м и j­м округах; σi , σj  — средние квадратические отклонения показателей по i­му и j­му округам; ni, nj — количество регионов в i­м и j­м округах. Расчетная величина t­критерия сравнивается с табулированным значением t табл при степенях свободы f = ni + nj – 2. Если tрасч > tтабл, это означает, что средние значения показателей по округам существенно отличаются друг от друга. В противном случае различия в значениях показателей считаются статистически неподтвержденными.

Таблица 2. Проверка существенности различия показателей обеспеченности населения газетной продукцией по федеральным округам

Федеральный округ

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Южный

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Центральный

 

22

28

26

18

26

21

Северо-Западный

2,648

 

20

18

10

18

13

Приволжский

0,243

2,164

 

24

16

24

19

Южный

0,473

1,965

0,198

 

14

22

17

Уральский

3,604

0,251

2,569

2,281

 

14

9

Сибирский

0,361

2,140

0,139

0,074

2,611

 

17

Дальневосточный

1,553

0,005

1,374

1,259

0,148

1,326

 

Результаты проверки приведены в табл. 2. Под диагональю таблицы находятся расчетные значения t­критерия, над диагональю — соответствующие им значения степеней свободы. В целом с вероятностью не менее 95% подтверждается отличие двух указанных групп друг от друга и сродство внутри групп. Только по Дальневосточному федеральному округу вероятность ошибки при констатации отличия его показателя обеспеченности газетной продукцией от аналогичных показателей Южного, Сибирского, Приволжского и Центрального округов достигает 15­25%.

Результаты оценки обеспеченности населения газетной продукцией следует учитывать при формировании модельной загрузки предприятий, расположенных в тех или иных федеральных округах Российской Федерации.

Таблица 1. Обеспеченность населения газетной продукцией

Название региона

Население региона, тыс. чел.

Число зарегистрированных газет

Число названий на 100 тыс. жителей

Центральные

Региональные

Всего

Центральные

Региональные

Всего

Белгородская область

1499,1

34

240

274

2,27

16,01

18,28

Брянская область

1395,4

34

196

230

2,44

14,05

16,48

Владимирская область

1557,7

84

220

304

5,39

14,12

19,52

Воронежская область

2393,4

63

413

476

2,63

17,26

19,89

Ивановская область

1176,2

22

229

251

1,87

19,47

21,34

Калужская область

1048,4

41

188

229

3,91

17,93

21,84

Костромская область

758,4

6

133

139

0,79

17,54

18,33

Курская область

1269,0

16

179

195

1,26

14,11

15,37

Липецкая область

1220,0

12

170

182

0,98

13,93

14,92

Орловская область

875,7

18

80

98

2,06

9,14

11,19

Рязанская область

1239,4

42

160

202

3,39

12,91

16,30

Смоленская область

1083,8

86

182

268

7,94

16,79

24,73

Тамбовская область

1224,4

20

141

161

1,63

11,52

13,15

Тверская область

1531,0

23

279

302

1,50

18,22

19,73

Тульская область

1665,3

22

203

225

1,32

12,19

13,51

Ярославская область

1373,1

48

311

359

3,50

22,65

26,15

Центральный ФО

21 310,3

571

3324

3895

2,68

15,60

18,28

Архангельская область

1414,7

51

381

432

3,61

26,93

30,54

Вологодская область

1290,8

36

221

257

2,79

17,12

19,91

Калининградская область

940,4

18

336

354

1,91

35,73

37,64

Карелия Республика

752,1

8

211

219

1,06

28,05

29,12

Коми Республика

1106,5

8

195

203

0,72

17,62

18,35

Мурманская область

966,3

31

209

240

3,21

21,63

24,84

Новгородская область

702,7

8

115

123

1,14

16,37

17,50

Псковская область

767,0

8

174

182

1,04

22,69

23,73

Северо-Западный ФО

7940,5

168

1842

2010

2,12

23,20

25,31

Башкортостан Республика

4080,2

39

444

483

0,96

10,88

11,84

Кировская область

1542,1

24

343

367

1,56

22,24

23,80

Марий Эл Республика

745,3

18

198

216

2,42

26,57

28,98

Мордовская Республика

899,6

15

103

118

1,67

11,45

13,12

Нижегородская область

3561,6

205

716

921

5,76

20,10

25,86

Оренбургская область

2185,8

18

241

259

0,82

11,03

11,85

Пензенская область

1489,7

15

194

209

1,01

13,02

14,03

Пермская область

2903,7

35

613

648

1,21

21,11

22,32

Самарская область

3242,1

86

810

896

2,65

24,98

27,64

Саратовская область

2656,0

61

366

427

2,30

13,78

16,08

Татарстан Республика

3760,9

51

310

361

1,36

8,24

9,60

Удмуртия Республика

1608,0

36

351

387

2,24

21,83

24,07

Ульяновская область

1425,1

19

257

276

1,33

18,03

19,37

Чувашская Республика

1339,4

35

300

335

2,61

22,40

25,01

Приволжский ФО

31 439,5

657

5246

5903

2,09

16,69

18,78

Астраханская область

1006,3

6

160

166

0,60

15,90

16,50

Волгоградская область

2615,9

25

476

501

0,96

18,20

19,15

Кабардино-Балкария Республика

780,2

11

94

105

1,41

12,05

13,46

Карачаево-Черкессия Республика

426,2

9

103

112

2,11

24,17

26,28

Краснодарский край

4969,9

71

1 128

1 199

1,43

22,70

24,13

Адыгея Республика

444,5

5

80

85

1,12

18,00

19,12

Дагестан Республика

2199,9

12

300

312

0,55

13,64

14,18

Ингушетия Республика

472,5

1

20

21

0,21

4,23

4,44

Калмыкия Республика

299,2

5

79

84

1,67

26,40

28,07

Северная Осетия-Алания

Республика

676,3

7

89

96

1,04

13,16

14,19

Ростовская область

4256,6

97

782

879

2,28

18,37

20,65

Ставропольский край

2632,8

38

409

447

1,44

15,53

16,98

Южный ФО

20 780,3

287

3720

4007

1,38

17,90

19,28

Курганская область

1062,1

7

207

214

0,66

19,49

20,15

Свердловская область

4511,2

43

1 154

1 197

0,95

25,58

26,53

Тюменская область

3291,4

18

816

834

0,55

24,79

25,34

Челябинская область

3604,7

40

783

823

1,11

21,72

22,83

Уральский ФО

12 469,4

108

2960

3068

0,87

23,74

24,60

Алтайский край

2601,0

16

362

378

0,62

13,92

14,53

Иркутская область

2696,3

12

472

484

0,45

17,51

17,95

Кемеровская область

2918,9

42

515

557

1,44

17,64

19,08

Красноярский край

2996,1

44

680

724

1,47

22,70

24,16

Новосибирская область

2702,5

119

628

747

4,40

23,24

27,64

Омская область

2109,2

16

317

333

0,76

15,03

15,79

Алтай Республика

205,2

2

44

46

0,97

21,44

22,42

Бурятия Республика

1013,5

3

155

158

0,30

15,29

15,59

Тыва Республика

310,6

1

44

45

0,32

14,17

14,49

Хакасия Республика

572,4

1

133

134

0,17

23,24

23,41

Томская область

1057,0

10

189

199

0,95

17,88

18,83

Читинская область

1227,0

9

85

94

0,73

6,93

7,66

Сибирский ФО

20 409,7

275

3624

3899

1,35

17,76

19,10

Амурская область

974,6

16

254

270

1,64

26,06

27,70

Камчатская область

376,9

0

195

195

0,00

51,74

51,74

Магаданская область

225,6

3

44

47

1,33

19,50

20,83

Приморский край

2109,2

28

572

600

1,33

27,12

28,45

Республика Саха (Якутия)

981,3

3

181

184

0,31

18,44

18,75

Сахалинская область

578,4

9

125

134

1,56

21,61

23,17

Хабаровский край

1476,3

16

254

270

1,08

17,21

18,29

Дальневосточный ФО

6722,3

75

1625

1700

1,12

24,17

25,29

В целом

121 072,0

2141

22 341

24 482

1,77

18,45

20,22

Вычисленная по всем регионам, указанным в табл. 1, за исключением заметно выделяющихся значений по Республике Ингушетия и Камчатской области, средняя величина обеспеченности населения газетной продукцией равна 20 названиям на 100 тыс. жителей. Это резко контрастирует с данными Российской книжной палаты (РКП) — 5,3 названия на 100 тыс. человек4. Если регистрационные данные характеризуют степень амбициозности заявителей, не всегда совпадающую с их реальными возможностями, то данные РКП характеризуют степень законопослушности реальных издателей, увы, весьма далекую от цивилизованного уровня.

Проверка предположения о том, что амбициозность и законопослушность хоть как­то коррелируются друг с другом, показала, что какой­нибудь заметной связи между ними нет. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированными последовательностями регионов, построенными по величине показателя обеспеченности населения газетной продукцией на основе регистрационных данных и данных РКП, хотя и статистически значим, но весьма невелик — всего 0,289. Фантасты и реалисты перед законом равны в том смысле, что в равной степени пренебрегают его нормами. Не исключено, что оценка Роспечати, свидетельствующая о регулярном выходе лишь примерно 52% из числа зарегистрированных газет5, вполне справедлива. Следовательно, степень законопослушности тоже находится на уровне 50%. Кому­то эта цифра покажется недостаточной, а для кого­то она — примета явного прогресса в газетном бизнес­сообществе.

В начало В начало

Структура массива газет по периодичности выхода в свет

По периодичности зарегистрированные газеты подразделяются на ежедневные (пять и более выходов в неделю), газеты с периодичностью выхода два­четыре раза в неделю, еженедельные газеты, газеты, выходящие два­три раза в месяц, и ежемесячные издания. Исходная информация по этому показателю помещена в табл. 3. Различия в общем количестве изданий, фигурирующих в табл. 1 и 3, обусловлены все тем же российским отношением к законодательству.

Таблица 3. Периодичность выхода газет в свет и тематическая направленность изданий

Название региона

Периодичность выхода в свет

Тематическая направленность изданий

Всего

Ежедневные

2-4 раза в неделю

Еженедельные

2-3 раза в месяц

Ежемесячные

Всего

Общественно-политические

Рекламно-информационные

Специализированные

Досуговые

Центральный ФО

Белгородская область

168

3

30

104

14

17

179

67

49

41

22

Брянская область

128

0

31

83

10

4

131

74

31

17

9

Владимирская область

93

0

25

53

9

6

107

55

17

25

10

Воронежская область

181

2

41

75

22

41

185

83

35

49

18

Ивановская область

95

2

20

57

6

10

107

63

20

16

8

Калужская область

121

3

25

74

9

10

150

65

28

48

9

Костромская область

61

1

24

29

4

3

74

35

11

21

7

Курская область

120

2

33

70

5

10

126

68

30

20

8

Липецкая область

89

1

24

49

6

9

91

53

11

18

9

Орловская область

87

1

28

45

3

10

90

45

19

16

10

Рязанская область

89

0

19

60

6

4

91

54

19

15

3

Смоленская область

94

2

29

50

4

9

107

59

10

27

11

Тамбовская область

83

6

26

40

4

7

85

55

11

10

9

Тверская область

132

8

19

71

13

21

169

80

21

56

12

Тульская область

154

7

30

92

14

11

155

82

24

37

12

Ярославская область

122

3

14

82

9

14

177

64

20

75

18

Сумма

1817

41

418

1034

138

186

2024

1002

356

491

175

Удельный вес

100,0

2,3

23,0

56,9

7,6

10,2

100,0

49,5

17,6

24,3

8,6

Северо-Западный ФО

Архангельская область

181

6

29

127

14

5

206

90

52

47

17

Вологодская область

144

2

30

82

13

17

173

71

37

43

22

Калининградская область

124

6

2

84

2

30

158

76

32

44

6

Карелия Республика

142

10

19

87

10

16

169

95

24

38

12

Коми Республика

119

4

27

72

6

10

126

69

27

26

4

Мурманская область

83

3

16

57

2

5

177

45

24

96

12

Новгородская область

57

2

16

32

2

5

78

37

17

18

6

Псковская область

77

5

23

41

6

2

89

60

8

14

7

Сумма

927

38

162

582

55

90

1176

543

221

326

86

Удельный вес

100,0

4,1

17,5

62,8

5,9

9,7

100,0

46,2

18,8

27,7

7,3

Приволжский ФО

Башкортостан Республика

389

5

90

210

35

49

217

63

64

61

29

Кировская область

71

4

9

44

10

4

193

80

30

73

10

Марий Эл Республика

114

2

10

80

9

13

131

60

30

28

13

Мордовская Республика

65

2

17

36

5

5

68

41

3

18

6

Нижегородская область

369

3

65

207

47

47

559

199

107

202

51

Оренбургская область

197

6

47

116

11

17

175

82

38

44

11

Пензенская область

100

3

12

78

2

5

115

69

21

20

5

Пермская область

327

6

45

206

30

40

424

155

72

158

39

Самарская область

412

5

44

246

61

56

369

85

97

150

37

Саратовская область

182

7

47

97

15

16

186

105

30

35

16

Татарстан Республика

295

6

31

153

32

73

195

42

47

61

45

Удмуртия Республика

250

2

42

151

35

20

253

108

55

64

26

Ульяновская область

88

1

23

44

10

10

115

53

20

32

10

Чувашская Республика

189

5

36

122

18

8

192

82

48

41

21

Сумма

3048

57

518

1790

320

363

3192

1224

662

987

319

Удельный вес

100,0

1,9

17,0

58,7

10,5

11,9

100,0

38,3

20,7

30,9

10,0

Южный ФО

Адыгея Республика

23

2

10

8

0

3

30

26

2

2

0

Астраханская область

77

2

12

47

11

5

95

48

16

22

9

Волгоградская область

256

7

50

146

32

21

303

139

42

101

21

Дагестан Республика

201

4

31

124

18

24

210

126

22

44

18

Ингушетия Республика

10

1

0

4

1

4

15

7

4

4

0

Кабардино-Балкария

Республика

59

1

14

34

4

6

69

41

10

13

5

Калмыкия Республика

53

4

15

26

2

6

58

32

2

14

10

Карачаево-Черкессия

Республика

36

0

7

22

5

2

40

31

3

4

2

Краснодарский край

431

18

75

230

54

54

612

258

129

156

69

Ростовская область

405

23

58

220

36

68

604

248

130

174

52

Северная Осетия-Алания Республика

44

3

13

18

6

4

64

25

10

25

4

Ставропольский край

175

8

35

102

21

9

242

110

38

65

29

Сумма

1770

73

320

981

190

206

2342

1091

408

624

219

Удельный вес

100,0

4,1

18,1

55,4

10,7

11,6

100,0

46,6

17,4

26,6

9,4

Уральский ФО

Курганская область

61

2

10

35

6

8

103

29

18

49

7

Свердловская область

568

11

63

333

75

86

731

282

113

268

68

Тюменская область

468

13

61

300

45

49

538

226

118

142

52

Челябинская область

380

12

35

253

41

39

530

175

83

230

42

Сумма

1477

38

169

921

167

182

1902

712

332

689

169

Удельный вес

100,0

2,6

11,4

62,4

11,3

12,3

100,0

37,4

17,5

36,2

8,9

Сибирский ФО

Алтай Республика

30

2

1

22

2

3

32

29

1

2

0

Алтайский край

164

1

52

78

13

20

214

117

42

45

10

Бурятия Республика

91

0

22

54

7

8

103

61

13

19

10

Иркутская область

349

8

43

216

35

47

356

178

57

87

34

Кемеровская область

265

4

34

169

37

21

316

105

74

88

49

Красноярский край

334

16

53

192

38

35

352

160

76

78

38

Новосибирская область

354

4

22

220

40

68

430

131

117

131

51

Омская область

147

2

26

87

19

13

171

67

31

52

21

Томская область

101

5

16

54

17

9

124

48

31

35

10

Тыва Республика

24

0

5

17

1

1

32

23

7

1

1

Хакасия Республика

81

0

13

50

6

12

92

52

11

25

4

Читинская область

69

1

13

37

8

10

70

29

14

23

4

Сумма

2009

43

300

1196

223

247

2292

1000

474

586

232

Удельный вес

100,0

2,1

14,9

59,5

11,1

12,3

100,0

43,6

20,7

25,6

10,1

Дальневосточный ФО

Амурская область

113

4

21

69

14

5

120

64

15

29

12

Еврейская автономная область

9

1

3

4

0

1

11

7

2

2

0

Камчатская область

77

1

5

52

7

12

87

49

17

15

6

Магаданская область

29

0

5

20

3

1

40

29

6

3

2

Приморский край

241

9

36

137

33

26

365

130

50

139

46

Республика Саха (Якутия)

134

5

36

71

12

10

154

84

36

22

12

Сахалинская область

68

5

12

46

2

3

84

48

19

13

4

Хабаровский край

104

2

15

67

9

11

126

46

30

36

14

Сумма

775

27

133

466

80

69

987

457

175

259

96

Удельный вес

100,0

3,5

17,2

60,1

10,3

8,9

100,0

46,3

17,7

26,2

9,7

Всего по регионам РФ

Сумма

11 823

317

2020

6970

1173

1343

13 915

6029

2628

3962

1296

Удельный вес

100,0

2,7

17,1

59,0

9,9

11,4

100,0

43,3

18,9

28,5

9,3

Рис. 3. Распределение газет по периодичности выхода в свет в разрезе федеральных округов

Рис. 3. Распределение газет по периодичности выхода в свет в разрезе федеральных округов

Структура регионального рынка газет в разрезе федеральных округов с точки зрения периодичности представлена на рис. 3. Здесь явственно прослеживается сходство федеральных округов по рассматриваемому показателю, что позволяет воспользоваться усредненными цифрами для описания структуры регионального газетного рынка по фактору периодичности. Эти усредненные цифры показаны на рис. 4, который иллюстрирует распределение зарегистрированных газет по заявленной периодичности по всей совокупности регионов.

Рис. 4. Распределение массива газет по периодичности выхода в свет, %

Рис. 4. Распределение массива газет по периодичности выхода в свет, %

Преобладание еженедельных изданий, заметное присутствие на рынке ежемесячных газет и газет, выходящих два­три раза в месяц, — это характерные черты современного этапа развития российской периодики. Отличие именно региональных рынков состоит в большом удельном весе изданий, выходящих два­четыре раза в неделю. Это та часть газетного мира, которая существовала в советские времена и доказала свою жизнестойкость в последующие, очень нелегкие для местной прессы годы. Речь идет о районных и городских газетах, наиболее востребованных населением удаленных от столицы регионов.

В начало В начало

Структура массива газет по тематическому содержанию

По тематическому содержанию газеты разделяются на общественно­политические, рекламно­информационные, специализированные по целевым сегментам потребителей и досуговые. Распределение газет по тематике представлено в табл. 3 и на диаграмме (рис. 5), построенной на основе данных всех регионов. О том, что такое распределение вполне правдоподобно, свидетельствует близость расчетных данных к цифрам, полученным при анализе экспозиции выставки периодических печатных изданий «Пресса­2005»6. Цифры эти были такими: общественно­политические издания — 42%, рекламно­информационные издания — 17%, специализированные издания — 32%, досуговые издания — 9%. Хотя в сравнении с показателем периодичности различия между округами в данном случае более заметны, общее сходство все же преобладает (рис. 6). Это позволяет использовать в дальнейшем указанные на рис. 5 пропорции.

Анализ связи структуры массива зарегистрированных газет с региональными демографическими показателями

Естественно, федеральные округа в целом и каждый из регионов в отдельности обладают индивидуальной структурой газетного рынка, складывающейся под воздействием множества факторов. В настоящей работе была предпринята попытка выявить влияние на структуру газетного рынка, представленного зарегистрированными изданиями, таких демографических факторов, как плотность населения и доля административного центра в численности населения региона. Значения этих факторов выступали в качестве аргументов предполагаемых зависимостей. В роли функции выступали значения удельного веса газет той или иной тематики и значения удельного веса газет той или иной периодичности. Рассматривались линейная, параболическая и степенная зависимости. Наличие взаимосвязи между аргументом и функцией оценивалось коэффициентом детерминации, который показывает, какая часть вариаций функции объясняется вариациями аргумента. Максимальное значение коэффициента детерминации равно единице, или 100%. Если коэффициент детерминации меньше 5%, можно с полной уверенностью утверждать, что функция никак не связана с аргументом, а следовательно, существуют другие факторы, от которых зависит структура газетного рынка.

Результаты проверки представлены в табл. 4. Как выяснилось, демографические факторы в том виде, в каком они фигурировали в процедуре проверки, фактически никакого влияния на структуру газетного рынка ни по тематической направленности изданий, ни по периодичности их выхода в свет не оказывают. С одной стороны, это косвенно свидетельствует о том, что ассортимент газетной продукции формируется под воздействием каких­то других факторов, возможно, напрямую с демографией не связанных. С другой стороны, структурные соотношения по регионам характеризуются достаточно высокой устойчивостью, что позволяет моделировать полиграфическое обеспечение газетного выпуска с помощью усредненных показателей, не опасаясь грубых ошибок.


1Цит. по сайту http://www.gipp.ru/opennews.php?id=16252.

2Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: Итоги 2006 года и перспективы развития (Межотраслевая конференция)/Материалы к докладу руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинского. — М. 2007. С. 12.

3Там же. С. 13.

4Печать Российской Федерации в 2005 году: Статистический сб. — М.: Российская книжная палата, 2006. С. 192-195.

5Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия... — М., 2007. С. 18.

6Ляхова О., Марченкова О. «Пресса-2005»: полиграфическая точка зрения//Полиграфия. 2005. № 1.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства