КомпьюАрт

7 - 2007

Газетный бизнес сегодня

Конкуренция со стороны электронных СМИ

Рынок газетной бумаги

Газетная печать

Последним по времени проведения крупным форумом газетной индустрии стала выставка NEXPO, которая прошла с 21 по 24 апреля в Орландо (США). Предлагаем вашему вниманию обзор основных тенденций в области газетного производства, основанный на материалах этой выставки. Конечно, рынок печатной продукции Северной Америки довольно специфичен и во многом отличается от европейского, а тем более от российского, однако процессы,
которые там происходят, позволяют с достаточной вероятностью прогнозировать ближайшее будущее отечественного рынка.

Конкуренция со стороны электронных СМИ

Газетный бизнес в Северной Америке в настоящее время стагнирует. Это объясняется, с одной стороны, очень высокой степенью обеспеченности населения газетами (отсутствие новых ниш для развития), а с другой — конкуренцией с электронными средствами массовой информации. Исследование, выполненное американским агентством Veronis Suhler Stevenson, показало, что сегодня люди уделяют СМИ больше времени, чем когда­либо. Если в 80­е и 90­е годы прошлого века человек тратил на СМИ в среднем 37­38% досуга, то в 2002 году эта величина возросла до 41%. При этом, по данным центра Pew Research Center, внимание, уделяемое газетам, снижается среди читателей всех возрастных категорий, кроме самой старшей (люди, рожденные до 1932 года). Младшая из исследованных возрастных категорий читателей (1972­1981 годы рождения) характеризуется наименьшим интересом к газетам — чуть более 20%, причем этот показатель в последние годы постоянно уменьшается.

Машина, оборудованная для печати УФ-красками

Машина, оборудованная для печати УФ-красками

Развивающиеся телевидение и Интернет постепенно отбирают читателей у газет, особенно заметен этот процесс в Северной Америке. Ежемесячное число посещений интернет­сайтов газетных изданий в декабре этого года, по прогнозам, составит почти 60 млн, что приблизительно в полтора раза больше, чем в январе 2005­го.

В настоящее время среднестатистический американец ежедневно тратит 4 часа на просмотр программ телевидения, более полутора часов — на Интернет, около 80 минут слушает радио и лишь 12 минут выделяет для чтения газет.

Люди, не читающие газет, обычно мотивируют это следующими причинами:

  • на чтение газет нет времени;
  • необходимая информация поступает из других источников (телевидение, Интернет, радио и т.п.);
  • газетные публикации не представляют интереса.

Не секрет, что значительную часть бюджета большинства газет составляют доходы от рекламы. В последние 2­3 года объемы рекламы в североамериканских газетах растут, хотя величина роста незначительна, например за период с 2000­го по 2005 год она составила чуть более 1%. При этом объем рекламы в Интернете за тот же период вырос на 44%, а на кабельном телевидении — на 39%.

Постоянные читатели газет по возрастным категориям

Постоянные читатели газет по возрастным категориям

 

Потребление газетной бумаги в 2006 году по регионам мира

Потребление газетной бумаги в 2006 году по регионам мира

 

Прогноз изменения потребления газетной бумаги в 2007 году

Прогноз изменения потребления газетной бумаги в 2007 году

Какой политики следует придерживаться издателям газет в условиях стагнации рынка? Американские маркетологи считают, что необходимо проводить гибкую политику распространения газет в сочетании с подбором информации в строгом соответствии с потребностями целевой аудитории и ориентацией на эксклюзивные материалы (например, на эксклюзивную аналитику).

Фабрики по производству газетной бумаги, которые будут введены в эксплуатацию в 2007 году

Страна

Город

Компания

Производственная мощность

(тыс. т в год)

Белоруссия

Могилев

Беллесбумпром

40

Индия

Махараштра

Malu Paper

50

Индия

Баласор

Emami Paper

85

Китай

Джилин

Shandong Chenming

180

Китай

Гуандун

Guangzhou Paper

400

Мировое потребление газетной бумаги с учетом ее плотности, %

Плотность бумаги, г/м2

2004

2006

48,8

88

28

45,0

7

68

Другая

5

4

В начало В начало

Рынок газетной бумаги

По данным ассоциации PPPC (Pulp and Paper Products Council), объем потребления газетной бумаги в 2006 году во всем мире вырос на 0,8% и достиг 40,1 млн т, причем рост наблюдается во всех регионах, кроме Северной Америки, что свидетельствует об общем росте производства. В абсолютном выражении наибольший рост потребления газетной бумаги характерен для стран Западной Европы и Азии, а в относительном выражении — для Латинской Америки, Азии (особенно Китая) и Восточной Европы. В 2007 году ожидается продолжение спада на североамериканском рынке и развития восточноевропейского и китайского рынков. В глобальном масштабе в текущем году прогнозируется снижение темпов роста потребления газетной бумаги (объем рынка составит около 40,3 млн т), однако на 2008 год прогнозы более чем оптимистичные: ожидается, что объем рынка достигнет 41,4 млн т. Основным двигателем газетного рынка на ближайшие годы, по оценкам маркетологов, станет Китай, который будет обеспечивать ежегодный рост мирового производства газет на 0,8­0,9%.

Рынок газетной бумаги Северной Америки

По данным агентства Hearst Enterprises, потребление газетной бумаги в Северной Америке в последние семь лет неуклонно снижается. Если в последнее десятилетие ХХ века величина потребления была стабильна и составляла 16,1-16,5 млн т, то в новом тысячелетии началось снижение этого показателя, который в 2006 году составил 12,8 млн т, а прогнозируемая величина потребления на 2007 год еще меньше — 12,5 млн т*. В некоторой степени этот феномен обусловлен переходом производителей и издателей газет на использование более легких бумаг.

Североамериканские типографии применяют преимущественно бумагу местного производства, а объемы экспорта газетной бумаги в Северной Америке традиционно существенно превышают объемы импорта. Число местных производителей в период с 1990 года по настоящее время сократилось с 32 до 15
(в 2000 году их было 19), причем наблюдается отчетливая тенденция концентрации производства: три ведущих производителя газетной бумаги сегодня контролируют 57,8% рынка, а на десять крупнейших компаний приходится 93,4% рынка (в 2000 году — 88,8%).

В настоящее время в Северной Америке наблюдается тенденция к уменьшению ширины рулонов с 50 до 48 и 46 дюймов. Переход на 48- и 46-дюймовые рулоны позволяет производителям бумаги сократить отходы и оптимизировать логистику рулонов.

 

*Следует отметить, что представленные PPPC и Hearst Enterprises данные о потреблении газетной бумаги в Северной Америке довольно сильно различаются, однако тенденции в обоих случаях отмечаются одинаковые.

Загрузка мощностей по производству газетной бумаги в 2006 году в среднем по миру составила 93%. Наибольшая величина загрузки — около 96% — характерна для Западной Европы и Китая. В 2007 году мощности по производству газетной бумаги вырастут примерно на 0,8 млн т за счет ввода в строй пяти новых фабрик: одной в Белоруссии («Беллесбумпром»), двух в Китае и двух в Индии. Фактором, затрудняющим развитие производства газетной бумаги в Китае, является недостаток сырья (древесного волокна). Ожидается, что он будет компенсироваться за счет поставок макулатуры из Японии, Северной Америки и Западной Европы.

Загруженность производственных мощностей по производству газетной бумаги в разных регионах мира

Загруженность производственных мощностей по производству газетной бумаги в разных регионах мира

Наиболее популярным у производителей газет материалом в последние четыре года является бумага плотностью 45 г/м2. В Северной Америке ее доля рынка составляет 65­70%. Интересен тот факт, что в России уже в 2002 году около 80% потребления приходилось на бумагу этой плотности (в Европе и Северной Америке до 2004 года использовалась преимущественно газетная бумага плотностью 48,8 г/м2).
Ожидается, что в дальнейшем производители газет будут переходить на еще более легкую бумагу — плотностью 42,5 г/м2. Помимо меньшей цены, более легкая бумага обеспечивает уменьшение складских расходов и затрат на транспортировку, а также снижение почтовых расходов на рассылку газет. Вместе с тем легкие бумаги имеют и существенные недостатки:

  • низкая непрозрачность;
  • низкая прочность (большая вероятность разрыва полотна в печатной машине);
  • высокая вероятность пробивания краски;
  • меньшая стабильность формы (склонность к сворачиванию и т. п.).

Поэтому расширения сферы использования бумаг плотностью 42,5 г/м2, вероятно, следует ожидать только после того, как будут улучшены их механические характеристики.

В начало В начало

Газетная печать

К современным газетным печатным машинам предъявляются следующие требования:

  • возможность качественной печати рекламной продукции для диверсификации производства;
  • возможность работы с рулонами разной ширины;
  • большой диапазон длин рубки полотна.

Газетные типографии все чаще отдают предпочтение универсальным рулонным офсетным машинам с горячей сушкой, которые позволяют выпускать не только газеты, но и высококачественные журналы, а также рекламную продукцию. Иногда типографии приобретают комбинированные конфигурации машин, в которых одни полотна проводятся через сушильные устройства, а другие — нет. Благодаря этому удается не только снизить инвестиции, но и добиться значительной экономии энергии при эксплуатации оборудования.

Производство и потребность в древесных волокнах в разных регионах мира

Производство и потребность в древесных волокнах в разных регионах мира

Использование УФ­красок — еще одно перспективное направление, позволяющее добиться улучшения качества печати и снижения расходов при выполнении коротких тиражей. УФ­сушилки компактны и могут монтироваться непосредственно на производстве на уже установленных газетных машинах. Качество печати УФ­красками на журнальных бумагах не уступает качеству печати с горячей сушкой, а время приладки при использовании УФ­красок, как правило, значительно меньше. Недостатком УФ­красок является непригодность макулатуры для вторичной переработки.

К важным направлениям развития газетной печатной техники также относятся внедрение автоматических систем контроля качества на базе денситометрических и спектрофотометрических приборов и увеличение технологической гибкости послепечатных модулей.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства