Эссенция графики
Эссенция графики или графическая эссенция — так называет себя и свои работы графический дизайнер Николай, известный под псевдонимом Graphic Essence. Он живет в Праге, но выполняет заказы клиентов не только из Чехии, но и из России.
КомпьюАрт: В Интернете вы известны под псевдонимом Graphic Essence. Откроете свое настоящее имя?
Graphic Essence: Мое настоящее имя Николай, все довольно банально и просто.
КА: А как появился псевдоним Graphic Essence, ставший также названием вашего webсайта?
G.E.: Признаться, я уже и сам плохо помню. Кажется, все началось с того, что когдато давно у меня была одна работа под названием Essence of Minimalism. А еще я вел блог (сетевой дневник) на сервере http://www.livejournal.com и в один прекрасный день решил создать второй блог под именем graphic_essence. Правда, поначалу это был частный проект и я долгое время его никому не показывал. Однако сейчас я использую этот блог для публикации в Сети некоторых работ из своего портфолио. Так, собственно, и появилось это имя.
КА: Когда вы начали заниматься графическим дизайном?
G.E.: Это долгая история. Вы будете смеяться, но все началось с установки на мой ноутбук программы Adobe Photoshop. Это была еще версия 6.0. Я стал экспериментировать с графикой, придумывать разнообразные проекты и воплощать их в жизнь. Хотя, наверное, правильнее все же сказать, что началось все с того, что меня отправили учиться в изостудию. Мне было шесть лет, и тогда выяснилось, что я очень хорошо представляю себе, для чего, собственно, нужны карандаши, кисти и краски ( смеется). Не буду скромничать, по мнению преподавателей, я довольно неплохо рисовал.
КА: Где живете, где работаете? С чего началась ваша карьера?
G.E.: Сейчас я живу в Чехии, в славном городе Праге. На данный момент работаю в основном как фрилансер. Хотя есть заказчики, с которыми я сотрудничаю на постоянной основе, в том числе клуб Celnice, ресторан Kampa Fish и кафе Glamour Cafе ’.
Карьера моя началась с сетевых проектов. Один из наиболее значимых проектов первого этапа моей творческой карьеры был «Пластик», Plastique Laboratory (http://www.plastique.ru). Этот проект мы затеяли с моим товарищем Юрием Бабичем, известным также под псевдонимом Dezex. Проект был особенно знаменит серией работ Future Clock. Кроме того, я делал много обложек для дисков и прочего принта для знакомых диджеев. Да и в университете доводилось выполнять коекакие проекты.
Если быть точным, то все началось с блогов. Графикой я стал заниматься скорее для себя, нежели чтобы работать на заказ. Это доставляло мне удовольствие. Я самостоятельно изучал графические программы и пакеты, читал специализированную литературу. Свои дизайнерские идеи я воплощал в сетевом журнале. К моему удивлению, эти работы приобретали популярность в интернетсреде. Скорее всего, людям нравился мой стиль и тот факт, что графикой я занимался не из коммерческого интереса, а, что называется, безвозмездно.
Увлечение настолько захватило меня, что я решил связать свою карьеру с дизайном и графикой. У меня было множество знакомых, которые серьезно занимались графическим дизайном. В то время, когда мы с другом делали проект «Пластик», я много и часто общался с другими дизайнерами. Потом был еще один проект, уже с другими ребятами — Consortium. Все складывалось таким образом, что я стал все больше втягиваться в занятия графическим дизайном.
КА: Какую роль в вашем творчестве играет место, где вы живете, — город Прага?
G.E.: Довольно большую. Я живу в Праге на протяжении уже пяти лет. На мой взгляд, это просто фантастический город. Архитектура, образ жизни — все здесь располагает к творчеству. Многие мои знакомые впоследствии перебрались сюда и продолжают заниматься дизайном. Наверное, мне суждено было оказаться именно здесь. Хотя я, конечно, очень люблю Москву. Там я родился и вырос, там я научился ценить многие вещи.
КА: Насколько, по вашему мнению, важно образование? Ведь многие ваши российские коллеги работают в области графического дизайна, не имея специального образования.
G.E.: Дизайнерского образования у меня на данный момент тоже нет, но в настоящее время я учусь в Академии дизайна и искусств в Праге. О необходимости получить профессиональное образование я задумался здесь. До этого, правда, я учился тут на экономическом факультете, но серьезно к занятиям не относился, поскольку понимал, что это не мое призвание.
Если честно, я считаю, что дизайну научиться невозможно. Научиться можно технике, компьютерным программам, художественному рисунку. Но невозможно научиться чувствовать дизайн. Это как с хорошим вкусом: либо он есть, либо его нет. Многие из нашего университета и «вылетают», потому что преподаватели это понимают. Мне кажется, что все очень просто — самое главное, чтобы человек стремился к своей цели.
КА: Чем же для вас является графический дизайн?
G.E.: Для меня графический дизайн не имеет строгого определения. Полагаю, что это аморфное понятие. Графический дизайн — это художественное проектирование предметов и сред. Мы просто стремимся эту среду показать с другой стороны. Неважно, какие средства передачи графической информации мы используем. Можно даже фломастером на бочке нарисовать задуманное.
Дизайн — во всем. Я не очень люблю категоризировать дизайн, да и любое другое искусство, делить его на какието группы. Для меня все это — единое целое. Например, мы можем чтото привнести в моду и архитектуру, и наоборот. В общем, это как бы некий сетевой организм, который живет по тем же принципам, по которым, например, работает реклама. Конечно, это только мое субъективное мнение.
КА: Как вы пришли к своему графическому стилю?
G.E.: Сложный для меня вопрос. Просто видел вокруг себя многое и воплощал в жизнь задуманное.
КА: Как бы вы охарактеризовали свой стиль?
G.E.: Есть такой термин у диджеев, которые играют музыку разных направлений, — multi. Так можно назвать и мой стиль.
КА: Ваш графический стиль чемто напоминает стиль известного американского дизайнерановатора Чака Андерсона. Совмещение фотографии с элементами иллюстрации, эффект цветного освещения — у вас прослеживаются те же тенденции. Это случайное совпадение?
G.E.: Немного знаком с его творчеством. Такой стиль в настоящее время действительно очень популярен. Он характерен для многих знаменитых дизайнеров, в том числе для Марка Ордуньи (http://www.fatoe.com) и Адехамаса Батисты (http://www.adhemas.com). В общемто, это просто техника, стилистика, но поданная под разными соусами, так что всегда можно отличить работы одного дизайнера от работ другого. Идея может быть одна, но реализация обязательно будет различной.
КА: В последнее время стало модно использовать в графическом дизайне элементы барочных орнаментов. Как вы относитесь к этой тенденции?
G.E.: Такая тенденция появилась уже давно. Это своего рода дань максимализму. В период с 2001го по 2003 год в графическом творчестве доминировал максимализм. Потом дизайнеры от него подустали и увлечение пошло на спад. Его стали «докручивать», доводить до ума разнообразными элементами. Мне это тоже нравилось, да и орнаменты я тогда очень любил. Все это повлияло на мой графический стиль.
КА: Кто из современных дизайнеров и иллюстраторов вас вдохновляет?
G.E.: Больше всего меня вдохновляют природа, современная архитектура и женщины. Что касается современных дизайнеров, то список большой. Хочу выделить несколько имен. Прежде всего это ребята из Consortium, а также Скотт Хенсон (http://www.iso50.com) — его работы всегда производили на меня большое впечатление. Кроме того, меня вдохновляют работы многих моих друзей, например фотографа Игоря Кена (http://www.igorken.com) и Constantine First (http://www.artflow.ru). На мой взгляд, это очень талантливые люди. Еще хочется отметить Руслана Лобачева и Алексея Маслова.
КА: Насколько я понимаю, заказчики у вас есть как в Москве, так и в Праге. Есть ли принципиальные различия в их требованиях?
G.E.: Да, есть. Чешские заказчики всегда хотят удешевить проект. Поэтому иногда бывает сложно сделать чтото толковое — воплотить творческие идеи подчас трудно изза финансовой стороны вопроса и европейской нерасторопности. Возможно, чешские заказчики чересчур привержены старым, традиционным канонам графики, так что с ними сложно работать. Мне гораздо больше нравится сотрудничать с российскими заказчиками. Так что в целом все различия обусловлены разницей в менталитете. Хотя, конечно, заказчик заказчику рознь.
КА: Когда вы поняли, что стали известным дизайнером?
G.E.: Если честно, я себя таковым пока не считаю. Это лишь мнение людей. Если они считают меня известным, значит, я не зря занимаюсь графическим дизайном. Если людям нравятся мои работы, то они удались.
КА: Какой из своих работ вы особенно гордитесь?
G.E.: Пока у меня нет работы, которой бы я гордился, что называется, до безумия. Наверное, на данный момент больше всего я горжусь совместным проектом с домом Dior.
КА: Над чем работаете сейчас?
G.E.: В основном, это фриланспроекты. Много известных заказчиков. Сейчас делаю айдентику и несколько творчески эпатажных фэшнпроектов. В основном это принт.
КА: Как проходит ваш рабочий день?
G.E.: Довольно сложно. Со временем всегда плохо. Поэтому сплю порой по четыре часа в сутки. В основном работаю за компьютером или встречаюсь с клиентами для переговоров. Стараюсь совмещать творчество и коммерческий дизайн.
КА: А как протекает работа над конкретными проектами? Делаете ли вы наброски или сразу начинаете творить в цифровом пространстве?
G.E.: Когда как. Я обычно об этом не думаю. Я просто сразу стараюсь увидеть то, что хочет заказчик, и предложить ему идеи. И абсолютно не важно, где я сделаю набросок своих идей. Но в основном работаю с чистого листа в графическом редакторе. Просто и незамысловато. Меня увлекает сам процесс и идея.
КА: Расскажите, пожалуйста, что это за недокументированные функции Adobe Photoshop, которыми, как говорят, вы владеете?
G.E.: На самом деле, все они очень даже документированные, просто каждый ищет свои пути работы в этой программе. Она настолько обширна, что изучать ее можно вечно. Я сам открывал для себя способы работы в ней, которые моим коллегам могут показаться недокументированными. Дело в том, что разные дизайнеры воплощают одну и ту же идею различными способами.
КА: Каково минимальное время, потраченное вами на выполнение одного заказа?
G.E.: Не дать соврать — минуты. Вообще, это очень абстрактный вопрос. Ведь рабочего времени может уйти мало, но изменения и доработки потребуют потом больших усилий и могут затянуться на месяцы. Все зависит от того, что делать и каков заказчик, а также насколько сложна идея и ее реализация.
КА: Над чем бы вы хотели поработать в будущем?
G.E.: Пожалуй, я бы хотел попробовать себя в архитектуре и промышленном дизайне. Идей много, я бы многое хотел изменить в окружающем мире. Надеюсь, люди это примут. Никогда не следует стоять на месте и смотреть в одну сторону. Так что ждите! (Смеется.) Главное — это делать то, что считаешь нужным.