Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

7 - 2007

Арт-проект «Лестница в небо»

Сергей Погорелый (e-mail: serpo@list.ru)

Немного истории

То ли еще будет...

Как это было на самом деле

Погружение в цифровое пространство

Диалектика фотомонтажа

Немного истории

Первые попытки фотомонтажа были предприняты в 1850­х годах. Английский художник Д.Хилл и его друг фотограф Р.Адамсон в 1843 году подготовили 470 фотопортретов и, смонтировав их, создали картину «Заседание Свободной церкви в Шотландии». Живший несколько позже в Англии швед Оскар Густав Рейландер прославился своим помпезным многофигурным монтажом «Два жизненных пути». Сегодня, глядя на эту работу, трудно сдержать улыбку — настолько эклектичной и нелепой она кажется в своем подражании безвкусным образцам живописи. Но тогда его картину приняли с восторгом. Королева Виктория купила эту работу и подарила ее принцу Георгу.

Примерно в то же время англичанин Генри Пич Робинсон создал несколько аллегорических фотомонтажей, построенных на реальной перспективе и выполненных в натуралистической манере. Создавая свои работы, он подражал картинам живописцев. Одна из первых его фотомонтажных картин относится к 1877 году и называется «После дневного труда». За этой работой последовало много других. Однако, по существу, ни одна из них еще не была фотомонтажом с его условным миром, собственным измерением и законами, хотя на проходивших в то время фотовыставках они всегда получали первые премии.

Некоторые исследователи приводят в качестве примера первого фотомонтажа ширму всемирно известного датского сказочника Г.Х.Андерсона, оклеенную множеством репродукций, глядя на которую он писал свои сказки. Ширма сохранилась до наших дней, и ее можно увидеть в Дании, в музее писателя. Все перечисленные выше работы — глубокая история, первые шаги фотомонтажа.

В нашей стране период расцвета фотомонтажа пришелся на 20­е годы прошлого века. Это было время конструктивизма, и в данной области работали Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Любовь Попова, Сергей Сенькин и многие другие художники. Эксперименты в области фотографии — одна из самых ярких и уникальных страниц русского искусства 1920 — 1930­х годов. Именно в это время экспериментальная фотография выделилась в отдельный жанр фотоискусства, определив дальнейшие пути развития как фотографии, так и графики, графического дизайна и полиграфии.

Так что же такое фотомонтаж? Это не составная часть искусства фотографии, а самостоятельный вид искусства, предполагающий совместный труд фотографа и художника. Хороший фотомонтаж — это своего рода маленькое открытие, сделанное благодаря умению видеть в предметах нечто новое, неочевидное для других людей.

Обязательная черта хорошего агитационного фотомонтажа — лаконизм. Если в работе много деталей, то ее нужно долго рассматривать, и, за редким исключением, восприятие такого фотомонтажа оказывается затруднительным. Однако лаконичную работу сделать куда труднее. Каждая фотография в процессе монтажа становится частью создаваемого образа. Практически всегда при работе над фотомонтажом требуются ретушь составляющих новый образ фотографий и дорисовка.

Сила готового монтажа в его убедительной условности, тогда как сила фотографии — в документальном реализме. Фотомонтаж оперирует такими категориями, как фантастика, смещение во времени и пространстве, обратная перспектива, метафоричность и гипербола. В интересных работах для усиления темы практически всегда применяется графика, если она, конечно, не нарушает единство образа. Эксперименты русских фотохудожников, многие из которых предвосхитили возможности компьютерной графики, выглядят сегодня удивительно современными.

В начало В начало

То ли еще будет...

Незадолго до открытия летних Олимпийских игр в Москве в музыкальных магазинах появился один из первых сольных дисков­гигантов Аллы Пугачевой с многообещающим названием «То ли ещё будет...». На дворе стоял 1980 год, до изобретения Photoshop оставалось десять лет, а до его широкого распространения в России — и того больше. Однако оформление конверта сильно отличалось от оформления выпускаемых в те годы в СССР пластинок. При внимательном рассмотрении внизу, на оборотной стороне, можно было увидеть фамилии авторов этой работы — А.Сальников и Ю.Аксёнов. Это была первая увиденная мною цветная фотомонтажная работа, растиражированная фирмой «Мелодия» в невероятном количестве по всему Советскому Союзу. В небе, посреди плывущих облаков, в распахнутом окне стояла певица. И если бы размер окна был чуть больше или фигура в нем чуть­чуть меньше, а сами облака аккуратнее нарисованы аэрографом, то догадаться, как выполнен этот сюрреалистический сюжет а ля Сальвадор Дали, было бы просто невозможно.

Вспоминаю, как долго я разглядывал эту обложку, пытаясь понять секрет ее изготовления. Ведь это явно был не рисунок, но и сфотографировать так было невозможно. Может быть, тогда у меня впервые появилась мысль сделать что­нибудь подобное. Собственно говоря, высокопрофессиональная фотомонтажная работа всегда заставляет зрителя задуматься, как она создана? Благодаря этому фотомонтаж надолго остается в памяти. Таким было начало качественно нового витка развития фотомонтажных работ.

Цветные фотомонтажи технологически значительно сложнее черно­белых. Это различие сопоставимо с разницей в трудоемкости съемки, проявки и печати между черно­белой и цветной фотографиями. Если в альбоме Житомирского автор в пояснениях к своим работам пишет, что некоторые детали для своих фотомонтажей он брал из публикаций в периодической печати (вопрос об авторском праве в те времена попросту не существовал), то для цветных фотомонтажных работ это было недопустимо хотя бы потому, что репродуцирование готовых работ, даже четверть века назад, производилось высококлассной, профессиональной аппаратурой и в случае финишной пересъемка на слайд полиграфический растр при цветоделении мог дать эффект муара. Кроме всего прочего, существовал своеобразный кодекс чести: поскольку работы были авторскими, то и использовать нужно было снимки, сделанные своими руками, а не брать «картинки из журнала». Все съемки для цветных фотомонтажных работ, будь то эстрадные или цирковые плакаты (рекламы в стране с распределительной системой просто не существовало — она была не нужна) либо обложки грампластинок, велись только вживую и только под конкретный заказ, поскольку себестоимость таких оригинал­макетов приближалась к месячному окладу советского инженера.

Если о создателях черно­белых фотомонтажных работ можно прочитать практически в любой художественной энциклопедии, то об авторах цветных монтажей, по крайней мере доперестроечного времени, вы нигде не найдете ни слова. И вот по какой причине. Появление в нашей стране первых цветных фотомонтажных плакатов пришлось на конец 70­х — начало 80­х годов, то есть на самый «застой». Ни техника, ни расходные материалы (цветная фирменная фотопленка и фотобумага, картон для основы будущей работы), без которых невозможно было бы сделать что­либо достойное, официально нигде не продавались, а могли быть приобретены государством за валюту для крупных издательств. По сути своей вся эта деятельность носила противоправный характер уже только по вышеназванной причине, за что автор этих строк чуть было не пострадал в 1989 году.

Возникший вакуум в огромной стране постарались заполнить несколько предприимчивых фотографов. Даже по сегодняшним меркам они были очень хорошо оснащены издательской аппаратурой (фотоаппараты Mamiya, Hasselblad) и имели отлично налаженные связи с филармониями и отдельными артистами, где «каждый возделывал свой сад», благо пространства хватало всем. Разъезжая по просторам СССР, они фотографировали всевозможные варьете, хоры, ансамбли и первые рок­группы, всегда нуждавшиеся в красочных плакатах для своих гастрольных выступлений. По возвращении в Москву эти фотографии печатали цветные фотографии больших размеров (до 60Ѕ90 см), после чего искали молодых неординарных художников, способных творчески переработать отснятый материал и создать красочный плакат. Часто плакат делался из разнородных элементов, поскольку к моменту его изготовления в коллективе менялись люди — вот когда нужен был правдоподобный монтаж.

Существовали только две разновидности эстрадных плакатов, значительно отличавшиеся друг от друга: выполненные формально из слайда с казенным типографским шрифтовым набором (может быть, еще с тех пор приходится слышать от некоторых фотографов, что буквы «отвлекают» от картинки) и более редкий — фотомонтажный, выполненный профессиональным художником, где надписи и изображение органично дополняют друг друга, составляя единое целое. Часто, несмотря на отличное оборудование и качественные материалы, исходные фотографии были весьма невысокого качества, а потому нуждались в утомительном и кропотливом фоторетушировании. Вероятнее всего, это было связано с несовершенством освещения в момент съемки. Понятно, что переносную студию с собой никто не возил — их просто на тот момент не существовало!

Число одновременно работавших на этом поприще плакатистов никогда не превышало десяти человек. Каждый работал самостоятельно, но большинство знали друг друга, так как были членами Городского комитета художников­графиков, получившими образование либо в «Строгановке», либо в МАРХИ. Именно поэтому, несмотря на все вышеперечисленные трудности, большинство работ того времени соответствовало лучшим мировым образцам. Их и сегодня не стыдно представить на суд зрителей. Самыми лучшими из них были, пожалуй, работы Юрия Балашова. Неслучайно в годы перестройки он был приглашен на работу в Центр Стаса Намина. Очень активно и плодотворно работали Сергей Власов с Юрием Широченковым в творческом альянсе с фотографом Григорием Кузьминым, в мастерской которых выполнял свои курсовые проекты и дипломную работу автор этих строк, заканчивая художественное училище. Несколько позже, во второй половине 80­х годов, свет увидели оригинальные работы Виктора Щербака и Сергея Бурова, которые не только придумывали и создавали свои работы, но и самостоятельно осуществляли постановочную съемку. Как же все­таки создавались подобные работы, когда еще не существовало программы Photoshop?

В начало В начало

Как это было на самом деле

Прежде чем приступать к выполнению фотосъемки, нужно было максимально четко представлять итог всей работы. Учитывая жесткие условия последней и хронический дефицит расходных материалов, подобный опыт приходил сравнительно быстро. После проведения постановочной съемки или получения художником готового отпечатка, на кальке прорисовывался эскиз в точный размер или немного крупнее будущей работы. Увеличение не должно было превосходить полуторократный размер. Оно позволяло скрыть все шероховатости монтажа при уменьшении до нужного размера, но одновременно создавало проблемы при транспортировке готовой работы из мастерской в фотостудию для репродукционной съемки на слайд. Кроме того, большее увеличение нарушало масштабность восприятия готовой работы. На хромэрзаце, выклеенном на картонной основе, аэрографом при помощи масок (как и в Photoshop) рисовался фон с необходимыми надписями. Как правило, съемки выполнялись в импровизированных студиях, на сценах клубов или домов культуры, а на плакатах или обложках фон имел сюрреалистический вид, за что и ценились подобные работы. Итоговая работа создавалась на основе фотографии.

После выполнения всех подготовительных работ вырезанную специальным резаком фотографию наклеивали при помощи резинового клея на основу. Склеенный и отретушированный монтаж иногда обрабатывали аэрографом с цветной тушью — это позволяло «увести» швы от склейки отдельных частей фотографии в свет или в тень (своего рода дополнительная светопись). Желтая или голубая тушь иногда заменяла отсутствовавшие во время съемки компенсационные фильтры. Готовый оригинал­макет должен был быть идеально ровным. Неаккуратно наклеенные живописная основа плаката, а поверх нее монтаж из фотоотпечатков при репродуцировании могли начать бликовать. Малейшие пылинки, оседавшие и прилипавшие к поверхности готовой работы во время напыления туши аэрографом, при студийном освещении вольфрамово­галогеновыми лампами начинали светиться маленькими белыми искорками, даже применение поляризационных фильтров не всегда могло исправить ситуацию — иногда приходилось все переделывать. Уже в то время мы начали экспериментировать при постановочной съемке с цветной контровой подсветкой длинных волос рок­музыкантов (о флэшметрах мы тогда и не слыхали), устанавливая на FIL­106 самодельные цветные фильтры.

Возникшее в середине 80­х годов кооперативное движение породило спрос на новый вид продукции — календари. Обложки дисков и листовые календари часто стали носить серийный характер. Грамотно придумать, а главное — реализовать задуманное в оригинал­макете для серии было значительно труднее. В этом случае каждая последующая работа должна была логически связываться и перекликаться с предыдущей. Вершиной же исполнительского мастерства во всем мире считалась и считается по сей день цельная композиция из многих фигур или предметов.

В начало В начало

Погружение в цифровое пространство

Но время не стоит на месте. С развитием компьютерных технологий произошла техническая революция и в фотомонтаже. Сегодня уже никого не удивляет, что наряду с традиционной фотографией о себе полноправно заявляет цифровая фотография, причем последняя уже начинает доминировать. И фотографы и художники пополняют свой арсенал компьютерами, сканерами и принтерами. Практически каждый имеет электронные архивы своих работ, которые стараются разместить в Интернете. Многие пытаются создавать собственные фотомонтажные работы, которые часто называют кибердизайном. Технологический процесс значительно упростился и ускорился, и уже давно не нужно бегать за редакционными фотографами, уговаривая их продать просроченную пленку и опасаясь при этом быть пойманным за руку и обвиненным в скупке краденного у государства. А где начинается работа с компьютерами и обработка растровых изображений, там практически всегда присутствует замечательный программный пакет Photoshop, который является лидирующим программным продуктом в области фотодизайна и обработки изображений.

Так начался очередной виток в развитии фотомонтажных работ. Используя для размещения изображений, текста и других элементов дизайна произвольное количество объемных слоев, можно в любой момент удалить, просмотреть или «спрятать» тот или иной из них. Широкий набор инструментов программы включает традиционные для фоторетушеров кисть, карандаш, ластик и аэрограф. Сохраняя реалистичность фотографий, Photoshop дает возможность управлять светом и цветом, применять фильтры для получения спецэффектов после завершения фотосъемки. Как любой вид искусства, фотография имеет свои границы возможного, расширить которые позволяет компьютерный фотомонтаж. Сегодня он находит применение в самых разных сферах, например без него немыслима графическая реклама.

Создавая «реальную нереальность» в многоплановых композициях, современный фотомонтаж предоставляет возможность при необходимости быстро заменить отдельные элементы изображения или поменять их местами, практически мгновенно изменить их цвет, масштаб и многое другое. Это бывает необходимо, например, для внесения исправлений в театральные плакаты, когда на гастроли вместо заболевшего артиста должен поехать другой. Сегодня возможно практически все, о чем мечтали специалисты по фотомонтажу двадцать лет назад. Метод компьютерного фотомонтажа практически незаменим при изготовлении театральных буклетов и в индустрии моды. В этом случае фотосессия артиста или фотомодели происходит в студии, а затем изображение размещается в соответствующих декорациях, которые могут быть сфотографированы на другом конце земли. За рубежом, да и у нас существуют фирмы, специализирующиеся на выпуске компакт­дисков с оцифрованными фотоизображениями, при помощи которых можно создавать практически все из вышеперечисленного.

В начало В начало

Диалектика фотомонтажа

Как и в начале своего пути, лучшие фотомонтажные работы стали экспонироваться в музеях. За рубежом нередко издаются альбомы с высокохудожественными фотомонтажными работами, в которых они систематизированы по темам: реклама, природа, люди, животные, фантастика и т.д., тиражируются авторские постеры известных мастеров для украшения интерьеров. Широкое распространение домашних компьютеров, издание специализированной литературы и неизбежное снижение цен на цифровые камеры подхлестнуло интерес и желание попробовать свои силы в этом виде творчества. Постепенно количество начнет переходить в качество, а проделанная кропотливая и трудоемкая работа будет радовать вас и ваших друзей. Результаты будут зависеть только от совокупности знаний, художественного вкуса и мастерства авторов.

Ознакомившись с краткой историей фотомонтажных работ, я предлагаю читателям попробовать создать оригинальную работу своими руками. Безусловно, это всего лишь один пример того, что можно сделать из простого снимка при желании, знаниях и терпении. Желаю удачи!

 

 

Об авторе:

Сергей Ефимович Погорелый. С конца 1980-х
годов занимался оформлением грампластинок на фирме «Мелодия». В настоящее время продолжает работать в жанре кибердизайна (в недавнем прошлом классического фотомонтажа), используя авторскую фотосъемку и графику. Является ав тором популярных статей по фотомонтажу и графическому дизайну. Участник и дипломант многих выставок. Член профессионального союза художников, Творческого союза художников России и Международной федерации художников, а также международной ассоциации «Союз дизайнеров».

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства