КомпьюАрт

8 - 2007

Методы оценки емкости рынка полиграфических работ

Е.Марголин, канд. техн. наук

Оценка емкости рынка полиграфических работ на основе подушевого валового внутреннего продукта

Оценка емкости рынка полиграфических работ на основе объема потребления печатных сортов бумаги

О достоверности прогностических оценок

Знание емкости рынка полиграфических работ необходимо многим его субъектам. Решение этой задачи затрудняет отсутствие нормальной отраслевой статистики, однако существуют и альтернативные методы оценки емкости рынка, которые мы и предлагаем для обсуждения.

Оценка емкости рынка полиграфических работ на основе подушевого валового внутреннего продукта

В 80­х годах минувшего века немецкий журнал Deutscher Drucker опубликовал несколько масшатбных статистических подборок Хайнца Виллькома (Heinz Willkom), в которых приводились сведения о численности населения стран мира, производимом валовом внутреннем продукте и стоимости выполненных в этих странах полиграфических работ1. При этом автор ссылался на такие источники информации, как ООН, Всемирный банк и ЮНЕСКО. Информация эта настолько интересна, что ею просто необходимо воспользоваться.

Прежде чем обратиться к изысканиям, которые были проведены на основании данных Х.Виллькома, немного расскажем о том, как делаются международные сопоставления. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) излагает эту проблему в своем официальном издании «Россия в цифрах»2. Приведем выдержку, касающуюся этой темы:

«В целях обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики, в конце 1960­х годов Статистическим отделом ООН в сотрудничестве с другими международными организациями, национальными статистическими службами и исследовательскими организациями был разработан Проект (с 1989 г. — Программа) международных сопоставлений (ПМС ООН), который основан на расчете паритетов покупательной способности (ППС) национальных валют.

Принятие Программы связано с тем, что перерасчет национальных стоимостных показателей в единую валюту на основе валютных курсов неадекватно отражает сравнительную покупательную способность национальной валюты на внутренних рынках.

Перерасчет ВВП по валютному курсу в странах переходного периода и в развивающихся странах приводит к искажению данных за счет многих факторов: фактический валютный курс не отражает исходный экономический потенциал, динамика изменений курса не совпадает с динамикой инфляции на внутреннем рынке, ежедневные колебания валютного курса носят спекулятивный характер и т.п.

Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений заключается в следующем.

1. ВВП каждой страны расчленяется на ряд однородных товарных групп (“первичные группы”) по компонентам конечного использования ВВП (расходы на конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление государственных учреждений, валовое накопление основного капитала и чистый экспорт товаров и услуг).

2. В рамках каждой отобранной группы производится регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и услуги по согласованному списку товаров­представителей. Согласно процедуре каждой стране предложено включить в перечень продуктов для каждой первичной группы по меньшей мере один продукт, репрезентативный для структуры ее национального потребления. При расчете паритетов первичных групп учитывается информация о характерности для внутреннего рынка товаров­представителей. Окончательный список товаров­представителей в сопоставлениях, например, за 2002 год включал около 3000 наименований потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Для расчета ППС на уровне первичных групп соотношения цен на эти отдельные товары в различных странах подвергаются агрегированию. Затем эти ППС взвешиваются с использованием весов структуры расходов для расчета ППС по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Используемая методология расчетов результатов сопоставлений позволяет получать результаты сопоставлений, независимые от выбора счетной единицы (денежной единицы) и страны.

3. Стоимостные показатели конечных расходов по ВВП в национальной валюте по всем уровням агрегирования пересчитываются в “международно сопоставимые” показатели с помощью соответствующих ППС.

Паритеты покупательной способности (ППС) представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран). Например, для покупки в США в 2002 г. условной корзины товаров надо было иметь 100 долларов США. Для покупки той же корзины товаров в России необходимо было иметь 927 рублей. (Валютный курс в это время составлял 31,35 рубля за доллар США, т.е. 927 рублей по курсу обменивались лишь на 29,57 доллара. — Прим. Е.М.)».

В переводе на обывательский русский язык все вышесказанное сводится к тому, что обменный курс доллара не имеет ничего общего с тем, что можно купить за одну и ту же стопку долларов на их исторической родине и в «стране березового ситца». Так вот, сопоставления упомянутого выше Х.Виллькома строились, по­видимому, на базе паритетов покупательной способности. По­видимому — потому что за давностью лет трудно установить, имело ли место такое уточнение в тексте, сопровождавшем табличный материал. Но если сравнить данные во временн ых рядах, представленных в табл. 1, то такое предположение кажется вполне приемлемым. Сведения для табл. 1 взяты из публикаций в журнале Deutscher Drucker (за 1982 и 1987 годы), из сборников Росстата «Россия в цифрах» за 1996 и 2002 годы (к сожалению, в сборниках приведена информация не по всем странам)3, а также из материалов, размещенных на различных сайтах в Интернете. В тех случаях, когда встречались разночтения в написании названий стран или численности их населения, использовались данные «Большого словаря географических названий»4. Данные табл. 1 дают возможность оценить место России в сегодняшнем мире, да и сами по себе они весьма познавательны.

Таблица 1. ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, долл.

№ п/п

Cтрана

Численность населения, тыс. чел.

1982

1987

1996

2000

2002

2004

2005

Европа

1

Австрия

8188,2

9800

12 356

22 129

26 765

30 101

31 300

32 276

2

Албания

3582,2

845

764

2880

3506

4900

4978

3

Белоруссия

10 322,2

5166

7544

6800

6970

4

Бельгия

10 289,1

10 480

11 170

22 205

27 178

28 630

30 600

31 096

5

Болгария

7537,9

4280

3476

4987

5710

7064

8200

8078

6

Босния и Герцеговина

3989,0

6500

7032

7

Великобритания

60 094,6

9620

10 210

19 528

23 509

28 906

29 600

30 821

8

Венгрия

10 045,4

2260

1788

9333

12 416

14 364

14 900

16 814

9

Германия

82 398,3

21 330

25 103

26 655

28 700

28 303

10

Греция

10 666,0

4280

3183

13 221

16 501

19 068

21 300

22 205

11

Дания

5384,4

12 350

15 850

23 140

27 627

30 042

32 200

31 914

12

Ирландия

3924,1

5060

5924

18 252

29 866

32 881

31 900

38 827

13

Исландия

278,0

12 110

15 798

23 467

29 581

29 355

31 900

33 051

14

Испания

40 217,4

5380

5694

15 253

19 472

23 196

23 300

25 047

15

Италия

57 998,4

6790

10 492

20 248

23 626

26 733

27 700

28 180

16

Латвия

2348,8

5052

7045

9553

11 500

11 653

17

Литва

3592,6

5749

7106

10 399

12 500

13 107

18

Люксембург

443,0

14 010

15 378

31 837

50 061

52 177

58 900

69 961

19

Македония

2063,1

4107

5086

6031

7100

6610

20

Мальта

395,0

3790

4186

 

17 273

18 214

18 200

18 879

21

Молдавия

4439,5

2100

2109

1900

1729

22

Нидерланды

16 150,5

10 800

11 528

21 035

25 657

29 939

29 500

31 789

23

Норвегия

4546,1

14 270

15 986

25 490

29 918

36 682

40 000

38 454

24

Польша

38 622,7

3600

1466

6884

9051

11 194

12 000

12 974

25

Португалия

10 102,0

2400

2267

13 815

17 290

18 841

17 900

19 629

26

Российская Федерация

144 526,3

6742

8377

8087

9800

9902

27

Румыния

22 271,8

2320

1982

6596

6423

7017

7700

8480

28

Сербия и Черногория

10 655,8

2400

2400

29

Словакия

5430,0

8878

11 243

12 604

14 500

14 623

30

Словения

1935,7

13 207

17 367

18 465

19 600

20 939

31

Украина

48 055,4

3325

3816

6300

6394

32

Финляндия

5190,8

10 850

14 043

19 058

24 996

27 807

29 000

29 951

33

Франция

60 180,5

11 540

12 686

20 390

24 223

27 701

28 700

29 300

34

Хорватия

4422,2

6282

8091

10 578

11 200

12 191

35

Чехия

10 249,2

12 709

13 991

16 585

16 800

19 408

36

Швейцария

7318,6

16 960

20 678

24 938

28 769

32 506

33 800

33 040

37

Швеция

8878,1

13 840

15 118

19 936

24 277

28 152

28 400

29 541

38

Эстония

1408,6

6645

10 066

11 253

14 300

14 555

Азия

1

Азербайджан

7830,8

1921

2936

3800

4153

2

Армения

3326,4

1967

2559

4600

4101

3

Афганистан

28 717,2

113

118

800

800

4

Бангладеш

138 448,2

140

160

880

1602

2000

1870

5

Бахрейн

645,0

9860

6600

15 084

19 200

20 758

6

Бруней-Даруссалам

344,0

22 150

14 120

16 779

23 600

19 210

7

Бутан

2139,5

92

150

1412

1969

8

Вьетнам

81 624,7

178

138

1374

1996

2700

2745

9

Грузия

4934,4

2947

2664

3100

2844

10

Израиль

6116,5

5320

7410

17 346

20 131

22 617

20 800

24 382

11

Индия

1 049 700,1

260

310

2358

3100

3139

12

Индонезия

234 893,5

580

460

3021

3043

3500

3609

13

Иордания

5460,3

1690

1560

3966

4500

4688

14

Ирак

24 683,3

2330

1575

2100

2100

15

Иран

68 278,8

756

532

4860

5884

7700

7525

16

Йемен

19 349,9

893

800

879

17

Казахстан

16 763,8

4328

5871

7800

7440

18

Камбоджа

13 124,8

112

125

 

1446

2000

2423

19

Катар

769,0

 

 

 

18 789

23 200

19 844

20

Кипр

763,0

3900,0

3790,0

 

20 824

20 483

20 300

22 805

21

Киргизия

4892,8

 

 

2101

2711

 

1700

1935

22

Китай

1 286 975,5

300

300

 

3976

 

5600

5896

23

КНДР

22 466,5

1078

810

1700

24

Кувейт

2183,2

19 610

16 000

 

15 799

21 300

19 384

25

Лаос

5921,5

83

158

1103

1575

1900

1954

26

Ливан

3727,7

322

270

4308

5000

5837

27

Малайзия

23 092,9

1870

1820

6877

9068

9700

10 276

28

Мальдивы

311,0

290

350

4485

3900

3900

29

Монголия

2712,3

780

600

1439

1783

1900

2056

30

Мьянма

42 510,5

190

205

1027

1700

1027

31

Непал

26 469,6

170

160

936

1327

1500

1490

32

ОАЭ

2484,8

24 080

15 999

17 935

25 200

24 056

33

Оман

2807,1

6370

5800

13 356

13 100

15 259

34

Пакистан

150 694,7

380

340

1397

1928

2200

2225

35

Республика Корея

48 289,0

1910

2800

11 563

17 380

18 443

19 200

20 499

36

Саудовская Аравия

24 293,8

15 820

14 020

11 367

12 000

13 825

37

Сингапур

4608,6

2501

8010

23 278

23 356

27 800

28 077

38

Сирия

17 585,5

1680

1650

3556

3400

3610

39

Таджикистан

6863,8

921

1152

1100

1202

40

Таиланд

64 265,3

790

850

6043

6402

8100

8090

41

Туркмения

4775,5

2968

3956

5700

4584

42

Турция

68 109,5

1360

1220

5999

6974

6516

7400

7753

43

Узбекистан

25 981,6

2004

2441

1800

1869

44

Филиппины

84 620,0

620

590

2984

3971

5000

4614

45

Шри-Ланка

19 742,4

320

410

2073

3530

4000

4390

46

Япония

127 214,5

10 050

15 840

23 980

26 755

27 207

29 400

29 251

Африка

1

Алжир

32 818,5

2350

2640

5308

6600

6603

2

Ангола

10 766,5

390

330

2187

2100

2180

3

Бенин

7041,5

990

1200

1091

4

Ботсвана

1573,3

890

1050

7184

9200

9945

5

Буркина-Фасо

13 228,5

213

190

976

1200

1169

6

Бурунди

6096,2

240

250

591

600

677

7

Габон

1321,6

4840

2780

6237

5900

6623

8

Гамбия

1501,0

360

220

1649

1800

1991

9

Гана

20 467,7

340

390

1964

2300

2240

10

Гвинея

9030,2

300

350

1982

2100

2180

11

Гвинея-Бисау

1360,8

220

160

755

700

722

12

Демократическая Республика Конго

56 625,0

180

150

765

700

705

13

Джибути

461,0

515

420

2377

1300

1993

14

Египет

74 718,8

670

620

3635

4200

4211

15

Замбия

10 307,3

640

230

780

900

943

16

Зимбабве

12 576,7

850

590

2635

1900

2065

17

Кабо-Верде

405,0

4863

1400

5727

18

Камерун

15 746,2

880

970

1703

1900

2174

19

Кения

31 639,1

390

340

1022

1100

1140

20

Коморские острова

596,0

1588

700

1943

21

Конго

2954,3

1370

930

825

800

978

22

Кот-д’Ивуар

16 962,5

910

750

1630

1500

1551

23

Лесото

1862,0

510

370

2031

3200

2619

24

Либерия

3317,2

490

430

900

900

25

Ливия

5499,1

8430

5340

7570

6700

7570

26

Маврикий

1210,4

1230

1000

10 017

12 800

12 027

27

Мавритания

2912,6

480

440

1677

1800

1940

28

Мадагаскар

16 979,7

320

210

840

800

857

29

Малави

11 651,2

210

152

615

600

646

30

Мали

11 626,2

170

200

797

900

998

31

Марокко

31 689,3

860

620

3546

4200

4309

32

Мозамбик

17 479,3

200

150

854

1200

1237

33

Намибия

1927,4

6431

7300

7418

34

Нигер

11 058,6

300

260

746

900

779

35

Нигерия

133 881,7

850

380

896

1000

1154

36

Руанда

7810,1

260

300

943

1300

1263

37

Сан-Томе и Принсипи

165,0

1792

1200

1231

38

Свазиленд

1161,2

930

700

4492

5100

5638

39

Сейшельские острова

90,0

2370

3100

12 508

7800

16 652

40

Сенегал

10 580,3

490

630

1510

1700

1713

41

Сомали

8025,2

290

160

 

600

600

42

Судан

38 114,2

430

330

1797

1900

1949

43

Сьерра-Леоне

5732,7

390

250

490

600

561

44

Танзания

35 922,5

270

210

523

700

674

45

Того

5429,3

1442

1600

1536

46

Тунис

9924,7

1380

1190

6363

7100

7768

47

Уганда

25 632,8

240

260

1208

1500

1478

48

Центральноафриканская Республика

3683,5

310

340

1172

1100

1094

49

Чад

9253,5

80

140

871

1600

2090

50

Экваториальная Гвинея

486,0

15 073

2700

20 510

51

Эритрея

4362,3

837

900

977

52

Эфиопия

66 557,6

140

130

668

800

756

53

ЮАР

42 768,7

2650

1980

9401

11 100

11 192

Северная Америка

1

Антигуа и Барбуда

67,0

 

 

10 541

11 000

12 586

2

Багамские острова

298,0

3830

10 310

17 012

17 700

17 843

3

Барбадос

275,0

3830

5580

15 494

16 400

15 720

4

Белиз

256,0

 

 

5606

6500

6747

5

Гаити

7527,8

300

360

1467

1500

1892

6

Гватемала

13 909,4

1130

950

3821

4200

4313

7

Гондурас

6669,8

660

810

2453

2800

2876

8

Гренада

89,0

 

 

7580

5000

8021

11

Доминика

71,0

 

 

5880

5500

5643

12

Доминиканская Республика

8715,6

1340

740

6033

6300

7449

13

Канада

32 207,1

11 360

15 070

22 739

27 840

29 590

31 500

31 263

14

Коста-Рика

3896,1

1150

1700

8650

9600

9481

15

Куба

11 263,4

1403

870

3000

3000

16

Мексика

104 908,0

2740

1829

7181

9023

9370

9600

9803

17

Никарагуа

5128,5

860

830

2366

2300

3634

18

Панама

2960,8

2120

2240

6000

6900

7278

19

Сальвадор

6470,4

700

850

4497

4900

5041

20

Сент-Винсент и Гренадины

116,0

5555

2900

6398

21

Сент-Кристофер и Невис

39,0

12 510

8800

12 702

22

Сент-Люсия

158,0

5703

5400

6324

23

США

290 342,6

13 160

18 580

27 831

34 142

36 202

40 100

39 676

24

Тринидад и Тобаго

1200,0

6920

3900

8964

10 500

12 182

25

Ямайка

2695,9

1240

940

3639

4100

4163

Южная Америка

1

Боливия

8586,4

610

490

2424

2600

2720

2

Бразилия

182 032,6

2170

2030

7625

8100

8195

3

Венесуэла

24 654,7

4140

2330

5794

5800

6043

4

Гайана

697,0

590

440

3963

3800

4439

5

Колумбия

41 662,1

1410

1240

6248

6600

7256

6

Парагвай

6036,9

1570

1180

4426

4800

4813

7

Перу

28 409,9

1280

1440

4799

5600

5678

8

Суринам

434,0

3310

2270

3799

4300

4300

9

Уругвай

3413,3

3400

2470

9035

14 500

9421

10

Чили

15 665,2

2190

1360

9417

10 700

10 874

11

Эквадор

13 710,2

1610

1060

3203

3700

3963

Австралия и Океания

1

Австралия

19 732,0

11 140

11 180

21 253

25 693

27 899

30 700

30 331

2

Вануату

193,0

2802

2900

3051

3

Западное Самоа

5041

5600

5613

4

Новая Зеландия

3951,3

7910

7870

17 571

20 070

21 939

23 200

23 413

5

Папуа-Новая Гвинея

5295,8

830

730

 

2280

2200

2543

6

Соломоновы Острова

480,0

1648

1700

1814

7

Тонга

104,0

2300

7870

8

Фиджи

844,0

1960

1600

3673

4668

5900

6066

На основании сведений, опубликованных в Deutscher Drucker, нами в свое время были предприняты изыскания, в результате которых было установлено5, что между стоимостным объемом производимой печатной продукции и размером валового внутреннего продукта (ВВП) существует тесная связь независимо от географии стран и их экономического уровня (табл. 2). Из этого следует очень важный вывод в отношении емкости рынка полиграфических работ: емкость рынка полиграфических работ определяется размером валового внутреннего продукта в расчете на душу населения и количеством душ этого самого населения. Сверх того, что обусловлено этими показателями, потребительские сегменты не осилят.

Таблица 2. Взаимосвязь объемов выпуска печатной продукции (y) и размеров ВВП (x)

Континент

Год наблюдения

Вид зависимости

Коэффициент корреляции

Европа

1982

y= –23,55+0,0153x

0,9813

1987

y= –17,41+0,0145x

0,9879

Америка

1982

у= –9,93+0,0136х

0,9889

1987

у= –8,03+0,0131х

0,9934

Азия

1982

у= –0,80+0,0087х

0,9542

1987

у= –0,50+0,0081х

0,9058

Австралия и Океания

1982

у= –7,56+0,0135х

0,9989

1987

у= –1,85+0,0110х

0,9934

Африка

1982

у= –0,29+0,0077х

0,9557

1987

у= –0,61+0,0078х

0,9521

Мир в целом

1982

у= –3,07+0,0114х

0,9509

1987

у= –5,15+0,0120х

0,9567

Анализ зависимостей, представленных в табл. 2, позволяет установить, что для каждого континента зависимости, выведенные по 1982 и 1987 годам, достаточно близки друг к другу по значениям коэффициентов при аргументах и значениям свободных членов. Исключение — регион Австралии и Океании, где расхождения между свободными членами можно объяснить малым числом государств, входивших в тогдашний список, — всего четыре: любая флуктуация сразу же сказывается на результатах. Близость параметров уравнений, описывающих состояние системы в разное время, говорит об устойчивости этих параметров, то есть зависимость между размером ВВП и объемом производимой печатной продукции носит вневременной характер. Это не означает, что параметры уравнений застыли раз и навсегда. По табл. 2 видно, что уравнения зависимостей для разных континентов различаются свободными членами и значениями коэффициентов при аргументах. Эти различия обусловлены уровнем экономического развития стран, расположенных на данных континентах. Сказанное здесь не противоречит изложенному несколько выше, потому что тесная связь между рассматриваемыми показателями существует для всех стран без различия их экономического состояния, но параметры этой связи, естественно, не одинаковы для всех.

Интерпретировать зависимости, представленные в табл. 2, можно следующим образом: коэффициент при аргументе показывает, на сколько долларов США увеличится выпуск печатной продукции на душу населения, если производство ВВП на ту же самую душу возрастет на один доллар. Сущность свободного члена проявляется, если представить фантастическую ситуацию, когда страна ничего не производит и ее ВВП равен нулю. Тогда подушевое производство печатной продукции, согласно зависимостям из табл. 2, будет отрицательным, что означает необходимость импорта печатной продукции в том размере на душу населения, который характеризует свободный член уравнения. Импорт для европейца требовался в размере от 17 до 24 долл., для африканца — на уровне 0,3­0,6 долл. За двадцать лет, минувших с тех пор, надо надеяться, эти соотношения изменились в лучшую сторону.

В той же работе была предпринята попытка связать удельный вес производства печатной продукции в общем объеме ВВП со значением ВВП, приходящегося на одного жителя той или иной страны. Установлено, что доля печатной продукции в ВВП зависит от размера подушевого ВВП, причем зависимость носит устойчивый экспоненциальный характер. Вид зависимости по данным за 1982 год:
Z = 1,4057*(1–e –0,4237­0,0002x); по данным за 1987 год: Z = 1,3891*(1–e–0,3390­0,0002x),
где х — среднедушевое значение ВВП, Z — доля печатной продукции в объеме ВВП, измеренная в процентах. Экспоненциальная зависимость характеризуется наличием предела, к которому стремится функция при бесконечном росте аргумента. В нашем случае в роли аргумента выступает величина подушевого ВВП. Даже если он будет расти до необыкновенно высоких значений, то все равно удельный вес производства печатной продукции в ВВП не превысит ту величину, которая стоит перед скобками в приведенных выше экспоненциальных зависимостях. Какой бы богатой ни была страна, больше того, чем определено этими зависимостями, она печатать не будет. 1,4% от ВВП — вот тот максимум емкости рынка, на который может рассчитывать очень богатая страна типа Люксембурга.

Будь Россия Люксембургом, она, при валовом внутреннем продукте 16 779 млрд руб. (данные за 2004 г.6), произвела бы печатной продукции на сумму 236 млрд руб. с учетом стоимости использованных материалов. Согласно табл. 1, подушевое производство ВВП, измеренного по паритету покупательной способности, в России в 2004 году составило 9800 долл. В этом случае предел возможного выпуска печатной продукции в России составил бы порядка 213 млрд руб. (7,7 млрд долл. по тогдашнему курсу 27,75 руб. за доллар), если использовать экспоненциальную зависимость, выведенную для 1982 года. К сожалению, необходимой информации для подтверждения или отрицания корректности применения этой зависимости найдено не было.

Если все­таки воспользоваться методикой, связанной не с паритетами покупательной способности, а с обменными курсами валют, то получим следующие цифры. Официальное значение ВВП 2004 года равно 16 779 млрд руб. Официальный курс доллара на конец 2004 года составлял 27,75 руб. Пересчитанный по курсу объем ВВП равен
604,65 млрд долл. Численность населения Российской Федерации в 2004 году составляла 143,5 млн человек. Следовательно, на душу населения в долларовом эквиваленте приходилось 4213 долл. ВВП. При подстановке этого значения в ту же самую экспоненциальную зависимость, выведенную для 1982 года, значение удельного веса полиграфического производства в ВВП определяется значением 1,01%. Следовательно, максимальная емкость рынка полиграфических работ с учетом стоимости материалов, рассчитанная по обменным курсам валют, выразится суммой 6,1 млрд долл., или 169 млрд руб. Различие результатов налицо.

В начало В начало

Оценка емкости рынка полиграфических работ на основе объема потребления печатных сортов бумаги

Для оценки уже не максимальных, а реальных масштабов рынка полиграфических работ можно использовать данные об объеме потребления печатной бумаги.

В 2004 году по информации Росстата в стране было произведено 1,98 млн т газетной бумаги. По данным Федеральной таможенной службы, в том же году за рубеж было официально вывезено
1,26 млн т газетной бумаги. Разумно предположить, что разница между произведенным и вывезенным, то есть 720 тыс. т, осталась в стране. Учитывая российские реалии, можно предположить также и то, что на печатание газет, книг, бланков, листовок и прочего пошло от двух третей до трех четвертей указанного остатка, то есть примерно 500 тыс. т. С учетом отечественных объемов производства офсетных сортов бумаги и ввоза ее из­за рубежа на внутреннее потребление расходуется еще порядка 300 тыс. т офсетной бумаги. К этому следует добавить еще не менее 200 тыс. т импортируемой печатной бумаги, которая не производится в России: офсетной бумаги различной степени мелования; для изготовления этикеток; для производства продукции элитного качества и т.п. В целом можно ориентироваться на годовой объем потребления печатных сортов бумаги на уровне 1 млн т.

Средний расход бумаги на печать 1 млн листов­оттисков находится на уровне 20 т. Исходя из этого, можно определить, сколько в стране в год производится печатной продукции в натуральном выражении — порядка 50 млрд листов­оттисков.

Средняя стоимость производства полиграфических работ (без учета стоимости полиграфических материалов) в 2004 году прогнозировалась на уровне 400 руб. за 1000 листов­оттисков7 (табл. 3). Таким образом, рынок полиграфических работ на эту дату оценивается в 20 млрд руб. Если принять соотношение стоимости полиграфических работ и стоимости полиграфических материалов близким к 45:558, то реальный рынок полиграфических работ с учетом стоимости материалов по 2004 году оценивается в 45 млрд руб. (1,6 млрд долл. по курсу того времени).

Таблица 3. Цены на полиграфические работы на период 2003-2006 гг. (руб.)

Квартал/год

В целом

Книжное производство

Газетное производство

Журнальное производство

Факт

I/2000

206

250

141

237

II/2000

211

250

145

235

3/2000

224

290

155

276

IV/2000

222

251

162

272

I/2001

245

299

174

280

II/2001

241

289

173

261

III/2001

268

313

198

270

IV/2001

306

366

206

344

I/2002

285

328

194

325

II/2002

280

327

201

319

III/2002

298

327

225

339

IV/2002

324

378

221

373

I/2003

323

371

231

337

II/2003

339

376

250

364

Прогноз

III/2003

349

386

258

374

IV/2003

360

396

266

384

I/2004

370

406

274

394

II/2004

381

416

282

404

III/2004

391

427

290

414

IV/2004

401

437

298

424

I/2005

412

447

306

434

II/2005

422

457

313

444

III/2005

432

467

321

454

IV/2005

443

477

329

464

I/2006

453

487

337

474

II/2006

464

497

345

484

III/2006

474

507

353

494

IV/2006

484

517

361

504

Таблица 4. Уравнения временных трендов движения цен на полиграфические работы по видам продукции

Вид продукции

Уравнение тренда

Коэффициент детерминации

Книжная

y = 10,116x + 239,48

0,8319

Журнальная

y = 10,057x + 226,86

0,8356

Газетная

y = 7,9209x + 131,74

0,9589

В целом

y = 10,413x + 191,33

0,9361

Таблица 5. Динамика инфляции и цен на полиграфические работы

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Рост отпускных цен к предыдущему году

*

1,179

1,152

1,132

1,116

1,104

1,094

Инфляция к предыдущему году

1,202

1,186

1,151

1,120

1,117

1,108

1,090

* Нет данных.

Конечно, при многих сделанных допущениях и использованных средних величинах эту цифру следует рассматривать как сугубо ориентировочную. Кроме того, за пределами расчета остались полиграфические работы, которые не связаны с бумагой как носителем печатной информации: производство твердой и гибкой упаковки, печать на самоклеящихся материалах; тампопечать и трафаретная печать на различных предметах и небумажных материалах и т.п. Тем не менее очевидно, что размеры реального рынка полиграфических работ заметно меньше потенциального значения, вычисленного исходя из достигнутого уровня жизни российского населения. Отсюда следует, что существуют вполне реальные перспективы развития отечественного полиграфического производства. Однако не всем его секторам уготовано быть в лидерах этого развития.

В начало В начало

О достоверности прогностических оценок

В публикации 2000 года нам уже доводилось делать прогнозы развития рынка полиграфических работ на 2005 и 2010 годы9. Поскольку 2005 год уже миновал, то любопытно посмотреть, что сбылось, а что не сбылось и какова цена пророчеств и предсказаний.

Государственной статистики по полиграфической промышленности как не было, так и нет. Росстат смело свалил в одну кучу целлюлозно­бумажное производство, полиграфию и издательское дело, из каковой не то что жемчужное зерно, простое семечко не извлечь. Поэтому подтвердить или опровергнуть сделанное в 2000 году предсказание о том, что в 2005 году было произведено печатной продукции в сопоставимых ценах на 12,6% больше, чем в 1999 году, — сложно.

В табл. 5 представлена динамика цен на полиграфические работы и официальные данные по инфляции. Из табл. 5 следует, что отпускные цены едва успевали за инфляцией, а в основном отставали от нее, но ненамного. Это обстоятельство позволяет оперировать данными натурального выпуска, не опасаясь за сопоставимость результатов.

По данным Росстата, количество полиграфических предприятий в стране выросло с 4538 в 1999 году до 5958 в 2004­м, или на 31,2%. Не исключено, что между ними произошел некоторый передел существующего рынка, но не исключено также, что часть новых мощностей пошла на увеличение натурального выпуска печатной продукции, то есть на расширение масштабов рынка.

По данным Содружества бумажных оптовиков, уровень потребления бумаги и картона на душу населения в нашей стране вырос с 25 кг в 2001 году до 40 кг
в 2005­м, или на 60,0%10. Примерно ту же цифру называют и в «Росбумпроме»11 — 37,7 кг/чел.

По данным Российской книжной палаты12, листаж только книг и брошюр увеличился в 2004 году по сравнению с 1999 годом с 6,43 до 9,61 млрд листов­оттисков, или на 50%. Выпуск журналов, сборников и бюллетеней возрос с 601,1 до 976,0 тыс. экз., или на 62,4%. Годовой тираж газет поднялся с 7,1 до 7,9 млрд экз., или на 11,3%.

С учетом того, что Российская книжная палата бесконечно доверяет выходным данным изданий, которые поступают в ее распоряжение, прекрасно отдавая себе отчет в том, что тиражное хвастовство издателей и редакций перед рекламодателями никуда не исчезло, а также с учетом только что вычисленных процентов и структуры выпуска печатной продукции в стране, где газеты составляют значительную часть от общего объема запечатанной бумаги, можно полагать, что цифра 12,6% вполне реальна.

В публикации 2000 года объем полиграфических работ по 1999 году оценивался в 13,1 млрд руб. Инфляция за 1999­2004 годы составила 205%. С учетом прогнозировавшегося роста в сопоставимых ценах в 12,6% стоимость полиграфических работ 2004 года в текущих ценах определяется в 30,3 млрд руб. Сравните с цифрой 20 млрд руб., о которой говорилось выше.

Принимая во внимание, что в обоих случаях в условиях информационного дефицита вынужденно делались исходные допущения, можно предлагать в качестве объекта для критики следующие цифры: 25 млрд руб. — стоимость полиграфических работ, 30 млрд руб. — стоимость полиграфических материалов, реальный объем рынка полиграфических работ — 55 млрд руб. (2,0 млрд долл. по курсу того времени).

Теперь о том, что совершенно точно не сбылось.

Высказывалась надежда, что «правительство установит таможенные правила на пользу своих производителей, а не чужих, как это делается сейчас». В части импортируемой бумаги не сбылось. Пять премьер­министров сменилось с начала 1999 года, но руки не дошли ни у одного.

Предсказывалось начало возрождения глубокой печати. Не сбылось. Торговые дома еще не прочувствовали, что при тиражах выше 300 тыс. экз. глубокая печать дешевле офсета, а по репродукционным возможностям намного богаче.

Предполагалось промышленное освоение цифровой печати. Не сбылось. Хотя масштабы применения цифровой печати растут, российский рынок еще не достиг той стадии развития, когда персонализация становится необходимой частью объединенного процесса производства и распространения печатной продукции.

Голографическая защита печатной продукции прокламировалась как один из достаточно простых и относительно надежных методов защиты от подделки печатной продукции, в том числе этикетки и упаковки. Не сбылось, потому что надежность голографии подверглась определенной дискредитации со стороны «народных умельцев», причем не только российских. Поэтому в мире появились радиоидентифицируемые метки, существенно более дорогие, чем голографические изображения, но кто поручится за их недоступность для пытливых умельцев?

Однако что­то все­таки сбылось.

Предполагались структурные перестроения рынка в пользу частного сектора российской полиграфической промышленности при постепенном снижении доли государственных полиграфических предприятий. Вот это сбылось — и еще как! Причем почти одномоментно — с 2006 года государственной полиграфии федерального уровня не существует.

Подтверждаются прогнозы в отношении перспективности таких секторов рынка полиграфических работ, как газетная многокрасочная продукция, журнальная продукция массового спроса повышенного качества, журнальная продукция избирательного спроса повышенного качества, элитные журналы, элитная изобразительная продукция, элитные настенные комплектные календари. Это то, что касается печатной продукции потребительского назначения.

То же самое можно сказать и о следующих секторах производства печатной продукции производственно­технического назначения: этикетки многокрасочные повышенного качества со средствами защиты и без них; элитные этикетки со средствами защиты; листовая реклама повышенного и элитного качества для адресного распространения; каталоги повышенного качества для избирательного распространения и элитные каталоги для адресного распространения; листовая и комплектная представительская продукция повышенного качества; элитная листовая и комплектная представительская продукция; картонная упаковка повышенного качества со средствами защиты и без них; гибкая упаковка повышенного качества со средствами защиты и без них.

То, что перечисленные секторы по прошествии шести лет после обнародования прогнозов остаются в числе перспективных, как раз и свидетельствует о том, что емкость рынка полиграфических работ еще далека от исчерпания, что у российской полиграфии есть потенциал роста. Будет ли правительство способствовать этому росту или нет, будет ли противоестественным порядком перетряхивать систему бывших государственных предприятий или создаст возможность для естественной их консолидации перед угрозой приватизационной аннигиляции — все это влияет лишь на скорость процесса. Сам же процесс ведет нас к формированию полноценного рынка полиграфической продукции, масштабы и структура которого отвечают уровню экономического благосостояния страны. Каков ВВП — такова и полиграфия.


1См ., например : Willkom H. Die weltweite Druckindustrie als Gradmesser fur Wirtschaft und Information//Deutscher Drucker.1986. № 12.

2Россия в цифрах, 2005: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2005. С. 456-459.

3Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб./Госкомстат России. М., 2002. С. 389-391; Россия в цифрах, 2005: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2005. С. 468-469.

4Большой словарь географических названий/Гл.ред. В.М.Котляков. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 832 с.

5Марголин Е.М. Исследования отраслевого рынка (отрасль печати). Курган: Зауралье, 1999. С. 15-22, 45-61.

6Россия в цифрах, 2005: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2005. С. 29.

7Марголин Е. Цены на полиграфические работы//Полиграфия. 2003. №6. С.46-50.

8Расчет соотношения стоимостей полиграфических работ и материалов базировался на следующих данных: средняя стоимость полиграфических работ в расчете на 1000 листов-оттисков на вторую половину 2006 года прогнозировалась на уровне 500 руб. (уравнения временных трендов приведены в табл. 4), при объеме производства 50 млрд листов-оттисков собственно полиграфические работы оцениваются в 25 млрд руб.; средние цены газетной, офсетной и мелованной бумаги на тот же период, согласно данным ООО «Редакция журнала «Целлюлоза. Бумага. Картон», были равны соответственно 20 600, 28 400 и 42 750 руб. за тонну, тогда при соответственном тоннаже 500, 300 и 200 тыс. т стоимость бумаги оценивается в 27,4 млрд руб. Добавив к этой стоимости стоимость переплетных материалов и картона (10% от стоимости бумаги), получаем суммарную стоимость материалов порядка 30 млрд руб. и выходим на примерное соотношение стоимостей работ и материалов 45:55.

9Марголин Е. Магический кристалл//КомпьюАрт. 2000. № 8.

10Бизнес Paper. 2005. № 1 (10).

11Тезисы доклада председателя Правления РАО «Бумпром» В.А.Чуйко на 9-й международной конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития российской целлюлозно-бумажной промышленности», состоявшейся 20-21 ноября 2006 года в Санкт-Петербурге
в рамках выставки PAP-FOR. Russia 2006 (www.bumprom.ru).

12Печать Российской Федерации в 2005 году: Стат. сб. /Российская книжная палата. М., 2006.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2007

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства