КомпьюАрт

8 - 2007

За пределами цветового пространства CMYK

Дмитрий Гудилин

FM 6: как избавиться от смесевых красок

Opaltone: как исправить несовершенство CMYK

MetalFX: весь спектр металлизированных цветов

Ограниченный цветовой охват стандартных триадных печатных красок, может быть, не является самой насущной проблемой полиграфии, однако ее актуальность вполне очевидна. Попытки расширить цветовой охват триады предпринимаются не одно десятилетие, и определенный прогресс уже достигнут. Конечно, массового внедрения систем шести­ и семикрасочного цветоделения (так называемых HiFi Color) в ближайшем будущем все­таки вряд ли стоит ожидать, и причина этого вполне очевидна: пока редкая типография может похвастаться наличием в своем печатном парке шестикрасочной машины. Тем не менее предприятия, решившиеся на внедрение новых технологий, получают вполне очевидные преимущества: это и возможность создания пресловутой «добавленной стоимости» печатной продукции (add value printing), и привлечение новых заказчиков, и экономия за счет сведения к минимуму применения смесевых красок. Кстати, весьма существенной статьей экономии может стать сокращение времени на замену красок, которая регулярно требуется при использовании «пантонов» разных цветов.

Пожалуй, наиболее известной системой HiFi Color является Hexachrome компании Pantone. Однако у этой системы, предполагающей применение шести красок специальных цветов, есть весьма достойные конкуренты, о которых мы и расскажем.

FM 6: как избавиться от смесевых красок

Технология FM6 разработана Мартином Алдерлифсте (Martin Alderliefste) из голландской компании Nampak Cartons и впервые демонстрировалась широкой общественности на выставке Ipex 2002. Для ее коммерческой реализации была образована компания PrinTech Systems. Создатели FM6 особо подчеркивают, что эта технология разработана полиграфистами­практиками (Nampak Cartons является крупным производителем картонной упаковки) для решения насущных задач, стоящих перед реальным полиграфическим производством. С момента изобретения и до первой демонстрации FM6 на Ipex прошло более пяти лет, в течение которых технология была протестирована, доработана и успешно внедрена в производственный процесс голландской компании.

Логотип FM6

Логотип FM6

Разработчики FM6 предлагают дополнить стандартные триадные краски специально разработанными оранжевой (O — orange), синей (B — blue) и зеленой (G — green). При этом одновременно предлагается использовать только шесть красок: либо сочетание CMYK+OB, либо сочетание CMYK+OG. Специалисты PrinTech утверждают, что две эти комбинации позволяют полноценно заменять около 85% смесевых цветов из каталогов Pantone, за исключением флуоресцентных и металлизированных. При этом собственный опыт Nampak свидетельствует о том, что примерно в 90% случаев для получения желаемого цвета используется сочетание CMYK+OB. Таким образом, для успешного применения FM6 достаточно шестикрасочной печатной машины. Конечно, при наличии седьмой печатной секции можно печатать и семью красками. Порядок наложения красок должен быть следующим: CMYKOB или CMYKOG.

Пожалуй, одно из наиболее принципиальных отличий FM6 от конкурирующих технологий состоит в том, что ее главной целью является не расширение цветового охвата триадной печати как таковое, а лишь предоставление полиграфистам альтернативы использованию смесевых красок. Дело в том, что FM6 не предполагает применения дополнительных красок для печати растровых изображений — соответствующее решение для цветоделения PrinTech вообще не разработала. С использованием дополнительных цветов в специальном программном модуле выполняется цветоделение только векторных и штриховых изображений (воспроизведению смесевыми красками, как правило, подлежит именно этот тип графики), а растровые изображения печатаются только триадными красками.

Для печатников применение дополнительных красок для воспроизведения лишь отдельных элементов изображения — безусловное благо, поскольку такое решение позволяет снизить количество брака при регулировке подачи краски. Так, коррекция подачи триадных красок оказывает лишь незначительное влияние на цвет тех элементов печатного изображения, которые воспроизводятся шестью красками, при этом изменение подачи дополнительных красок не оказывает вообще никакого влияния на воспроизведение основного растрового изображения.

Как следует из названия, технология FM6 предполагает применение ЧМ­растрирования (стохастики). Подобный выбор создатели FM6 объясняют тем, что ЧМ­растрирование минимизирует риск возникновения муара и способствует получению резких изображений с очень точной передачей деталей во всем градационном диапазоне, включая высокие света и глубокие тени. Кроме того, считается, что благодаря лучшей тоновой передаче стохастика позволяет несколько увеличить цветовой охват печати даже без введения дополнительных красок.

Сравнение цветового охвата CMYK и Opaltone

Сравнение цветового охвата CMYK и Opaltone

Для того чтобы облегчить своим клиентам внедрение ЧМ­растрирования, PrinTech предоставляет им компенсационные кривые для всех семи красок (CMYK+OBG), которые, по заверению голландской компании, позволяют безболезненно перейти на стохастику. Компенсационные кривые создаются на базе специального теста, который должен быть отпечатан во внедряющей FM6 типографии в обычных для нее производственных условиях и отправлен в PrinTech. Судя по перечню генеральных партнеров PrinTech, можно предположить, что на производстве ее материнской компании применяется ЧМ­растрирование от Kodak (Creo). Насколько корректными являются компенсационные кривые, разработанные для технологий ЧМ­растрирования от других поставщиков, не вполне ясно.

Необходимость применения ЧМ­растрирования естественным образом предполагает, что типография, желающая внедрить FM6, должна располагать устройством CtP, причем пока накоплен опыт эксплуатации FM6 только совместно с термальными системами экспонирования.

Поставки дополнительных красок для FM6 компания PrinTech держит в своих руках (опять­таки, основываясь на перечне партнеров FM6, можно предположить, что эти краски для голландской компании производит Sun Chemical). В настоящее время поставляются краски для листовой офсетной и флексографской печати.

В начало В начало

Opaltone: как исправить несовершенство CMYK

Не секрет, что размеры и положение в цветовом пространстве математических (идеальных) цветовых моделей RGB и CMY идентичны, соответственно они имеют одинаковый цветовой охват. Однако реальные аппаратно­зависимые RGB монитора или CMYK печатного процесса весьма существенно отличаются от своих идеальных прототипов в силу несовершенства красящих веществ и реальных источников излучения, а также неизбежных потерь энергии при прохождении окрашенных световых лучей через воздух или при их отражении от запечатываемого материала. Исправить, а точнее частично компенсировать это несовершенство позволяет система семикрасочной печати Opaltone Matching System (OMS).

Цветовые каталоги Opaltone

Цветовые каталоги Opaltone

В мае 1998 года Мэтью Бернаскони (Matthew Bernasconi), основатель компании Opaltone Graphic Solutions, получил патент на изобретение технологии аппаратного семикрасочного цветоделения. Согласно этой технологии, цветоделение предполагалось выполнять с помощью барабанного сканера (в устаревшей терминологии — цветоделителя­цветокорректора) за два прохода. При первом проходе формировались CMYK­сепарации, при втором — RGB­сепарации. Значение красного компонента определялось сигналом, поступающим от пурпурного и желтого каналов, зеленого — от голубого и желтого, синего — от голубого и пурпурного. Вычитания смесевых компонентов красного, зеленого и синего, заменяемых соответствующими красками с RGB­сепараций, предусмотрено не было. Вместо этого предлагалось изменить при втором проходе настройки белой и черной точек сканера, благодаря чему динамический диапазон печатного изображения увеличивался до 3,0 D (каким образом удалось бы добиться подобного значения оптической плотности оттиска, в патенте не объяснялось).

Сравнение оптических плотностей при использовании триадной печати и Opaltone (данные для флексографии)

Цвет

CMYK

CMYK+Opaltone RGB

Красный

1,50

1,80

Зеленый

1,50

1,80

Синий

1,50

1,80

К счастью, Бернаскони не стал заниматься разработками сомнительных с практической точки зрения способов повышения оптических плотностей оттисков, а сосредоточился на создании семикрасочной технологии репродуцирования цвета с использованием красок CMYK и RGB, в результате чего на свет по­явилась OMS.

Система Opaltone позволяет расширить цветовой охват оттисков за счет воспроизведения ярких синих, зеленых и оранжевых цветов, которые нельзя получить при триадной печати, а также дает возможность минимизировать применение смесевых красок. При этом механизм введения дополнительных красок при цветоделении аналогичен хорошо известному полиграфистам и проверенному на практике алгоритму GCR: красная краска добавляется в местах наложения пурпурного и желтого, заменяя определенную их долю, зеленая — голубого и желтого, синяя — голубого и пурпурного. В последних версиях системы появилась возможность цветоделения растровых изображений на шесть красок CMY+RGB с использованием черной краски только для воспроизведения штриховых элементов и шрифтов.

Программа для семикрасочного цветоделения Opaltone CX поставляется в виде плагина к Photoshop 7.0 или более поздних версий. Цветоделенный файл сохраняется в формате DCS 2.0, поддерживаемом основными издательскими программами. Цифровые цветовые библиотеки OMS могут быть интегрированы в пакеты Illustrator, FreeHand, InDesign, QuarkXPress, ArtPro и Packedge. При покупке системы пользователи получают цветовые каталоги, содержащие 2800 цветов, которые можно репродуцировать с помощью дополнительных красок RGB.

OMS позволяет использовать стандартные триадные краски, что облегчает и удешевляет внедрение этой технологии в производственный процесс. Еще одним важным достоинством Opaltone является возможность добавления только одной или двух дополнительных красок по выбору. Это позволяет применять OMS на шести­ и даже пятикрасочных печатных машинах.

Технология OMS предполагает применение стандартных углов АМ­растрирования. При этом одинаковые углы наклона растровой структуры имеют две пары дополнительных цветов: красный и голубой, зеленый и пурпурный (напомним, что алгоритм цветоделения практически исключает одновременное использование красок дополнительных цветов), а также синий и черный цвета. Присваивать одинаковые углы наклона растра синему и желтому цветам не стали ввиду того, что угол наклона желтого отличается от углов голубой и пурпурной красок только на 15°. Возможно применение и ЧМ­растрирования.

Технология Opaltone совместима со всеми основными печатными технологиями: офсетом, флексографией, глубокой, высокой и трафаретной печатью, а также с электрофотографией. Краски для OMS производят компании Flint Ink, Siegwerk, Sun Chemical, Xsys Print Solutions, Paragon Inks и др. Для изготовления цветопроб сертифицированы системы DuPont WaterProof, Kodak Approval и Latran Prediction.

Цветовой охват первой и второй версий MetalFX

Цветовой охват первой и второй версий MetalFX

В начало В начало

MetalFX: весь спектр металлизированных цветов

Спрос на печать металлизированными красками сегодня высок, как никогда. К сожалению, цветовой спектр смесевых металлизированных красок и фольги для тиснения, как правило, включает лишь несколько оттенков серебра и золота. Расширить спектр металлизированных цветов позволяет технология MetalFX, обеспечивающая получение множества цветовых оттенков с металлическим блеском.

MetalFX предполагает применение стандартных или специальных триадных красок и кроющей металлизированной базовой краски, которая наносится на оттиск первой. Основная идея этой технологии заключается в использовании полупрозрачности триадных красок. Падающий на оттиск свет окрашивается в красочных слоях и отражается не от бумаги, как при обычной триадной печати, а от слоя кроющей металлизированной краски, после чего еще раз проходит через красочные слои.

Для цветоделения применяется специальное программное решение, разработанное британской компанией MetalFX Technology. Первая версия системы предполагает использование только серебряной базовой краски, вторая версия, бета­тестирование которой завершилось в прошлом году, — золотой (в перспективе — одновременно с серебряной).

Первая версия системы имела довольно большие ограничения по воспроизведению насыщенных красных, темно­золотых, бронзовых и насыщенно­зеленых цветов. Вторая версия MetalFX обеспечивает существенное расширение цветового охвата.

Программное обеспечение MetalFX включает цифровые цветовые библиотеки (615 цветов) для наиболее популярных векторных и растровых графических редакторов, а также для таких программ верстки, как QuarkXPress, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe PageMaker и Macromedia FreeHand. Кроме того, в комплект поставки входят наборы макросов для цветоделения в Adobe Photoshop.

При обработке растровых изображений может применяться весь арсенал инструментов Adobe Photoshop для тоновой коррекции. Цветоделенное изображение следует сохранять в формате DSC 2.0.

Кроме широкого спектра металлизированных цветов, технология MetalFX позволяет воспроизводить на оттиске специальные оптические эффекты: HoloFX (исчезающие псевдоголографические элементы) и LiteFX (переливающиеся, изменяющие цвет графические элементы).

Эффект исчезающих псевдоголографических элементов HoloFX создается благодаря нанесению на определенные участки изображения меньшего количества металлизированной краски, чем на окружающие области. Для достижения эффекта HoloFX компания MetalFX Technology рекомендует следующие величины относительной площади растровых элементов:

  • для менее контрастных псевдоголографических элементов — 60­70% (окружающие области — 100%);
  • для более контрастных псевдоголографических элементов — 50­60% (окружающие области — 100%).

Эффект HoloFX повышает степень защиты печатной продукции от подделки и может использоваться, например, для воспроизведения скрытых векторных изображений или текста.

Эффект переливающихся графических элементов LiteFX создается благодаря чередованию элементов со 100­процентной заливкой металлизированной краской с участками, данной краски не содержащими. При этом относительное количество триадных красок на обеих группах графических элементов должно быть одинаковым.

Технология MetalFX совместима со всеми технологиями растрирования, однако наилучшие результаты получаются при использовании нерегулярных растров. При применении регулярных алгоритмов для триадных красок рекомендуется использовать классические углы поворота растровой структуры, а для металлизированной краски — угол, соответствующий черной или желтой краске.

Изготовление цветопробы при применении металлизированных красок всегда является весьма сложной задачей. Компания MetalFX Technology рекомендует использовать следующие цветопробные системы:

  • Kodak Approval;
  • Kodak First Check;
  • OKI DP­7000;
  • Prediction (Latran Technologies);
  • DuPont Cromalin.

Наиболее точные результаты обеспечивает пробная печать.

Металлизированные базовые краски для MetalFX производят компании Eckart, Flint Group, Huber Group, Sun Chemical, Toyo Ink, Wolstenholme International и ряд других. В настоящее время разработаны металлизированные краски для всех основных видов печати, в том числе краски с улучшенными печатно­техническими свойствами, пригодные для покрытия лаками различных типов и для тиснения фольгой.

Практика показывает, что, по сравнению с использованием смесевых красок, технология MetalFX позволяет снизить расход дорогостоящих металлизированных красок. Экономия может достигать 30%.

 

 

 

 

Хотя технология MetalFX позволяет применять стандартные триадные печатные краски, некоторые поставщики предлагают специальные офсетные триады. Эти серии триадных красок отличаются повышенной цветовой насыщенностью, которая дает возможность уменьшить толщину красочных слоев, минимизируя снижение металлического блеска базовой серебряной краски. Офсетные краски MetalFX характеризуются средней способностью к впитыванию и закрепляются в основном за счет окисления.

Печатать изображения, подготовленные по технологии MetalFX, рекомендуется в режиме «по сырому», для чего требуется пятикрасочная машина. Печать «по сухому» технически возможна, но вследствие иной величины краскопереноса возможны значительные отклонения колориметрических характеристик оттисков.

При изготовлении каталога цветов MetalFX офсетным способом для контроля качества оттисков использовались следующие денситометрические нормы:

  • голубая краска — 1,35;
  • пурпурная краска — 1,40;
  • желтая краска — 1,00;
  • черная краска — 1,75;
  • серебряная металлизированная краска — 0,70.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства