КомпьюАрт

8 - 2007

Гравюра программными средствами

Николай Дубина info@prodtp.ru

гравюр

Известно, что гравюрой называется графическое произведение, выполненное печатным способом с авторских гравированных поверхностей, обработанных различными способами и инструментами. Материалами для изготовления печатной формы могут служить дерево (доска продольного или поперечного распила), камень, металл, пластик, картон и т.д. Гравюра имеет длинную историю — самые древние дошедшие до нас оттиски относятся к IV тыс. до н.э.

В зависимости от того, какая часть поверхности отдает краску на бумагу, различают три способа печати:

  • выпуклая гравюра (высокая печать);
  • плоская гравюра (плоская печать);
  • углубленная гравюра (глубокая печать).

Выпуклая гравюра выполняется на дереве, линолеуме, пластике, картоне или на металле. Краска наносится на выпуклую поверхность клише и с помощью печатного устройства или вручную оттискивается на бумагу.

К плоскому виду гравюры относятся все разновидности литографии и монотипия. В литографии печать производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных специальной краской. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и оттиск делается на увлажненной бумаге на печатном станке или вручную.

Для изготовления углубленной гравюры используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхность которых после тщательного полирования гравируется различными химическими или механическими способами с помощью разных инструментов. Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (для того, чтобы приподнять заусенцы) по металлу. В эти углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

По способам изготовления формы гравюра делится на акватинту, меццотинто (черная манера), резцовую гравюру, мягкий лак, обрезную гравюру на дереве, офорт, пунктирную манеру, сухую иглу, карандашную манеру и тоновую гравюру на дереве. Каждый из таких способов дает собственный характерный оттиск.

Акватинта (от лат. aqua — вода + итал. tinta — тон, оттенок) — разновидность офорта, при которой на печатной форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом. Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных смол (в большинстве случаев — канифоли). При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пыли расплавляются и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Последовательно покрывая кислотоупорным лаком необходимые места, художник тем самым изменяет степень травления того или иного участка. Темные места травятся по времени больше, светлые — меньше. Таким образом создается широкий тональный диапазон, позволяющий передавать тончайшие тоновые переходы в гравюре.

Меццотинто, или черная манера, — ручная печатная форма глубокой печати, гравюра на меди, изготовленная на зерненой металлической пластине, которую для этого обрабатывают качалкой — инструментом с мелкими зубчиками. На пластину при помощи кальки с частыми проколами по линиям рисунка переносят изображение, а затем выглаживают шабером и воронилом светлые места рисунка.

Резцовая гравюра (классическая гравюра, или чистая гравюра) — ручная форма глубокой печати, выполненная резцами на металле — меди или стали. Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля острия каждый резец имеет свое назначение и название. Все их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие тональные градации, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.

Офорт — изготавливаемая вручную печатная форма глубокой печати. Хорошо отшлифованную и отполированную медную или цинковую пластину, матированную в слабой кислоте, закрывают лаковым кислотоупорным грунтом (например, из асфальта, воска и скипидара), после чего коптят его в пламени свечи или керосиновой лампы. Затем иглами разной толщины, сечения и заточки наносят рисунок, который травят (с выкрыванием) азотной, соляной, уксусной кислотой или полуторахлорным железом. После промывания водой форма готова к печати.

Мягкий лак, или срывной лак, — разновидность офорта. Для изготовления печатной формы шероховатую бумагу со сделанным на ней едва заметным предварительным рисунком накладывают на покрытую лаком металлическую пластину рисунком вверх, после чего приклеивают загнутые на оборотную сторону пластины края бумажного листа и графитным не очень мягким карандашом рисуют по бумаге. Когда после этого бумагу снимают с пластины, прилипший в местах нажима лак срывается с нее и обнажает металл в большей или меньшей мере, в зависимости от силы нажима; затем пластину травят, как в обычном офорте. Полученная печатная форма хорошо передает карандашный штрих.

Обрезная гравюра на дереве (очерковая гравюра на дереве, или продольная гравюра на дереве) — гравюра, выполненная на доске, выпиленной вдоль слоев дерева. В настоящее время применяется редко, лишь в художественной ксилографии.

Пунктирная манера — разновидность резцовой гравюры, выполненной с помощью стальных игл — пунсонов, которыми на металлической пластине выбивают точки различной глубины, размера и формы. Поэтому другие ее названия — пунсонная или точечная манера.

Сухая игла — гравюра на металле, ручная печатная форма глубокой печати, печатающие элементы которой прорезаны остро заточенной офортной иглой. Образующиеся при этом заусенцы придают своеобразную красоту линиям гравюры. Оглаживая их, можно добиться разных эффектов.

Карандашная манера сочетает два способа гравирования: химический и механический. Характерной особенностью гравюры, созданной в карандашной манере, является полная имитация следов, оставленных на бумаге графитным карандашом, сангиной, пастелью. При химическом гравировании в этой манере полированную поверхность медной доски покрывают твердым лаком, а затем коптят. Штрихи наносят рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных конфигураций, которые свободно вращаются на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью. Этими же рулетками можно гравировать отполированную медную доску и без нанесения кислотоупорного твердого лака, исключив тем самым процесс травления. В этом случае каждый след на полированной меди будет получен в результате вдавливания острых краев рулетки в металл, что сопровождается образованием вокруг каждой вдавленной точки небольшого возвышения (выдавленный металл), или маленького заусенца. При набивании углублений краской и последующем вытирании эти заусенцы удерживают незначительное количество краски, что придает каждому штриху и гравюре в целом мягкий, как бы увлажненный характер.

Тоновая гравюра на дереве, или торцовая гравюра, — гравюра, выполненная на доске, распиленной поперек слоев дерева, в торец. В торцовой гравюре штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми. Комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, репродуцировать живопись и тональный рисунок.

* * *

Когда­то для каждого выпускаемого в нашей стране издания (книги, журнала или газеты) иллюстрации выполнялись мастерами­граверами, но, по мере развития массового выпуска книг и периодических изданий, квалифицированные граверы перестали справляться с огромным количеством заказов. В этот момент и появились различные способы имитации гравюры. Самыми распространенными из них стали способы «перерисовки» и «обтяжки». Способ «перерисовки» заключался в том, что специально подготовленный художник клал перед собой фотографию и с помощью карандаша, пера и туши рисовал иллюстрацию, имитируя при этом все особенности того или иного вида гравюры. Более простым способом являлась «обтяжка». Ею могли заниматься люди без особой подготовки — требовались лишь аккуратность и усидчивость. При этом способе за основу бралась бледная недопроявленная фотография и потом штрихом или точкой обводились контуры и заполнялись нужные для выявления объема места. Таким образом также создавалась некая имитация гравюры. Характерными для «обтяжки» были штрихи одинаковой толщины и точки одного размера.

* * *

По мере совершенствования технологий ручной труд по созданию гравюр остается уделом высококвалифицированных мастеров­граверов, создающих произведения искусства. Для имитации гравюр в массовых изданиях все чаще применяются специально предназначенные для этого компьютерные программы. Сегодня мы протестируем наиболее известные из них.

Для исходного образца была взята фотография, снятая автором в собственном дворе минувшей зимой (рис. 1).

Рис. 1. Исходный образец

Рис. 1. Исходный образец

Самый простой и доступный способ имитации гравюры в Adobe Photoshop — штатный фильтр Mezzotint (рис. 2). Количество настроек ограниченно — около десятка пресетов, которые не поддаются никакой корректировке. Причем для получения хотя бы условно приемлемого результата исходный образец пришлось предварительно перевести в Grayscale. Тем не менее результат оставляет желать лучшего, так как только при наличии незаурядной фантазии можно принять итоговую картинку за полноценную гравюру. Впрочем, это относится практически ко всем рассматриваемым продуктам, кроме, пожалуй, программы производства BSS. Но об этом позже.

Следующим тестировался плагин Engraver (фирмы Panopticum). Этот фильтр имеет весьма широкий диапазон настроек: направление и угол штриховки, расстояние между штрихами, амплитуда искривления штриха и пр. Однако результат (рис. 3) все еще далек от желаемого.

Рис. 2. Результат работы фильтра Mezzotint

Рис. 2. Результат работы фильтра Mezzotint

 

Рис. 3. Результат работы фильтра Engraver

Рис. 3. Результат работы фильтра Engraver

Широко известный фильтр Cutline фирмы Andromeda предлагает довольно скудное количество настроек, да и результаты работы этого плагина не впечатляют (рис. 4).

Другой фильтр от фирмы Andromeda — EtchTone — тоже имеет ограниченный набор настроек, однако результат очень неплох (рис. 5). Программисты явно потрудились над написанием математики данного плагина, а настройки сократили до минимума. Результат очень похож на то, что заявлено в названии фильтра, — тоновую (торцовую) гравюру. Хотя опытный глаз распознает в картинке имитацию.

Третий фильтр от фирмы Andromeda, о котором следует упомянуть, — Screens. В режиме «Новичок» все настройки скрыты — пользователю предлагается воспользоваться лишь очень небольшим количеством пресетов. В режиме «Эксперт» уже предлагаются немногочисленные настройки, которые не могут серьезно повлиять на результат. Тем не менее с помощью этого фильтра можно достичь очень неплохих результатов — например можно получить неплохую акватинту или торцовую «розу» (рис. 6).

Рис. 4. Результат работы фильтра Cutline

Рис. 4. Результат работы фильтра Cutline

 

Рис. 5. Результат работы фильтра EtchTone

Рис. 5. Результат работы фильтра EtchTone

 

Рис. 6. Результат работы фильтра Screens (слева — акватинта, справа — торцовая «роза»)

Рис. 6. Результат работы фильтра Screens (слева — акватинта, справа — торцовая «роза»)

 

Рис. 7. Результат работы фильтра India Ink

Рис. 7. Результат работы фильтра India Ink

Еще один фильтр, предлагающий функцию имитации гравюр, — India Ink от Flaming Pear. Впрочем, его «граверные» качества довольно низкие. Результаты работы фильтра можно назвать гравюрой лишь с очень большой натяжкой. На рис. 7 можно увидеть, что удалось «выжать» из этого фильтра, чтобы получить пунсонную гравюру.

Часто в дизайнерских форумах рекомендуют использовать функцию Woodcut из приложения CorelTRACE для имитации резьбы по дереву (рис. 8). Надо сказать, что путем подбора параметров действительно можно получить интересный результат, однако его с трудом можно назвать гравюрой.

Рис. 8. Результат работы функции Woodcut из приложения CorelTRACE

Рис. 8. Результат работы функции Woodcut из приложения CorelTRACE

Все упомянутые фильтры и программы не учитывают множество существенных факторов, таких как варьирование ширины штриха в его начале и конце, частота штрихов в зависимости от тональной составляющей, смена угла штриха в зависимости от «цвета» на данном участке гравюры и пр. Но есть одна программа, которая лишена этих недостатков, — Easy Etcher (текущая версия 2.1) от компании BSS (Brand Security Systems GmbH). О ней мы и поговорим в заключение статьи.

Easy Etcher — специализированная профессиональная программа, предназначенная для создания гравюр из растровых черно­белых или цветных изображений (рис. 9). В ней предусмотрено огромное количество необходимых настроек: управление линиатурой, амплитудой штриха, его наклоном, первичными и вторичными черными и белыми штрихами.

Рис. 9. Интерфейс программы Easy Etcher

Рис. 9. Интерфейс программы Easy Etcher

Очень важная функция — разбиение изображения на зоны гравировки для того, чтобы избежать монотонности штриха. При этом в каждой соседней зоне направление штриха будет меняться. Отдельно можно настроить плавность перехода штрихов одной зоны в другую. Сами зоны можно разбивать на такие, где направление штрихов определяется яркостью, направлением градиента или цветом.

Варьируя те или иные настройки, можно добиваться таких комбинаций, когда результирующее изображение будет максимально похоже на традиционную гравюру. Все эти настройки можно сохранять в виде пресетов под собственными названиями. Кстати, создатели Easy Etcher поставляют программу с десятью пресетами «по умолчанию», среди которых есть меццотинто, фототипия и др.

Интерфейс программы максимально дружественный к пользователю, все вносимые изменения можно отслеживать в реальном времени, а результат удовлетворит самого привередливого дизайнера (рис. 10 и 11).

Рис. 10. Торцовая гравюра, выполненная в Easy Etcher

Рис. 10. Торцовая гравюра, выполненная в Easy Etcher

 

Рис. 11. Меццо-тинто, сделанная средствами Easy Etcher

Рис. 11. Меццо-тинто, сделанная средствами Easy Etcher

Изображения, которые получаются в этой программе, могут применяться для создания не только декоративных, но и защитных элементов в документах.

 

* * *

В завершение обзора хочется отметить, что гравюра по­прежнему представляет огромный интерес для дизайнеров при оформлении самой различной печатной продукции — от учебной и научной до векселей и купюр.

КомпьюАрт 8'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства