КомпьюАрт

9 - 2007

Фотобанки-микростоки в России

Редакционно-издательские фирмы и рекламные бюро часто пользуются услугами фотобанков. Среди них есть особая категория — микростоки. Редакция КомпьюАрт взяла интервью у Ирины Терентьевой, руководителя самого крупного и известного в России микростока «Лори» (www.lori.ru).

КомпьюАрт: Ирина, чем, по-вашему, микростоки отличаются от традиционных фотобанков?

Ирина Терентьева: Ответ на ваш вопрос лучше начать, что называется, «от печки». С чего пошли традиционные фотобанки? С коллекций слайдов и отпечатков. В 1920 году американец Робертс Х. Армстронг открыл свою коллекцию фотографий, предназначенную для многократных продаж. Это наиболее известный из первых фотобанков (что самое интересное — он до сих пор существует!). Изначально в фотобанки (или фотобиблиотеки, как их тогда называли) фотографы отдавали дубли и кадры, снятые на заказных съемках, но невостребованные заказчиком. Для таких снимков фотобанк был шансом получить право на жизнь. Однако в 80-х годах многие фотографы стали делать ставку именно на работу с фотобанками, а не на поиск заказчика — журнала или рекламного агентства. Тем самым они способствовали развитию фотобанков и «стоковой» фотографии. Сток — это «полуфабрикат» для издательств и рекламных агентств, изображение, иллюстрирующее какую-то одну идею или предмет. Редакторы фотобиблиотек объясняли фотографам, какие темы чаще всего требуются их заказчикам, а фотографы снимали заданный объект или прорабатывали заданную тему.

Как выглядела фотобиблиотека в конце 80-х? Офис в деловом центре крупного города, большие хранилища слайдов и отпечатков, специальные столы для просмотра слайдов. Для постоянных клиентов раз в год издавался каталог фотобанка — самые лучшие фотографии, которые поступили за последний год. Такие каталоги требовали качественного полиграфического исполнения, чтобы у клиента возникло желание купить изображение. Существенные финансовые затраты обусловливали достаточно высокую цену фотографий. С наступлением эры Интернета фотобиблиотеки стали постепенно оцифровывать коллекции и выкладывать их на своих сайтах. Но работа эта была затратной и по деньгам, и по времени.

В мае 2000 года iStockphoto предложила принципиально иную бизнес-модель. Эта фирма сделала ставку исключительно на цифровые фотографии, изначально созданные в цифровой форме. Поскольку в этой схеме отсутствовали затраты на оцифровку и издание каталогов, то iStockphoto значительно снизила цены: вместо нескольких сотен долларов, как в «традиционных» фотобанках, она предложила изображения по цене от 1 до 15 долл., что сразу увеличило спрос, а вслед за этим стало расти и предложение. Поскольку бизнес-модель оказалась удачной, следом начали открываться другие микростоки: ShutterStock, Dreamstime, Fotolia, BigStockPhoto… В настоящее время количество микростоковых фотобанков на Западе измеряется сотнями.

Чем традиционные фотобанки отличаются от микростоков? Цена — это наиболее значимое отличие для большинства покупателей, тем более для тех, кто предполагает использовать фотографии в Интернете. Однако есть разница и в качестве. Огромные изображения для рекламных постеров, которые будут рассматриваться с близкого расстояния (например, модели причесок в парикмахерских), можно получить только при фотографировании на слайд форматом 6x6 см или больше. Но если изображение будет печататься на рекламном щите, находящемся на уровне второго этажа и выше, то микростоки вполне способны удовлетворить заказчика по качеству изображения.

КА: Сколько в России микростоков? Пользуются ли они популярностью?

И.Т.: В России работает несколько десятков традиционных фотобанков, таких, например, как знаменитое фотоагентство ИТАР-ТАСС, но есть и специализированные: новостные («Фотоэкспресс») и тематические («Гео-Фото»). А вот с микростоковыми фотобанками дела обстоят куда хуже. Этому есть много причин. Например, в российском законодательстве передача авторских прав осуществляется только при заключении бумажного договора между обладателем исключительных прав (автором) и фотобанком, а сам факт продажи должен сопровождаться оформлением бухгалтерских бумаг. Все это отпугивает потенциальных заказчиков. Фотографов же не всегда удается убедить, что многократные продажи «за копейки» позволят им получать гонорары, сравнимые с гонорарами при работе с журналами напрямую. Поэтому в России из фотобанков, которые предлагали бы изображения определенных лицензий по микроценам и имели бы при этом базу фотографий хотя бы 30-40 тыс. изображений, — фактически только «Лори».

Вообще, наш фотобанк тоже не является микростоком в чистом виде — у нас многоплановое лицензирование, позволяющее продавать одни и те же изображения по ценам, начиная от «микро» (в случае использования изображения как «редакционного» и ограниченным тиражом или для Интернета) и заканчивая «традиционными» (для рекламных целей).

Отдельно следует сказать о специфике российского покупателя изображений. В отличие от западного рынка, в России нет культуры покупки изображений, очень часто фотографии скачиваются из Интернета бесплатно. Другая крайность — когда некий журнал понимает, что ему постоянно нужны изображения,  и открывает свой собственный, «карманный» фотобанк. Привлекать фотографов в него — процесс трудоемкий, поэтому сотрудничество продолжается с несколькими основными внештатными фотографами.

Сегодня основными нашими клиентами являются юридические и бухгалтерские издания, то есть те, кто доподлинно знает, сколько же на самом деле стоит бесплатное (украденное) изображение, а также конечные пользователи — компании, которые сами создают свою рекламу, не обращаясь в рекламные агентства. Они ищут наиболее бюджетное решение при подборе фотографий – и находят нас.

КА: Иными словами, в настоящее время микростоками пользуются две основные категории: те, кому это выгодно по финансовым соображениям, и те, кто желает получить лицензионно чистые, с точки зрения российского законодательства, фотографии. Почему это выгодно в плане бухгалтерии?

И.Т.: Все бухгалтеры считают деньги и сдают отчеты. Если дешевое изображение можно купить и у западного фотобанка, то вот приложить к бухучету затраты на его приобретение и вообще обосновать в соответствии с  российским законодательством, откуда в рекламных материалах взялась именно эта фотография, при покупке изображений на Западе не получится. «Лори» сопровождает каждую продажу всем необходимым пакетом документов: счет, лицензионное соглашение, акт приема-передачи. С авторами фотографий «Лори» заключает бумажный договор и может предъявить его во всех спорных случаях (если они возникнут). При применении изображений в рекламных целях мы отслеживаем, чтобы было получено согласие модели на использование ее образа. Недавно состоялось юридическое разбирательство: издание, выпускающее сканворды, воспользовалось «бесплатным» изображением из Интернета, а автор случайно увидел свою фотографию в этом издании и подал в суд. Поскольку с 1 сентября 2006 года вступила в силу поправка к 49-й статье Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то ему не нужно было доказывать факт нанесения ему материального ущерба несанкционированной публикацией, а достаточно было доказать только свое авторство и потребовать компенсацию от 10 тыс. руб. В результате картинку форматом 2x3 см суд оценил в 20 тыс. рублей компенсации фотографу плюс возмещение расходов на судебные издержки… Согласитесь, если бы данная фотография была куплена законным путем, то это обошлось бы гораздо дешевле. В «Лори» фотография такого формата стоит всего 30 руб. на год.

КА: Фотографии какой тематики пользуются наибольшим спросом?

И.Т.: Чаще всего спрашивают фотографии городов России. Это и понятно: страна у нас огромная, из конца в конец проезжали ее немногие и своих фотографий всех точек, где происходят те или иные события, почти ни у кого нет. У нас сегодня имеется более 8 тыс. фотографий разных городов России — как «миллионников» и областных центров, так и небольших городков. Причем наши фотографы очень ответственно относятся к своей задаче и присылают не только виды основных исторических мест своего города, но и какие-то детали, жанровые сценки на улицах города, закоулки и дворики. Посмотришь несколько страниц результатов поиска — и понимаешь, что страна у нас красивая, в такой жить хочется!

Кроме городов России, стабильным спросом пользуются жанровые фотографии: ситуации в офисе, пожилые люди, дети в школе. Очень часто заказчики уточняют: «Только, пожалуйста, чтобы дети не были неграми, а старушки ну хоть чуть-чуть походили на наших…» Фотографии «Лори» для таких заказчиков как раз подходят, потому что наши фотографы снимают на российских улицах. Для рекламных сюжетов лучше подходят студийные съемки, для «новостных» — репортажные. Фотографии этих категорий у нас также присутствуют. Каждую неделю в базу фотобанка добавляется 1500-2000 новых фотографий. Есть из чего выбирать!

КА: Помогаете ли вы заказчику в поиске изображений?

И.Т.: Очень часто заказчик и сам не знает, что именно ему нужно для иллюстрации. «А найдите нам что-нибудь веселенькое, в красных тонах», — говорит он. И мы находим. В фотобанке работают менеджеры, в задачу которых входит подбор изображений по запросам клиентов. У разных клиентов различная специфика. Книжные издательства будут перебирать несколько сотен похожих фотографий, чтобы найти одну-единственную, где поворот основного объекта будет полностью соответствовать замыслу дизайнера. Редакции журналов не так жестко отбирают фотографии, но могут в процессе поиска полностью изменить свои желания. Так, один клиент искал в нашем фотобанке дом «непременно с красной черепицей»,  а у нас, как назло, все дома были с коричневой черепицей. В результате клиент для  той же статьи купил изображение выигрышной комбинации карт в покере: эта фотография даже лучше отражала ее идею. Так что бывает по-разному и не всегда предсказуемо.

Иногда заказчик очень точно знает, что именно ему нужно, а у нас этого как раз нет. В таких случаях, если позволяет время, мы обращаемся к нашим фотографам и просим их специально отснять заданный объект или сюжет, чтобы он у нас был. Иногда удается угодить заказчику, иногда — нет. Кроме того, мы регулярно проводим специальные тематические фотосъемки, в которых может принять участие любой фотограф «Лори». В качестве темы для съемки выбирается что-то наиболее востребованное: романтические отношения, счастливая семья, пенсионеры на отдыхе, работа в офисе. В результате таких съемок в фотобанке сразу появляется несколько десятков, а то и сотен изображений на нужную тему.

Бывают случаи, когда заказчику необходима не просто фотография, а полноценная постановочная съемка — с кастингом моделей, с гримом, костюмами или боди-артом. Подобные фотографии невозможно найти в стоках, но мы можем организовать такие съемки. Пригласить моделей, гримеров, найти именно того фотографа, который лучше других передаст идею заказчика. Безусловно, цена на такие снимки будет уже нестоковая, однако обращение к нам все равно позволит сэкономить за счет того, что у нас уже налажены контакты и на поиск тратится меньше сил и времени, студия у нас своя (она сейчас открывается), и к услугам клиента — все фотографы фотобанка. Да и документы на такую фотосъемку будут оформлены грамотно и с точки зрения передачи авторских прав, и в плане бухгалтерского учета.

Очень важный момент состоит в том, что покупателей надо просвещать в вопросах законодательства. Очень часто компании, использующие чужие изображения в своей работе, — издательства, рекламные агентства — не знакомы с действующими нормами закона и рассчитывают, что им все сойдет с рук. И очень удивляются, когда возникают проблемы. В наших планах — проведение семинаров на тему юридического оформления изображений, чтобы покупатели фотографий могли изучить основы законодательства, незнание которых наносит весьма ощутимый ущерб.

КА: Как вы оцениваете свои перспективы и вообще перспективы микростоков в России?

И.Т.: Положительно. Ежемесячно только в Москве требуется около 300 тыс. изображений, и большая часть из этих изображений вполне может быть куплена по микроценам. Есть рынок дорогих рекламных съемок, но мы с ним не пересекаемся. Есть рынок новостных фотографий — здесь мы лишь изредка можем что-то предложить. Есть тематические запросы, когда нужны изображения конкретных музейных экспозиций или фотографии из путешествий в особо дальние края. Для этих целей есть специализированные фотобанки, но и мы можем помочь (выступить посредником в переговорах с музеем, договориться с фотографом, который может выехать в этот район), правда при условии, что есть хоть какой-то запас времени. Основное направление «Лори» — это сток, то есть фотографии, которые могут наглядно иллюстрировать статьи в газетах и журналах, отлично подойдут для книг, могут использоваться в качестве элемента дизайна сайтов или упаковки.

Наши фотографы говорят и думают по-русски, у них свой взгляд, и снимают они именно то, что нас всех постоянно окружает. Мы не оторваны от действительности и можем предложить иллюстрации на любую тему, у нас «умный» поиск, а система самообслуживания, когда покупатель сам может выбрать то, что ему понравится, из базы фотобанка, удобна для заказчика.

Фотография — это труд фотографа, который должен быть оплачен. Для многих российских покупателей изображений традиционная цена на фотографию непомерно высока: взять, к примеру, тех же издателей сканвордов — ну не могут они покупать иллюстрации в своих объемах и по 40 долл., а микроцена — доступна. Если все потребители изображений начнут их покупать (пусть даже по микроценам!), это приведет к тому, что у нас в стране тоже будут уважать авторское право и чужую собственность. А значит, жить в России станет лучше!

КомпьюАрт 9'2007

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства