КомпьюАрт

9 - 2007

Технологические характеристики книжных изданий

Е.Марголин, канд. техн. наук

Технологические характеристики изданий: общие оценки

Комбинации технологических характеристик изданий

Емкость российского книжного рынка

Цель настоящей статьи состоит в определении актуальных технологических характеристик книжных изданий, оказывающих влияние на выбор печатного и брошюровочно-переплетного оборудования. Информационной основой для нее послужили данные ежемесячного мониторинга книжного предложения на торговой площадке московского спорткомплекса «Олимпийский», который осуществляет компания «Альвис». Материалы мониторинга публикуются в журнале «Книжный бизнес». В настоящей работе использованы публикации первых шести номеров за 2007 года. По каждому изданию, включенному в публикацию, сообщаются следующие сведения: автор книги, название книги, издательство, год и место издания, тираж, формат и доля листа, количество физических страниц в тексте, вид полиграфического оформления (стандарт переплета или обложка), цена одного экземпляра книги (в рублях).

Структура мониторингового отчета включает 15 разделов по тематике изданий: детективная и приключенческая литература; фантастика и мистика; сентиментальная литература; классическая и современная литература; детская литература; образование и наука; философия, религия, эзотерика; государство и право; экономика, финансы, бизнес; техника и технологии; компьютерная литература; медицина и здоровье; дом, быт, досуг; искусство и культура; периодические и продолжающиеся издания.

Варианты полиграфического оформления книг в версии «Книжного бизнеса» выглядят следующим образом: стандарт 5 — жесткий составной, сторонки бумажные, корешок из другого материала; стандарт 7 — цельнокрытый, сторонки и корешок крыты одним материалом; стандарт 7А — переплет целиком из материала; стандарт 7А суп. — то же с использованием суперобложки; стандарт 7Б — переплет из бумаги с красочной печатью; стандарт 7Бл — красочная печать на бумаге с лакировкой, 7Бц — красочная печать на бумаге с припрессовкой пленки; обложка — обложка без уточнения способа ее отделки.

В журнале имеется указание на то, что в нем публикуется сокращенный вариант котировок, то есть публикуемый перечень представляет собой выборку из всех книг, вошедших в базу данных мониторинга. В среднем список публикуемых позиций составляет 3,5% от числа наблюдений, при этом колебания квоты по отдельным разделам литературы не выходят за пределы «двух сигм». Это означает, что выводы, которые делаются на основании выборок, могут быть приняты в качестве оценок всей совокупности с вероятностью около 95%.

Технологические характеристики изданий: общие оценки

Тематическая структура издательского предложения

Тематическая структура издательского предложения определяется удельным весом в общем количестве названий книг, относящихся к тому или иному тематическому разделу. Массив данных по тематике изданий включает 3466 наблюдений. По сравнению с аналогичными данными за 2004 год зафиксированы отклонения, большей частью не выходящие за пределы ±2,5 процентных пункта. Заметным можно считать снижение удельного веса сектора философской, религиозной и эзотерической литературы, а также увеличение доли изданий по вопросам техники и технологий (табл. 1). Следует отметить, что тематика изданий определенным образом связана с их технологическими характеристиками, однако это предмет отдельного исследования.

Таблица 1. Динамика изменения тематической структуры издательского предложения

Тематический раздел

Удельный вес тематического раздела в общем количестве названий (2007 г.), %

Удельный вес тематического раздела в общем количестве названий (2004 год), %

Отклонение, процентные пункты

Детективы и приключенчения

9,1

10,0

–0,9

Фантастика и мистика

8,2

9,3

–1,1

Сентиментальная литература

7,2

9,3

–2,1

Классическая и современная литература

13,1

14,2

–1,1

Детская литература

9,3

9,7

–0,4

Образование и наука

6,4

6,1

0,3

Философия, религия, эзотерика

11,5

15,5

–4,0

Государство и право

5,7

4,6

1,1

Экономика, финансы, бизнес

6,2

4,7

1,5

Техника и технологии

5,1

2,2

2,9

Компьютерная литература

4,8

3,5

1,3

Медицина и здоровье

5,2

4,5

0,7

Дом, быт досуг

4,5

4,5

0,0

Искусство и культура

3,7

1,8

1,9

Структура издательского предложения по тиражу изданий

Массив данных по тиражу книг включает 3331 наблюдение. Тиражная структура издательского предложения определяется удельным весом в общем количестве названий книг, тиражи которых относятся к тому или иному тиражному диапазону (табл. 2).

Таблица 2. Структура издательского предложения по тиражу

Тиражный диапазон

Удельный вес в общем количестве названий, %

До 2 тыс. экз.

8,7

2-5 тыс. экз.

44,3

5-10 тыс. экз.

28,0

10-25 тыс. экз.

14,1

25-50 тыс. экз.

3,1

50-100 тыс. экз.

1,2

100-200 тыс. экз.

0,4

Свыше 200 тыс. экз.

0,2

Структура издательского предложения по формату изданий

Массив данных по формату книг включает 3392 наблюдения. Форматная структура издательского предложения определяется удельным весом в общем количестве названий книг, вышедших в том или ином формате (табл. 3).

Таблица 3. Структура издательского предложения по формату изданий

Формат, см

Удельный вес в общем количестве названий, %

60x84

5,1

60x88

2,2

60x90

18,1

70x90

9,9

70x100

16,0

84x108

43,6

Другой (вкл. 60x64, 60x70, 60x100, 70x108, 70x120, 75x100, 76x90, 76x100, 80x100, 84x90, 84x100, 90x108)

5,2

Особый интерес представляет группировка изданий по размеру длинной стороны запечатываемого листа (табл. 4).

Таблица 4. Структура издательского предложения по длинной стороне запечатываемого листа

Размер длинной стороны запечатываемого листа, см

Удельный вес в общем количестве названий, %

84

5,1

90

28,6

100

18,8

108

44,9

Другой

2,6

Структура издательского предложения по объему изданий

Массив данных по объему книг включает 3236 наблюдений. Объем одного экземпляра измеряется в физических 16-страничных тетрадях. Структура издательского предложения по объему изданий определяется удельным весом в общем количестве названий книг, вышедших в том или ином объеме (табл. 5).

Таблица 5. Структура издательского предложения по объему изданий

Объем одного экземпляра, физ. 16-страничные тетради

Удельный вес в общем количестве названий, %

До 5

8,9

5-10

11,9

10-15

13,6

15-20

18,2

20-25

17,4

25-30

11,9

30-35

5,3

35-40

5,1

40-45

3,1

Свыше 45

4,6

Структура издательского предложения по вариантам полиграфического оформления изданий

Массив данных по вариантам полиграфического оформления изданий включает 3461 наблюдение. Структура издательского предложения по вариантам полиграфического оформления определяется удельным весом в общем количестве названий книг, вышедших в том или ином переплете (табл. 6).

Таблица 6. Структура издательского предложения по вариантам полиграфического оформления изданий

Вариант полиграфического оформления

Удельный вес в общем количестве названий, %

1,8

7А с суперобложкой

1,4

0,5

7Бл

24,8

7Бц

25,2

Обложка

46,1

Другой

0,1

Средний тираж и средний объем изданий

При определении среднего тиража изданий и среднего объема книг производилась процедура гомогенизации соответствующих совокупностей, которая сводилась к итеративному исключению из них наблюдений, не отвечающих правилу «трех сигм».

В ходе гомогенизации из совокупности данных о тиражах, состоящей из 3331 наблюдения, было исключено 307 наблюдений. Итоговый результат: средний тираж равен 6,0 тыс. экз.

В ходе гомогенизации из совокупности данных об объеме книг, состоящей из 3236 наблюдений, было исключено 56 наблюдений. Итоговый результат: средний объем равен 327 страницам, или 20,4 16-страничным тетрадям.

В начало В начало

Комбинации технологических характеристик изданий

Общая задача, которая ставится при изучении комбинаций технологических характеристик книжных изданий, состоит в определении частоты их встречаемости и выявлении существенных различий между комбинациями, имеющими значение при выборе технологического оборудования для книжных предприятий. Поскольку полная информация есть не по всем позициям, опубликованным в журнале «Книжный бизнес», сумма выборок с сочетаниями тех или иных технологических характеристик, как правило, была меньше всего перечня изданий.

Каждая выборка структурируется в соответствии с диапазонами характеристик, приведенными в табл. 2, 3, 5 и 6. Каждое наблюдение, составляющее выборку, помещается в кластер с соответствующими координатами. Количество наблюдений в том или ином кластере соотносится с общим количеством наблюдений по данной комбинации, и таким образом определяется удельный вес кластеров. Значимыми кластерами предлагается считать такие, чей удельный вес не меньше 1% (в таблицах соответствующие данные будут выделяться полужирным шрифтом). Именно эти кластеры должны приниматься во внимание при решении инвестиционных вопросов.

Комбинация «оформление/формат»

Суммарный удельный вес значимых кластеров в табл. 7 составляет 92,2%. На рис. 1 показано распределение изданий, вышедших в том или ином полиграфическом оформлении, по форматным группам.

Таблица 7. комбинация «оформление/формат»

Формат, см

Варианты полиграфического оформления

Удельный вес, %

7А с суперобложкой

7Бл

7Бц

Обложка

Всего

60x64

 

 

 

1

5

 

6

0,18

60x70

 

 

 

6

 

1

7

0,21

60x84

4

 

 

37

45

88

174

5,14

60x88

2

 

 

7

1

64

74

2,19

60x90

24

26

 

183

170

208

611

18,05

60x100

1

 

1

1

3

12

18

0,53

70x90

 

 

 

5

34

295

334

9,87

70x100

10

3

 

61

66

402

542

16,01

70x108

1

 

 

2

11

28

42

1,24

75x100

 

 

 

5

8

 

13

0,38

76x90

 

 

 

4

 

 

4

0,12

76x100

 

 

 

 

 

41

41

1,21

80x100

1

 

 

5

1

1

8

0,24

84x90

 

 

 

2

7

9

18

0,53

84x100

 

 

 

5

3

6

14

0,41

84x108

19

13

18

524

495

408

1477

43,63

90x108

 

 

 

 

2

 

2

0,06

Всего

62

42

19

848

851

1563

3385

100,00

Удельный вес, %

1,83

1,24

0,56

25,05

25,14

46,17

100,00

 

Наглядно видно существенное различие между кривыми, соответствующими форматам 70x90 и 70x100 см и форматам 60x90 и 84x108 см. Первые характеризует доминирование обложки, в которую оформляются издания популярных жанров карманного формата, а также компьютерная литература. В другой группе основные варианты полиграфического оформления (переплеты стандартов 7Бл и 7Бц и обложка) по удельному весу близки.

Рис. 1. Распределение изданий по комбинациям «оформление/формат»

Рис. 1. Распределение изданий по комбинациям «оформление/формат»

Комбинация «оформление/тираж»

Суммарный удельный вес значимых кластеров в табл. 8 составляет 93,0%. На рис. 2 показано распределение изданий, вышедших в том или ином полиграфическом оформлении, по тиражным диапазонам.

Таблица 8. Комбинация «оформление/тираж»

Варианты полиграфического

оформления изданий

Тираж, тыс. экз.

До 2

2-5

5-10

10-25

25-50

50-100

100-200

Свыше 200

Всего

Удельный вес, %

21

30

9

2

 

 

 

 

62

2,0

7А с суперобложкой

2

20

10

7

4

1

 

 

44

1,5

 

6

8

5

 

 

 

 

19

0,6

7Бл

52

487

207

83

10

4

2

1

846

28,0

7Бц

60

357

270

141

16

8

2

 

854

28,2

Обложка

156

270

426

232

72

28

10

6

1200

39,7

Всего

291

1170

930

470

102

41

14

7

3025

100,0

Удельный вес, %

9,6

38,7

30,7

15,5

3,4

1,4

0,5

0,2

100,0

 

Рис. 2. Распределение изданий по комбинации «оформление/тираж»

Рис. 2. Распределение изданий по комбинации «оформление/тираж»

Кривые распределения по трем наиболее распространенным вариантам полиграфического оформления изданий заметно отличаются друг от друга. Особенно это касается кривых, характеризующих распределение по тиражам книг в переплете стандарта 7Бл и в обложке. Видно, что издатели не хотят рисковать, выпуская книги в дорогих лакированных переплетах.
В то же время более дешевая брошюрная продукция может печататься и средними, и даже крупными тиражами. Точно так же при небольших тиражах рентабельность издания книг в переплете снижается из-за относительного увеличения доли брака, и в таких случаях использование обложки представляется наименее рискованной технологией. Переплет 7Бц занимает промежуточное положение между лакированным переплетом и обложкой.

Комбинация «оформление/объем»

В отличие от табл. 5, где градация объемов изданий дана с интервалом в пять 16-страничных тетрадей, в табл. 9 указаны 10-листные интервалы. Сделано это для удобства восприятия рис. 3. Дело в том, что в 5-листных интервалах получается разное количество позиций с четным и нечетным количеством печатных листов, из-за чего кривые приобретают зубчатый вид, ухудшающий их наглядность.

Рис. 3. Распределение изданий по комбинации «оформление/объем»

Рис. 3. Распределение изданий по комбинации «оформление/объем»

Как и в предыдущих случаях, полужирным шрифтом выделены кластеры, чей удельный вес в общем количестве названий книг по данной комбинации превышает 1%. Суммарный удельный вес таких кластеров составляет 95,2%.

Таблица 9. Комбинация «оформление/объем»

Объем, физ.

16-страничные тетради

Варианты полиграфического оформления изданий

Удельный вес, %

7А с супер-обложкой

7Бл

7Бц

Обложка

Всего

До 10

3

0

0

63

132

468

666

20,7

10-20

10

3

2

169

255

591

1030

31,9

20-30

9

12

9

318

293

303

944

29,3

30-40

21

15

4

150

99

46

335

10,4

Свыше 40

18

14

4

130

53

31

250

7,8

Всего

61

44

19

830

832

1439

3225

100,0

Удельный вес, %

1,9

1,4

0,6

25,7

25,8

44,6

100,0

 

На рис. 3 показано распределение изданий в том или ином полиграфическом оформлении по интервалам объема, измеренного в физических 16-страничных тетрадях.

Из рисунка видно, что солидные и дорогие из-за используемых тканей переплеты стандартов 7А и 7А с суперобложкой применяются главным образом для объемных изданий, рассчитанных на длительный срок использования. Обложкой кроют мало- и среднеобъемные брошюры. К брошюрам в обложке в интервале до 20 тетрадей ближе всего по частоте встречаемости книги в целлофанированном переплете 7Бц. Значительную их часть составляют детские издания. Переплеты стандарта 7Бл используются для оформления книг небольших объемов реже, чем переплеты 7Бц, но чаще — при оформлении объемных изданий. Отдельно следует сказать, что популярность лакированных переплетов за последние годы значительно выросла, практически сравнявшись по удельному весу с переплетами 7Бц с припрессованной пленкой.

Комбинация «тираж/объем»

Суммарный удельный вес значимых кластеров в табл. 10 составляет 88,4%. На рис. 4 показано распределение изданий в зависимости от их объема, измеренного в физических 16-страничных тетрадях, по тиражным диапазонам. Предварительно следует сказать, что между тиражами и объемом изданий не выявлено никакой корреляции, то есть эти две технологические характеристики никоим образом не влияют друг на друга.

Рис. 4. Распределение изданий по комбинации «тираж/объем»

Рис. 4. Распределение изданий по комбинации «тираж/объем»

Таблица 10. комбинация «тираж/объем»

Тираж, тыс. экз.

Объем, физические 16-страничные тетради

Всего

Удельный вес, %

До 5

5-10

10-15

15-20

20-25

25-30

30-35

35-40

40-45

Свыше 45

До 2

22

45

55

43

35

25

20

18

13

12

288

9,05

2-5

46

148

193

279

240

176

98

103

63

80

1426

44,80

5-10

111

93

98

141

162

113

38

30

12

79

877

27,55

10-20

94

30

28

93

102

54

12

7

7

6

433

13,60

20-50

6

31

33

8

7

7

2

4

0

2

100

3,14

50-100

2

9

6

10

4

6

0

1

1

0

39

1,23

100-200

1

4

2

1

4

1

0

0

0

0

13

0,41

Свыше 200

1

0

0

1

4

0

0

0

1

0

7

0,22

Всего

283

360

415

576

558

382

170

163

97

179

3183

100,00

Удельный вес, %

8,9

11,3

13,0

18,1

17,5

12,0

5,3

5,1

3,15

5,6

100,0

 

График на рис. 4 демонстрирует, что явно выделяются малообъемные издания (до пяти тетрадей), у которых наибольший удельный вес приходится на тиражные диапазоны от 5 до 25 тыс. экз. Значительную часть таких изданий составляют детские книги. Аномально высокий удельный вес в тиражном диапазоне 5-10 тыс. экз. у самых объемных (свыше 45 тетрадей) изданий, причем обусловить это каким-либо одним тематическим разделом не удалось. Наибольший вклад в указанную особенность внесли книги фантастического и мистического содержания, но также заметна роль изданий художественной и образовательной литературы, книг по философии, медицине и юриспруденции. В целом же чем объемнее книги, тем компактнее они встраиваются в тиражный интервал от 2 до 5 тыс. экз. Об этом свидетельствуют островершинные кривые для книг объемом в 40-45, 35-40, 30-45 тетрадей. Следует обратить внимание, что кривая для книг объемом 5-10 тетрадей, а это большей частью брошюрная продукция, располагается выше других, начиная с тиража в 25 тыс. экз. Это еще раз подтверждает мысль о том, что издатели минимизируют экономические риски, предлагая рынку тиражную продукцию преимущественно в обложке.

Рис. 5. Распределение изданий по комбинации «тираж/формат»

Рис. 5. Распределение изданий по комбинации «тираж/формат»

Комбинация «тираж/формат»

Суммарный удельный вес значимых кластеров в табл. 11 составляет 94,0%. На рис. 5 показано распределение изданий, вышедших в том или ином формате, по тиражным диапазонам.

Таблица 11. Комбинация «тираж/формат»

Тираж, тыс. экз.

Формат, см

Всего

Удельный вес, %

60x84

60x88

60x90

70x90

70x100

84x108

Другой

До 2

33

21

103

9

39

83

1

289

8,8

2-5

55

42

286

82

203

714

78

1460

44,3

5-10

24

7

137

127

146

412

62

915

27,8

10-25

57

3

43

89

57

195

26

470

14,3

25-50

2

0

11

7

54

25

1

100

3,0

50-100

1

1

3

8

0

25

2

40

1,2

100-200

0

0

3

2

0

4

4

13

0,4

Свыше 200

0

 

1

4

0

3

0

8

0,2

Всего

172

74

587

328

499

1461

174

3295

100,0

Удельный вес, %

5,2

2,2

17,8

10,0

15,1

44,3

5,3

100,0

 

Кривые распределения по трем наиболее распространенным форматам 60x90, 70x100 и 84x108 см (78% от общего количества названий книг, представленных в анализируемом массиве) имеют традиционный логарифмически нормальный вид, близкий к тому, который характерен для всей совокупности данных. Такую же логарифмически нормальную траекторию имеет кривая для формата 70x90 см, но максимум смещен на тиражный диапазон 5-10 тыс. экз., и это заставляет вспомнить, что в данном формате, в 32-ю долю, выходят почти все так называемые женские романы, значительная часть детективной и приключенческой литературы, то есть наиболее тиражные жанры. Привлекает внимание островершинная кривая по формату 60x88 см. Данный формат — специфический, он был введен в советский ГОСТ тогда, когда в СССР появилось много машин восточногерманского производства типа RO-62 с рубкой на 44 см. Эти машины продолжают функционировать, печатают на них в основном черно-белую несложную продукцию, главным образом для целевых, то есть количественно ограниченных, потребительских сегментов книжного рынка. Необычность внешнего вида кривой распределения по формату 60x84 см обусловлена, видимо, тем, что в этом по сути газетном формате печатают как малотиражные книги, так и издания детской и образовательной литературы, где тиражи заметно выше средней цифры.

Комбинация «формат/объем»

Суммарный удельный вес значимых кластеров в табл. 12 составляет 83,6%. На рис. 6 показано распределение изданий, вышедших в том или ином формате и в том или ином объеме.

Таблица 12. Комбинация «формат/объем»

Объем, физ.

16-страничные тетради

Формат, см

Удельный вес, %

60x84

60x88

60x90

70x90

70x100

84x108

Другой

Всего

До 5

29

10

72

31

17

103

17

279

8,8

5-10

17

19

81

17

59

135

36

364

11,4

10-15

27

16

88

23

75

177

22

428

13,4

15-20

34

9

86

94

80

246

35

584

18,3

20-25

15

3

81

116

74

249

25

563

17,7

25-30

8

5

62

26

43

227

13

384

12,1

30-35

6

1

39

3

25

89

6

169

5,3

35-40

1

5

34

6

15

95

8

164

5,1

40-45

2

5

34

0

7

49

4

101

3,2

Свыше 45

4

1

31

0

27

79

8

150

4,7

Всего

143

74

608

316

422

1449

174

3186

100,0

Удельный вес, %

4,5

2,3

19,1

9,9

13,2

45,5

5,5

100,0

 

Рис. 6. Распределение изданий по комбинации «формат/объем»

Рис. 6. Распределение изданий по комбинации «формат/объем»

 

Страсти любовного романа успевают вспыхнуть, разгореться и прийти к неизбежному хэппи энду за 320±32 страницы — таков неписаный стандарт на данную продукцию. Это объясняет отличие кривой по формату 70x90 см от других кривых, имеющих очень сглаженную логарифмически нормальную форму, которая говорит о том, что формат и объем друг друга не обусловливают. Причины того, что кривые по форматам 60x84 и 60x88 см обладают более выраженными максимумами, те же, что и в предыдущем случае.

В начало В начало

Емкость российского книжного рынка

Наличие в составе исходной информации, публикуемой журналом «Книжный бизнес», мелкооптовой цены по каждому названию позволяет оценить емкость книжного рынка России, то есть ориентировочно установить ту сумму, которую следует уплатить за все книги, имеющиеся в ассортименте ярмарки в спорткомплексе «Олимпийский».

Средняя мелкооптовая цена книжной продукции

Для определения цены книжной продукции, представленной на мелкооптовом рынке в спорткомплексе «Олимпийский», были выполнены следующие предварительные процедуры: все издания независимо от формата приведены к единому масштабу измерений объема — условной странице; по каждому изданию произведен расчет мелкооптовой цены одной условной страницы; осуществлена гомогенизация исходной совокупности по вышеописанному алгоритму.

За единицу измерения объемов изданий была принята одна страница книги формата 60x90 см в 1/16 долю листа. Техника приведения к единому масштабу измерений сведена к формуле:

Vусл = Vфакт(LxW/P)/(60x90/16)

или

Vусл = 337,5Vфакт(LxW/P),

где: Vусл — объем издания в условных страницах; Vфакт — фактический объем издания в страницах указанного формата; L — длина листа указанного формата (см), W — ширина листа указанного формата (см); P — доля листа.

Для расчета удельной отпускной цены издания (Cуд) отпускная цена одного экземпляра (С) делилась на объем издания, рассчитанный в условных единицах (Vусл):

Cуд = С/Vусл.

Массив данных по ценовым характеристикам изданий включает 3179 наблюдений. Итоговый результат: мелкооптовая цена одной условной страницы безотносительно к тематическому содержанию, тиражу, полиграфическому оформлению и другим технологическим характеристикам книжной продукции равна 31,42 коп.

Емкость рынка книжной продукции

Официальные данные о розничном торговом обороте при реализации книжной продукции отсутствуют. Для расчета этой величины были приняты следующие допущения: доля книг, отпечатанных на федеральных полиграфических предприятиях, в общем тираже книжных изданий равна их доле в объеме реализации книжных товаров; розничная наценка к мелкооптовой цене составляет 35%.

По данным Российской книжной палаты, в 2006 году совокупный тираж изданных в Российской Федерации книг составил 633,5 млн экз. В том же году на федеральной полиграфической базе было отпечатано 540,0 млн экз. книг, или 85,2% от общего тиража. Там же приведена цифра натурального объема отпечатанной федеральными предприятиями книжной продукции — 5804,1 млн печатных листов-оттисков.

При средней мелкооптовой цене одной условной страницы 31,42 коп. мелкооптовая цена одного печатного листа-оттиска составляет 31,42x16:100=5,0272 руб. Мелкооптовая цена всей книжной продукции, произведенной на мощностях федерального полиграфического комплекса, равна 5,0272x5804,1/1000=29,18 млрд руб., розничная реализация оценивается в 29,18x1,35=39,39 млрд руб. С учетом доли федерального сектора полиграфии в производстве книжной продукции годовой розничный товарооборот книжных товаров при условии продажи всех отпечатанных книг составляет 39,39:0,852=46,23 млрд руб., что при курсе доллара на начало апреля 2007 года (середина рассматриваемого периода) 26,01 руб. выражается в долларовом эквиваленте суммой 1,78 млрд.

Полученную цифру следует рассматривать как приблизительную оценку, учитывая сделанные допущения, а также то, что ценовые характеристики приняты по первому полугодию 2007 года, а натуральные показатели взяты за 2006 год.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства